Шестаковы Анатолий Анатольевич и Дмитрий Анатольевич


ШЕСТАКÓВЫ Анатолий Анатольевич [9.5.1947, Л-д - 25.9.2011, СПб.], Дмитрий Анатольевич [2.1.1949, Л-д] - прозаики.

Анатолий окончил веч. отд. Ин-та связи им. Бонч-Бруевича(1971). Работал монтером, радиомехаником, ст. инженером, нач. сектора технич. обслуживания малых ЭВМ вузовского вычислительного центра. А еще - лесорубом, рабочим по ремонту железнодорожных путей, инспектором Пулковской таможни, оператором газифицированных котельных. Дмитрий окончил юридич. фак-т ЛГУ. Доктор наук, проф. Засл. деятель науки России.

Творч. союз Анатолия и Дмитрия, людей разных профессий, идущих по жизни разными путями, сложился в нач. 1970-х, во вр. работы над первыми повестями ― « Варшавская товарная » , « Яблони и рябины » , « Помойная кошка » , « Май-Маевский » . Две из названных повестей были напис. в остросюжетном ключе, две - в жанре детектива. Насильственные преступления, коррупция, рэкет в науч. мире, непрочность семейных уз - в ранних произведениях братьев Ш. служили фоном, на котором разворачивались драмы волевых, одаренных людей, не вписывающихся в формат об-ва «развитого социализма».

Герой еще одной повести того же периода, « Перед разлукой », Сергей Белозеров, работающий в радиомастерской автобусного парка, считал, что в жизни ему повезло. У него интересная профессия, много друзей, любимая жена. Своей семьей Белозеров дорожил особенно. Возникшие подозрения в неверности супруги Сергей поначалу гонит прочь. Однако позже Белозёров убеждается в том, что созданное им благополучие было всего лишь иллюзией.

Временной охват последующих произведений Ш. значительно расширен. Рассказ « Адская машина » (1975) переносит читателя в годы т.н. «столыпинской реакции», наступившей следом за поражением первой русской революции. Шатанье, разброд, разочарование царит и в наиболее многочисленной, антиправительственной партии социалистов-революционеров. Боевую организацию эсеров, осуществившую громкие, потрясшие страну политич. убийства министров Боголепова, Сипягина, Плеве, моск. генерал-губернатора великого князя Сергея, преследуют неудачи. Задумываясь о причинах массовых провалов, герой рассказа Евгений приходит к выводу: «комнаты заражены», в боевой организации партии находится секретный сотрудник полицейского департамента. Идя по следу провокатора, Евгений докапывается до невероятных, изначально не укладывающихся в сознание революционера, вещей. Провокатором оказывается не кто иной, как сам глава боевой организации. Разоблачить его Евгению так и не удается. Позже, в якутской ссылке, революционером осознается неразделимость террора и провокации, образующих единую пружину дьявольского механизма, обусловливающую его неистребимость. Взрывы адских машин поясов шахидок в местах массового скопления людей, пассажирских лайнерах, вагонах московского метро подтверждают правоту Евгения.

В фокусе произведений Ш. - судьбы петербуржцев и ленинградцев разных слоев об-ва, против воли вовлеченных в водоворот событий - от революции и Великой Отеч. войны до горбачёвской перестройки.

В рассказах и повестях Ш. того же периода, написанных в разной манере и стиле, от лирико-повествовательного до гротеска, тесно переплетались темы Эроса и Танатоса, правды и лжи, взлета вдохновения и распада.

Герой романа « Последний мужчина » (1994), социолог Александр Зарницын, не сумевший в полной мере реализовать свое научное дарование, решает продать свои идеи, сформулированные в незащищенной им диссертации, и на вырученные деньги построить свою независимость. Им талантливо разработан просчитанный во всех деталях план обогащения, в кот. не самые посл. роли отведены и любящим его женщинам. Но вмешательство случая приводит к краху замыслов, обернувшихся для социолога буквально накинутой на шею удавкой. Вопрос о том, спасет ли Зарницына присущая ему жизненная сила и удастся ли ему высвободиться как из реальной бандитской петли, так и вообще из жизненной суеты, остается для читателя открытым.

Подобно Зарницыну, ставку на деньги делает и Георгий Вербов, герой повести Ш. « Конечная станция ». Некогда популярный поэт-песенник, к тому же кандидат наук, растеряв былые духовные ценности, Вербов живет исключительно наживой. Гибель Георгия, не выдержавшего пыток рэкетиров, выбивавших из него деньги, становится расплатой за измену самому себе.

Роман « Год змеи », в перв. издании имевший подзаг. «Исповедь изнасилованного» (1999), во многом явился своеобразным подведением итогов, чертой под уже без малого тридцатилетним тв-вом прозаиков Ш. Герой романа, изначально не лишенный дарования литератор, не прошедший испытания временем, заплутавший в жизненных дебрях, человек не просто обреченный, но и отверженный, утративший вместе с основополагающими жизненными ценностями не только человеческий облик, но и право как на читательское, так и авторское сочувствие.

Журналистов Риту и Никиту, персонажей повести Ш. « Праздник всех влюбленных » (2006), несмотря на возрастную разницу в четверть века, захватила взаимная страсть. Связала их и тема терроризма, над кот. с опасностью для собственных жизней они оба работают. По ходу сближения с непредсказуемой Ритой, а также с силами, контролирующими действия террористов как со стороны России, так и со стороны ее западных недоброжелателей, Никита оказывается сдавленным обст-вами словно герой «Последнего мужчины» удавкой. В М. и на Кавказе он “тусуется” с чекистами, за границей его донимают заокеанские «покровители». На его глазах набирает обороты смертельная игра, жертвой кот. в Пятигорске становится Рита. Как в своих кн., так и в жизни Никита остается верным идее сильной, независимой родины и самому себе. Ни агентам спецслужб, ни женщине так и не удается заставить его плясать под свою дудку.

