Шишков Вячеслав Яковлевич


ШИШКО́В Вячеслав Яковлевич [21.9(3.10).1873, г. Бежецк Тверской губ.- 6.3.1945, М.] - прозаик.

Отец был владельцем небольшой лавки, но скоро разорился. В 1887 Ш. окончил 6-классное училище в Бежецке и поступил в Вышневолоцкое техническое училище, кот. окончил в 1892. Обязательную 2-годичную практику он провел в Новгородской и Вологодской губ., участвуя в инженерно-изыскательских работах. В это время он со­вершил 2-недельное путешествие по Пинеге с о. Иоанном Кронштадтским, оставившее яркий след в его душе. В 1894 по собств. желанию Ш. едет в Томск, где находилось управление округа железных дорог, работа­ет сначала рядовым техником, после экзаме­на на право проведения самостоятельных изыскательских работ Ш. возглавляет экспе­диции по сибирским рекам Иртышу, Оби, Бии, Катуни, Енисею, Нижней Тунгуске, Анга­ре. В автобиографии Ш. писал: «Благодаря моей специальности мне довелось жить дол­гое время с простым людом, нередко в одной палатке и питаться из одного котла. Я вплот­ную изучал жизнь народа, а для писателя - это клад. Народная душа, жизнь народа, соч­ный и образный язык, быт и бытие, чего же больше!». Весной 1911 во вр. изыскатель­ских работ на Н. Тунгуске Ш. записыва­ет 80 песен и 3 отрывка из былин. Он услы­шал, по его словам, «поразительной красоты и силы мелодии» в песнях «Угрюм-река», «Гу­ленька-голубчик», «Горы Змеевские» и др. (публ. в «Известиях Восточно-Сибир­ского отдела Русского географич. об-ва». 1914. Т. 43).

Ш. истоки своей лит. деятельности относит к нач. 1910-х. Он читает изв. сибирскому ученому Г. Потанину рассказ « Ванька Хлюст ». Потанин совету­ет связаться со столицами и дает письмо к В. Короленко. В 1913 в ж. «Заветы» публ. рассказы Ш. « Помолились», «Суд скорый», «Краля ». В 1915 Ш. пере­езжает в Пг. знакомится с М. Горь­ким, А. Ремизовым, М. Пришвиным.

Раннее тв-во Ш. вписывается в про­зу нач. XX в. с ее интересом к судьбам на­родной России, предвидением ее грядущего обновления. Самое крупное произведение раннего Ш, - роман « Тайга » был одобрен Горьким и опубл. в 1916 в «Летописи».

Для поэтики Ш. характерно сочетание реа­листич. изображения быта с тяготением к фольклорной образности и средствам роман­тич. эстетики (напряженный драматизм судеб героев, их повышенное эмоциональное состояние, символика). Символичен образ тай­ги, сцены гибели Кедровки в огне таежного по­жара, имеющего очистительный смысл: «Русь! Веруй! Огнем очищаешься и обеляешься. В сле­зах потонешь, но будешь вознесена».

На события Гражданской войны Ш. ото­звался повестями « Ватага » (1923, 1-я публ. в альм. «Наши дни», 1924) и « Пейпус-озеро ». Критика вплоть до 1960-х обвиняла писа­теля в поэтизации стихийности. Не принял «Ва­тагу» Д. Фурманов, выразивший несогласие с трактовкой Шишковым образа гл. ге­роя повести - «Неужели в самом деле такими зиновьями, хотя бы и косвенно, хотя бы и слу­чайно, хотя бы и редко, творились объективно революционные дела?». По мысли Фурманова, «опасность усугубляется тем, что написана по­весть хорошо и читается с большим захватом». Ш. же, по его словам, исследовал в «Ватаге» психологию масс, лишенных руководства».

Повесть «Ватага» с полусказочной струк­турой худож. исследует сибирскую пугачевщину. Анархист Зыков, глава партизанского отряда, учинивший кро­вавую расправу в маленьком сибирском го­родке (реально - Кузнецк, севернее Том­ска), для Ш. «символ, сборный тип, черная си­ла, чугунный, темный, с завязанными глазами богатырь». Это опасная, но реальная в опре­деленных условиях сила.

