Шпанов Николай Николаевич


ШПÁНОВ Николай Николаевич (псевд. К. Краспинк) [10(22).6.1896, г. Никольск-Уссурийский Приморской губ. (ныне г. Уссурийск Приморского края) - 2.10.1961, М.] - прозаик, журналист, сценарист.

Сын железнодорожного служащего (по устному свидетельству дружившего с Ш. А. Д. Морозова, тот происходил из остзейского рода von Schpanoff, потомки кот. ввиду бедности были вынуждены во втор. пол. XIX в. переселиться из родового гнезда в Эстляндии на новоприсоединенный к России Дальний Восток). По окончании классич. гимназии Ш. поступил на кораблестроительный фак-т Пг. политехнич. ин-та, откуда в связи с началом Первой мировой войны перевелся в Военно-инженерное училище. В 1916 окончил Высшую офицерскую воздухоплавательную школу и принимал участие в боях. Добровольно вступил в 1918 в Красную Армию, где около 20 лет служил в среднем командном составе Военно-воздушного флота. После демобилизации был зав. отдела печати ЦАГИ , ред. ведомственных ж. «Вестник воздушного флота», « Техника воздушного флота », « Самолёт » и др. С 1939 всецело посвятил себя лит. труду (член СП СССР).

С 1925 регулярно печ. в изд. Добролета и Осовиахима, пропагандируя авиацию как наиболее действенное средство укрепления обороноспособности страны (« Что сулит нам воздух », 1925; « Мирное применение воздушного флота и воздушный флот в гражданской войне », 1928; « Дирижабль на войне », 1930; и др.). Написал ряд брошюр и кн. (« Самолет как средство сообщения », 1925; « Водяные вездеходы: Что такое глиссер и для чего он нужен », 1927; 2-е изд.: М., 1928; « Сов. снегоходы: Что такое аэросани и для чего они нужны ». М., 1927; 2-е изд.: М., 1928; « Сердце самолета: Как работает и устроен авиационный двигатель ». М., 1927; и др.), сыгравших заметную роль в массовом увлечении авиацией в 1920-е. Создал цикл метод. пособий, напис. просто и увлекательно, с помощью кот. ранее незнакомый с техникой человек к концу восьмимесячного цикла обучения мог чинить авиац. моторы. Изд. учебник для летных училищ « Основы воздушных сообщений » (1930), напис. совм. с М. Дзиганом « Сов. авиационные моторы » (1931).

С 1927 регулярно публ. во «Всемирном следопыте» и в «Крестьянской газ.», выступая с рассказами для юношества и путевыми очерками. Участвовал в организованных Осоавиахимом агитационном перелетах дирижабля в Коми и на Дальний Восток (« Наш полет в лесные дебри », « Красный камень »; оба - 1926) и Автодором агитавтопробеге (« По автомобильной Трансевразии: На автомобиле по уссурийскому бездорожью », 1930). В 1929–32 в тв-ве Ш. главенствовала арктич. тема: он участвовал в походе «Красина», побывал на о. Новая Земля и Колгуеве (« Полярный поход “Красина” », 1929; « Во льды за “Италией” », 1929; « В страну вечных льдов », 1930, « Подвиг во льдах », 1930; « Край земли », 1930; 2-е изд. 1939). От путевых очерков перешел к беллетристике, издав два сб. рассказов « Загадки Арктики » (1930), « Песцы » (1931) и повесть « Лед и фраки » (1932). Работа над кн. об авиаторах привела Ш. к изучению истории изобретений в обл. моторостроения, в результате чего в 1934–36 опубл. неск. кн. на эту тему: « Рождение мотора » (1934; 2-е изд. 1936), роман « Четыре такта » (1935), повесть « История одного великого неудачника » (1936) и беллетризированную биографию « Джеймс Уатт » (1936). На примере судеб Ж. Ленуара, Д. Папина и Дж. Уатта пытался показать трагич. характер взаимоотношений изобретателя и об-ва (в дальнейшем к сюжету о похищении изобретения Ш. возвращался неоднократно в своих приключ. Романах).

