Шалимов Александр Иванович
ШАЛИ́МОВ Александр Иванович [30.3(12.4).1917, Тамбов - 4.2.1991, СПб.] - прозаик-фантаст.
Родился в семье бухгалтера, мать - домохозяйка. В 1934 окончил в Л. школу-девятилетку. «В геологию я пришел через научную фантастику. Начитался книг известного русского геолога В. А. Обручева. Знаете, конечно, его книги - “Плутония”, “Земля Санникова”… В последний день забрал документы из Университета и сдал в Горный» (Цит. по: И. Сеина). В 1940 с отличием окончил лен. Горный ин-т по спец. «инженер-геолог».
Студентом проходил практику в экспедициях на Тянь-Шане и Памире. С нач. войны направлен на работу геологом во Владивосток, Душанбе. «В августе
С 1954 по 1978 преподавал в лен. Горном ин-те, а также в Польше и на Кубе. Участник геологич. экспедиций в Ср. Азии , на Кр. Севере, в Карпатах , на Кавказе, в Крыму . Канд. геолого-минерал. наук, доц. Автор и соавтор монографий, учебников и статей по геол. дисциплинам. Действительный член Географич. об-ва СССР, Об-ва естествоиспытателей, сов. ассоциации историков естествознания и техники. В составе писательских организаций объездил мн. страны мира.
Перв. лит. публикации - очерки в воен. газ. с 1943, в газ. народной Польши (1945–53). «Писать начал в
Перв. рассказы Ш. появились в газ. «Смена» в 1956 . Как и большинство произведений Ш., они ориентированы на юного читателя. В «Детгизе» вышли перв. кн. Ш. « Пульс Земли » (1957; о землетрясениях) и вторая ― « Горный компас » (1960) - рассказы о жизни геологов, выразившие романтику профессии: кн. наполняют переходы по горным тропам и скалистым ущельям, встречи с дикими зверями, нападения ядовитых пауков, долгие поиски и находки, леденящие душу легенды местных жителей о «снежном человеке». Ш. удается прекрасно передать азиатский колорит. Рассказ « Ночь у мазара » ― перв. в отеч. худ. лит-ре произведение о феномене снежного человека, в кот. мастерски воссоздана атмосфера нарастающего ужаса и жутких видений, охватывающих героя. Под давлением цензуры рассказ был переделан из фантастического в реалистический: «…редактора моей книжки убедить не удалось. Пришлось переделывать конец - объяснять ночные страхи ядовитыми испарениями цветов... Получилось, по-моему, менее правдоподобно...» (Цит по: А. Бритиков). Сб. «Горный компас» был встречен язвительной рецензией, в которой в упрек автору ставилось именно обращение к местному фольклору: «Народы Средней Азии прошли вместе со всеми республиками Советского Союза большой путь культуры, и тому, кто взялся воспитывать юношество, все эти пути должны быть известны» (Новоселова К. [Рец.] // Звезда. 1962. № 7).
В 1962 Ш. рекомендован в члены СП Г. Гором, Е. Брандисом и В. Дмитревским, принят в 1966.
Серию научно-фантастич. кн. Ш. открывает « Тайна Гремящей расщелины » (1962); в последующие годы вышли еще 9 кн. этого жанра. Повести и рассказы Ш. публиковались в альм. науч. фантастики, ж-лах «Нева», «Аврора», «Уральский следопыт» и др.
О своем писательском призвании Ш. говорил: «Жюль Верн, Артур Конан Дойл и Владимир Афанасьевич Обручев заразили меня романтикой познания Вселенной. <…> Мое увлечение геологической наукой, начавшись в фантастике, вновь привело к ней» (Цит. по: А. Бритиков); «Появилось какое-то особое чувство ответственности перед людьми. Я должен писать о том, что волнует всех, волнует меня». Профессия геолога, требующая умения «видеть и фантазировать», помогает в творчестве (Цит. по: И. Сеина).
