Шпаков Владимир Михайлович


ШПÁКОВ Владимир Михайлович [10.1.1960, Брянск] - прозаик, драматург, критик.

Отец - инженер-технолог; мать - мастер текстильного предприятия.

В 1977 переехал в Л-д, закончил ЛЭТИ. После окончания работал в оборонном ЦНИИ «Аврора», на воен. флоте в кач-ве гражданского специалиста. Позднее в многотиражной прессе, на радио, охранником, кочегаром котельной, осветителем в Капелле. Учился в Лит. ин-те им. М. Горького (1990–95, семинар прозы А. Приставкина). Работал зав. отд. прозы ж. «Нева» (2003–07). В наст. вр. заместитель гл. ред. ж. «Зинзивер». Член СП СПб. и Союза российских писателей (1996, реком. А. Приставкина, В. Маканина).

Перв. опыты в драматургии и прозе - кон. 1980-х. Перв. публ. - рассказ «Хутор » (Огонек. 1992. № 2). В 1994 опубл. рассказы в ж. «Октябрь» и «Аврора», к моменту окончания Лит. ин-та имел ряд публ. в различных моск. и петерб. ж.

В 1995 принял участие в Совещании молодых писателей Северо-Запада (Дом тв-ва «Комарово»), в янв. 1996 - во Всероссийском совещании молодых писателей в Ярославле (рук. семинара В. Маканин).

Проза Ш. отличается убедительностью, емкими деталями и точными речевыми характеристиками персонажей. Это жесткая реалист. проза, опирающаяся на опыт жизни, динамичная и драматичная в своей основе. Но одного жизнеподобия автору мало, уже в Лит. ин-те Ш. сделал перв. попытки выйти за пределы реализма. Свидетельство тому - рассказ «В глубинке» (Октябрь. 1994. № 12), где реальная жизненная драма воплотилась в стилистике «фантастич. реализма», что в дальнейшем сделалось одним из осн. направлений в тв-ве прозаика. В 1990-е много и плодотворно работал, реализуя себя в жанре рассказа. Итог - сб. «Клоун на велосипеде» (СПб.: Геликон-плюс, 1998), вобравший в себя лучшие произведения, напис. в 1990-е и послуживший основой для реализации более крупных прозаич. форм.

С нач. 2000-х активно печ. в периодике. В небольшом романе «Кто брат твой?» (Дружба народов. 2000. № 12), жанр кот. Ш. обозначил как «военно-морская фантазия», причудливо, но весьма убедительно сплелись реалист. детали, почерпнутые из опыта жизни, и условные образы, порожденные фантазией автора. Тема - война в ее философском измерении, вечное противостояние разных миров, жесткость и стремление уничтожать себе подобных как изначально присущее человеку свойство.

Философичность, стремление не скользить по верхам, а проникать вглубь бытия заявлены в произведении как творч. принцип, продолженный в «провинциальной фантазии» под назв. «Сны Апорья» (Нева. 2003. № 12). В произведении ставится проблема поиска жизненных основ в мире, где большие мифы - культурный, социальный, религиозный и т.д. - оказались разрушены. Критика оценила роман по-разному. Л. Березовчук.: «Прозаическое письмо, разработанное автором, оказывается поразительно действенным и динамичным… Это гипертекст не постмодернистского типа, когда одни эпизоды, комментирующие другие, принадлежат разнопорядковым культурным и интеллектуальным территориям, а гипертекст на сто процентов авторский, т.е. подчиненный логике фантазии, воображения, знания реальности и - в конечном итоге - авторской идее». Иную точку зрения предложил А. Балакин: «Текст построен подобно авангардистской джазовой композиции, где сначала задается тема, кот. затем каждый инструмент пытается развить по-своему, независимо от других. Причем финал ее неожиданно наступает в том месте, когда слушателю начинает казаться, что вот-вот в этом хаосе проявится хоть какой-то смысл».

Роман «Игры на поле Ватерлоо» (Нева. 2004. № 12) посвящ. насущным проблемам современности. Вот как оценил его ж. «Дружба народов»: «Надо сказать, что романный мир вообще “настоящий” - несмотря на очевидную условность и фантастичность отдельных элементов повествования. Автор убедительно и драматично описал неуловимую стихию, кот. вторгается в нашу жизнь, грозя ее перевернуть, извратить и поставить с ног на голову. Этот роман есть попытка выявить проблематику, кот. лет тридцать-сорок назад не то чтобы не существовала, но была не очевидна, существовала где-то на обочине жизни. Это попытка передать ужас нашей повседневности, кот. мы стараемся не замечать» (Д. Григорьев).

