Ширали Виктор


ШИРАЛИ́ Виктор (наст. Ширализаде Виктор Гейдарович) [7.5.1945, Л-д - 19.2.2018, похоронен на Киновеевском кладб.] - поэт, прозаик.

Отец - Гейдар Ширализаде, капитан сов. армии, мать - Мария Лазарева, служащая. В 1966 поступил в ЛГИТМИК на театроведч. фак-т, но в 1967 ушел из него и в 1972 поступил во ВГИК на сценарное отд., в 1973 перешел на заочное отд., кот. не закончил.

Писать стихи начал с 1958. С 1964 по 1966 числился в ЛИТО при СП. Перв. публ. в 1968 в альм. «День поэзии» ― стих. « Зачем глядеться в зеркала ». В 1967 познакомился в Царском Селе с Т. Гнедич, кот. признала его талант и позднее написала развернутую рец. на стихи Ш., надеясь, что их напечатают (рец. опубл. в антологии новейшей русской поэзии «У Голубой лагуны»). В 1969 на конф. молодых писателей Северо-Запада признан лучшим прозаиком. Перв. зарубежная публ. в 1976, ж. «Аполлон» (Франция) ― цикл « Сопротивление», «Последние стансы к Августе», «Друг мой Левин » и др. В 1977 в ун-те штата Техас, США ― « Последние стансы к Августе » на английском. В 1982 в Антологии новейшей русской поэзии «У Голубой лагуны» ― « Сопротивление», «Последние стансы к Августе», Друг мой Левин, «Но осень. Летние забавы», «Фарс-Реквием», «Заговариваю » и др. В 1976 начал печ. в ж. «Звезда» и «Нева». В 1979 на конф. молодых писателей СССР признан лучшим поэтом. В 1979 выпустил кн. стихов « Сад ». Несмотря на полученные рекомендации Р. Рождественского, А. Вознесенского и О. Сулейменова в СП принят только в 1989. В 1985 напеч. в альм. «Круг», в 1989 издал кн. « Любитель », в 1992 - двухтомник « Сопротивление », в 1999 издал две кн. ― прозы « Всякая жизнь » и поэзии « Долгий плач… », в 2002 - книгу стих. « Флейтисточка », в 2005 почти полное издание стих. « Поэзии глухое торжество », в 2006 - кн. прозы « Женщины и другие путешествия », в 2013 книга стих. «Избранные стихотворения. Избранные возлюбленные. Избранные рисунки Елены Мининой» . Посл. прижизненный сб. стих. «Старость - это не Рим» (2017). После смерти поэта его вдовой, Г. Московченко и другом, Г. Беневичем, подготовлен сборник его избр. стихов «Простейшие слова» и более полное собрание избр. стихов «Сопротивление» (2018).

Становление Ш. как поэта происходило в непосредственном контакте с такими лен.-петерб. авторами «второй лит. действительности», как Л. Аронзон, К. Кузьминский, В. Кривулин, Е. Игнатова, П. Чейгин, О. Охапкин, Б. Куприянов, В. Ханан, В. Нестеровский. Впрочем, в отличие от перечисленных поэтов, Ш. не позиционировал себя всецело как «неофициальный» автор, но и вхождение в число печатающихся и живших лит. гонорарами сов. поэтов для него оказалось невозможным (единственный изданный и сильно цензурированный сб. «Сад» не в счет). Из «официальной» лит-ры Ш. был ближе всего А. Вознесенский, кот. и сам отмечал Ш. среди самых талантливых поэтов следующего поколения (см. статью «Муки музы» в «ЛГ» от 20 окт. 1976), однако, несмотря на некот. пересечения с поэзий Вознесенского, стихи Ш. по своей тематике (обнаженная, почти всегда «на фоне» посл. вопросов о смерти, свободе и тв-ве, любовная лирика, не говоря о поэзии «сопротивления») и стилисте не вписывались в контекст советской (даже т.н. «авангардной») поэзии. В 1970-е Ш. был одним из самых популярных поэтов Л-да, его выступления, проходившие в салонах художников и на частных квартирах, неизменно собирали множество слушателей, а стихи расходились в самиздате в кол-ве экземпляров, намного превосходившем совр. тиражи поэтич. сборников.

