Шевелёв Александр Александрович
ШЕВЕЛЁВ Александр Александрович [13.7.1934, д. Крисилино Калужской обл. - 30.10.1993, СПб.] - поэт.
Родился в крестьянской семье. В детстве Ш. воспринял «трепетное отношение к российским просторам, к лесам и полям, зорям и закатам, ночным грозам и грибным дождям - ко всему тому, что зовется Россией» (Ш.). В годы оккупации семья скрывалась в лесных деревнях. После школы обучался в ремесленном училище в Новомосковске, затем в техникуме индустриальной промышленности в Л-де. Окончил ЛИТМО (1961). Работал в НИИ им. А. Н. Крылова.
Стихи начал писать рано, перв. публ. - в 1955. В 1960-е Ш. печ. в лен. молодежной газ. «Смена», затем во мн. периодич. изд. Член СП СССР (позже СП России) с 1970. Окончил Высшие лит. курсы при Лит. ин-те им. М. Горького (1973). Работал на лен. студии телевидения и студии докум. фильмов, на радио, зав. лит. частью Театра драмы им. А. С. Пушкина, в ред. ж. «Аврора». В 1970–80-е активно участвовал в обществ. борьбе в защиту нац. культуры, оказывал поддержку соратникам и начинающим поэтам, способствовал выходу книг молодых литераторов, руководил творч. семинарами и ЛИТО.
После выхода в 1966 перв. сб. « Август » (с предисл. В. Шефнера) талант Ш. был признан и критиками, и читателями. Эпиграфом к его тв-ву могут служить строки: «Душа моя не огрубела, / Она совсем не помнит зла. / Она простые песни пела. / Земные делала дела». Ш. сформировался под влиянием «тихой» лирики 1960-х. «По призванию Шевелев был поэт-лирик, проникновенный пейзажист. Он чутко ощущал русскую природу, русскую душу, поэтизировал гармонию мира, будничность, простоту и тепло внешне непримечательного человеческого бытия, в котором все скоротечно, преходяще, все - неповторимо и важно» (М. Любомудров). Уже в ранних стихах Ш. критики отмечали убедительную точность и четкость образа, кинематографичность стиховой палитры Ш.: «…в ней есть немало словесно-изобразительных приемов, сходных с приемами современного лирического экрана» (Золотцев Ст. «Я сам искал свою дорогу» // Звезда. 1980. № 5). Ш. вошел в лит-ру как «поэт, владеющий искусством лирической паузы, умеющий углубленно вслушиваться в затаенную жизнь природы» (Хмельницкая Т. О первых книгах // День поэзии 1967. Л., 1967).
Герои лирики Ш. - деревенские люди, кот. поэт любит нежно и скромно. «Шевелева отличает редкое внимание к старикам, к их мудрости и красоте... понимание чужих печалей и забот, сочувствие людям» (Кушнер А. [Рец.: «Гончарный круг», «Нежность земли»] // Звезда. 1970. № 10). Поэта пленяют задумчивые тихие пейзажи. Деревенский мир для Ш. неисчерпаем и прекрасен во всех своих подробностях и явлениях. Этот мир перерастает свои рамки и соседствует с мирозданьем: «И центр всему - земная ось / Торчит у дальнего сарая». Оригинальность и самобытность мировидения Ш. - в сопряженности извечно-мирового, природного и повседневно-бытового («Где горизонта полоса холмы расставит, как посуду»). «Это живой мир, но он же подобен вымыслу и чуду. Стирается граница между житейским и житийным, бытом и бытием, явью и поверьем» (Пикач А. Родной язык мой златоглавый). Поэзия Ш. проникнута космическим ощущением мира, в ней присутствуют есенинские мотивы, ощутимо влияние Фета, Бунина, Тютчева, позднего Заболоцкого. Лирико-философские ориентиры Ш. - «дорога» и «звезда», которые воспеты во множестве стих. Поэт способен словно раствориться в мире, ему важно остановить мгновение, чтобы полнее пережить его. Живописуя дали и грозы, звезды и метели, Ш. отражает состояния своей души, пытается уловить неуловимое. Отсюда затаенность, недосказанность его стихов.
Сквозной мотив поэзии Ш. - удивление перед миром и его загадкой, благоговение перед таинством жизни. В его стихах вновь возникают и лермонтовская беседа звезд: «Известно только Богу одному, / Что рассказать звезда звезде хотела...», и тютчевское «святилище небес»: «На лавку сел я возле тына, / И ночи древняя краса, / Вселенной странная картина / Глядела прямо мне в глаза». При этом «музыка небесных сфер не подавляет человека, но естественно приближена к его душе и даже обиходу... В стихах Шевелева сходятся небесное и самое земное, осязательное» (А. Пикач).