Ш. работает и в стилистике, близкой письму С. Довлатова. В кон. 1990-х - нач. 2000-х создает цикл рассказов, основанных на биографии, с преобладанием иронии и сквозным героем-рассказчиком (alter ego автора). Таков рассказ «Капитанский чай» (Нева. 2002. № 8). Цикл стал одним из разделов втор. кн. Ш. - «Год петуха» (СПб.: Алетейя, 2006), во втор. разделе кот. собраны иные рассказы - напис. в духе «метафизического реализма», напр., «Железный Ренессанс» .

В ж. «Октябрь» о «Годе петуха» писали: Ш. «старается разглядеть среди многих возможных наиболее безопасный, но при этом и наиболее трудный и предельно напряженный путь к человеку внутреннему. Именно в таких стараниях и написана эта по видимости легкая и словоохотливая, а по сути - веская в мысли и слове книга... Книга живая, т.е. верная и доброй сложной мысли, и отзывчивой на всякий клик жизни душе» (В. Холкин). Критик верно подметил, что вне зависимости от стиля и эстетики Ш. стремится пробиться к «человеку внутреннему», старается добраться до сущностей, не ограничиваясь описанием явлений.

В 2000-х Ш. продолжал активно осваивать романную форму. Им напис. роман «Стражник» (Урал. 2008. № 1–3), в центре кот. проблема свободы творч. личности и границ этой свободы. Роман «Счастливый Феликс» (Дружба народов. 2009. № 10–11; отд. изд. - М., 2010) посвящ. теме человек и деньги в совр. мире. Один из откликов на роман «Счастливый Феликс» принадл. А. Мелихову: «Это и есть герой нашего времени - служитель химер, воображающий себя прагматиком. Кажется, он… служит земному - деньгам. Но на деле деньги для него лишь орудие, даже оружие - это дивизии и пушки, ракеты и гранаты, средства ведения экономической войны. В общем, поскреби нынешнего рационалиста - и тут же прорвется магма иррациональности: грезы вместо фактов, фантомы и символы вместо предметов».

В кн. «Игры на поле Ватерлоо» (СПб.: Геликон-плюс, 2010) вошел, кроме одноименного романа, роман « Сны Апорья ». Кн. удостоена лит. премии Н. Гоголя за 2010. Рассказы, повести и романы Ш. неоднократно выдвигались на др. премии - Ю. Казакова, И. Белкина, Русский Букер, Нац. бестселлер.

Посл. по времени прозаич. публ. Ш. - роман «Смешанный brak» (Дружба народов. 2011. № 10–11).

В 2005 обратился к жанру драматургии. За посл. годы написал 7 пьес. Пьесы «Кукушкины слезы» (2009) и «Фокусники» (2012) поставлены в виде радио-спектаклей на «Радио России».

Написал десятки рец. и критич. ст., публ. в ж. «Октябрь», «Знамя», «Дружба народов», «Нева», «Крещатик», «Питерbook», в газ. «Смена», «Час пик» и др.

Соч.: Клоун на велосипеде: Рассказы. СПб., 1998; Год петуха: Рассказы. СПб., 2006; Игры на поле Ватерлоо: Два романа. СПб., 2010; Счастливый Феликс: Роман. М., 2010; Смешанный brak // Дружба народов. 2011. № 10–11.; Возвращение из Мексики. Рассказы, повести, пьесы. СПб., 2013.

Лит.: Балакин А. Лекарство от бессонницы // Знамя. 2004. № 6; Григорьев Д. Homo ludens на поле Ватерлоо // Дружба народов. 2005. № 7; Березовчук Л. Топография обезумевшего общества // Октябрь. 2006. № 1; Елагина Е. Пока петух не клюнул… // Дружба народов. 2006. № 8; Холкин В. «Народ тугопонимаемый и языческий…» // Октябрь. 2007. № 6; Мелихов А. Служитель химер // Крещатик. 2011. № 4.

А. Мелихов

  • Шпаков Владимир Михайлович