Шеф Генрих Владимирович


ШЕФ Генрих Владимирович [9.1.1937, Л-д - 10.12.1991, СПб.] - поэт, прозаик, переводчик.

Окончил ЛЭИС им. Бонч-Бруевича. Работал инженером. Писал стихи, рассказы, философские эссе. В 1961–63 член ЛИТО при биб-ке Маяковского. Альм. ЛИТО «Вторник» № 3 открывается рассказом Ш. «Ребенок» ― воспоминанием о блокадном детстве Ш. В образе глав. героя Миши Рунцова угадываются автобиогр. черты: маленький мальчик не по-детски серьезно пытается разобраться в окружающем его мире. Таким и остался Ш. в воспоминаниях членов ЛИТО 1960-х. Е. Чернина: «Начало шестидесятых. Мы молоды и надеемся на лучшее. Каждый уверен в себе, но понимаем, что он - особенный. Он отличен от всех. “Углублен”. Старается через простое передать сложное. Видит “второй”, потаенный смысл. Самобытен. Уверял, что читать старается меньше, чтобы не было соблазна подражать. Хотя читал все равно много». И. Ефимов: «Мы все очень ценили Генриха Шефа, который тоже входил в это ЛИТО и которого мы до сих пор считаем абсолютно выдающимся писателем кафкианского направления». Продолжает автобиогр. тему рассказ «Мальчик», опубл. в 1966 в сб. «Молодой Л-д». Сб. объединил имена, в дальнейшем составившие славу 1960-х: А. Битов, И. Бродский, В. Попов, И. Ефимов.

Перв. большая и, к сожалению, посл. прижизненная публ. состоялась в 1968. Отд. книга, включающая 7 рассказов Ш. под общим назв. «Записки совсем молодого инженера» , вышла тиражом 30 000 экз. С этого вр. Ш. полностью посвящ. себя писательскому труду. Самостоятельно изучает английский (в его архиве сохранились статьи и новеллы на английском яз.) и немецкий яз. (по его словам, «чтобы читать Кафку в оригинале»).

«Кафкианцем» ― «русским Кафкой» ― называют Ш. многие, имевшие возможность познакомиться с его тв-вом. Подчиненность и сосредоточенность героев на одной идее, внешняя бессобытийность сюжета, ориентированного на внутр. переживания героя, гротеск как средство привлечения внимания к абсурдности привычных жизненных проявлений - все это значительное «и на уровне мировоззрения, и на уровне метода влияние Кафки» (Л. Шушунова). Таковы рассказы «Шкаф», «Картина», «Жизнь в беспрерывном беге», «Митина оглядка».

Несомненна и глубинная, внутр. связь произведений Ш. с тв-вом Гоголя, Достоевского и Хармса («Фигурончик», «Диалог» ). А. Арьев сравнивал «Диалог» с повестью «Двойник» Достоевского. По его мнению, целью автора было изучение совр. подпольного сознания. «В повести Ш. нет обстоятельств времени и места, события происходят “где-то” и “когда-то”, все сосредоточено вокруг напряженных отношений, отношений дружбы-вражды двух героев…», в то же время «можно предположить, что все описанное происходит в сознании одного человека» (А. Урицкий). Поток сознания человека, весь рой мыслей, образов, эмоций, находящийся в постоянной работе, и есть гл. объект внимания Ш. Читатель, втягиваясь в него, как бы приобретает новое обостренное зрение, видение деталей, психол. нюансов. Худож. манера Ш. отличается безупречным стилем. Герой рассказа «Митина оглядка» наблюдает за девушкой: «Разглядывая девушку со стройными ногами, Митя представлял себе все по-разному: он, напр., задавался вопросом, почему вот у них, у ног, такой косой подъем спереди и такие выпуклые икры сзади, почему они так поблескивают, если без чулок, или вот так хорошо сквозь капрон видны черные волоски, если девушка ходит в чулках, почему, наконец, такая маленькая ступня, почему так изогнута голень и т.д. и т.д. Митя задумывался так глубоко, что не мог оторваться».