В автобиографии Ш. заметил: «Юмор мне дан от природы. Я им пренебречь не мог». Юмор особенно ярко выразился в 120 «шутей­ных рассказах», которые были созданы в пери­од между 1918 и 1927. Ш. печатался в ж. «Красный перец», «Смехач», «Бегемот», «Бу­зотер». « Шутейные рассказы » посвящены деревне, писателя привлекает бытовая сатира, написаны «шутейные рассказы» в сказовой манере, они зачастую строятся на фольклор­ной основе, главенствует стихия народного юмора. Важное место среди сатирич. про­изведений занимает повесть « Дикольче ».

В письме Горькому от 20 апр. 1926 Ш. со­общает, что пишет «с большими перерывами по году и больше» роман « Угрюм-река », что внешне роман совпадает с «Делом Арта­моновых»: там также изображены три поко­ления купцов. Но самое главное, по словам писателя,- Угрюм-река, т.е. жизнь в широ­ком понимании этого слова. 1-я часть романа вперв. опубл. в «Сибирских огнях» в 1928. Отд. изд. «Угрюм-реки» вышло в 1933, роман имел большой читательский успех. «Угрюм-река» - роман о русском ка­питализме - стоит в одном ряду с произведе­ниями Д. Мамина-Сибиряка, А. Серафимо­вича, А. Куприна, М. Горького. В центре «Угрюм-реки» история Прохора Громова, та­лантливого, энергичного сибирского пред­принимателя, помечтавшего завоевать, под­чинить себе огромный край. Он поставлен пи­сателем в ситуацию выбора: честь, любовь, долг или признание, богатство, золото. Ш. прослеживает эволюцию героя, которая за­вершается духовным крахом, болезнью, су­масшествием, гибелью. Эпоха взята в ее главн. противоречиях: «капитал с его спе­цифическими запахами и отрицательными сто­ронами» и рабочее движение 1900-х, пози­ция интеллигенции и мн. др. Образы-символы вносят дополнительные штрихи в реалистиче­ское изображение русского капитализма и объяснение причин духовного краха Про­хора Громова (башня, с кот. Громов ос­матривает свои владения; волк, охраняющий героя, и др.). Реалистичен и природный мир романа - описания огромных пространств Сибири, Угрюм-река с ее буйным нравом, по­рогами, валунами. Картинам природы при­дано и символическое значение (Угрюм-ре­ка - символ жизни, тайга - первозданная ос­нова жизни и т.д.). В «Угрюм-реке» углубился фольклоризм писателя. Образы Анфисы и мертвой тунгусской шаманки Синильги во многом опираются на фольклорн. источники (русская лирическая песня, сибирские былички). Ш. широко использовал легенды, преда­ния, песни, народную драму «Лодка». «Угрюм-река» не была принята Горьким: он считал, что многое у Ш. идет от традиций авантюрного ро­мана. Вероятно, горьковская критика объясня­ется тем, что сам он в это вр. работал над «Жизнью Клима Самгина» и руководствовался иными творч. принципами.

Ш. до войны жил в Пушкине, под Л-дом. По пятницам у него собирались дру­зья: А. Толстой, К. Федин, К. Петров-Водкин, О. Форш, Е. Замятин, М. Пришвин, И. Соколов-Микитов, Л. Раковский, Ю. Шапорин, Д. Френкель и мн. др.

Долгие годы были отданы работе над кн. о Емельяне Пугачеве. Психологич. толчком к работе над темой крестьянской войны XVIII в. послужила повесть «Ватага». Ш. решает развернуть некот. линии, на­метившиеся в «Ватаге». Работая над «Вата­гой», Ш. пришел к мысли, что у «зыковщины» времен Гражданской войны и «пугачевщины» есть сходные черты. В 1938 Ш. публикует 1-ю книгу « Емельяна Пугачева »; в 1941 созда­ет новую ред., более глубокую по осмыслению ист. событий XVIII в. Это произведе­ние Ш. наиболее изучено, ему посвящено мно­го диссертаций, ст. Видные ученые-истори­ки - Е. Тарле, А. Предтеченский, И. Базилевич - отметили высокую степень ист. достоверности в «Емельяне Пугачеве».