Всенародную известность Ш. принесла повесть « Первый удар » (1936; Воен. изд-во Наркомата обороны ), рассказывающая о том, как в случае агрессии сов. авиация сразу поразит врага в его логове. Выходившая гигантскими тиражами как в «Биб-ке командира», так и в «Библиотеке школьника», повесть Ш. (имевшая подзаг. «Повесть о будущей войне») и созданный на ее основе кинофильм « Глубокий рейд » (1937, сценарий в соавт. с П. Малахов ым; реж. П. Малахов) служили иллюстрацией офиц. воен. доктрины. Вместе с аналогичными произв. С. Беляева, В. Курочкина, П. Павленко роман служил худож. подспорьем сталинского тезиса о войне «малой кровью и на чужой территории». После подписания Советско-германского пакта кн. была изъята из продажи.

В годы войны опубл. биографич. очерк « Майор Кошевой » (1941), биографич. повесть о герое-летчике Н. Гастелло « Мальчик из Полесья » (1942) и сб. рассказов « Горячее сердце » (1942). Удовлетворяя возникшую в годы войны потребность в агитационной лит-ре с захватывающим авантюрным сюжетом, создал « Тайну профессора Бураго » (Вып. 1–6. 1943–44), где были представлены традиционные для Ш. персонажи: гениальный изобретатель, коварные шпионы, проницательные контрразведчики, беспечные начальники и бдительные простые сов. люди. Роман пользовался необычайным читательским успехом (переизд.: Абакан, 1945).

Во вр. войны принимал участие в работе над худож. фильмом «Морской ястреб» (1941; реж. В. Браун; вышел на экраны в янв. 1942). Снимать фильм начали до начала войны на Одесской киностудии , завершался в Новороссийске, Махачкале, Ташкенте. Ш. – автор сценария (в соавт. с А. Михайловским).

В годы войны приступил к работе над романом « Поджигатели » (1949), где Вторая мировая война была представлена как результат сговора американских империалистов с германскими фашистами. Продолжением «Поджигателей» явился роман « Заговорщики » (1951), посвящ. трактовке послевоен. событий в том же ключе. Оба романа выдержали ряд переизд. Тематич. новизна романов, их многоплановость, сюжетная занимательность, непривычное для сов. читателя обширное цитирование секретных док-тов обеспечили романам Ш. на протяжении неск. лет стабильный читательский успех, чему способствовал и сам Ш., вносивший в переизд. дополнения и исправления сообразно с требованиями момента. Многоплановость сюжетных линий была подчинена сугубо дидактическим целям: с той же наглядностью и обстоятельностью, кот. ранее отличала его руководства по самостоятельной починке авиационных моторов, Ш. показывал технологию развязывания новой мировой войны империалистич. хищниками с помощью предателей из соц. лагеря. Отрицательные персонажи выписаны Ш. с бóльшей тщательностью, чем достаточно однообразные в своих добродетелях коммунисты и борцы за мир. Дополнявшие в худож. отношении офиц. пропаганду, оба романа Ш. выдержали за короткий срок неск. десятков переизд., ибо в условиях дефицита приключенческой лит-ры читатели были склонны видеть в романах не сколько идеологическую, сколько авантюрную составляющую. Несмотря на то что все цитируемые Ш. док-ты были сочинены им самим (как, напр., расписка Тито в получении им денег от ЦРУ), не только в читательской, но и в писательской среде сложилось впечатление о Ш. как о необычайно сведущем человеке, кот. будто бы был посвящен в важнейшие гос. тайны.

После 1954 романы Ш. не переизд., а «Заговорщики», имевшие особую антититовскую направленность, подлежали изъятию из биб-к и книготорговой сети, так же как и памфлет Ш. « Дипломаты “плаща и кинжала” » (1952), содержащий очерки об организованных сов. госбезопасностью в соц. странах на рубеже 1940–50-х однотипных полит. процессов по обвинению кардинала Мидсенти, Т. Костова, Л. Райка, Р. Сланского и др. в сотрудничестве с американскими «поджигателями войны» и их подручными из рядов «мирового сионизма». Несмотря на скромность собственно лит. достоинств, оба романа до сер. 1960-х пользовались устойчивым признанием в читательских слоях и во многом повлияли на формирование у сов. человека послевоен. времени специфич. конспирологич. стереотипов мировоззрения. Несомненно влияние Ш. на тв-во А. Ардоматского, А. Чаковского, Ю. Семенова, ранних Стругацких.

