Шкловский Виктор Борисович


ШКЛÓВСКИЙ Виктор Борисович [12(24).1. 1893 , СПб. - 5.12. 1984 , М., похоронен на Кунцевском кладб.] - литературовед , критик, киновед , киносценарист , прозаик.

Родился в семье преподавателя мат-ки еврейского происхождения, впоследствии проф. Высших артиллерийских курсов Бориса Владимировича Ш. и его жены Варвары Карловны, урожд. Бундель, немецкого происхождения. Родной брат отца - Исаак Владимирович Ш. (1864–1935) ― изв. публицист, критик и этнограф, публ. под псевд. Дионео. Ст. брат Виктора Ш. - Владимир - стал филологом, преподавателем французского яз. в СПб. духовной академии , в 1919–22 входил в Совет православных братств Пг., неоднократно арестовывался, расстрелян в 1937. Др. брат, Николай (1890–1918), был расстрелян в 1918 как эсер . Сестра - Евгения (р. 1891) умерла в Пг. в 1919.

Юность Ш. провел в СПб. Мн. читал, однако был исключён из школы за плохую успеваемость, впоследствии закончил «снисходительную» гимназию. Ещё гимназистом печ. в ж. «Весна».

Учился в СПб. ун-те на историко-филологич. фак-те, посещал лекции изв. акад. Крачковского и Бодуэна де Куртенэ .

Во вр. Первой мировой войны осенью 1914 ушел добровольцем в армию. Сменил неск. воен. специальностей, в 1915 вернулся в Пг., служил в школе броневых офицеров-инструкторов. В этот период с группой единомышленников ( Л. Якубинский , Е. Поливанов , О. Брик и др.) подгот. первый и второй вып. сборников по теории поэтич. яз. (1916, 1917), куда вошли и ставшие впоследствии хрестоматийными работы самого Ш. « О поэзии и заумном языке » и « Искусство как прием ». В 1916 стал одним из инициаторов и основателей «Об-ва изучения теории поэтич. языка» ( ОПОЯЗ ), объединившего приверженцев формальной школы в литературоведении. Стал одним из ведущих его теоретиков.

Принял актив. участие в Февральской революции , был избр. членом комитета пг. Запасного броневого дивизиона, в кач-ве его представителя участвовал в работе Пг. совета . Как помощник комиссара Временного правительства был направлен на Юго-Западный фронт , где 3 июля 1917 лично возглавил атаку одного из полков, был ранен в живот навылет и получил Георгиевский крест 4-й степ. После выздоровления в кач-ве помощника комиссара Временного правительства был направлен в Отдельный Кавказский кавалерийский корпус в Персию , где организовывал эвакуацию российских войск и вернулся с ними в Пг. в нач. 1918.

В Пг. Ш. работал в Худож.-ист. комиссии Зимнего дворца и актив. участвовал в антибольшевистском заговоре эсеров . Когда заговор был раскрыт, Ш. был вынужден покинуть Пг. и уехал в Саратов , некот. вр. скрывался в психиатрич. больнице, одновременно работая над созданием теории прозы. Затем уехал в Киев , где служил в 4-м автопанцирном дивизионе и участвовал в неудавшейся попытке свержения гетмана Скоропадского . По делам полит. друзей ездил по стране, в т.ч. в Пг. и М. Но, опасаясь слежки и арестов, в один из подобных приездов встретился с М. Горьким , кот. ходатайствовал за него перед Я. Свердловым . В кон. 1918 решил отойти от полит. деятельности и в нач. 1919 вернулся в Пг., где стал преподавать теорию лит-ры в Студии худож. перевода при пг. изд-ве « Всемирная лит-ра ».

В 1920 покинул Пг. и выехал на Украину. В рядах Красной армии принял участие в боях при Александровске , Херсоне и Каховке .

После возвращения в Пг. 9 окт. 1920 был избран проф. Гос. ин-та истории искусств. В 1921 и нач. 1922 Ш. актив. печ. в ж. «Петербург», «Дом искусств», «Книжный угол», отд. оттисками издал ряд статей по литературоведению, опубл. мемуарную кн. « Революция и фронт » (1921), участвовал в деятельности лит. группы « Серапионовы братья ».