А. Толстой советовал Ш. развернуть те­му Пугачева в большое полотно, в кот. могла бы найти широкое отражение народ­ная жизнь. Ш., осуществляя свой замысел, пришел к такой форме, кот., не будучи ограниченной вымышленным сюжетом, поз­воляла вести исследование «корней, предпо­сылок, окружения, последствий пугачевского движения». «Как-то странно складывается „Пугачев”: ни повесть, ни роман. Впрямь ста­новлюсь историком, бывают страницы, когда не выхожу из фактов, а за ними как-то сами собой следуют и воображаемые люди и во­ображаемые события. Так я еще не писал, да и другие тоже, кажется, так не писали, я, по крайней мере, таких случаев не знаю» (Неопубл. произведения. Воспоми­нания о Шишкове). Жанр своего произведения Ш. определил как ист. повествование. Традиции Ш. впос­ледствии были продолжены В. Шукшиным, Д. Балашовым, В. Пикулем, В. Чивилихиным и др. ист. романистами.

Наряду с детальными описаниями быта в «Емельяне Пугачеве» важное место занима­ют лирич. размышления. При характерис­тике Пугачева, образ которого показан в раз­витии, становлении, Ш. опирается на фольк­лорные представления о герое, активно ис­пользуя песни и сказания о Разине и Пугачеве.

В годы Великой Отеч. войны в блокадном Л-де Ш. читает на радио, пишет для газет, выступает в госпиталях. Им написаны кн. о русской воен. доблес­ти - «Слава русскому оружию», «Пар­тизан Денис Давыдов», «Партизаны Великой Отеч. войны 1812 года». После переезда в М. (15 сент. 1942) Ш. написал 14 рассказов, они соста­вили кн. « Гордая фамилия ».

Ш. награжден орденом «Знак Почета» и медалью «За оборону Л-да». М. Пришвин, оценивая тв-во Ш., спра­ведливо сказал: «Шишков очень хороший народный писатель».

Соч .: Соч.: В 10 т. М., 1974; Мой твор­ческий опыт... М., 1979; Соч.: В 8 т. М., 1983; Дикольче: Сатир. повести и рассказы. Но­восибирск, 1981; М., 1985; Пейпус-озеро: Роман, пове­сти, рассказы, воспоминания, автобиография. М., 1985; Алые сугробы: Повести и рассказы. Л., 1990; Неопубл. произведе­ния. Воспоминания о Шишкове. Письма. Л., 1956; СС: В 8 т. / Вст. ст. В. Черкасова-Георгиевского. М., 1996.

Лит.: Бахметьев Вл. Вячеслав Шишков: Жизнь и тв-во. М., 1947; Богданова А. Вячеслав Шишков: Лит.-критич. очерк. Новосибирск, 1953; Изотов И. Вячеслав Шишков: Критико-биографич. очерк. М., 1956; Воспоминания о В. Шишкове. М., 1979 (2-е изд. 1987); Кочетов В. В. Я. Шишков и народное поэтиче­ское тв-во. М., 1981; Яновский Н. Вячеслав Шишков: Очерк тв-ва. М., 1983; Проблематика и поэтика тв-ва В. Я. Шишкова: К 110-летию со дня рожде­ния писателя: Сб. Калинин, 1983; Проблематика и поэти­ка тв-ва В. Я. Шишкова: Сб. Тверь, 1991; Редькин В. Вячеслав Шишков: Новый взгляд: Очерк тв-ва В. Я. Шишкова. Тверь, 1999; Тв-во В. Я. Шишкова в контексте русского лит-ры XX века: Материалы науч. конф. Тверь, 1999.

А. Филатова

  • Шишков Вячеслав Яковлевич