Шевцова-Споре Людмила Алексеевна
ШЕВЦÓВА-СПОРЕ Людмила Алексеевна [1876 - 1965] - авт. воспоминаний.
Племянница Веры Алексеевны Шевцовой (1855–1917), первой жены художника И. Е. Репина, дочери преподавателя рисования и черчения имп. Петергофской гранильной фабрики Алексея Ивановича Шевцова, кот. уже с девяти лет терпеливо позировала начинающему художнику (стала женой Репина в февр. 1872).
Ш.-С. жила в доме Репиных в период обучения в гимназии. « Мне довелось жить в академической квартире И. Е. Репина в Петербурге в течение трех лет - с 1897 по 1900 год. До этого я, девочка-подросток, училась в гимназии в Польше, где мой отец, полковник артиллерийской службы А. А. Шевцов (брат жены И. Е. Репина), находился на службе в армии. Но вот отца перевели в Подмосковье (в Нахабино), и я осталась без учебного заведения. Было решено отдать меня к дяде в Петербург, где я могла учиться вместе с младшей дочерью Ильи Ефимовича - Таней. Так и было сделано. Я стала ученицей Василеостровской женской гимназии…»
Оставила воспоминания о художнике, где рассказывает об образе жизни и привычках семьи Репиных, о домашней атмосфере семьи художника. « Квартира художника в Академии была большая, просторная, во много комнат. Она находилась на третьем этаже и выходила окнами на Четвертую линию. Хорошо виден был большой мост через Неву (ныне мост Лейтенанта Шмидта) и далее пакгаузы и постройки Гавани. Было где развернуться во вместительных апартаментах прославленного профессора Академии, а нам, детям, поиграть, потанцевать и порезвиться. Хорошо помню этот лучший в моей жизни период, вечеринки в семье Репиных, совместные игры и затеи, беседы и собрания молодежи».
В воспоминаниях Ш.-С. восстанавливает эпизоды переезда Репиных в Пенаты, рассказывает о работе художника над картиной «Искушение Христа», о лит., театр. и муз. вкусах Репина, о портретах членов семьи Шевцовых кисти художника. « Что касается семьи Шевцовых, то, как известно, Репин впервые вошел в нашу семью в середине шестидесятых годов прошлого века. За шестьдесят пять лет дружеских отношений с Шевцовыми художник переписал и перерисовал многих членов этой семьи. Когда девятнадцатилетний Репин впервые появился в стенах Академии художеств, с ним очутился там же мой дядя, Александр Шевцов - сын петербургского архитектора Алексея Ивановича Шевцова, выученика той же Академии. Молодые люди познакомились, и Репин стал бывать у нас. Он познакомился со всеми детьми архитектора: Софьей (в дальнейшем - жена брата художника, Василия), Алексеем (мой отец) и Верой, своей будущей женой. Не раз писал Репин многих членов нашей семьи. Известны портреты моих деда и бабушки - Алексея Ивановича и Евгении Дмитриевны, в девичестве Губаревой. Публиковались также портреты моих родителей. Особенно удачна семейная картина “На дерновой скамье”, где изображены на фоне прекрасно написанного пейзажа под Петербургом, в селе Красном, оба моих деда, оба родителя, жена художника и его дочери - Верочка и Наденька. Припоминаю еще картину “На меже”, где изображена жена художника с двумя дочерьми на переднем плане, Верой и Надей, и вдали няня с Юрой на руках. Эта картина побывала на передвижной выставке…»
«Дом Репиных был открыт и доступен широкому кругу столичной интеллигенции. Кого тут только не было! Кроме тех лиц, которых художник писал или рисовал, у него постоянно толпились студенты, его ученики. На молодежных вечеринках, обыкновенно в субботу, собиралось по многу десятков человек…»
Воспоминания впервые были опубл. в кн. «Новое о Репине» (Л., 1969).
Лит.: История дорев. России в дневниках и воспоминаниях: В 5 т. М., 1976–1988. Т. 3. Ч. 3. № 6246.