Шишков Вячеслав Яковлевич
ШИШКО́В Вячеслав Яковлевич [21.9(3.10).1873, г. Бежецк Тверской губ.- 6.3.1945, М.] - прозаик.
Отец был владельцем небольшой лавки, но скоро разорился. В 1887 Ш. окончил 6-классное училище в Бежецке и поступил в Вышневолоцкое техническое училище, кот. окончил в 1892. Обязательную 2-годичную практику он провел в Новгородской и Вологодской губ., участвуя в инженерно-изыскательских работах. В это время он совершил 2-недельное путешествие по Пинеге с о. Иоанном Кронштадтским, оставившее яркий след в его душе. В 1894 по собств. желанию Ш. едет в Томск, где находилось управление округа железных дорог, работает сначала рядовым техником, после экзамена на право проведения самостоятельных изыскательских работ Ш. возглавляет экспедиции по сибирским рекам Иртышу, Оби, Бии, Катуни, Енисею, Нижней Тунгуске, Ангаре. В автобиографии Ш. писал: «Благодаря моей специальности мне довелось жить долгое время с простым людом, нередко в одной палатке и питаться из одного котла. Я вплотную изучал жизнь народа, а для писателя - это клад. Народная душа, жизнь народа, сочный и образный язык, быт и бытие, чего же больше!». Весной 1911 во вр. изыскательских работ на Н. Тунгуске Ш. записывает 80 песен и 3 отрывка из былин. Он услышал, по его словам, «поразительной красоты и силы мелодии» в песнях «Угрюм-река», «Гуленька-голубчик», «Горы Змеевские» и др. (публ. в «Известиях Восточно-Сибирского отдела Русского географич. об-ва». 1914. Т. 43).
Ш. истоки своей лит. деятельности относит к нач. 1910-х. Он читает изв. сибирскому ученому Г. Потанину рассказ « Ванька Хлюст ». Потанин советует связаться со столицами и дает письмо к В. Короленко. В 1913 в ж. «Заветы» публ. рассказы Ш. « Помолились», «Суд скорый», «Краля ». В 1915 Ш. переезжает в Пг. знакомится с М. Горьким, А. Ремизовым, М. Пришвиным.
Раннее тв-во Ш. вписывается в прозу нач. XX в. с ее интересом к судьбам народной России, предвидением ее грядущего обновления. Самое крупное произведение раннего Ш, - роман « Тайга » был одобрен Горьким и опубл. в 1916 в «Летописи».
Для поэтики Ш. характерно сочетание реалистич. изображения быта с тяготением к фольклорной образности и средствам романтич. эстетики (напряженный драматизм судеб героев, их повышенное эмоциональное состояние, символика). Символичен образ тайги, сцены гибели Кедровки в огне таежного пожара, имеющего очистительный смысл: «Русь! Веруй! Огнем очищаешься и обеляешься. В слезах потонешь, но будешь вознесена».
На события Гражданской войны Ш. отозвался повестями « Ватага » (1923, 1-я публ. в альм. «Наши дни», 1924) и « Пейпус-озеро ». Критика вплоть до 1960-х обвиняла писателя в поэтизации стихийности. Не принял «Ватагу» Д. Фурманов, выразивший несогласие с трактовкой Шишковым образа гл. героя повести - «Неужели в самом деле такими зиновьями, хотя бы и косвенно, хотя бы и случайно, хотя бы и редко, творились объективно революционные дела?». По мысли Фурманова, «опасность усугубляется тем, что написана повесть хорошо и читается с большим захватом». Ш. же, по его словам, исследовал в «Ватаге» психологию масс, лишенных руководства».
Повесть «Ватага» с полусказочной структурой худож. исследует сибирскую пугачевщину. Анархист Зыков, глава партизанского отряда, учинивший кровавую расправу в маленьком сибирском городке (реально - Кузнецк, севернее Томска), для Ш. «символ, сборный тип, черная сила, чугунный, темный, с завязанными глазами богатырь». Это опасная, но реальная в определенных условиях сила.
В автобиографии Ш. заметил: «Юмор мне дан от природы. Я им пренебречь не мог». Юмор особенно ярко выразился в 120 «шутейных рассказах», которые были созданы в период между 1918 и 1927. Ш. печатался в ж. «Красный перец», «Смехач», «Бегемот», «Бузотер». « Шутейные рассказы » посвящены деревне, писателя привлекает бытовая сатира, написаны «шутейные рассказы» в сказовой манере, они зачастую строятся на фольклорной основе, главенствует стихия народного юмора. Важное место среди сатирич. произведений занимает повесть « Дикольче ».
