Шевченко Алексей Анатольевич


ШЕВЧЕ́НКО Алексей Анатольевич [21.2.1950, Л-д] - детский поэт, про­заик.

Мать - Иванова Маргарита Алексеевна, работник торговли. Отца Ш. практически не знал, рос с отчи­мом. Гл. заботу о будущем поэта взяли на себя бабушка Иванова Ксения Георгиевна и дед Иванов Алексей Нестерович, как и мать, блокадники. Ш. называет себя «бабушкиным сыном»: «Детская любовь к чтению - это от бабушки, любовь к природе - от нее, любовь к городу - от нее. Да и писа­тельство мое имеет те же корни»,- пишет Ш. в « Автобиографии ».

Ш. рано начал работать на з-де «Хронотрон», мн. годы работал слесарем-инструментальщиком. Одновременно учился в Ун-те марксизма-ленинизма и в 1979 получил диплом о высшем политич. образовании. Кроме того, закончил ун-т рабочих корреспондентов, сотрудничал в лен. газ.

Перв. публикации - в 1974 в Сивинской многотиражке «За коммунизм», в Пермской обл. - рассказы о растениях. Перв. поэтич. публикация в сент. 1976 во Всеволожской районной газ. «Невская заря», а затем в сб. «Дружба», в ж. «Искорка», «Костер» и др. В кон. 1970-х - в нач. 1980-х занимался в ЛИТО детских писателей «Дружба» в лен. Доме детской книги при ЛО изд-ва «Детская лит-ра» (рук. Н. Внуков, В. Воскобойников, В. Максимов). В «Дружбе» Ш. занимался одновременно с М. Тахистовой, Н. Крудовой, М. Семеновой. Некот. вр. посещал ЛИТО при з-де «Электро­сила» (рук. Вяч. Кузнецов). Именно Кузнецов заставил Ш. поверить в свой талант.

Перв. кн. стихов для детей «В реке купались облака» (Л., 1983) была доброжела­тельно встречена критикой. «Естественность и простота - вот два компонента, которые от­личают творческую манеру А. Шевченко. А достигнуть их, не впадая ни в сентименталь­ность, ни в красивость, особенно трудно потому, что лирический герой его поэзии - че­ловек, только-только познающий мир, дошкольник. Для того чтобы говорить правду ус­тами ребенка в поэзии, надо уметь слышать себя - прежнего - сквозь сутолоку будней пе­режитого и прожитого. Алексей Шевченко воскрешает в стихах добрый мир своего дет­ства. Его маленький герой, познавая большой мир, учится доброте», - писал М. Кралин в рец. «Постигая Россию» (Лен. рабочий. 1983. № 40. 7 окт.). Он отмечал, что стихи Ш. «учат любви к своему Отечеству, служат воспитанию патриотизма в юном чита­теле». В стих. «Открытие» Ш. пишет: «Я плыл на лодке к острову / Зеленому и пестрому! / Я ловок правил к берегу - / Мечтал открыть Америку! / Во всю глазел, еще не знал, / Что я Россию открывал». Патриот. чувству Ш. находит место даже в простом стих. «Иван-чай» . «Посмотри, как ярко светят! Сколько здесь их - расспроси. / И они тебе ответят: / - Как Иванов на Руси!» В предисл. к кн. М. Дудин писал, обращаясь к юному читателю: «Мне кажется, что эта книжка непременно научит тебя еще сильнее любить и беречь ту землю, на которой ты живешь, постепенно узнавая многообразный праздник жизни».

Критик И. Баженова откликнулась на перв. кн. Ш. Рец. в ж. «Детская лит-ра» (1984, июн.): «Листаешь ее и, как бы глядя сквозь узорчатые оконца, узнаешь скромные и сердечные пейзажи средней России. Одуванчиковые веселые поляны под голубым небом, заросшие травой-муравой деревенские околицы, задумчивые речки с глядящимися в них деревьями и облаками, шапки грачиных гнезд, поднятые вет­вями дуба над весенним половодьем, таинственные лесные тропинки, полыханье иван-чая, жемчужно-серебряное свечение старых изб сквозь дождь и осенний туман, мягкий сумрак бабушкиной горницы с голубоватым боком доброй печки». Баженова отмечает важную черту тв-ва Ш.: «Главная его тема - взросление души, нравственное становление че­ловека, осознающего “самую жгучую связь” со всем живым на земле». Ш. умеет вовлечь читателя в сотворчество, побуждает к образному освоению жизни и себя в ней. «Характер­ным для его поэтической манеры является разговор с читателем “от первого лица”, когда возрастная дистанция между взрослым и ребенком как бы исчезает». Такое приближение лирич. героя к читателю рождает доверие к слову поэта, делает возможным их обще­ние «на равных». Поэт словно выводит ребенка из одиночества, сосредоточенности на себе, помогая осознать свое присутствие в этом мире и почувствовать радость творить добро для другого: «Я вчера нашел улыбку на поляне. / Я принес ее домой и отдал маме. / И улыбкой этой мама улыбнулась, / Будто в детство босоногое вернулась: / В деревеньке тихой, невеликой - / И запахло в доме земляникой!» («Улыбка») . Ш. всегда пишет «о самом главном даре человека: таланте понимать другого, милосердии к любому живому существу, также нуждающемуся в заботе, дружбе и внимании» (Там же).

