Штейн Александр Петрович
ШТЕЙН (наст. Рубинштейн) Александр Петрович [15(28).9.1906, Самарканд - 5.10.1993, М.] - драматург, сценарист, мемуарист.
Родился в семье служащих. Детство и юность Ш. прошли в Ср. Азии, где он приобщился к рев. событиям. В годы Гражданской войны служил в отряде ЧОН (частей особого назначения), воевал против басмачей. Тогда же начал публ. свои заметки в газ. бухарской группы войск Туркестана и в «Правде Востока». Важную роль в судьбе Ш. сыграли его приезд в Пг. в 1923, учеба в ЛГУ и актив. журналист. работа, в т.ч. гл. ред. лен. театрального ж. «Искусство и жизнь» (1935–40). Служба во время Великой Отеч. войны ст. политруком на линкоре «Октябрьская революция» и спецкором центр. газ. «Красный флот» в блокадном Л-де навсегда связали Ш. с жизнью воен. моряков, предопределили темы и сюжеты мн. его пьес.
Перв. пьесы Ш. - « Нефть » (1929) и « Утопия » (1930), созданные совм. с братьями Тур и Я. Горевым, были не более чем драматизир. газ. очерками. Но уже в перв. самостоятельной пьесе « Талант » (1934) проявились, хотя еще и не в полной мере, свойственные Ш.-драматургу интеллектуальное начало и умение строить психологически сложный характер. Работа над киносценариями « Балтийцы » (1936, совм. с А. Зеновиным) и « Штурм » (1939, совм. с А. Файнциммером) подвела Ш. к благотворной, но рискованной теме кронштадтского мятежа 1921, воплощенной им в пьесе « Весной двадцать первого » (1939). Спустя четверть века он вернулся к этой теме, переработал пьесу, создав новый ее вариант под назв. « Между ливнями » (1964). Автор счел необходимым ввести в пьесу образ Ленина и посредством его внутр. монологов усилить драматизм ист. ситуации, полнее раскрыть соц. корни кронштадтского мятежа. Однако пьеса была осуждена офиц. критикой тех лет, не удовлетворенной прежде всего тем, что вождь показан «в своей кремлевской квартире, в полном одиночестве, вне круга своих соратников, вне общения с трудовым народом», лишь «произносит большие монологи наедине с собой» (Ответственность художника. Об одной неудачной пьесе // Театр. 1964. № 9).
В годы Великой Отеч. войны Ш. написал киносценарии « Подводная лодка Т-9 » (1943) и неожиданную для него самого комедию « Крестовский остров » (« Добро пожаловать », 1943, совм. с З. Аграненко). Этот период не оставил в творч. биографии Ш. значительных произведений, но он дал драматургу такой запас жизненных наблюдений и такой заряд творч. энергии, кот. ему хватило на долгие годы. С этим связано пробуждение интереса писателя к истории русского флота. Пьеса « Флаг адмирала » (1950, Сталинская премия 1951) и созданный на ее основе фильм « Адмирал Ушаков » (1952) сделали имя Ш. как одному из ведущих сов. драматургов. Худож. исследование истории русской революции он продолжил в пьесах « Пролог. Картины из времени революции 1905 года » (1952), «Между ливнями». Написанная в кон. первого послевоен. десятилетия « Гостиница “Астория” » (1956) стала одной из наиболее изв. пьес Ш., своего рода «визитной карточкой» драматурга. В ней отразились не только живая память о прошедшей войне, но и ист. взгляд на нее с позиции человека, обогащенного знанием фактов, открывшихся позднее, в переломную эпоху втор. пол. 1950-х.
Острое чутье журналиста, присущее Ш., определило и др. особенность его тв-ва - пост. интерес к современности, к злободневным ее проблемам, стремление запечатлеть жизнь в ее быстротечности. Порою это увлекало Ш. на ошибочный путь, как, напр., в пьесе « Закон чести » (1948) и созданном на ее основе фильме « Суд чести » (1948, Сталинская премия ― 1949), втянувшими писателя в кампанию борьбы с космополитизмом. Но в большинстве пьес Ш. о современности его стремление к актуальности и остроте коллизий, к открытой публицистичности и тенденциозности давало позитивные творч. результаты. Так, пьеса « Персональное дело » (1954), несмотря на заведомую облегченность конфликта, отмеченную критикой (М. Щеглов), сыграла своеобразную и заметную роль в истории борьбы нашей лит-ры за подлинно демократич. принципы жизни. Сила эмоционального протеста против несправедливости, творимой по отношению к гл. герою пьесы коммунисту Хлебникову, как ни странно, заставляла читателей и зрителей на какое-то время забыть о ее недостатках. По выражению одного из рецензентов, «публицистический заряд пьесы оказался сильнее ее художественных достоинств» (Огнев В. Искусство жизнестроения // Театр. 1956. № 3).
