Шнейдерман Эдуард Моисеевич
ШНЕЙДЕРМÁН Эдуард Моисеевич [20.3.1936, Л-д - 16.10.2012, Израиль, похоронен в Кирьят-Шауль] - поэт, литературовед, текстолог.
Учился в школе № 181, муз. школе при консерватории (по классу скрипки), в худ. школе № 190, в кинотехникуме. В 1965 окончил веч. отд. филологич. фак-та ЛГУ (дипломная работа - « Сатира Саши Чёрного », науч. рук. И. Ямпольский; ст. Ш. « Новое оСаше Чёрном » была напеч. в ж. «Русская лит-ра». 1966. № 3).
Работал фрезеровщиком, грузчиком, комплектовщиком-упаковщиком и товароведом в магазине «Старая книга», лит. секретарем проф. Б. Бухштаба, ред. в «Биб-ке поэта», библиографом в ГПБ (ныне РНБ), сотрудником отдела комплектования ЛГАЛИ (ныне ЦГАЛИ СПб.; во вр. этой деятельности привлек на гос. хранение множество личных фондов репрессированных деятелей культуры и неофиц. литераторов), архивистом и зав. кабинетом искусствоведения в ЛО Союза художников.
Стихи начал пис. в раннем детстве: как сообщает сам Ш. в « Автобиографии » (Лица петерб. поэзии: 1950–90-е. Автобиографии. Авторское чтение: Мат-лы к энц. СПб., 2011), в 1944 вместе с двоюродной сестрой Э. Великович (впоследствии музыковед, автор 10 кн. о музыке) стал выпускать рукописные ж. («Огонек», «Невидимка», «Ленинград»), для кот. сочинял «стишки и кроссворды-чайнворды». «Стихи, чрезвычайно слабые, писал …в немалом количестве» и в годы юности («Автобиография»), однако перв. публ. (1954–55) составили кроссворды «на темы музыки и театра» в ежеквартальниках «Лен. театры».
В 1957, во время службы в армии на Сахалине, начал выпускать рукописный ж. «Зов» («Ратовали в нем за свободу искусства, за новаторство, хотя сведения о новом имели отрывочные (в частности, о Пикассо - по «гэдээровской газете» - «Автобиография»), где помещал свои стихи под псевд. Иван Леврей и др.
В кон. 1950-х «отнес стихи (лирику) в “Звезду”, Н. Брауну», но, несмотря на положительный отзыв Брауна и Вс. Рождественского («…бывший акмеист Всеволод Рождественский, прочтя, дал практический совет: “Чтобы вагончики (т.е. лирика) пошли, необходим паровозик (т.е. идейное стихотворение)”» - «Автобиография»), публикация не состоялась. В 1960–80-е посылал стихи в «Юность», «Новый мир», «Знамя» и Центр. консультацию при СП СССР, Е. Кривицкой, по совету кот. составил сб. лирич. стихов « Захолонь » (рец. с рекомендацией к печ. написали Кривицкая и поэты А. Коренев и Л. Озеров), однако книга не была опубл. «И в итоге двадцатипятилетнего интенсивного писания, - сетует поэт, - к середине 1980-х у меня было напечатано на родине 3 1/3 стихотворений: два в районных многотиражках, одно в сборнике “Половодье” и 1/3 детского - в “Неве”» («Автобиография»). Речь идет о публикациях стих. « После вьюги » в газ. «Ленинский путь» (г. Чехов, Сахалинская обл.; 1959, 13 дек.); « Дождь » в газ. «За сельскохозяйственные кадры» (г. Пушкин, 1965); « Танцы в Невеле » в сб. «Половодье» (Л., 1968) и « Звонко, весело, светло... » в ж. «Нева» (1974, № 5; под псевд. Э. Асин).
В 1961 стал участником ЛИТО «Нарвская застава» в ДК им. Горького, где познакомился с А. Моревым, Н. Рубцовым, А. Гутаном, А. Домашёвым и др. С этого же вр. начал участвовать в поэтич. чтениях (с К. Кузьминским, Г. Горбовским, А. Кушнером, М. Юппом, В. Кривулиным и др.). Посещал университетское ЛИТО, кот. рук. проф. Е. Наумов.
В нач. 1960 с однокурсниками К. Горевым и Л. Михайловым создал лит. группу, начавшую выпускать самиздатовский ж. «Оптима» («Оптимистические мастера»; до 1962 вышло 5 номеров тиражом 8 экз.), где, в частности, публ. стихи Ш. и Н. Рубцова.
