Шинкарёв Владимир Николаевич


ШИНКАРЁВ Владимир Николаевич [4.3.1954, Л-д] - прозаик, художник.

В 1977 окончил геологич. фак-т ЛГУ. Пять лет работал инженером в геологич. экспедиции, в 1982–89 - оператором газовых котельных. Неск. лет учился живописи - посещал веч. подготовительные курсы при Худож. училище им. В. Мухиной и курсы рисования при Ин-те им. И. Репина. С 1975 участвовал в неофиц. квартирных выставках. С 1978 выступает как художник; участник мн. выставок независимого искусства в России и за границей.

В 1978–80 написал иронич. повесть « Максим и Федор », кот. получила хождение в списках (частично опубл. в ж. «Обводный канал»). М. Кузьмин в ст. «Солнце всходит и заходит, а в Японии светло», отмечает, что Ш. хотел посмотреть «что получится из русского человека, если тот рискнет жить по восточным образцам. Литературный цикл “Максим и Федор” ― это и есть результат столь редкого и трудного эксперимента». И комментирует: «У Максима и Федора не сразу все получилось как надо. Не сразу они “пожелтели”. И не в одночасье их глаза стали узкими... Первые попытки приобщения к восточной жизни были, естественно, комическими: “Японский быт вполне освоил Фёдор. / И если раньше на кровати спал, / То после трапезы с японскими друзьями / Валился прямо на циновку, / Не в силах до кровати доползти...” Философская премудрость усваивалась гораздо быстрее: “Максим стоял с поднятым пальцем. / Федор ржал, Так оба овладели дзен-буддизмом”».

Самым популярным произведением стали очерки « Митьки », послужившие лит. манифестом одноименной худож. группы, кот. впервые выступила весной 1985 на 6-й выставке ТЭИИ (Товарищества экспериментального изобразительного искусства; Ш. член ТЭИИ с1981) во Дворце молодежи (Д. Шагин, Ш., А. Флоренский, О. Флоренская, В. Тихомиров и др.). Текст декларировал появление нового «массового молодежного движения», признаками кот. является пародийно описанный стиль поведения и лексикон приятелей автора. Своим общественным резонансом он был обязан ярко выраженной этической позицией: «Митьки никого не хотят победить!» ― заявленной в разгар обострения внутриполитических и социально-экономических противоречий в СССР, а также использованием юмористич. петерб. фольклора, многочисленных цитат из популярных советских фильмов и молодежного сленга.

Я. Шенкман в ст. «Рай потерянный и вновь найденный» отмечает, что в книге «Митьки» «подробно описывалось популярное молодежное движение и его атрибутика. Вплоть до сленга (знаменитое “дык елы-палы”) и стиля одежды (неизменные по сей день тельняшки). Редчайший в истории случай: движение сначала было описано и только затем появилось в реальной жизни». Сам Ш. вспоминает: «23 сентября 1984 года, дежуря в котельной, я написал первую часть книги “Митьки”, где описал гипотетическое, т.е. в реальности (еще) не существовавшее массовое молодежное движение. С этого книга и начинается: “Участников движения предлагаю назвать митьками и т.д.”...». Митьки с тех пор из гипотетических превратились во вполне реальное движение ленинградско-петербургских художников и примкнувших к ним литераторов и музыкантов, и, несмотря на постигшую их в определенный период всенародную славу, до сих пор остаются, прежде всего, кругом друзей, объединенных общей философией жизни. За что митьков любят? Ш. отвечает: «За то, что они братки, товарищи дорогие, домен и община, воплощение идеи о безусловном товариществе, взаимопомощи и взаимовыручке, когда интересно жить “за други своя”, а неинтересно оттяпать себе в обход товарищей каких-либо благ ― денег, славы, мастерских, выставок: да без всяких раздумий откажется митек от участия в престижной выставке, если не приглашены его товарищи».

Очерки «Митьки» были впервые опубл. в сатирическом ж. «Красный щедринец», позднее неоднократно дополнялись автором; посл. глава - « Митьковая азбука » опубл. в 1993. «На вопрос журналиста, в чем смысл его книги о митьках, Ш. ответил: “На примере <…> движения проведен анализ некоторых наших национальных особенностей”. Таким был замысел. Но первые главы книги, распространяемые самиздатом, были восприняты как манифест нового движения. Главное - сами прототипы повествования согласились признать свою идентичность с персонажами текста, который стал регламентом определенного поведения. Молодежные группы, назвавшие себя “митьками”, появились в разных городах России. Движение развивалось, привлекло внимание СМИ, включая зарубежные, снимались фильмы с участием “митьков”, они гастролируют по Европе, начинают выпускать свою газету» (Из послесл. Б. Иванова «На закате империи» в кн. «Коллекция: Петерб. проза (лен. период). 1980-е».