О том, что в ее жизни не так было все, Лита Хомутова, действующее лицо романа Ш. « Но каждый, кто на свете жил… » (2006), находясь под наркозом, на операц. столе, говорит невесть откуда взявшемуся сказочному гномику. Признание женщины - неожиданное и парадоксальное. Еще недавно жизнь старшего инспектора таможенной службы складывалась вполне благополучно. Во всяком случае - сносно. Специфика производства, необходимость рыться в чужом белье, причем буквально, роль этакого пограничного барбоса, которую поневоле приходилось играть, - не отталкивали. Работа Хомутову устраивала. Совсем иначе, непримиримо, относился к правоохранительному учреждению любовник Литы. Для Виталия Вьюгина как контрабандисты-контрабандистки, использующие в кач-ве мест сокрытия валюты в числе прочего естественные полости собственных тел, так и инспектора-поисковики, не брезгующие обыскивать не только багаж пассажиров, но и карманы, сумки своих коллег, вообще таможня - рассадник грязи, сборище стукачей. Кроме того что Вьюгин с Хомутовой родились в один день, герои Ш. совершенно разные. Выросшая в семье пограничника, гебиста, Лита носит в кармане партбилет. Виталий ненавидит рабоче-крестьянскую власть и все так или иначе связанное с ней. Диаметрально противоположно видится обоими и провал путчистов в авг. 1991-го. Для Вьюгина поражение коммуняк желаннейшее, лелеемое в мечтах событие. В оценках происходящего Виталий как всегда жёсток, безапелляционен. Для поспешно спалившей парт. билет Хомутовой падение сов. власти ― крах всего. И хотя вопреки предсказаниям Вьюгина до линчевания вчерашних большевиков дело не доходит, вписаться в демократизирующуюся в духе нового вр. таможню (на деле «демократизация» учреждения сводится к полному беспределу в досмотровых залах, сказочному обогащению бесконтрольно мздящих инспекторов) героине не удаётся. Великодушное предложение способного осуществлять невозможное гномика Литой отвергается. Начать жизнь сызнова героиня Ш. не хочет. В кач-ве заголовка романа Ш. взят оборванный рефрен Баллады Редингской тюрьмы Оскара Уайльда. «Но каждый, кто на свете жил, любимых убивал». В драматической судьбе Хомутовой Вьюгин в перв. очередь винит себя. Смерть Литы - приговор ему самому.

В 2007 в изд-ве «Русь» к трехсотлетию со дня рождения Леонарда Эйлера под ред. Ш. вышла кн. « Минувшее и вечное ». Написанная Марией Васильевной Шестаковой, матерью прозаиков, кн. представляет собой генеалогическое исследование истории предков автора, начиная с ХIII в. Речь идет о предках Л. Эйлера (1707–83), освещена жизнь и тв-во самого ученого, его отношения с монархами, Фридрихом II и Екатериной II, а также жизнь потомков великого математика. Особое внимание уделено прадеду М. В. Шестаковой, вице-адмиралу Леонтию Леонтьевичу Эйлеру, командиру императорской яхты «Александрия» и прабабушке Софье Ивановне Эйлер, урожд. Меллер-Закомельской. Линия баронов Меллер-Закомельских исследуется от ее родоначальника Ивана Ивановича, героя штурма крепости «Очаков». Рассказывается и о судьбах представителей рода в период с октябрьской революции по наст. дни. Автор книги, филолог по образованию, в разделе «Уроки словесности» делится своим ощущением тв-ва Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Блока… В разделе «Близкое» приводятся воспоминания о встречах с духовно близкими М. В. Шестаковой писательницей Л. Чарской, драматич. тенором Н. Печковским и др.

В 2011 в изд-ве «Регион-Про» под ред. Ш. опубл. мемуары их двоюродного деда - Николая Васильевича Кочеткова « Анатомия одной жизни ». В кн. помимо анализа собственной нелёгкой судьбы русского врача, прошедшего через испытания первой мировой войны и революции, рассказано о его встречах с изв. людьми. В их числе артист цирка А. Дуров, нейрохирург А. Поленов, чудотворец отец Иоанн Кронштадтский, военный губернатор Кронштадта Роберт фон Вирен, акад. И. Павлов, депутат правого крыла Гос. Думы, монархист В. Пуришкевич, писатель М. Горький и даже Ленин.

Соч.: Конечная станция. Портрет мужчины. СПб., 1991; Перед разлукой. Май-Маевский. СПб., 1992; Последний мужчина. СПб., 1994; Торжество справедливости. СПб., 1995; Красный обрыв. Два полицая. СПб., 1996; Эвакуация. СПб., 1997; Бараночная в низку. СПб., 1998; Год змеи: Роман. СПб., 1999; Лица и сны: Рассказы. СПб., 2000; Староневский: Повести и рассказы. СПб., 2003; Выбранное направление: Повести. СПб., 2004; Суета: Роман, рассказы. СПб., 2005; Тем не менее: Повесть, рассказы. СПб., 2006; Красные берега: Рассказы. СПб., 2006; Но каждый, кто на свете жил…: Роман. СПб., 2009; Предфинишная кривая: Рассказы. СПб., 2010.

Лит .: Беляев Н. Шестой сб. // Веч. Л-д. 1984. 10 нояб.; Алексеев Н. Нужно знать каждому // Лен. рабочий. 1986. 25 апр., Осокин Д. Эдмонд из андеграунда и Жюль с юрфака // Пятница (еженедельное приложение к газ. «Час пик»). 1993. 5 окт.

Н. Павлов