Несмотря на свою значимость в лит. иерархии нач. 1950-х, Ш. почти не принимал участия в лит.-общ. жизни, старался держаться как можно далее и от власти, и от лит. среды. Создавая «великие произведения, правдиво отражающие нашу великую эпоху» (А. Дымшиц), он видел в этом прежде всего посильное исполнение своего долга перед сов. империей, а с началом «оттепели» оказался в полной лит. изоляции, хотя находился в расцвете своих сил и не нуждался в средствах. Кн. Ш. на полит. темы после XX съезда КПСС казались настолько одиозными, что он был вынужден вновь обратиться к псевдодетективным сюжетам о шпионах. Несмотря на то что Ш. никогда не был объектом каких-либо идеологич. проработок и был исключительно корректен в личном и деловом отношениях, лит. репутация его была такова, что в сер. 1950-х печатать новые кн. Ш. соглашались лишь «Трудрезервиздат» и «Воениздат». В первом увидели свет неск. кн. для юношества; по заказу последнего для «Библиотечки военных приключений» Ш. написал « Похождения Нила Кручинина » (1955; 1956; одним из первых создав в сов. лит-ре образ сыщика) и « Ученик чародея » (1956). «Детгиз» изд. повесть « Связная Цзинь Фын » (1955) - о китайской девочке-разведчице, мужественно сражающейся против гоминьдановцев. Существенно переработанное переизд. «Тайны профессора Бурого» под назв. « Война невидимок » (1958), мгновенно разошедшееся 225-тысячным тиражом, вызвало недоуменные отклики в прессе, перешедшие в травлю Ш. (Белкин А. Куда идет писатель Н. Шпанов // Комсомольская правда. 1959. № 68 (10393). 21 марта). В 1959 появилась кн. « Повести об удачах великих неудачников ».

Посл. годы жизни тяжелобольной Ш. прожил на хуторе Эсберг Ракверского р-на Эстонской ССР, работая над посвящ. современности завершающей частью трилогии, начатой «Поджигателями» и «Заговорщиками». Выход в свет пропагандистского «антиамериканского» фантастастич. романа-памфлета, созданного по рецептам «холодной войны», « Ураган » (Искатель. 1961. № 1) прошел почти незамеченным, так же как осталась незамеченной и кончина самого Ш. (Качер Л., Беляева Л. Спецпохороны в полночь: Записки «печальных дел мастера». М., 1991). По роману «Ураган» поставлен фильм «Генерал и маргаритки» (1963, реж. М. Чиаурели).

Архив хранится в РГАЛИ.

Соч .: Таинственный взрыв // Всемирный следопыт. 1925. № 8; Край земли: Путевые заметки. М.-Л., 1930; Загадка Арктики: Рассказы. М.-Л., 1930; Песцы: Сб. М., 1931; Лед и фраки: Повесть. М., 1932; Первый удар. Повесть о будущей войне. М., 1939; Первый удар: Повести и рассказы. М., 1939; Горячее сердце: Сб. рассказов. М., 1942; Заговорщики: Роман. М., 1951; Поджигатели. М., 1953; Искатели истины. М., 1955; Ученик чародея. М., 1956; Красный камень: Сб. М., 1957; Война «невидимок». М., 1958; Ураган. М., 1961.

Лит.: Водопьянов М. [Предисл.] // Шпанов Н. Первый удар. Повесть о будущей войне. М.-Л., 1939; Войтинский С. Без знания дела // Комсомольская правда. 1957. № 235 (1947). 3 окт.; Чуваков В. Шпанов Николай Николаевич // КЛЭ. Т. 8. М., 1975; Мацуев Н. Русские сов. писатели. 1917–67. М., 1981; Шпанов Николай Николаевич // Энц. фантастики: Кто есть кто / Под ред. В. Гакова . М., 1997; Федоров А. Сов. кинофантастика о войне и космосе: герменевтический анализ // Вопросы культурологии. 2011. № 11.

М. Безгодов, А. Соколов и др.

  • Шпанов Николай Николаевич