Несомненной вехой на творч. пути Ш. стала и драматич. повесть « Океан » (1960). В ней удачно соединились изображение любимой писателем среды воен. моряков с публиц. остротой и жизненностью коллизии. Желание лейтенанта Часовникова после 6 лет службы уйти из флота наталкивается на решительное сопротивление командира корабля Платонова. Сберечь способного воен. специалиста для флота - значит сохранить в нем личность. Таков истинный смысл борьбы за духовное выздоровление Часовникова, кот. ведется в пьесе. При этом позиции героев не только словесно аргументированы, но и подкреплены смелыми, неординарными поступками. Ни одна из пьес Ш. не ставилась так широко по всей стране и не вызывала такого обилия печ. откликов, как «Океан». По мнению драматурга А. Салынского, наиболее талантливое воплощение пьеса получила в 1961 на сценах БДТ им. М. Горького (реж. Г. Товстоногов) и Центр. театра Сов. Армии (реж. А. Дунаев).
Ряд пьес Ш. посвящ. изображению частной, семейной жизни, где доминируют столкновения нравств. порядка, непростые, порой прихотливые человеч. взаимоотношения, в т.ч. между старшим и молодым поколениями: « Вдовец » (1966), « Аплодисменты » (1967), « Ночью без звезд » (1974), « Черный гардемарин » (1980), « Он и она » (1984) и др. Эти пьесы, отмеченные любовью к человеку, стремлением выявить моральные стимулы его поступков, вызывали неизменный интерес у театров и зрителей, иногда порождая острые дискуссии (см., напр.: Кораллов М. К спорам о «Вдовце» // Театр. 1967. № 1). Ш. не чурался и комедийного жанра, хотя и не проявил особой привязанности к нему. Наиболее изв. его комедия - « Весенние скрипки » (1959), пьеса о жителях нового района М., напис. в поэтич. мажорной интонации.
Особое место в тв-ве Ш. занимает созданная им в 1970-е драматич. трилогия « Художник и революция »: пьесы « У времени в плену » (1969) - фантазия на темы Вс. Вишневского, « Поющие пески » (1971) - по мотивам произведений Б. Лавренева, « Версия » (1975) - об А. Блоке и его пути к революции. Написанные в жанре лит.-биогр. драмы, эти пьесы, однако, не претендуют на портретное сходство персонажей с реальными историч. лицами, а отличаются своим, авторским видением их духовного и творч. облика. Факты биографии писателей, художников революции, переплетаются здесь с судьбами героев их произведений. В таком повороте традиц. жанра критика усматривала новаторство драматурга (Н. Зайцев). К. Симонов считал, что в трилогии Ш. с особой очевидностью проявилось «лирическое, в чем-то даже исповедальное начало» (Предисл. // Избр.: в 2 т. Т. 1). Логическим ее продолжением явилась автобиогр. пьеса Ш. « Жил-был я ...» (1977), воспроизводящая события рев. юности героя с высоты более чем полувекового движения истории.
Попыткой осмыслить пройденный путь, запечатлеть черты бурного ист. времени являются и мемуарные кн. Ш.: « Повесть о том, как возникают сюжеты » (1964), « Второй антракт » (1975), « Небо в алмазах » (1976), « Наедине со зрителем » (1982), « Непридуманное » (1985). На страницах этих кн., демонстрирующих, по словам А. Анастасьева, «редкий дар памяти» их автора, оживают портреты мн. лит. и театральных людей, с кот. сводила писателя жизнь, раскрывается творч. и сценич. история его произведений, его понимание театр. эстетики, особенностей зрительского восприятия и т.д.
Проживал в Л-де в Доме-коммуне инженеров и писателей, т.н. «Слеза социализма», на ул. Рубинштейна, д. 7.
Соч.: Киносценарии. M., 1950; Пьесы / вст. ст. Н. Охлопкова, прим. С. Дуниной. М., 1962; Драмы. М., 1966; Повесть о том, как возникают сюжеты: в 2 кн. М., 1981; Наедине со зрителем / вст. ст. А. Анастасьева. М., 1982; Избр.: в 2 т. / предисл. К. Симонова. М., 1988.
Лит.: Щеглов М. Реализм совр. драмы // Лит. Москва. 1956. Сб. 2; Вишневская И. Александр Штейн // Театр. 1976. № 9; Зайцев Н. Драматург рев. темы // Нева. 1980. № 5; Салынский А. Маленький рассказ о большом драматурге // Театр. 1986. № 9; Измозик В., Лебина Н. Петербург советский: «новый человек» в старом пространстве. 1920–1930-е годы (социально-архитектурное микроисторическое исследование). СПб.: Крига, 2010.
В. Муромский