Мн. произведения Ш., отражая профес. интересы автора, посвящ. различным загадкам и природным феноменам на Земле. «Вместе с тем, писатель охотно использовал весь спектр традиц. тем науч. фантастики: Атлантиды ― в рассказе « Музей Атлантиды » (1961), переписанном в повесть « Возвращение последнего атланта » (1983); фантастич. изобретений и открытий и загадок гравитации ― в рассказе « Концентратор гравитации » (1965); высадки астронавтов на Венеру ― в повести « Планета туманов » (1967); роботов и андроидов ― в сатирич. повести-памфлете « Все началось с “Евы”... Фантазия кибернетической эпохи » (1964); экологии ― в повести « Мусорщики планеты » (1978)» (А. Лукашин).
Кн. Ш. проникнуты романтикой приключений, полны увлекательных загадок, неожиданных развязок - неслучайно слово «тайна» входит в название неск. его произведений. Сюжет, как правило, драматичен и увлекателен, Ш. умеет держать читателя в напряжении. Экспедиция обнаруживает в Гоби огромный аккумулятор энергии, оставленный землянам пришельцами в глубокой древности («Тайна Гремящей расщелины»). В Антарктиде, в толще льда обнаруживаются разумные обитатели планеты Плутон (« Призраки Белого континента »). Действие повести « Охотники за динозаврами» происходит в центр. Африке. В труднодоступных тропических дебрях обнаруживают исполинских ящеров. Героями повести движет стремление сохранить их, не дать уничтожить в целях наживы. Перв., неудачная экспедиция на Луну американцев на долгие десятилетия остается тайной для человечества (« Пленник кратера Арзахель »). «В этих повестях и науки и техники - сколько угодно. Есть в них и необычные приключения, и такие внезапные повороты сюжета, что дух захватывает. <…> Это писатель умный, острый, пишущий увлекательно, умеющий в мире увидеть многое такое, чего не заметит другой, менее пристальный взгляд» (Л. Успенский).
Не все произведения Ш. равноценны в худ. отношении. Критика отмечала вторичность сюжетов Ш. по отношению, в частности, к И. Ефремову: «…писатель обращается к темам, так часто использовавшимися писателями-фантастами, что извлечь из них что-либо новое достаточно трудно» (Е. Холшевникова). Повести « Цена бессмертия », « Планета туманов » и некот. др. страдают затянутыми малосодержательными диалогами, надуманностью либо банальностью конфликтов.
В науч. фантастике Ш. отражается позитивистское мировоззрение 1960-х. Характерны внутр. монологи героев коммунистич. будущего («Они любят друг друга. Раньше их называли бы “мужем” и “женой”. Раньше было много ненужных слов и странных условностей…» (« Когда молчат экраны »). Антиутопия капитализма «Все началось с “Евы”», приключ. роман « Пир Валтасара » наполнены идеологемами и штампами сов. эпохи. « Отпущен до особого распоряжения » ― сатира на христианские представления о загробной участи человека и «небесную канцелярию»: покойник, отпущенный временно на землю, жалуется на бюрократию «чиновников-ангелов», коррупцию серди небесной администрации и пр.
«Убеждение, что нашу Землю, ее природу, саму земную жизнь надо беречь как зеницу ока, как величайшее благо» стало «содержанием всех его научно-фантастических произведений» (А. Шейкин). В повести « Мусорщики планеты » показана работа «Комитета Восстановления Окружающей Среды», члены которого берут на себя роль охранителей и защитников мира, восстанавливают равновесие биосферы, улучшают природу.
Сам Ш. полагал, что в его тв-ве «главный вопрос… в том, насколько мудр, человечен, благороден человек» (цит по: И. Сеина). «Редкие и достаточно удачные экскурсы Ш. в область социальной НФ представлены повестью-антиутопией “ Приобщение к большинству ” (1975) и редким в советской литературе 1980-х гг. примером научной фантастики о последствиях ядерной войны, повестью “ Стена ” (1982); герои последней переживают драматический концептуальный переворот, узнав, что их мир после катастрофы ― не вся планета, а всего лишь “санитарный анклав”, возникший на месте единственной случайно взорванной атомной бомбы. Единственное крупное научно-фантастическое произведение Шалимова ― сюжетно насыщенный, но малоудачный роман “Пир Валтасара” (1986)» (А. Лукашин). В этом романе, действие которого происходит в 1960–70-х, Ш. рисует борьбу передовых сил планеты с тайной неофашистской организацией. Гл. герой пишет разоблачительную кн., которая «потрясет до основания мир “свободного предпринимательства”… взбудоражит, возбудит, поднимет людей». Автор призывает объединиться в борьбе за мир ради «детей, внуков, самой Земли».