В письме Горькому от 20 апр. 1926 Ш. сообщает, что пишет «с большими перерывами по году и больше» роман « Угрюм-река », что внешне роман совпадает с «Делом Артамоновых»: там также изображены три поколения купцов. Но самое главное, по словам писателя,- Угрюм-река, т.е. жизнь в широком понимании этого слова. 1-я часть романа вперв. опубл. в «Сибирских огнях» в 1928. Отд. изд. «Угрюм-реки» вышло в 1933, роман имел большой читательский успех. «Угрюм-река» - роман о русском капитализме - стоит в одном ряду с произведениями Д. Мамина-Сибиряка, А. Серафимовича, А. Куприна, М. Горького. В центре «Угрюм-реки» история Прохора Громова, талантливого, энергичного сибирского предпринимателя, помечтавшего завоевать, подчинить себе огромный край. Он поставлен писателем в ситуацию выбора: честь, любовь, долг или признание, богатство, золото. Ш. прослеживает эволюцию героя, которая завершается духовным крахом, болезнью, сумасшествием, гибелью. Эпоха взята в ее главн. противоречиях: «капитал с его специфическими запахами и отрицательными сторонами» и рабочее движение 1900-х, позиция интеллигенции и мн. др. Образы-символы вносят дополнительные штрихи в реалистическое изображение русского капитализма и объяснение причин духовного краха Прохора Громова (башня, с кот. Громов осматривает свои владения; волк, охраняющий героя, и др.). Реалистичен и природный мир романа - описания огромных пространств Сибири, Угрюм-река с ее буйным нравом, порогами, валунами. Картинам природы придано и символическое значение (Угрюм-река - символ жизни, тайга - первозданная основа жизни и т.д.). В «Угрюм-реке» углубился фольклоризм писателя. Образы Анфисы и мертвой тунгусской шаманки Синильги во многом опираются на фольклорн. источники (русская лирическая песня, сибирские былички). Ш. широко использовал легенды, предания, песни, народную драму «Лодка». «Угрюм-река» не была принята Горьким: он считал, что многое у Ш. идет от традиций авантюрного романа. Вероятно, горьковская критика объясняется тем, что сам он в это вр. работал над «Жизнью Клима Самгина» и руководствовался иными творч. принципами.
Ш. до войны жил в Пушкине, под Л-дом. По пятницам у него собирались друзья: А. Толстой, К. Федин, К. Петров-Водкин, О. Форш, Е. Замятин, М. Пришвин, И. Соколов-Микитов, Л. Раковский, Ю. Шапорин, Д. Френкель и мн. др.
Долгие годы были отданы работе над кн. о Емельяне Пугачеве. Психологич. толчком к работе над темой крестьянской войны XVIII в. послужила повесть «Ватага». Ш. решает развернуть некот. линии, наметившиеся в «Ватаге». Работая над «Ватагой», Ш. пришел к мысли, что у «зыковщины» времен Гражданской войны и «пугачевщины» есть сходные черты. В 1938 Ш. публикует 1-ю книгу « Емельяна Пугачева »; в 1941 создает новую ред., более глубокую по осмыслению ист. событий XVIII в. Это произведение Ш. наиболее изучено, ему посвящено много диссертаций, ст. Видные ученые-историки - Е. Тарле, А. Предтеченский, И. Базилевич - отметили высокую степень ист. достоверности в «Емельяне Пугачеве».
А. Толстой советовал Ш. развернуть тему Пугачева в большое полотно, в кот. могла бы найти широкое отражение народная жизнь. Ш., осуществляя свой замысел, пришел к такой форме, кот., не будучи ограниченной вымышленным сюжетом, позволяла вести исследование «корней, предпосылок, окружения, последствий пугачевского движения». «Как-то странно складывается „Пугачев”: ни повесть, ни роман. Впрямь становлюсь историком, бывают страницы, когда не выхожу из фактов, а за ними как-то сами собой следуют и воображаемые люди и воображаемые события. Так я еще не писал, да и другие тоже, кажется, так не писали, я, по крайней мере, таких случаев не знаю» (Неопубл. произведения. Воспоминания о Шишкове). Жанр своего произведения Ш. определил как ист. повествование. Традиции Ш. впоследствии были продолжены В. Шукшиным, Д. Балашовым, В. Пикулем, В. Чивилихиным и др. ист. романистами.
Наряду с детальными описаниями быта в «Емельяне Пугачеве» важное место занимают лирич. размышления. При характеристике Пугачева, образ которого показан в развитии, становлении, Ш. опирается на фольклорные представления о герое, активно используя песни и сказания о Разине и Пугачеве.
В годы Великой Отеч. войны в блокадном Л-де Ш. читает на радио, пишет для газет, выступает в госпиталях. Им написаны кн. о русской воен. доблести - «Слава русскому оружию», «Партизан Денис Давыдов», «Партизаны Великой Отеч. войны 1812 года». После переезда в М. (15 сент. 1942) Ш. написал 14 рассказов, они составили кн. « Гордая фамилия ».
Ш. награжден орденом «Знак Почета» и медалью «За оборону Л-да». М. Пришвин, оценивая тв-во Ш., справедливо сказал: «Шишков очень хороший народный писатель».
Соч .: Соч.: В 10 т. М., 1974; Мой творческий опыт... М., 1979; Соч.: В 8 т. М., 1983; Дикольче: Сатир. повести и рассказы. Новосибирск, 1981; М., 1985; Пейпус-озеро: Роман, повести, рассказы, воспоминания, автобиография. М., 1985; Алые сугробы: Повести и рассказы. Л., 1990; Неопубл. произведения. Воспоминания о Шишкове. Письма. Л., 1956; СС: В 8 т. / Вст. ст. В. Черкасова-Георгиевского. М., 1996.
Лит.: Бахметьев Вл. Вячеслав Шишков: Жизнь и тв-во. М., 1947; Богданова А. Вячеслав Шишков: Лит.-критич. очерк. Новосибирск, 1953; Изотов И. Вячеслав Шишков: Критико-биографич. очерк. М., 1956; Воспоминания о В. Шишкове. М., 1979 (2-е изд. 1987); Кочетов В. В. Я. Шишков и народное поэтическое тв-во. М., 1981; Яновский Н. Вячеслав Шишков: Очерк тв-ва. М., 1983; Проблематика и поэтика тв-ва В. Я. Шишкова: К 110-летию со дня рождения писателя: Сб. Калинин, 1983; Проблематика и поэтика тв-ва В. Я. Шишкова: Сб. Тверь, 1991; Редькин В. Вячеслав Шишков: Новый взгляд: Очерк тв-ва В. Я. Шишкова. Тверь, 1999; Тв-во В. Я. Шишкова в контексте русского лит-ры XX века: Материалы науч. конф. Тверь, 1999.
А. Филатова