От героини рассказа «Судьба» уходит жених: «Она забыла в своем горе, что он не мог знать раньше, что она была в оккупации. Он склонял все ниже свою красную шею и, не отвечая, не глядел ей в глаза. А она говорила и плакала и видела, что все напрасно: видела все время только одну его шею - здоровую и докрасна загорелую - он так нагнулся, что почти отвернулся от нее, ничего не сказав. В ней потом уже не было злости, а осталось одно отчаяние, потому что она не знала, что против него еще можно сделать. А потом он просто ушел…». «…глубокие и серьезные философские мысли, ― писал Ш., ― выводятся из самых мелких и незначительных событий в жизни человека».

В 1970-е пытается зарабатывать технич. переводами, занимается живописью, пишет. Пишет очень много, кое-что появляется за рубежом, переправленное из самиздатовских сб. ( ж. «Эхо», «Грани», «Глагол»). Сам себя он характеризовал как «писателя по натуре, человека-одиночку с ленивым и скрытным характером» (Е. Чернина). Его друзья вспоминают, что «Генрих писал нам из командировок, но чаще - не выезжая из города. Просто в письме можно было больше сказать, да и сам процесс писания писем сродни творчеству» (Там же).

Долгие годы писал «в стол», без надежды на публикацию. В1991, накануне перемен, в состоянии душевного кризиса покончил жизнь самоубийством. Возможно, воздух ожидаемой свободы оказался губителен для его уставшей бороться психики. Таково, по крайней мере, мнение И. Ефимова: «Он верил, что каждое событие в его жизни либо подстроено, либо инспирировано тайной полицией… Сам того не ведая, КГБ создал в измученном сознании писателя стройную картину мира, не гамлетовскую - но хоть какую-то - “связь времен”, внес некоторую упорядоченность в мучительную непредсказуемость бытия, отраженную - воспроизведенную в его рассказах. Когда в 1991 году коммунизм рухнул и статуя Дзержинского перед домом на Лубянке была повалена, упорядоченность кончилась, и мир снова стал непредсказуем и невыносим. Осенью того же года Генрих Шеф выбросился из окна».

«Есть только творчество для современников - и даже ýже: для людей одного возраста… Значит надо, чтобы тебя поняли, пока ты жив», ― писал Ш. (эссе « Две мысли об абстрактном искусстве »). Тем не менее, та небольшая часть наследия Ш., кот. стала изв. читателю после его смерти, дает возможность судить о значимости его тв-ва для последующих поколений.

Перв. посмертная публ. относится к 1998. В ж. «Звезда» (№ 4) напеч. рассказ « Митина оглядка » с вст. ст. Е. Черниной. В 2002 в издание «Коллекция. Петербургская проза (“ленинградский период”)» вошла повесть «Диалог» (1969). В 2006 вышла кн. «Стихи из “Домашнего альбома”» с подборкой стих. В 2007 в США в изд-ве Hermitage Publishers напечатан сб. рассказов под общим назв. « Митина оглядка », составленный писателем и изд. И. Ефимовым, с кот. Ш. связывали долгие дружеские отношения и занятия в лен. ЛИТО.

В наст. время в архиве Ш. хранится значительное число неопубл. произведений: повести « Записки сумасшедшего » (1965), « Любовная история » (1965), « Собачья жизнь » (« История одной собаки », 1968), « Молодой человек » (1972), философские эссе « Воля и случайность », «Две мысли об абстрактном искусстве», множество рассказов и стих.

Соч.: Ребенок. Повесть // Вторник. 1961. № 3. ЦГАЛИ СПб. Ф. 384.Оп.2. Ед. хр. 8.; Записки совсем молодого инженера. М.-Л.,1968; Митина оглядка: Рассказ / Вст. ст. Е. Черниной // Звезда. 1998. № 4; Коллекция: Петерб. проза («лен. период»): В 2 т. СПб., 2002–03. Т. 1; Стихи из «Домашнего альбома. СПб., 2006; Митина оглядка: Сб. рассказов / Вст. ст. И. Ефимова. NJ, 2007.

Лит.: Чернина Е. Шеф Генрих. «И снова жить…» // ; Ефимов И. Расширяя границы возможного / Интервью А. Митаева // Новый Берег. 2005. № 10; Чернина Е. Мальчики моего поколения // Вагант. 1996. № 3–4; Шушунова Л. Бок о бок с вечностью // Звезда. 2009. № 2 ; Урицкий А. Эстетика не сдается (Рец. на кн. Коллекция: Петерб. проза («лен. период») // НЛО. 2004. № 65.

И. Захарова

  • Шеф Генрих Владимирович