Вместе с женой, скульптором Л. Добашиной, в 1975 организовал худ. объединение «Группа восьми» («Лестница»), кот. к наст. вр. провела 17 выставок - в СПб., Таллинне, Югославии (см.: Э. Шнейдерман. Искусство выстоять: История Группы восьми // Художники Группы восьми «Лестница». Каталог выставки. ГРМ. Мраморный дворец. СПб., 2002). Автор более 20 ст. по изобразительному искусству, опубл. в СПб., Черногории, Израиле.
С 1963 по1993 подготовил 25 машинописных поэтич. сб., в т.ч. « Шабаш » (1963), «Захолонь» (1965), « Из трёх книг ; Захолонь, Городские сказки, Грани: стихи, поэмы (1975), « Городские сказки » (1977), « Все мои поэмы: 10 поэм за 20 лет » (1978), « Осязание » (1982, 1989, 1993), « Лёт лет : Избр. (1960–85)» (1985), « Причастия » (1987).
Печ. в самиздате: ж. «Часы» (1978, № 12; 1980, № 28; 1984; № 49, 51; 1987, № 65; статьи под псевд. Э. Мансуров: 1981, № 29; 1981, № 33; 1983, № 41), « Обводный канал» (1986, № 8; 1987, № 11), «Красный щедринец» (1981, № 1), сб. «Антология сов. патологии» (1964), «Лепта» (1975), «Галерея» (1981), антол. «Острова» (1982); сб. «Венок другу» (1981, вып. 1; 1994, вып. 3); ж. «АКТ: Лит. самиздат» (2000–02, № 1, 2, 4, 6, 7), «Литера Че» (№ 2), «Словолов» (№ 1, 2).
Публ. стихи за рубежом: альм. «Через» (1978, США, Остин), «Мулета Б» (1985, Париж), ж. «Время и мы» (Н-Й., 1980, № 52 (ст. «Поэзия прощаний», б/п); 1981, № 63; 1982, № 64); ж. «Балаган» (Тель-Авив, 1994, № 2, 5).
Подборку стих. Ш. 1960–77 опубл. К. Кузьминский в антол. «У Голубой лагуны» (Ньютонвилль, 1980–86. Т. 5А) со своим коммент.: «…Стихи у него тихие и грустные. И даже форму он для них взял - верлибр, чтоб поменьше кричать. Чтоб не кричать совсем. А говорить. <…> Мы [Ш., Кузьминский и Рубцов] …встретились в январе 61 года. А поскольку все трое были формалистами, то и воссоединились на второй же день. <…> …Эдик <писал> “Поцелуи” [“ Хожу по городу и спотыкаюсь о поцелуи …”] и “Флейту” [“ В защиту Флейты ”]. Выше этого он так никогда ничего и не написал, но это было прекрасно».
В 1966 начал работу в «Биб-ке поэта»: как автор статей, биогр. очерков и прим., как составитель и текстолог подгот. к изд. кн. «Стихотворная сатира первой русской революции (1905–07)» (Л., 1969); «Поэты 1840–50-х гг.» (Л., 1972); «Александр Твардовский: Стих. и поэмы» (Л., 1986); «Саша Черный: Стих.» (СПб., 1996); «Поэты-имажинисты» (СПб., 1997); «Семен Кирсанов: Стих. и поэмы» (СПб., 2006).
В нач. 1981 принял актив. участие в создании Творч. объединения литераторов «Клуб–81», входил в секцию поэзии и приемную комиссию, с 1986 - в правление (история создания клуба описана Ш. в ст. « Клуб–81 и КГБ » - Звезда. 2004. № 8). Для представления в ЛО СП составил мемориальный сб. «Четыре поэта» (Л. Аронзон, Р. Мандельштам, А. Морев, К. Унксова), кот. так и не был изд. Стал одним из составителей сб. «Круг» (Л., 1985) - перв. в стране официально изданного сб. неофиц. литераторов.
Создание поэтич. антологии лен. стихотворцев, не публикуемых в офиц. печати, началось в 1981 с «Островов». По воспоминаниям Ю. Колкера, в кач-ве одного из составителей этой антологии был приглашен Ш., кот. «относился к традиции почти с таким же отвращением», как Колкер к новаторству, и т.о. было достигнуто эстетич. равновесие. Ш. стал лидером коллектива составителей и напис. предисл. к сб., включившему 413 стих. 80 авторов. К 1997 Ш. закончил подготовку второго изд. «Островов», опубл. кот. не удалось.
В сб. «Круг» напеч. стихи и проза 34 авторов, в т.ч. 3 стих. Ш. (« Работа скульптора », « Галантерейщица », « Стал я глохнуть, как Бетховен …»).