На втор. кн. стихов «Через лесок на просеке» (Л., 1986) вновь откликнулась Баженова в ж. «Детская лит-ра» (1987. № 7): «Ш. стремится помочь ребенку серьезнее осмыслить свое присутствие в мире, ощутить, что не все создано ему на потребу и сам он тоже существует для других, для мира. Поэт обращается к чувству и уму своего читателя, избегая подчеркнутого дидактизма, не злоупотребляя складным обыгрыванием сходства различных предметов и явлений - приемом, ставшим в детской поэзии одним из общих мест. Поэтич. миниатюры Ш. - это всегда как бы негромкий диалог с окружающим, внимательная попытка понять другого, войти в его состояние. При этом „собеседниками” лирического героя могут быть цветок („ Одуванчик ”), трава („ Прислушайтесь! ”), длинный летний день („ Большая стирка ”), ветер („ Северный ветер ”), бычок („ Бычок ”), дворовый пес („ Разговор с собакой ”), тропинка („ Тропинка ”)…».

Впрочем, не все в творч. судьбе Ш. складывалось безоблачно. Так, С. Баруздин поместил в редактируемом им ж. (Дружба народов. 1987. № 1) ст. под назв. «Обо все и ни о чем», в кот. выражал свое непонимание поэзии Ш., упрекал Ш. в отсутствии эмоциональности, образности, в недостатке игровых стихов. «Никаких открытий - ни ритмических, ни поэтических, ни эмоциональных, - писал Баруздин. - Стихи написаны равнодушно, без, как говорится, изюминки, без находок, без образов. В них нет ни мысли, ни игры словом, которую так любят дети, на что они большие мастера». Вместе с тем, об этой кн. положительно отзывалась критик Н. Банк в ж. «Детская лит-ра» (1988, № 9) в ст. «Трудности крупным и мелким планом».

В рец. на трет. кн. стихов «Тропинка без конца» (Л., 1989) И. Абель пишет: «Уже в предыдущей книге этого поэта „Через лесок по просеке”, вышедшей три года назад, меня поразила какая-то подкупающая наивность авторского письма, прозрачная образность и близость к кольцовской традиции». Указывая на некот., на его взгляд, издержки и промахи как в предыдущей, так и в этой кн., Абель не перечеркивает главного и говорит прежде всего о достоинствах: «Удача книги даже не в том, что она может стать для ребенка маленькой энциклопедией природы… Достоинство поэзии Шевченко в том, что все, о чем он пишет, воистину согрето добротой его души, поэтический язык его естественно впитал в себя фольклорную интонацию. Этот сплав и создает особую нравственную атмосферу книги. Подробно описаны им удивительный мир детской души, чуткой ко всему, что для взрослых уже давно стерлось бытовой повторяемостью…» (Детская лит-ра. 1990. № 8). «Нельзя не откликнуться на это подкупающее чистотой помысла поэтич. дарование. Вероятно, в наше непростое время мир поэзии Ш. покажется кому-то чересчур идиллическим. Но в любые времена должно оставаться у человека нечто такое, что не подвержено переменам и пересмотрам. Для меня это то, что называется истоками, корнями, народным характером. Именно это изначально присутствует в поэзии Ш., делая ее важной и нужной именно сейчас» (Там же).

В 2008 в изд-ве «Логос» три сб. поэзии Ш. изд. под одной обложкой - «Открытие».

В 1990-е в тв-ве Ш. наметился следующий этап - игровой. «Мне захотелось проникнуть в звуковой ряд родного языка и воплотить это в поэтическую игру, которая так необходима детям, - признается Ш. - Одновременно я начал писать сказки о городе, почти реалистичные, основанные на воспоминаниях о детстве…» («Автобиография»). Одна за другой в изд-ве «Детская лит-ра» выходят кн. о СПб.: «Дом 22, квартира 16»,«Загадочный Петербург», кн. скороговорок, считалок, смешилок и хохоталок: «СОрок сорОк, «Дали Даше карандаш».

Особое место в тв-ве Ш. занимает кн. частушек для взрослых «Под лоскутным одеялом» (СПб., 2000), вышедшая под псевд. Ив. Матюков. В ней автор развивает фольклорные традиции жанра. Стихи, вошедшие в эту кн., отличаются яркостью образов, остроумием, тонким пониманием законов жанра и глубоким проникновением в психологию русского человека. Ш. ходит по грани между дозволенным и недозволенным, но ухитряется не свалиться в пошлость, остается в области лит-ры.

Член СП СПб. Педагог. С 1991 ведет студию поэзии в лит. клубе «Дерзание» в городском Дворце тв-ва юных.

Соч.: В реке купались облака. Л., 1983; Через лесок по просеке. Л., 1986; Тропинка без конца. Л., 1989; Под лоскутным одеялом. СПб., 2000 (псевд. Ив. Матюков); Дом 22, квартира 16: Сказки, стих. СПб., 2003; Загадочный Петербург. СПб., 2003; СОрок сорОк. СПб., 2005; Дали Даше карандаш. СПб., 2008; Цирк. СПб., 2008; Про пушистых и когтистых. СПб., 2008; Вместе с мамой. СПб., 2008; Открытие. СПб., 2008.

Лит.: Кралин М. Постигая Россию… // Лен. рабочий. 1983. № 40. 7 окт.; Баженова И. В реке купались облака // Детская лит-ра.1984. № 6; Баруздин С. Обо всем и ни о чем // Дружба народов. 1987. № 1; Баженова И. Через лесок по просеке // Детская лит-ра. 1987. № 7; Абель И. Тропинка без конца // Детская лит-ра. 1990. № 8; Кречетов В. «Быть рядом в нужную минуту…» // Кречетов В. Яйцо Леды. СПб., 2003; Детские писатели СПб.: Краткий биобиблиогр. справочник / Автор-сост. Н. Н. Бутенко. СПб., 2013.

В. Кречетов

  • Шевченко Алексей Анатольевич