Один из самых сокровенных образов Ш.- образ матери: любящей, скорбящей, труженицы, предстающей как источник бытия, заключающей в себе извечную доброту, любовь ко всему сущему: «Мать стояла одна у порога, / Чуть качая седой головой, / И моя ледяная дорога / На глазах зарастала травой» (« Сон »). В любовной лирике Ш. открывается душа зрелого человека, не утерявшего тяги к красоте любви, способного на высокое и одухотворенное чувство, звучит по-рыцарски мужественный голос. Признаваясь в любви к России, поэт избегает громких слов. Его поэзия, рассказывающая о чудесной тишине родной земли, медитативна и раздумчива. Для него и деревня, и город (которому также посвящен ряд стихов) - ипостаси великой и неделимой России. Это определяет свойства его поэтической системы: «Ему ближе „простые вести”, „земные радости”. Он даже избегает метафор, обобщений, стремясь воссоздать конкретное настроение, несравненное мгновение человеческой радости» (Павлов Н. Первоначальные итоги // Звезда. 1985. № 3).
В 1970-е лирика Ш. все больше наполняется песенной стихией, усиливается ее эмоц. активность. Проникновенный и напевный лирич. строй поэзии Ш. привлек внимание мн. композиторов, кот. отмечали музыкальность стихов Ш., идущую изнутри слова, мелодич. энергетику образов. На стихи Ш. написано мн. песен и вокальных циклов. Получили известность « Поздний лист рябины » (Ст. Пожлаков), « Присягаю земле » (В. Соловьев), « Зимний день », « Листопад », « Мгновение », цикл « Память » (Г. Фиртич), цикл « Тихие песни » (А. Сивашова). Песенные тексты Ш. согреты «неподдельным чувством лирического волнения, глубинного философского проникновения в жизнь окружающего мира, в судьбы и характеры людей своего поколения» (Г. Морозов). Ш. также работал в творч. содружестве с С. Горковенко, B. Успенским, С. Чебышевым, А. Кальварским и др.
«В общерусском поэтическом „оркестре” у Ш. имелся свой особый инструмент... В его поэзии звучали тихие, потаенные струны русского сердца, его глубинные скорбь и тоска, его лирическая песенность и бесхитростные (истинно „простые”) радости» (М. Любомудров).
В СПб. в нач. 2000-х существовал мемориальный центр Ш. Установлена памятная доска на доме, где он жил в 1955–61. В школе пос. Семиозерье Выборгского р-на Лен. обл., по соседству с дачей Ш., проводятся вечера его памяти.
Соч.: Август. Л., 1966; Гончарный круг. Л., 1969; До первой звезды. Л., 1975; Простые вести. Л., 1976; Единственная земля. М., 1979; Мне послышалась свирель. Л., 1981; Я возвратился из пурги. М., 1982; Осенний перекресток. Л., 1984; Всем сердцем. М., 1984; Окликая судьбу. М., 1985; Земные радости простыв. Л., 1986; Сердце матери. Л., 1988; Вечерняя равнина. М., 1989; Последние строки. СПб., 1994; Линия судьбы. СПб., 1995; Я оставляю вам. СПб., 1995; Где-то песня слышна - то поет тишина: Песни. СПб., 1996; Избр.: Стих. Проза. Друзья о поэте / Сост. А. Пикач. СПб., 1998, 2005; Поклонение слову [Автобиография] // Избр. СПб., 1998; Непонятная погода: Кн. стих. / Сост. А. Белов. СПб., 2005; «Поэзию любят красивые люди…»: Сб. / Сост. А. Г. Раков. СПб., 2013.
Лит.: Пикач А. Простые песни // Звезда. 1975. № 7; Кречетов В. Простые вести // Наш современник. 1979. № 6; Писатели Л-да: Биобиблиогр. справочник. 1934–81 / Авт.-сост. В. Бахтин и А. Лурье. Л.: Лениздат, 1982; Шестинский О. Доброе слово поэта // Шевелев А. Земные радости простые. Л., 1986; Морозов Г. О песнях Александра Шевелева // Шевелев А. Где-то песня слышна - то поет тишина. СПб., 1996; Фиртич Г. О поэте и друге // Там же; Пикач А. Родной язык мой златоглавый // Шевелев А. Избр. СПб., 1998; Любомудров М. Общность пути // Там же; Друзья о поэте // Там же; Кречетов В. «Я оставляю вам стихи…» К 65-летию Александра Шевелева // Лит. Петербург. 1999. № 10 (16); Кречетов В. Встречи с ним были необходимы // Кречетов В. Яйцо Леды. СПб., 2003; Бобышев Д. Человекотекст: Из книги мемуаров // Новый ж. 2007. № 247; Биобиблиогр. справочник СПбО СП России / Сост. А. И. Белинский. СПб.: Дума, 2011.
А. Любомудров