Со 2-й пол. 1980-х читал стихи на мн. выставках и фестивалях искусства, в 1990-х - на регулярных поэтич. вечерах в ДК железнодорожников, в домах-музеях Ахматовой, Достоевского и на Мойке, 12; выступал с д-дами на конференциях по неофиц. культуре (1993–99), на филфаке СПбГУ (о Б. Лившице и самиздате), на вечерах памяти Е. Эткинда, Б. Бухштаба, А. Морева, Н. Рубцова, В. Рольник.
С кон. 1980-х стихи Ш. стали появляться в офиц. печати: альм. «День поэзии» (Л., 1986, 1987), «Молодой Л-д» (1989), газ. «Наш дом» (1989. 5–11 окт.), «Новая газ.» (1989–90); ж. «Искусство Л-да» (1991. № 1), «Книж. обозрение» (1994); «НЛО» (1995. № 14), антол. «Самиздат века» (Минск-М., 1997), ж. «Звезда» (1996–2011), антол. «Новая поэтич. формация» (СПб., 2008), антол. «Актуальная поэзия на Пушкинской–10» (Киев, 2009), антол. «Собрание соч.» (СПб., 2012) и др.
С 1994 по 2009 выпустил 6 печ. сб. («Все они фактически - печатный самиздат: сам задумал, сам составил и осуществил за свой счет» - «Автобиография»). Сб. « Свалка » (1994) посвящ. темам совр. искусства, в него вкл. репродукции работ Л. Добашиной. В сб. « Годы Свиньи » (1999; илл. А. Громова) «зафиксировал свое восприятие крутых перемен в российской жизни конца XX века (застой - перестройка - развал)» («Автобиография»). Гл. герой « Большой Книги Дворника » (2001; илл. С. Белого) - «бытовой человек в своей среде, порой воспаряющий над реальностью аж до звезд» (Там же). «Зародышем» этого сб. стали неск. стих. 1970-х, кот. «потребовали развития темы». По словам самого поэта, « Российские купипродамы за 280 лет. Стихоколлажи » (2004) «возникли в результате литературоведч. разысканий, когда в процессе перелистывания газ. подшивок на периферию зрения попадали рекламные объявления»: в этих текстах, начиная с петровских «Ведомостей», Ш. старался отыскивать «яркие черточки конкретного временнóго отрезка». В книге применен метод коллажа, т.е. «строительный материал» ее - готовые фразы, отобранные из многих тысяч просмотренных. « Осязание » (2009) - кн. «чистой» лирики. Сб. « Стихоопыты » (2009) возник в результате того, что поэт «на рубеже …нового тысячелетия ощутил потребность собрать в одной книге стихи, наиболее созвучные …убежденности в том, что поэзия (как, впрочем, и др. виды искусства и сама жизнь) должна находиться в постоянном движении, в развитии»: «Одна из идей книги состоит в том, что конкретное стихотворение - это особое формосодержание, в кот. содержателен должен быть каждый элемент формы. И надо не просто брать из имеющегося арсенала поэтич. средств готовое, многажды использованное, но, вглядевшись и вчувствовавшись в форму, извлекать из нее максимум возможностей, необходимых для выражения чувствомысли стихотворения. Причем формальный элемент может быть настолько содержателен, что способен даже стать содержанием целого стихотворения (см., напр., циклы « Танцы слов », « Танцы букв », стих. « Морская Люба »)» («Автобиография»).
Е. Эткинд отмечал, что Ш. «волнуют большие темы современности: национализм и удел русского еврейства, Россия и СССР, права человека в нынешнем мире - на любовь, на будущее и на память», «трагич. судьба женщин в сов. обществе». По мнению исследователя, поэзия Ш. «ритмически, интонационно очень разнообразна: то напевная, почти как романс, то громогласно-монологичная, то сдержанно-повествовательная», а «творч. масштаб этого …поэта таков, что его можно поставить в один ряд с мастерами сегодняшнего русского стиха».
Т. Буковская, посвятившая тв-ву Ш. д-д «Опыты перевода Пушкина верлибром» на XVI Международном фестивале свободного стиха (2009), полагает, что Ш. можно признать наиболее последовательным «формотворцем» в совр. рус. поэзии. Игровая, логически выстроенная манера стихового письма Ш. начала складываться в 1950–60-е под влиянием С. Кирсанова и обэриутов (для поколения, к кот. принадлежит Ш., «формотворчество» было сутью и смыслом поэтич. мастерства), но его словесные коллажи «купипродамы» следует считать посл. постмодернистскими текстами, «где всё - цитата, где как бы отсутствует авторский голос, но наличествует могучая авторская воля». При этом в «Стихоопытах» Ш. есть и еще одна важная составляющая - «внутри стихотворного текста присутствует и комментарий к нему, причем комментарий настигает строку мгновенно, вступает с ней в диалог, требует опровержения или дополнительного комментария к комментарию». Многослойная филологич. композиция не лишена иронии, но ирония возникает из внутритекстовых отношений, а не привнесена извне. И эта «филологич. ирония», несомненно, уникальная особенность тв-ва именно Ш.
