Шошин Владислав Андреевич


ШО́ШИН Владислав Андреевич [30.5.1930, Л-д - 21.11.2008, СПб.] - поэт, литературовед.

Отец ― ст. науч. сотрудник Ин-та физиологии им И. П. Павлова АН СССР, мать работала в системе Ленгороно. В годы войны находился в блокадном Л-де. На вой­не погибли отец и близкие будущего поэта, тема войны, блокады проходит через все его тв-во.

Перв. выступление в печ. состоялось в 1946 с одобрения поэта П. Ойфы в газ. «Ленинские искры».

В 1948 с золотой медалью окончил школу, в 1953 - филол. фак-т ЛГУ, по оконч. направлен в аспирантуру ИРЛИ (Пушкинский Дом) АН СССР. В 1958 защитил канд. дис. « Интернациональная тема в тв-ве Н. С. Тихонова ».

В ИРЛИ работал в Отделе сов. (новейшей) лит-ры (1956–69 и 1978–2008); в 1982–87 ― сотрудник Отдела теоретич. исследований, с 1986 ― вед. науч. сотрудник, с 2003 ― консультант.

В 1965 преподавал в ЛГУ, читал спецкурс «Введение в литературоведение». В 1965–79 по поручению ЦК ВЛКСМ и СП РСФСР работал в ж. «Аврора» в период его становления в кач-ве члена редколл. и зав. отделом критики, науки и искусства.

В 1979 защитил докт. дис. « Взаимодействие национальных литератур ».

Первый сб. стихов « Песни в пути » вы­шел в 1955 и вызвал положительные отклики В. Рождественского, В. Саянова, М. Дудина, В. Торопыгина, Е. Наумова, А. Дымшица, П. Выходцева. «Шошин весь в обаянии лирики, - писал в 1955 А. Прокофьев, - весь в восхищении перед красотой открывшейся его взору русской природы, перед путями, на которые зовут юность, молодость, родные просторы. У него хороший песенный „наст­рой”» (Товарищи ленинградцы // Прокофь­ев А. Свет поэзии. Л., 1975). В кон. 1950-х стихи Ш. появляются в лен. городской и обл. прес­се, в ж. «Огонек», «Молодая гвардия», «Звезда» и «Нева». В 1960 принят в СП СССР (позднее СП России), в том же году вышла его моно­графия « Николай Тихонов ». В 1962 в М. вышла втор. кн. стихов, с характерным для лирики той эпохи назв. « Первый гром », получившая широкие отклики как в СССР, так и в Болгарии и Польше.

Особое место в биографии писателя зани­мает его деятельность по охране памятников русской культуры, что во времена хрущевской «оттепели» не приветствовалось. Широкий резонанс получила статья Ш. « Гордиться славою своих пред­ков !» (Молодая гвардия. 1961. № 4), где автор выражал обеспокоенность пренебрежением нац. традициями. Был членом ЛО ВООПИК, в 1963 вместе с Д. Балашовым участвовал в сборе подписей под письмом в ЦК КПСС с протестом против уничтожения церквей в Карелии.