Ш. написал многочисленные тексты о «митьках» и от лица «митьков». В 1987 завершил роман « Папуас из Гондураса », построенный как рассказ о телевизионном приключ. сериале, кот. смотрит гл. герой. Кузьмин М. пишет о романе: «Вслед за “Максимом и Федором” вполне логично идет роман (“бред в двух частях”) “Папуас из Гондураса”. Он написан в 1987 году, когда основные “теоремы митьков” уже были сформулированы и доказаны». Особенно интересует Кузьмина глава « Александр Жегулев », т.к. в ней есть «очень любопытное место про бандита Витьку Тихомирова (некогда известного художника)»: «Не было у Витьки в отряде толстовцев, ментов не было, шпионов всяких; но особенно Витька не любил буддистов. Три раза брал Тихомир приступом город Нирвано-Вознесенск, гнездо и рассадник буддистской заразы, и вырезал всех буддистов вчистую. И три раза город отстраивался, наезжали на ласковых баб-ткачих мужики (буддисты, как утверждал Витька), и снова вел Тихомиров свой отряд раскурочивать Нирвано-Вознесенск, третий раз за одно лето...», после цитирования которого Кузьмин приходит к выводу, главному парадоксу «не только митьковского движения, но и всего литературного творчества Владимира Ш.: надо уметь вовремя сжечь то, чему раньше поклонялся...».

Я. Шенкман сравнивает ранний этап тв-ва Ш. с более поздним: «В ранних шинкаревских стихах, как в зародыше, видны все особенности митьковской поэзии. Мягкий юмор, интерес к восточным культурам, умелая стилизация и алкогольная тематика, кот. пронизано все творчество митьков. Общая концепция выглядит приблизительно так. Проснулся утром, голова болит, денег нет, все плохо. А жить все-таки надо. Причем не только жить, но и любить этот странный мир. Дальнейшие опыты Шинкарева выглядят более традиционно. В них уже явственно звучит жалостливая фольклорная интонация: “На работе хотят увольнять по статье. / Сплю в пальто на полу за печкою. / Голос мой дрожит, и глаза не те: / Не видать в небесах Пути Млечногo” . Лирический герой ― типичный богоносец, жертва собственных страстей, человек на грани. Тип, многократно описанный Достоевским. А теперь вот и Владимиром Шинкаревым».

В 1970–90-х работы Ш. экспонировались на многочисл. персональных и групповых выставках, проходивших в СПб., М., Рио-де-Жанейро, Вене, Париже, Антверпене, Кельне, Лос-Анджелесе, Нью-Йорке, Берлине и др. городах. В 1997–99 работал над 16 картинами о разных знаменитых и малоизвестных кн. Этот проект он назвал «Всемирная лит-ра». Среди избр. книг ― «Илиада» Гомера, «Божественная комедия» Данте, «Страдания юного Вертера» Гете, «Евгений Онегин» Пушкина, «Превращение» Кафки, «Конармия» Бабеля, песня «Елочка».

Л. Гуревич о лит. тв-ве Ш. пишет: «Он не заносится и не захлестывает. О низких вещах он говорит без цинизма, о высоких - без выспренности. Он скромен, он по-настоящему смирен и - безответственен… Он просто стремится радовать, награждать за каждую прочитанную фразу, словно не надеясь на более пристальное внимание к себе. Фраза живет самостоятельно, ясна без контекста, нет нужды ни связывать две мысли воедино, ни реконструировать целое. Строя нет, масса, состоящая из фраз, аморфна, но это не мешает: его фраза, как мазок в хорошей живописи, насыщена выразительностью».

Совм. с В. Тихомировым напис. сценарии кинофильмов « Город » (реж. А. Бурцев), в кот. «митьки» сыграли самих себя, « Митьки в Европе » (о первом вояже художников за рубеж) и мультфильма « Митькимаер ». Один из основателей изд-в «Mitkilibris» (1994) и «Красный матрос» (1995), арт-центра «Митьки-ВХУТЕМАС» (1996), соредактор изд. «Митьки-газета».

Участник многочисл. групповых выставок в России и за границей; провел персональные выставки в СПб.: в БАН СССР («Город»; 1984), в галерее «Борей» («Собственно живопись», 1995) и в студии «Добролет» (1996). С 1991 ― член Международной Федерации художников, с 1993 - член СПб. общества «А–Я», с 1994 - член Союза художников. В 2001–06 создал проект «Мировой кинематограф», посвящ. истории XX столетия и кино в частности. В 2007 - лауреат первой худож. премии «Art Awards. Художник года - 06» за достижения в обл. изобразительного искусства.