Как признается сам поэт, сверхзадачей искусства ему видится возможность «извлечь содержание из формы», поэтому, чтобы высказать желаемое, ему нередко приходится отказаться от традиционной формы: «Жизнь - полиритмична, нередко аритмична. А потому невозможно без потерь вложить буквально всё, что хочешь выразить, в кирпичики-катрены (или в верлибры). Цель поэта, как я её понимаю,- расслышать и выразить жизнь во всём ритмическом, а также интонационном разнообразии, в мельчайших нюансах; шире - открыть новые, неведомые возможности слова, звука, смысла» (Беседы о поэзии с П. Брандтом // http://nattch.narod.ru/poesia4.html).
В 1985 опубл. в самиздате кн. « Слово и слава поэта: О Николае Рубцове и егостихах ». Значительно дополненный ее вариант вышел из печ. в 2005. В трактовке Ш. Рубцов в нач. 1960-х, в Л-де, «писал свободно и дерзко, не пытаясь понравиться официальной печати, но затем, в Москве, резко изменил ориентацию - вошел в среду почвенников, вписался в разрешенную поэзию и посмертно был назначен своими апологетами лучшим русским поэтом 2-й пол. XX века», что по мнению Ш., можно оценить как «путь вспять» («Автобиография»). Книга вызвала раздражение в националистич. кругах. Так, В. Бондаренко замечает, что «сами начальные воспоминания, написанные еще в 1984, вполне объективны», но в главе, посвящ. лен. периоду жизни Рубцова, Ш. необъективен, пытаясь «доказать, что в Ленинграде Рубцов был другим, чем в Москве и Вологде, там он и стал поэтом, написал свои лучшие стихи, потому что развивался в неформальной лит. среде, увлекался Иосифом Бродским и Алексеем Крученых». Критик полагает, что эту позицию можно охарактеризовать так: «модернист против традиционалиста». О том же пишет и В. Кошелев: отмечая воспоминания «друга и сподвижника» Рубцова по т.н. «ленинградскому» периоду тв-ва, о кот. мало написано, как яркие и ценные и оценивая помещенные в книгу стихотворения самого Ш. « ПамятиНиколая Рубцова » как «очень интересный, хотя и несколько натужный цикл, явно выделяющийся на фоне стихов, Рубцову посвященных», литературовед считает, что остальная часть кн. - «нечто вроде исследования, под заглавием “Заметки о стихах Николая Рубцова”» - представляет собой не более чем неудачную попытку «встать “всуперечь потоку” …и переписать уже написанную историю недавней русской словесности».
В 2000-е опубл. неск. драматургич. произведений: пять «микропьес» напеч. в ж. «Че» (СПб., 2005. № 2), микропьеса « Сальери и Сальери » - в альм. «Петербург–2006» (СПб., 2007).
В 2010–12 переводил с сербохорватского на русский стихи черногорского поэта М. Павловича. Неск. переведённых стих. опубл. в ж. «Звезда» (2011. № 12). Результатом этой работы стало совм. выступление поэтов в СПб. в сент. 2011 и подготовка полного сб. переводов.
Ш. - член Международной Федерации Русских Писателей (IFRW).
Архив Ш. хранится в ЦГАЛИ СПб. (Ф. 815).
Соч .: Свалка (совм. с Л. Добашиной): Стих., композиции. СПб., 1994; Годы Свиньи: Стих. СПб., 1999; Большая Книга Дворника: Стих. СПб., 2001; Российские купипродамы за 280 лет: Стихоколлажи. СПб., 2004; Слово и слава поэта. О Николае Рубцове и его стихах. СПб., 2005; Осязание: Стих. СПб., 2009; Стихоопыты: Стих. СПб., 2009; Стихи // Петербург. 20 лет: Юбил. выставка произведений петерб. художников 12–26 янв. 2013. СПб., 2012.
Лит. : Эткинд Е. О стихах Эдуарда Шнейдермана // Время и мы. 1982. № 64; Кто есть кто в совр. культуре. Вып.
С. Друговейко-Должанская