Шестаков Юрий Михайлович


ШЕСТАКО́В Юрий Михайлович [13.1.1949, с. Богословка Баброво-Дворского р-на Курской обл. - 18.12.2010, СПб.; похоронен в пос. Рождествено Гатчинского р-на Лен. обл.] - поэт, сценарист.

Родился в семье потомственных крестьян, предки были хлебопашцами и ратниками. Мать работала бухгалтером. Отец воевал на Лен. фронте, награжден орденом Боевого Красного Знамени. Детство Ш. прошло в с. Богословка. В семь лет с родителями переехал в Л-д, где окончил ср. школу, физико-химический фак-т Технологического ин-та им. Ленсовета (1973), а также Лен. аэроклуб по спец. «летчик-пилот» (1975).

Как признается поэт, «на выбор писательского пути повлияла мучительная попытка осознать смысл жизни, вопросы: “Зачем мы живем? Почему одновременно так прекрасен и трагичен окружающий нас мир?” Работа мысли и чувства в этом направлении неизбежно вела меня к Богу» (Автобиография . ОНЛ ИРЛИ). После перв. публ. в многотиражке Технологич. ин-та «Технолог» в 1967 стихи печ. в ж., альм., сб.: «Огонек», «Молодая гвардия», «Лит. учеба», «Памир», «Техника - молодежи», «Беларусь», «Молодой Л-д» и др. А. Тарковский в 1986 писал о поэзии Ш.: «Его стихи производят на меня столь сильное впечатление, что, по-моему, я имею право утверждать - это стихи истинного поэта, талантливого поэта, зрелые по форме и глубокие по мысли и чувству… Веря в большое будущее молодого поэта, я хочу увидеть в печати стихи Ю. Шестакова» (Личный архив автора).

Перв. кн. стихов Ш. « В начале дня » вышла в 1983, вторая, « У солнца на виду », - в 1986. В этом же году Ш. удостоен звания лауреата премии Лен. комсомольской организации в обл. лит-ры. Критики отмечали: «Современность его поэзии - в методе и способе познания мира, жизни, правды, красоты... Его интуиция, его художественное чутье произрастают из знания, формулы и строфы, связаны ощущением неделимости жизни на плоть и дух, неотрывности существования единичного человека и мирозданья» (Горячкин Н. «Я эту жизнь люблю и в ней хочу продлиться...» // Смена. 1987. 4 март.).

В 1988 Ш. по рекоменд. А. Тарковского, С. Давыдова, Л. Агеева принят в СП СССР. Вышедшая в 1992 кн. стихов « Волны земли » принесла автору звание лауреата Всероссийской лит. премии им. А. А. Фета (1997). В 1992 в Мюнхене в альм. «Вече» (№ 48) печ. его поэма « Засадный полк », а вскоре отд. изд. она выходит и в России. В 1993 окончил Высшие лит. курсы Лит. ин-та им. М. Горького (семинар Ю. Кузнецова).

Постижение и переосмысление духовного опыта предшествующих поколений, исследование законов бытия лежат в основе поэтич. тв-ва Ш. «Его стихи - это мучительная попытка понять себя, заглянуть в пропасти собств. души <...> Стихи Шестакова показывают, как в душе современного человека борются и сливаются в конечном итоге научная и религиозная картины мира. Поэтическое мышление автора точно и образно» (Ю. Поляков). Лейтмотивы вечной борьбы, сомнений проходят сквозь поэзию Ш. Поэт передает ощущение грядущей катастрофы, кот. видится ему в бездуховности, в утрате чувства Родины и национальной памяти: «Молюсь, чтобы Господь помог / Дыханьем греть слова: Россия, / Мы русские и с нами Бог!» (« Сон », 1993). Понятие памяти в аспектах культурном и индивидуальном - существенный компонент тв-ва Ш. В поэме «Засадный полк» ему удалось состыковать два временных измерения, отстоящих друг от друга на много веков, невидимым, связывающим их узлом становится болеющее за Отчизну сердце поэта, где «в атоме каждом пересеклись / мгновение - с веком, / вечная юность Вселенной и жизнь / наших предков ».Дух веры и любви к Родине побуждает к творческому диалогу с известными строками Есенина («Не надо рая, дайте Родину мою»): «Но, вовек не умирая, / помня бренной плоти груз, / в самых светлых сферах рая / будет жить Святая Русь!» (« Мир к погибели несётся »).