В своей поэтике Ш. занимает уникальное место, будучи (это вполне осознанная установка) едва ли не единственным продолжателем пушкинской линии в русской поэзии. Речь, впрочем, не о формальном следовании Пушкину в просодии, поэтике или тематике стихов (хотя и здесь пересечений множество), но об установке на внутреннюю свободу, характерную для Пушкина, на его легкость, спонтанность и «гармоническую точность». Именно в этом контексте в цикле « Искусство поэзии » (1970) Ш., скрещивая Пушкина и Аполлинера, противопоставляет свою пушкинианскую поэтику «гальванизации канонических форм стихосложения» (стих обращен к В. Кривулину). Помимо пушкинской традиции, поэзию Ш. следует рассматривать в культурном контексте в одном ряду с экзистенциальным, импрессионистическим кинематографом О. Иоселиани (та же установка на «явление» чудного мгновения, но у Ширали - в слове), с французской свободной поэзией (Аполлинер, Сандрар), с американским джазом (см. «Джазовая композиция»). Несомненное влияние на Ш. оказали такие художники, как Босх, Брейгель, Дюрер, Боттичелли, Матисс, чье тв-во Ш. впитал и «разыграл в слове». В то же время сам поэт говорит о «барочности» своей лирики, как уточняет Т. Гнедич, речь идет о русском барокко, «с его строгостью, стойкостью, но вместе с тем и свободой формообразования». На гражданскую лирику Ш. определенное влияние оказал О. Мандельштам. Несомненно присутствие в поэтике Ш. библейской, христианской парадигмы, «разыгрываемой» поэтом по-своему во всех ее узловых моментах ― от райского сада и грехопадения через Псалмы и Песнь Песней к Новому Завету. Ш. доступен весь регистр человеческой экзистенции, кот. он передает в слове - от игривой легкости, флирта и любования бытием до высокого трагизма и «споров с Богом». Но в конечном счете, о чем бы ни писал поэт, в центре его поэзии само словесное тв-во. Как он сам говорит о своем делании: «Словесничаю, совершаю слово / И тем слыву…»

В последние годы, тяжело больной поэт продолжал писать, черпая вдохновение в стоянии перед лицом смерти, испытании старостью и болезнями, любви к жене и близким. Эти темы звучат и во многих его самых поздних стихах, опубликованных в журнале «Нева» и в посл. прижизненном сб. «Старость - это не Рим». В это время у поэта по-новому звучит и религиозная тема, неотделимая у него, как и прежде, от любовной лирики. Последние стихи поэта - короткие, в них нет уже той мощи и энергии, как в стихах 70-х и даже 90-х, тем не менее, по своей глубине и проникновенности, выстраданности и подлинности чувства лучшие из них не уступают ранним.

Соч. Сад. Л., 1979; Любитель. Л., 1989; Сопротивление. СПб., 1992. Кн. 1, 2; Долгий плач Виктора Гейдаровича Ширали по Ларисе Олеговне Кузнецовой и прочие имперские страсти. СПб., 1999; Всякая жизнь: Рассказы. СПб., 1999; Флейтисточка. СПб., 2001; Поэзии глухое торжество. СПб., 2004; Стихи // Русские стихи 1950–2000 гг.: Антол.: В 2 т. / Сост. И. Ахметьев, Г. Лукомников, В. Орлов, А. Урицкий. М., 2010. Т. 2; Стихи // Петербург. 20 лет: Юбил. выставка произведений петерб. художников 12–26 янв. 2013. СПб., 2012; Женщины и другие путешествия. СПб., 2006; Избранные стихотворения. Избранные возлюбленные. Избранные рисунки Елены Мининой. СПб., 2013; Флейтисточка: избранная любовная лирика. СПб., 2016; Стихи // Царскосельская антология / сост., вст. ст., подгот. текста и прим. А. Ю. Арьева. СПб.: Вита Нова, 2016; Старость - это не Рим. СПб., 2017; Простейшие слова. СПб.: Пальмира, 2018; Сопротивление. СПб.: Лимбус-пресс, 2018.

Лит. Антология новейшей русской поэзии: В 5 т. У Голубой лагуны. Ньютонвилль, 1983, Т. 4Б; Беневич Г. Имя и речь (о поэзии Виктора Ширали) // Труды Высшей Религиозно-Философской школы. Онтология. Эстетика. Религиозная философия. СПб., 1993; Пикач А. 1) Несравненный Ширали // Звезда. 2002. № 9; 2) Несравненный Ширали // Пикач А. «Табунок - золотые копыта». СПб., 2003; Беневич Г. 1) В. Ширали: Портрет поэта на фоне смерти // Нева. 2004. № 10; 2) Сад на фоне смерти // Ширали В. Поэзии глухое торжество. СПб., 2004; Сумерки «Сайгона». СПб., 2009; Лица Петербургской поэзии: 1950–90-е гг. Автобиографии. Авторское чтение: Мат-лы к энц. / сост. Ю. Валиева. СПб., 2011; Беневич Г. «Мы ещё будем молоды, друзья». О поздней лирике В. Ширали // Нева. 2015. № 9; Беневич Г. Виктор Ширали в контексте петербургской поэзии 1960–1970-х годов // НЛО. 2016. № 138 (2); Беневич Г. Памяти Виктора Ширали (1945–2018) // Звезда. 2018. № 4.

Г. Беневич

  • Ширали Виктор