В марте 2008 публично заявил о своём разрыве с «Митьками». Причиной разрыва стало несогласие с обществ. деятельностью др. лидера движения - Дмитрия Шагина, в т.ч. ставшего членом спб. предвыборного штаба Д. Медведева. В инт. для газ. «МК в Питере» Ш. итожит: «Никакого массового молодежного движения митьков не существовало <…> Это была чистая фантазия, художественная литература, кот. все приняли за чистую монету. Мой друг, художник Митя Шагин, стал демострационной моделью, с помощью которой мы показывали, кто такой митек и как он себя ведет. Мы разыгрывали придуманный мной образ. Но Митя Шагин заигрался настолько, что теперь уверен ― он и есть главный “Митек”. Во всех интервью он называет себя “отцом-основателем” митьковского движения. Я понимаю, ему это очень нужно, ничем другим он заниматься в жизни не может. А так играет свою роль, любим народом и губернатором. Но это же неправда ― митьков придумал я!».

В 2008 получил премию им. И. Бродского . Как отмечает А. Матвеева (газ. «Коммерсантъ. СПб.»): «Как только он вышел из образа добродушного пофигиста в тельняшке, стало понятно, что художник он выдающийся. У Ш. есть дар чувствовать и передавать атмосферу города. Он не распыляется на жанры и сюжеты, полностью посвятив себя петербургским пейзажам. В этом смысле он вполне достойный лауреат премии имени Бродского». И тут же дополняет: «Ореол митьковской славы его скорее тормозил: сине-бело-полосатый нимб, надвинутый на коллективную голову митьков, сиял так сильно, что затмевал Ш. как отдельного живописца. А живописец он отличный <…> Ш. пишет Петербург в тех местах и в то время, где это делать не принято. Его излюбленная натура - не дворцы и набережные, а проходные дворы, трущобы, переулки, и все это в самый поганый петербургский сезон (кот. длится девять месяцев в году): слякотной, простуженной питерской зимой. Петербургское бесконечное межсезонье Ш. даже не пишет, а воспевает скупым набором красок: бурой, серо-голубой, грязно-белой. Вряд ли можно найти в его поколении художников более тонкого колориста, настоящего поэта цвета».

Работы Ш. находятся в собраниях Третьяковской галереи, Русского музея, Ист. музея СПб., Гос. Эрмитажа, Музея Виктории и Альберта (Лондон) и др.

Соч.: Митьки // Красный щедринец. 1986. № 1, 2, 3; 1989. № 7; Миниатюры из кн. «Максим и Федор» // Обводный канал. 1987. № 12; Папуас из Гондураса // Красный щедринец. 1987–88. № 6, 7, 8, 9; Бобер и кукушка: Басня // Черновик. 1989. № 1; Соч.: В 3 т. СПб., 1989; Митьки, описанные Владимиром Шинкаревым и нарисованные Александром Флоренским. Л., 1990; Митьки. М., 1990; Максим и Федор // Родник. 1992. № 2, 3; Папуас из Гондураса // Митьки-газета. № 1–10; Митьки: Выбранное / Сост. П. Крусанов. СПб., 1999; Митьки // Лит. манифесты от символизма до наших дней. М., 2000; Собственно лит-ра. СПб., 2000; Митьки. Про заек. М., 2000.

Лит.: Хрусталева О. Ш² (Шинкарев и Шарапов) // Родник. 1988. № 9; Гуревич Л. Отцы // Митьки: Каталог ретроспективной выставки к 10-летию движения. СПб., 1994; Гуревич Л. Прельститель (Владимир Шинкарев: Попытка мягкой критики). СПб., 1995; 100 имен в совр. искусстве СПб. / Под общ. ред. Е. Коловской. СПб., 1997; Неофиц. столица: Лит-ра, театр, изобразительное искусство, проекты, медиа / Ред.-сост. А. Хлобыстин. СПб., 2000; Даниэль С. К петерб. тексту русской живописи: Владимир Шинкарев // НОМИ. 2000. № 4 (15); Битов А. «Ничего» В. Шинкарева Собственно лит-ра. СПб., 2000; Гуревич Л. Послеслов. // Там же; Самиздат Л-да. 1950-е ― 80-е. Лит. энц. М., 2003; Трофименков М. У митьков обнаружились разносторонние полит. взгляды // Коммерсантъ. 2008. 21 март.; Собств. корр. Владимир Шинкарев уходит из митьков // https://gazeta.spb.ru/. 2008. 20 март.; Собств. корр. Владимиру Шинкареву присуждена премия им. И. Бродского //https://gazeta.spb.ru/. 2008. 9 окт.; Матвеева А. Римские каникулы Владимира Шинкарева // Коммерсантъ. 2008. 9 окт.

А. Ерофеева

  • Шинкарёв Владимир Николаевич