Стихи Ш. о природе исполнены новизны видения мира. Это достигается особым поэтич. языком, в кот. преобладают развернутые метафоры, живые эпитеты, свежие сравнения. В его поэзии прослеживается традиция, восходящая к новаторскому опыту Ф. Тютчева. Своему учителю А. Тарковскому Ш. обязан страстным интересом к облику мироздания, к исследованию того преобразующего начала в человеке, которое возвышает его над судьбой: «Я слышал, / Как Вселенная звучала - / То грандиозной музыкою Баха, / То формулой стремительной Эйнштейна!» (« Стихи слагал, рифмуя с „человеком”... »). Обращаясь к образу Творца, поэт трагически переживает искажение гармонии, когда в человеке берет верх греховное начало, когда «лишь мнимость человека есть».

Благодаря поэтич. дару и знаниям совр. естественной науки поэту присуще живое ощущение вечности и бесконечности как реальности, а не как отвлеченных абстрактных понятий. Особым зрением он видит «невидимую кровь от сердца мира», наполняющую «пульс материи любой» (« Пульс »). Поэт предполагает, что в основе мира лежит какая-то разновидность детерминизма, кот. ускользает из поля зрения ученых-физиков, но кот. предчувствовал А. Эйнштейн, заявивший, что верит «в полную закономерность объективно сущего». Акцентируя в своем полифоническом искусстве образы борьбы, преодоления, причастный к колл. памяти и русской христианской традиции, Ш. с надеждой обращается к Творцу: «я пойду за незримо Ведущим / Через бездны - к рассвету вдали» (« Ночной путь »). Название сб. « Пристальное небо » (1998) говорит о том, что лирич. герой ощущает себя как бы держащим ответ перед взором небес. Поэт трагически переживает разлад человека с Богом и пытается дать ответ на вопрос: «Что будем значить для Вселенной мы? / Что зреет в звездный мир из тьмы веков / Под влажной скорлупою облаков?..» (« Из космоса, из первозданной тьмы... »), и с помощью частиц, существующих доли секунды, или с помощью галактик, существующих миллиарды лет, пытается описать жизнь вечную.

В стихах кон. 1990-х поэт приближается к осознанию того, что мало лишь сознания собственной греховности, чтобы преодолеть «тот узкий путь, что от святой купели / ведет в просторы пакибытия» (« Пульс »), нужно собственное страдание, жертвоприношение, для того чтобы сердце поняло, что можно постичь абсолютные ценности, среди которых главное место занимает любовь - во всех ее проявлениях. Стихи Ш. о любви - к Отчизне, к своему городу, к женщине, - оптимистичны и духовны. Каждое стих. - маленькая победа любви над ненавистью, света над тьмою, жизни над смертью. Поэт, участник этой жестокой битвы, не ждет благодарности за свои подвиги, считая высшей для себя наградой, если «светит Солнца орден на груди небес».

Поэт Ирина Важинская, исследователь творчества Ш., так говорит об особенностях его стихов в статье “Поэзия синтеза”: «Юрий Шестаков находит единственно возможный путь развития образа, мысли, наиболее емкого расположения слов, каждое из которых, кроме прямого семантического наполнения, влечёт за собой еще целый ряд смыслов, возникающих по ассоциациям. <…> Зримость, осязаемость абстрактных образов, населяющих поэтический мир Шестакова, в соседстве с точными, реалистическими деталями – это то новое, что ввел в поэзию автор. Такая поэзия синтеза – многоуровневое и сложное художественное явление, которое может быть соотнесено с усложненностью мироощущения современного человека».

За стих. « Черные береты » («Черные береты. / Рясы черной цвет. / Черным этим цветом / Жив наш белый свет <...> А под бронью тяжкой, / Под льняной рубашкой, / Под морской тельняшкой - / Православный крест») Ш. был удостоен приза «Хрустальный стих» альм. «День русской поэзии» за 1997. В 2003 это стих., стало офиц. гимном юношей-кадетов Белгородчины, автор удостоен почетного знака «Кадеты России».

Стихи Ш. переводились на болгарский, эстонский, таджикский, киргизский, белорусский яз. В 1985 режиссер Б. Лебедев поставил одноактный спектакль по мотивам поэмы Ш. « Нина ». Его стих. положены в основу кинофильмов студии «Леннаучфильм»: «В начале было...» (1989), «Руны Выборга» (1990), «Два дома» (1992), «Возрадуйся» (1992), звучат в авторских фильмах Н. Кузина «Личное дело маршала Мерецкова» (2003) и «Вокруг огня » (2005). Ш. - автор сценария фильма « Афанасий Фет » (2007), автор сценария и реж. фильма « Главное чудо » (2010).

