Штейн Александр Петрович


ШТЕЙН (наст. Рубинштейн) Александр Петрович [15(28).9.1906, Са­марканд - 5.10.1993, М.] - драма­тург, сценарист, мемуарист.

Родился в семье служащих. Детство и юность Ш. прошли в Ср. Азии, где он приобщился к рев. событиям. В годы Гражданской войны служил в отряде ЧОН (частей особого назначения), воевал против басмачей. Тогда же начал публ. свои заметки в газ. бухарской группы войск Туркестана и в «Правде Востока». Важ­ную роль в судьбе Ш. сыграли его приезд в Пг. в 1923, учеба в ЛГУ и актив. журналист. работа, в т.ч. гл. ред. лен. театрального ж. «Ис­кусство и жизнь» (1935–40). Служба во вре­мя Великой Отеч. войны ст. политруком на линкоре «Октябрьская рево­люция» и спецкором центр. газ. «Крас­ный флот» в блокадном Л-де навсегда связали Ш. с жизнью воен. моряков, пре­допределили темы и сюжеты мн. его пьес.

Перв. пьесы Ш. - « Нефть » (1929) и « Утопия » (1930), созданные совм. с братьями Тур и Я. Горевым, были не более чем драматизир. газ. очерка­ми. Но уже в перв. самостоятельной пьесе « Талант » (1934) проявились, хотя еще и не в полной мере, свойственные Ш.-драматургу интеллектуальное начало и умение строить психологически сложный характер. Работа над киносценариями « Балтийцы » (1936, совм. с А. Зеновиным) и « Штурм » (1939, совм. с А. Файнциммером) под­вела Ш. к благотворной, но рискованной теме кронштадтского мятежа 1921, воплощенной им в пьесе « Вес­ной двадцать первого » (1939). Спустя четверть века он вернулся к этой теме, пере­работал пьесу, создав новый ее вариант под назв. « Между ливнями » (1964). Ав­тор счел необходимым ввести в пьесу образ Ленина и посредством его внутр. монологов усилить драматизм ист. ситуации, полнее раскрыть соц. кор­ни кронштадтского мятежа. Однако пьеса бы­ла осуждена офиц. критикой тех лет, не удовлетворенной прежде всего тем, что вождь показан «в своей кремлевской кварти­ре, в полном одиночестве, вне круга своих соратников, вне общения с трудовым наро­дом», лишь «произносит большие монологи наедине с собой» (Ответственность художни­ка. Об одной неудачной пьесе // Театр. 1964. № 9).

В годы Великой Отеч. войны Ш. написал киносценарии « Подводная лод­ка Т-9 » (1943) и неожиданную для него са­мого комедию « Крестовский остров » (« Добро пожаловать », 1943, совм. с З. Аграненко). Этот период не оставил в творч. биографии Ш. значительных произведений, но он дал драматургу такой запас жизненных наблюдений и такой заряд творч. энергии, кот. ему хватило на долгие годы. С этим связано пробуждение интереса писателя к истории русского флота. Пьеса « Флаг ад­мирала » (1950, Сталинская премия 1951) и созданный на ее основе фильм « Адмирал Ушаков » (1952) сделали имя Ш. как одному из ведущих сов. драматургов. Худож. исследование истории русской революции он продолжил в пьесах « Пролог. Картины из времени революции 1905 года » (1952), «Между ливнями». Написанная в кон. первого послевоен. десятилетия « Гостиница “Астория” » (1956) стала од­ной из наиболее изв. пьес Ш., своего рода «визитной карточкой» драматурга. В ней отразились не только живая память о прошедшей войне, но и ист. взгляд на нее с позиции человека, обогащен­ного знанием фактов, открывшихся позднее, в переломную эпоху втор. пол. 1950-х.

Острое чутье журналиста, присущее Ш., определило и др. особенность его тв-ва - пост. интерес к современнос­ти, к злободневным ее проблемам, стремле­ние запечатлеть жизнь в ее быстротечности. Порою это увлекало Ш. на ошибочный путь, как, напр., в пьесе « Закон чести » (1948) и созданном на ее основе фильме « Суд чести » (1948, Сталинская премия ― 1949), втянувшими писателя в кампанию борьбы с космополитизмом. Но в большинст­ве пьес Ш. о современности его стремление к актуальности и остроте коллизий, к откры­той публицистичности и тенденциозности да­вало позитивные творч. результаты. Так, пьеса « Персональное дело » (1954), не­смотря на заведомую облегченность кон­фликта, отмеченную критикой (М. Щеглов), сыграла своеобразную и заметную роль в истории борьбы нашей лит-ры за под­линно демократич. принципы жизни. Си­ла эмоционального протеста против неспра­ведливости, творимой по отношению к гл. герою пьесы коммунисту Хлебникову, как ни странно, заставляла читателей и зри­телей на какое-то время забыть о ее недо­статках. По выражению одного из рецензен­тов, «публицистический заряд пьесы оказал­ся сильнее ее художественных достоинств» (Огнев В. Искусство жизнестроения // Театр. 1956. № 3).