Участник фестивалей фантастики: «Еврокон-III» (1977), «Фантор-89», III Ефремовские чтения (1990) и др. Член правления Лен. писательской организации с 1985. Составитель сб. науч. фантастики «Мистификация» (Л., 1990); «Бомба замедленного действия» (М., 1991) и др. Повести и рассказы Ш. переводились в Польше, ГДР, Монголии, Чехословакии Швеции, на молдавский и латышский яз.
Снялся в док. фильме «Откровение Ивана Ефермова» (1990).
А. Л. Шейкину принадлежит очерк о Ш. «…Беречь как зеницу ока…» (в кн. Шейкина «Науч. фантастика в совр. мире». СПб., 2010).
Архив: ЦГАЛИ СПб. Ф. 225. 198 ед. хр. 1946–83 гг. - включает рукописи: главы романа «Первые люди на первом плоту» (1968), повести «Тайна гремящей расщелины» (1960), «Планета туманов» (1966–67) и др.; рассказы (1946–78), сценарии теле- и радиопередач (1968–77), пьеса «Казнок» (1971), либретто муз. спектакля (1976), воспоминания о пребывании на Кубе и о писателе М. А. Ефремове (1977), очерки (1962–78), статьи (1964–82), выступления и интервью (1973–78), рецензии (1962–78). Автобиография (1978). Письма Шалимову Г. С. Альтова, Е. П. Брандиса, Б. Н. Никольского, А. Н. Стругацкого, С. Д. Таранцева и др. (1959–78); редакций. Статьи, отзывы и рецензии на произведения Ш. (1947–79). Фото и др.
Соч.: Пульс земли (О землетрясениях). Л., 1957; Горный компас. Рассказы геолога. Л., 1960; Тайна Гремящей расщелины. Л., 1962; Когда молчат экраны. Л., 1965; Загадки земных недр / В соавт. с В. Лебединским. Киев, 1965; На пороге великих тайн: [Рассказы и очерки о геол. экспедициях]. М., 1966; Тайна Тускароры. Призраки Ледяной пустыни. Л., 1967; Охотники за динозаврами. Л., 1968 и др. изд.; Цена бессмертия. Л., 1970; Странный мир. Л., 1972; Окно в бесконечность. Л., 1980; Возвращение последнего атланта. Л., 1983; Дар Ветер среди нас [Памяти И. Ефремова] // О детской лит-ре. Вып.
Лит.: Лебединский В. [Рец.: На пороге великих тайн] // Новый мир. 1967. № 5; Успенский Л. Предисл. // Шалимов А. Цена бессмертия. Л., 1970; Холшевникова Е. Реальность странного мира // Лен. правда. 1972. 16 авг. № 191; Сеина И. Вполне науч. фантазия Александра Шалимова, преподавателя Горного ин-та, ученого, писателя-фантаста // Смена. 1974. 6 март. № 55; Брандис Е., Дмитревский В. На земле и в космосе // Созвездие. Л., 1978; Писатели Л-да: Биобиблиогр. справочник. 1934–81 / Авт.-сост. В. Бахтин и А. Лурье. Л.: Лениздат, 1982; Балабуха А., Бритиков А. Послесл. // Шалимов А. Тайна атолла Муаи. Л., 1986; Бритиков А. Александр Шалимов и его книги // Шалимов А. Окно в бесконечность. Л., 1980; Куклин Л. Имя и память // Интеллект-ревю. СПб., 1994. № 10 (17), нояб; Лукашин А. Шалимов Александр Иванович // Энц. фантастики / Под ред. В. Гакова. Мн., 1995; Шейкин А. «…Беречь как зеницу ока…» // Шейкин А. Науч. фантастика в совр. мире. СПб., 2010; «Эта пристань есть…»: Портреты. Размышления. Воспоминания о людях и Писательском доме / сост., предисл., биогр. указ. Т. В. Акулова-Конецкая. СПб.: Аура-Инфо, 2012; Измайлов А. Ф. «Лик земли следует немного исправить…» [К 100-летию А.И.Шалимова] // Невский альм. 2017. № 4.
А. Любомудров