В марте 1922, спасаясь от арестов среди эсеров, бежал в Финляндию. С апр. 1922 по июнь 1923 жил в Берлине , где изд. кн. « Сентиментальное путешествие » (Ч. 1–2. 1923), назв. вслед за Л. Стерном и представляющ. собой автобиогр. мемуарн. прозу о периоде Гражданской войны.

С кон. 1922 начал просить о возвращении в СССР . Вернулся в сент. 1923, жил в М. Был близок к футуристам - В. Хлебникову , А. Кручёных , В. Маяковскому , с кот. был особенно хорошо знаком и кот. посещал на квартирах в Гендриковом пер., 15/13, и Лубянском проезде, 3/6. Актив. участвовал в лит. дискуссиях 1920-х, проходивших во Дворце искусств и в Политехническом музее. Один из лидеров группы ЛЕФ . Его идейные и эстетич. позиции подвергались критич. нападкам со стороны РАПП . Среди теоретич. работ этого вр. « Развёртывание сюжета » (1921), «” Тристрам Шенди“ Стерна и теория романа » (1921), « Техника писательского ремесла » (1927) и др. Наиболее значительные работы этих лет собраны в кн. « О теории прозы » (1925).

В 1930 выступил с покаянной ст. « Об одной научной ошибке » (« Памятник науч. ошибке »), осознавая (или вынужденно признавая) ограниченность формальной школы. С 1930-х, перейдя к принципам соц.-ист. исследования, соответствующего времени, выступал как критик совр. лит-ры. В числе прочих ст. Ш. « Розанов », « Удачи и поражения Максима Горького » (1926) и др.

Автобиографич. принцип лежит в основе мемуарных, эпистолярных лирич. книг Ш.: кроме упомянутого «Сентиментального путешествия», это « ZOO. Письма не о любви, или Третья Элоиза » (1923), « Третья Фабрика » (1926), « Гамбургский счёт » (1928), « Жили-были » (1962) и др. С моск. впечатлениями связаны мемуарные кн. Ш. « О Маяковском» (1940), «Встречи » и др., дающие яркую картину жизни моск. творч. интеллигенции 1920-х. Интерес к отеч. и в частности к моск. истории отразился в повестях Ш. « Матвей Комаров, житель города Москвы » (1929), « Минин и Пожарский » (1939), « О мастерах старинных » и др.

Осенью 1932 Ш. отправился в поездку на строительство Беломоро-Балтийского канала : официально с целью сбора мат-ла, фактически ― для встречи с братом, находившимся в заключении и, по возможности, для облегчения его участи. По возвращении напис. обширные фрагменты для колл. кн., воспевавшей строительство канала (1934).

Как прозаик начал с фантастич. романа « Иприт » (1925, в соавт. с Вс. Ивановым ). Позднее выпустил « Исторические повести и рассказы » (1958, сб.).

В книгах и статьях послевоен. лет Ш. исследует ист. соотношения соц. бытия и ведущих идей времени с созданной в данную эпоху лит-рой: « Художественная проза. Размышления и разборы » (1959, 2 изд. ― 1961), « Повести о прозе » (т. 1–2, 1966), « Тетива. О несходстве сходного » (1970).

Большое место в тв-ве Ш. занимают работы о русских классиках, в частности о Л. Толстом - от ранней книги « Мат-л и стиль в романе Льва Толстого „Война и мир” » (1928) до фундаментальной биографии « Лев Толстой » (1963, 2 изд. ― 1967, обе изд. в серии «ЖЗЛ»). В серии «ЖЗЛ» напис. биографии « Марко Поло » (1936), « Федотов » (1936, 1965). Писал ст. о классиках русской лит-ры « Заметки о прозе Пушкина » (1937). « Заметки о прозе русских классиков » (1953), « За и против. Заметки о Достоевском » (1957).