Несомненной вехой на творч. пути Ш. стала и драматич. повесть « Океан » (1960). В ней удачно соединились изображе­ние любимой писателем среды воен. мо­ряков с публиц. остротой и жиз­ненностью коллизии. Желание лейтенанта Часовникова после 6 лет службы уйти из флота наталкивается на решительное сопро­тивление командира корабля Платонова. Сберечь способного воен. специалиста для флота - значит сохранить в нем лич­ность. Таков истинный смысл борьбы за ду­ховное выздоровление Часовникова, кот. ведется в пьесе. При этом позиции героев не только словесно аргументированы, но и подкреплены смелыми, неординарными поступками. Ни одна из пьес Ш. не ставилась так широко по всей стране и не вызывала та­кого обилия печ. откликов, как «Оке­ан». По мнению драматурга А. Салынского, наиболее талантливое воплощение пьеса по­лучила в 1961 на сценах БДТ им. М. Горько­го (реж. Г. Товстоногов) и Центр. те­атра Сов. Армии (реж. А. Дунаев).

Ряд пьес Ш. посвящ. изображению част­ной, семейной жизни, где доминируют столк­новения нравств. порядка, непростые, порой прихотливые человеч. взаимоот­ношения, в т.ч. между старшим и молодым поколениями: « Вдовец » (1966), « Аплоди­сменты » (1967), « Ночью без звезд » (1974), « Черный гардемарин » (1980), « Он и она » (1984) и др. Эти пьесы, отме­ченные любовью к человеку, стремлением вы­явить моральные стимулы его поступков, вы­зывали неизменный интерес у театров и зри­телей, иногда порождая острые дискуссии (см., напр.: Кораллов М. К спорам о «Вдовце» // Театр. 1967. № 1). Ш. не чу­рался и комедийного жанра, хотя и не про­явил особой привязанности к нему. Наибо­лее изв. его комедия - « Весенние скрипки » (1959), пьеса о жителях нового района М., напис. в поэтич. мажорной интонации.

Особое место в тв-ве Ш. занимает созданная им в 1970-е драматич. трило­гия « Художник и революция »: пьесы « У времени в плену » (1969) - фантазия на темы Вс. Вишневского, « Поющие пески » (1971) - по мотивам произведений Б. Лав­ренева, « Версия » (1975) - об А. Блоке и его пути к революции. Написанные в жанре лит.-биогр. драмы, эти пьесы, одна­ко, не претендуют на портретное сходство персонажей с реальными историч. ли­цами, а отличаются своим, авторским видени­ем их духовного и творч. облика. Фак­ты биографии писателей, художников рево­люции, переплетаются здесь с судьбами геро­ев их произведений. В таком повороте традиц. жанра критика усматривала нова­торство драматурга (Н. Зайцев). К. Симонов считал, что в трилогии Ш. с осо­бой очевидностью проявилось «лирическое, в чем-то даже исповедальное начало» (Предисл. // Избр.: в 2 т. Т. 1). Логиче­ским ее продолжением явилась автобиогр. пьеса Ш. « Жил-был я ...» (1977), воспроизводящая события рев. юности героя с высоты более чем полувекового движения истории.

Попыткой осмыслить пройденный путь, запечатлеть черты бурного ист. времени являются и мемуарные кн. Ш.: « Повесть о том, как возникают сюже­ты » (1964), « Второй антракт » (1975), « Небо в алмазах » (1976), « Наедине со зрителем » (1982), « Непридуманное » (1985). На страницах этих кн., демонстри­рующих, по словам А. Анастасьева, «редкий дар памяти» их автора, оживают портреты мн. лит. и театральных людей, с кот. сводила писателя жизнь, раскрывается творч. и сценич. история его произведе­ний, его понимание театр. эстетики, особенностей зрительского восприятия и т.д.

Проживал в Л-де в Доме-коммуне инженеров и писателей, т.н. «Слеза социализма», на ул. Рубинштейна, д. 7.

Соч.: Киносценарии. M., 1950; Пьесы / вст. ст. Н. Охлопкова, прим. С. Дуниной. М., 1962; Драмы. М., 1966; Повесть о том, как возникают сюжеты: в 2 кн. М., 1981; Наедине со зрителем / вст. ст. А. Анастасьева. М., 1982; Избр.: в 2 т. / предисл. К. Симонова. М., 1988.

Лит.: Щеглов М. Реализм совр. драмы // Лит. Москва. 1956. Сб. 2; Вишневская И. Александр Штейн // Театр. 1976. № 9; Зайцев Н. Драматург рев. темы // Нева. 1980. № 5; Салынский А. Маленький рассказ о большом драматурге // Театр. 1986. № 9; Измозик В., Лебина Н. Петербург советский: «новый человек» в старом пространстве. 1920–1930-е годы (социально-архитектурное микроисторическое исследование). СПб.: Крига, 2010.

В. Муромский

  • Штейн Александр Петрович