Ш. - лирич. поэт, чуждый разного рода экзальтации и экспери­ментаторства, его поэзия выдержана в классич. ритмах и строгой рифме. В лучших строках, как напр., «Дышало рябью вет­рено и сиро, / Но мир своей любовью осеня, / Ты шла ко мне - и сотворенье мира / Каза­лось делом завтрашнего дня» (цикл « Един­ственная ») Ш. словно возвращает читателя к поре русской сов. лирики нач. 1930-х (Б. Корнилов, А. Прокофьев, П. Ва­сильев), когда поэтич. индивидуальность обогащалась взаимовлиянием. В этом отно­шении творч. поиск Ш. словно объеди­нил позднего А. Прокофьева (в интонацион­но-ритмическом плане) и Н. Тихонова - «с марсианской жаждою творить» и геогра­фической устремленностью. Сев. тема неотрывно присутствует во всех путе­шествиях поэта как некий знак прародины, откуда его корни («Голубой осоки разгово­ры, / Желтые кувшинки в камыше, / Травяные горы Холмогоры, / Я ведь тоже северный в ду­ше...» (« Лягушонок скачет вдоль доро­ги ...»). Поэтому неудивительно, что в стих. голосе Ш. проры­вается диалектное, северное - «на́ море», «на́ берег», «вон дымок поднимается» и т.д. География стихов Ш., включающая разные страны и края, с большими и малыми города­ми, поселками и полустанками. То же и с населенностью его лирики, насчитывающей неск. десятков ист. людей. В этом сказывается неудержимая тяга поэта к эпосу в форме лирич. дневника, хотя ни одно стих. его гл. книг не датирова­но. Ни жалоба, как отправное свойство эле­гии, ни разочарование, ни тем более сарказм не свойственны поэзии Ш. Благодарность ми­ру - редкое кач-во, возвращающее поэту право быть словно «не в себе»: говорить с са­мим собой, здороваться со всем живым и не­живым, учреждать свои праздники. «На соп­ках снег... Под утро, верно, выпал. / Встает заря в коронном серебре. / Я слышу - снег прессуется со скрипом... / Какой нежданный праздник в сентябре!..» (« Беломорские узоры »); или: «Зажглось листом кленовым воскресенье, / И Павловску не молкнуть до­темна. / О майский день! / О светлый день осенний! / Смешались в сердце / Года време­на...» (« Золотая осень »).

Лучшие стихи поэта психологичес­ки достоверны: «Осень приходила из-за мо­ря, / Свадьбами сужала круг подруг...» (« В Зимней Золотице »); или тематически сопоставимое с «Ледоходом» Н. Гумилева, - «Страшнее, живя в неволе, / Как будто на во­ле жить...» (« Белый медведь в Каирском зоопарке »); или точно переданные чувства восторженного современника: «Рассвету в пять утра не спится, / Он в мир выходит не дыша, / И, как разбуженная птица, / Поет славянская душа» (« Славяне »); цикл о бло­каде: « Три письма ленинградским вра­чам ». Среди стихов Ш. следует выделить такие как « Не мое ли это эхо...», «Летели чайки с вестью торопливой...», «Со­сны плавают в дымке хрустальной...», «Цветы», «То ли грозен, то ли не­жен...», «Я приеду к тебе...», «Как мно­го было...», «Каждый день - неповто­римый ...» и мн. др. Цикл « Стихи о мате­ри » и поэма « Ленинградская симфония » стали лучшими произве­дениями в творчестве поэта. В «Ленинград­ской симфонии», по словам М. Дудина, «воз­никают, развиваются, пропадают и вновь возникают мотивы детства, юности, первой любви, нелегкого мужания. Лирич. зву­ковая россыпь то и дело прорезывается бо­лее глухими и тяжелыми звуками, возникают мотивы Истории: блокады, войны, победы, мира, современности» (М. Дудин. Взволно­ванность поэтической души). В «Ленинградской симфонии» есть слова о Ленине, партии, революции, но писались они не гос. лириком, а человеком, вполне разделявшим общие представления. В 1987 выходит кн. Ш. « Судьба и счастье - Ле­нинград », собравшая лучшие произведе­ния, после чего поэт ощутил на себе всю го­речь издательского невнимания. В 1990 за свой счет автор издает «лирический путе­водитель» по городу « Остановись, про­хожий! Не спеши », некоторые отрывки из которого публиковались в ж. «Звезда». В 1990-е Ш. продолжал работать над лирич. эпопеей « Петр Великий и наше время ».