Серьезное внимание уделял проблемам взаимосвязи искусств « Литература и кинематограф » (1923, сб.), автор кн. « Эйзенштейн ». Работал в обл. теории кино, создал портреты С. Эйзенштейна, Л. Кулешова, Дзиги Вертова, А. Довженко. Писал кинематографич. сценарии (многие в соавт.) для немого и звукового кино, для мультфильмов. Среди них « Крылья холопа » (1926), « По закону » (1926, экраниз. романа Дж. Лондона ), « Предатель » (1926, реж. А. Роом ), « Третья Мещанская » (1927, реж. А. Роом), « Ухабы » (1927, реж. А. Роом), « Евреи и земля » (1927, докум. фильм), « Ледяной дом » (1927, экраниз. романа И. Лажечникова ), « Два броневика » (1928), «Дом на Трубной » (1928, реж. Б. Барнет, сценарий совм. с Эрдманом и др.), « Казаки » (1928, 1961), « Овод » (1928, 1955), « Капитанская дочка » (1928), « Последний аттракцион » (1928), « Молодёжь побеждает » (1928), « Турксиб » (1929, докум. фильм), « Американка » (1930), « Отчим » (1930), « Мёртвый дом » (1932, экранизация Ф. Достоевского ), « Горизонт » (1932, реж. Л. Кулешов ), « Три медведя » (1937, мультфильм) , « Минин и Пожарский » (1939, реж. В. Пудовкин , экраниз. книги Ш.), « Алишер Навои » (1947), « Далёкая невеста » (1948), « Чук и Гек » (1953), « Три толстяка » (1963, мультфильм), « Сказка о золотом петушке » (1967, мультфильм), « Баллада о Беринге и его друзьях » (1970). Ш. выступал рассказчиком в многосерийных передачах «Жили-были» (1972) и «Слово о Льве Толстом» (1978).

Награжден Гос. премией СССР (1979) - за 2-е изд. кн. « Эйзенштейн », тремя орденами Трудового Красного Знамени , орденом Дружбы народов .

Ш. выведен в кач-ве героя или же выступал прототипами следующих произведений: М. Булгаков «Белая гвардия», О. Форш «Сумасшедший корабль» (Жуканец), В. Каверин «Скандалист, или Вечера на Васильевском острове» (Некрылов), В. Иванов «У» (Андрейшин). По предположению некот. исследователей, он был прототипом Сербинова из романа А. Платонова «Чевенгур».

Адрес в Пг.: 1920–22 - ДИСК, пр. 25-го Октября, д. 15.

В 1960-х на Западе возник обостренный интерес к работам Ш. 1920-х.

Соч.: Поиски оптимизма. М., 1931; О Маяковском. М., 1940; Заметки о прозе русских классиков. 2 изд. М., 1955; За и против: Заметки о Достоевском. М., 1957; Исторические повести и рассказы. М., 1958; За сорок лет: Статьи о кино / Вст. ст. М. Блеймана. М., 1965; СС: В 3 т. М., 1973–74; О теории прозы. М., 1983.

Лит.: Эйхенбаум Б. О Викторе Шкловском // Эйхенбаум Б. Мой (со)временник. Л., 1929; Гуковский Г. Шкловский как историк лит-ры // Звезда. 1930. № 1; Сарнов Б. Глазами художника // Новый мир. 1964. № 7; Левин Е. Виктор Шкловский - теоретик кино // Искусство кино. 1970. № 7; Добин Е. Виктор Шкловский - аналитик сюжета // Добин Е. Сюжет и действительность. Л., 1976; Русские сов. писатели-прозаики. Биобиблиогр. указатель. Т. 6. Ч. 1. М ., 1969; Андроников И. Шкловский // Андроников И. Избр. произведения: В 2 т. Т. 2 . М., 1975; Каверин В. Я поднимаю руку и сдаюсь // Каверин В. Эпилог. М., 1997; Панченко О. Виктор Шкловский: текст - миф - реальность. Szczecin, 1997; Фрезинский Б. Мозаика еврейских судеб. ХХ век. М.: Книжники, 2008; Rad Borislavov. Revolution is Evolution: Evolution as a Trope in Šklovskijʼs Literary History // Russian Literature. 2011. 15 February ― 15 May.

  • Шкловский Виктор Борисович