С 2001 до кончины Ш.был председателем секции поэзии СПб. отд. СП России. С 1998 по 2008 ежегодно организовывал поездки писателей и ученых по памятным местам, к лит., духовным и воинским святыням России. С 2012 в г. Губкине Белгородской области проходят Шестаковские чтения.

В изданную посмертно книгу « Зеркало памяти » вошли рассказы, эссе, статьи. Интересный раздел представляют собой литературные киносценарии и сценарии радиопередач. Даром признательной памяти являются несколько десятков статей о творчестве Юрия Шестакова, воспоминаний о нём, стихотворений, посвящённых поэту.

Соч.: В начале дня. Стих. Л., 1983; Стихи// Васильевский остров. М., 1985; У солнца на виду. Стих. М., 1986; Волны земли. Стих. М., 1992; Засадный полк. Поэма. M., 1993; В грядущее, где лишь душа жива... Стих. М., 1993; Пристальное небо. Стих. М., 1998. Битва со змием. Лит. сцена­рий науч.-популярного фильма // Исцеление словом. Вып. 3. Псков. 2000; Земное притяжение. Стих. СПб., 2012; Стихи // Созвездия катренов Петербурга / Гл. ред. и сост. Н. Н. Бутенко. Т. 3. СПб., 2013; Зеркало памяти. Рассказы, эссе, статьи, воспоминания / сост. И. Н. Важинская. СПб., 2015.

Лит.: Жилин В. Это стихи истинного поэта // Новое время. 6 мая 1993; Жилин В. Новая грань // Новое вре­мя. 5 мая 1994; Поляков Ю. Беззащитность души // Шестаков Ю. Пристальное небо. М., 1998; Либерцева Л. При потоках вод // Морская газ. 27 нояб. 1999; Ерёмин Н. Вперед, кадеты!// Сборник. Губкин, 2001; Важинская И., Ильина Г. От Великой России к святой (Путевой очерк)// Всерусский собор №2 2002. СПб.; Ефимовская В. «Незримо бой идет» // Мор­ская газ. 5 апр. 2003; Кречетов В. О Юрии Шестакове // Кречетов В. Яйцо Леды. СПб., 2003; Лобо­ва В. Раздумья о прошлом, настоящем и будущем. Школьный урок по поэме Ю. Шестакова «Засадный полк» // Лит-ра в школе. 2004. № 5; Важинская И. Родники// Всерусский собор. 2005. № 3; Кличук О. В мире много чудес… // Невский альм. 2006. № 6; Ефимовская В. Без нас погибнет этот мир // Родная Ладога. 2007. № 1; Старикова Л. БАРС // Невский альм. 2008. № 4; Важинская И. Мгновеньем заостренное пространство // Невский альм. 2009. № 2; Пантелеев А. Русский альбом (Литература, культура, общественная жизнь России конца XX-начала XXI века). Иркутск, 2010; Ефимовская В. Незримо бой идет // Родная Ладога. 2010. № 1; Важинская И. Розовое пламя. СПб., 2010; Памяти поэта // Невский альм. 2011. № 1; Биобиблиогр. справочник СПбО СП России / сост. А. И. Белинский. СПб., 2011; Ефимовская В. Незримо бой идёт (О симфонизме поэзии Юрия Шестакова) // Русский литературный журнал в Атланте. 2011. № 50; Важинская И. Поэзия синтеза // Петербургская литература на рубеже веков (сб. лит.-критич. статей о современных писателях). СПб., 2011; Черкесов В. Судьба России и судьба моя… // Невский альм. 2014. № 6; Ефимовская В. Незримо бой идет. О симфонизме поэзии Ю. Шестакова // Резонанс жизни. СПб., 2015; Платонова О. Философское в лирике Ю. Шестакова // Невский альм. 2016. № 6; И память сердца, и душа России // Материалы IV областных Шестаковских лит.-краеведческих чтений. Губкин, 2016; Платонова О. Философское в лирике Ю. Шестакова // Родная Ладога. 2017. № 1.

В. Ефимовская

  • Шестаков Юрий Михайлович