Шишмарёва Татьяна Владимировна


ШИШМАРЁВА Татьяна Владимировна [4(17).2.1905, СПб. - 20.8.1994, Комарово, похоронена на Комаровском кладб.] - художник-график, акварелист.

Родилась в семье проф. СПб. ун-та Владимира Федоровича Шишмарева, изв. лингвиста и литературоведа, и певицы Анны Михайловны Усовой, на Васильевской о-ве, где прожила всю жизнь (ВО, 1-я линия, 20, кв. 32).

В 1923–24 училась на археологич. фак-те Пг. ун-та. Одновременно брала перв. уроки рисования у Н. Радлова и М. Добужинского, однако в Академии художеств не училась – считала, что «там убивают индивидуальность». С 1924 вместе со своим мужем, художником В. Власовым, посещала занятия в частной мастерской педагога А. Савинова при Главпрофобре, рядом с Казанским собором. Преподавание в мастерской было близко методике К. Петрова-Водкина - «ясность во всем», «постижение формы, ничего случайного, строгость рисунка, пластика».

Перебиваясь случайными заработками, Ш. наконец находит пост. работу в Детском отд. Госиздата, возглавляемом художником В. Лебедевым и литератором С. Маршаком. Тогда же, с 1926, посещала мастерскую Лебедева на ул. Белинского - рисовала натуру, наблюдала работу художника, пользовалась его советами и книгами его биб-ки. Училась его пониманию пространства в иллюстрации - «не ренессансное, линейно-перспективное, а плоскостное, когда предметы перекрывают друг друга в глубину». Вместе с Д. Хармсом и Б. Житковым, художниками А. Пахомовым, Н. Тырсой, В. Конашевичем, Н. Чарушиным, Ю. Васнецовым, В. Курдовым участвовала в создании лен. школы книжной иллюстрации.

Начав работу в изд-ве с иллюстрирования сказок Соколова-Микитова, Ш. всегда придавала детской книге большое воспитательное значение и никогда не оставляла работу в этом жанре, оформив целый ряд изд. («Умный ягненок», 1956; «Волшебное яйцо», 1969; сб. итальянских сказок «Три апельсина» и французских «Попался, сверчок!», 1960-е; и др.). Позднее, по совету Лебедева, обратилась к произведениям русской и зарубежной классики, сделав иллюстрации к пушкинской «Пиковой даме». В ее тв-ве нашли интересную интерпретацию образы произведений Карамзина и Грибоедова, Гоголя и Гончарова, Лескова и Чехова, М. Горького, Бальзака, Диккенса, Стивенсона. Иллюстрации к повестям Гоголя и роману Гончарова «Обломов», к рассказам Чехова и «Сказкам об Италии» Горького выполнены в традиционной реалистич. манере в технике объемного тонового и штрихового рисунка.

Постепенно сформировался оригинальный графич. почерк иллюстраций, выраженный одной упругой линией, уверенно и свободно охватывающей контур, прочерчивающей легкий штрих, слегка намечающей детали. При всей изысканной прозрачности и условности рисунка они отличаются психологич. точностью и достоверностью персонажей, реалистичностью всего изображенного – костюмов, интерьеров, пейзажей. Прекрасными примерами могут служить илл. к комедии Грибоедова «Горе от ума» и сюжетные заставки к повестям Карамзина «Бедная Лиза», «Наталья, боярская дочь», «Остров Борнгольм», «Сьерра Морена», изд. в популярной серии «Народная биб-ка», а также подцвеченные акварелью рисунки к повестям Лескова «Левша» и «Тупейный художник». Одной из лучших работ стали иллюстрации к дилогии Р. Стивенсона «Похищенный» и «Катриона» в «Биб-ке приключений», передающие характер эпохи и героев, своеобразие пейзажей Шотландии и особый романтич. психологизм прозы Стивенсона.

В 1930-е Ш. работала на «Ленфильме» и в ряде изд-в, преподавала в лен. вузах. С 1935 - участница выставок. Во время блокады была эвакуирована из Л-да вместе с отцом и сыном в Ташкент. После войны снова работала в изд-вах, преподавала, постоянно участвовала в выставках. Более сотни своих работ подарила ГРМ, дарила их и своим знакомым искусствоведам. Наряду с книжной занималась и станковой графикой – пейзажи, натюрморты. Но особенно интересны были интерьеры («Сумерки», «Вечерний интерьер» и др.), иногда с использованием тона и цвета, наполненные скрытой, таинственной жизнью. Ее портреты лучших представителей лен. интеллигенции – художников (А. Пахомова, И. Курдова, Ю. Васнецова), писателей, актеров, ученых (проф. В. Жирмунского и акад. Д. Лихачева) - выполнены одной линией, упругой, уверенной и решительной.

Дача Шишмаревых в Комарове соседствовала с дачей Д. Лихачева, с семьей кот. художницу связывала многолетняя дружба. В 1970–80-е ею были сделаны графич. портреты изв. ученого, его дочери искусствоведа В. Лихачевой и внучки, будущей журналистки З. Курбатовой, кот. брала у Ш. уроки рисования и впоследствии подготовила к публикации мемуары художницы («…Написала о своих друзьях»), предварив их собств. воспоминаниями о годах дружбы с нею. До глубокой старости Ш. продолжала рисовать каждый день и только в посл. годы жизни занялась приведением в порядок своих работ и работ своего сына художника Б. Власова, умершего в 1981. Свой посл. долг она видела как в этом, так и в том, чтобы «написать о своих друзьях» - художниках В. Лебедеве, Н. Тырсе, Ю. Васнецове, Н. Лапшине, С. Лебедевой и др.

Член Союза художников СССР.

Соч. : Воспоминания Т. В. Шишмаревой // Наше наследие. 2009. № 92.

Лит.: Бродский В., Бродская Н. Татьяна Шишмарева. Л., 1986; Курбатова З. Баба Таня // Наше наследие. 2009. № 92.

О. Родосская

  • Шишмарёва Татьяна Владимировна