Переводил с осетинского, белорусского, украинского, эстонского грузинского, фран­цузского, болгарского, немецкого яз. Среди переведенных Ш. поэтов - Н. Бараташвили, Г. Табидзе, М. Танк, А. Нысаналин, А. Сийг, Я. Ругоев, Н. Гильен, Б. Олейник. На стихи Ш. писали музыку В. Соловьев-Седой, С. Баневич, М. Кочетова, Ю. Щекотов, В. Стратуца.

Автор более 30 кн., многочисл. статей. Осн. направление литературоведческой деятельности Ш. ― взаимодействие нац. лит-р и культур. Автор монографии « Интернационалисты - мы! » (1982), двух изд. учебного пособия « Лит-ра народов СССР » (1977, 1982), статей о Джамбуле, А. Кунанбаеве, М. Ауэзове и др. Ш. известен также работами о Н. Тихонове (1988, кн. « Николай Тихонов », переведена на англ. яз.), о тв-ве Н. Гуми­лева, М. Булгакова, А. Платонова, М. Зо­щенко, С. Есенина, В. Маяковского, о лит. объеди­нениях нач. XX в. (имажинисты, «Содружество» и др.)

Составил антологию поэтов блокадного Л-да (1985), публиковал мат-лы о писателях-жертвах полит. репрессий (сб. «Распятые». Вып. 1–2. 1993–94).

Автор 50 статей для словарей ИРЛИ «Русские писатели. XX в.» (1998) и «Русская лит-ра X в. Прозаики, поэты, драматурги» (2005).

Соч.: Николай Тихонов. Л., 1960 (М., 1988); Героям-тихоокеанцам. Владивосток, 1966; Развернутым фронтом. М., 1967; Избр. лирика М., 1967; Век рождения. Л., 1972; Снегириная заря. Л., 1973; Вороний камень. М., 1975; Тропой весенних жу­равлей. М., 1975; Открытие мая. М., 1977; Стихотворе­ния. Л., 1979; Вставайте на рассвете! М., 1980; Ленинградская симфония. Л., 1983; Вечной молодости свет. М., 1985; Поэт Александр Прокофьев. Л., 1965; Поэт и мир. Л., 1966; Гордый мир. М., 1966; Николай Тихо­нов. Л., 1960; Летопись дружбы. Л., 1971; Поэт роман­тического подвига. Л., 1976; 2-е изд. 1978; Интернацио­налисты - мы! Л., 1982; В Пушкинском Царском селе. СПб., 1999; Николай Заболоцкий и Грузия. СПб., 2004; Победа, ты навеки с нами! СПб., 2005.

Лит.: Выходцев П. «Мне до всего есть дело...» // Не­ва. 1963. № 6; Колпаков А. Гордый мир // Октябрь. 1967. № 7; Петров М. [Рец. на сб. «Вечной молодости свет»] // Молодая гвардия. 1973. № 2; Заманский Л. Век рождения // Волга. 1974. № 11; Редькина В. Мне нет судьбы иной // Москва. 1976. № 10; Ласта К. [Рец. на «Вороний камень»] // Звезда. 1976. № 12; Заманская В. «От сердца к сердцу строя мост...» // Молодая гвардия. 1978. № 10; Панченко И. «Есть на что опереться...» // Лит. обозрение. 1978. № 12; Писатели Л-да: Биобиблиогр. справочник. 1934–81 / Авт.-сост. В. Бахтин и А. Лурье. Л.: Лениздат, 1982; Молдавский Д. Сим­фония города: [Рец. на кн. «Лен. симфо­ния»] // Нева. 1984. № 1; Мезинов Л. Аккор­ды памяти // Октябрь. 1984. № 8; Пушкинский Дом: Мат-лы к истории. 1905–2005. СПб., 2005; Филологич. фак-т СПбГУ: Мат-лы к истории фак-та / Авт.-сост. И. С. Лутовинова. 4-е изд. СПб., 2008; Биобиблиогр. справочник СПбО СП России / Сост. А. И. Белинский. СПб.: Дума, 2011.

В. Прокофьев

  • Шошин Владислав Андреевич