Штемлер Илья Петрович


ШТЕ́МЛЕР Илья (Израиль) Петрович [18.1.1933, Баку - 3.12.2022, СПб] - прозаик, драматург.

Отец Ш. - библиотекарь, завлит Бакинского театра русской драмы, 1941 по 1945 на фронте, после войны - слесарь на сажевом з-де; мать - бухгалтер. О драматич. судьбе отца, семейном быте детства, проведенного в интернациональном Баку, о друзьях и увлечениях тех лет Ш. рассказал в автобиогр. кн. «Звонок в пустую квартиру» (1998). По окончании геологич. фак-та Азербайджанского индустриального ин-та он был направлен (1956) в контору «Сталинграднефтегеофизика». С 1959 по 1967 работал инженером на лен. з-де «Геологоразведка».

Искушение лит-рой Ш., по его признанию, испытал еще в ср. школе, когда они с товарищем соч. «шпионскую» повесть «Янтарная рыбка» , однако всерьез заняться лит-рой он смог, лишь обосновавшись в Л-де. На рубеже 1950–60-х Ш. посещал ЛИТО при ЛО изд-ва «Сов. писатель», где получил хорошую профес. выучку (вместе с А. Битовым, В. Поповым, О. Базуновым и др.) в «мастер-классе» М. Слонимского и Г. Гора. Перв. напеч. рассказы Ш.: «Разговор с уведомлением» (газ. «Смена». Л., 1958) и «На берегу Лирги» (сб. «Бронированное сердце». Сталинград, 1959).

Известность Ш. принес роман «Гроссмейстерский бал» , опубл. в моск. ж. «Юность» (1965. № 2–4) и попавший в русло той популярной молодежной прозы 1960-х, тон кот. задали «Коллеги» В. Аксенова и «Продолжение легенды» А. Кузнецова. Эта исповедальная проза с ее «романтической полуправдой» содержала в себе, по словам Ш., «хоть толику свежего воздуха» и заметно повлияла на становление и гражданскую позицию «шестидесятников». Романы Ш. «Уйти, чтобы остаться» (1965–66) - на мат-ле Пулковской обсерватории - и «Обычный месяц» (1970–71), задуманный как продолжение «Гроссмейстерского бала» - «о судьбах людей более взрослых и опытных, чем вчерашние студенты» - разрабатывали заявленную в перв. романе науч.-производств. проблематику с учетом новых обществ. реалий.

Сам Ш. склонен считать себя основателем российского «городского делового романа», где «главной средой обитания» оказывается совр. мегаполис - «живое действующее лицо, диктующее свои законы». По мысли писателя, диктат этот особенно нагляден в каком-нибудь типичном для города учреждении, в силу чего повествование требует досконального знания той или иной профессиональной специфики. Наблюдая подобные учреждения в их повседневной практике (ссылаясь при этом на опыт различных западных писателей - от Э. Золя до А. Хейли), Ш. избирал для себя роль прямого участника событий: около года шоферил в такси - в результате чего родился роман «Таксопарк» (1980); потом подвизался на должности инспектора в Доме лен. торговли, вникая во «внутрикастовые» отношения в этой сфере, и в итоге написал роман «Универмаг» (1982); хлопотливая служба вагонным проводником принесла Ш. роман «Поезд» (1982–84), а работа в Обл. ист. архиве - роман «Архив» (1987–89). Завершили этот цикл «остросюжетный роман о русском бизнесе» «Коммерсанты» (1993–94) и дилогия «День благодарения» (2002–03), гл. герой кот., эмигрант из Одессы, сделал успешную карьеру бизнесмена в Америке 1990-х, став почетным гражданином Нью-Йорка. Очередной же роман Ш. «Сезон дождей» (2008) посвящ. уже иным проблемам - семейным, в нем преобладает ностальгически-лирич. интонация.

Романы Ш. инсценировались в театре («Гроссмейстерский бал», «Уйти, чтобы остаться» - в Моск. театре на Малой Бронной), экранизир. на телевидении («Обычный месяц», Лентелефильм, реж. И. Хамраев) и в кино («Плата за проезд» , Ленфильм, 1986, реж. В. Сорокин). Есть у Ш. и оригинальные пьесы: «Старая пластинка» (1971), «Смена караула» (1973) и др. Относясь к драматургии как к ремеслу и безоговорочно отдавая предпочтение прозе, писатель, помимо романов, пост. обращался к жанру лирич. записок («Скачущая Мексика» , 1971; «Взгляни на дом свой, путник» , 1991; «Breakfast зимой в пять утра» , 2000). Завзятый путешественник, Ш. побывал в Японии и Вьетнаме, Мексике и США, Израиле и мн. странах Европы. Свои путевые впечатления он определил как «дорожные записки, сложенные в повесть-документ», и сквозная тема здесь - жизнь за границей сов. эмигрантов 1970–90-х, людей, лично знакомых писателю: знаменитых (И. Бродский, С. Довлатов, М. Шемякин) и рядовых, ничем не примечательных.

Большая часть произведений Ш. публ. в ж-лах («Сибирские огни», «Север», «Нева», «Новый мир», «Молодая гвардия», «Октябрь», «Аврора»), его кн. переведены в Швейцарии и США, Чехии, Венгрии, Польше, Китае и Вьетнаме.

Награжден медалями «За заслуги перед Отечеством» II ст., «В память 300-летия СПб.», знаком «За заслуги перед СПб.». Лауреат премии правительства СПб. в обл. лит-ры, искусства и архитектуры (1996), премии им. А. М. Володина (2005), Царскосельской худож. премии «За яркую индивидуальность в романах и повестях последних лет» (2007), лит. премии им. Н. В. Гоголя, номинация «Шинель», за роман « Одинокие в раю » (2016).

Соч.: Гроссмейстерский бал: роман. Л., 1966; Признания Глеба Карцева: повесть // Молодая гвардия. 1978. № 8; СС: В 5 т. СПб., 1997; День благодарения. История одной судьбы: Кн. 1. СПб.-М., 2002. Кн. 2. СПб.-М., 2003; Сезон дождей: роман. СПб., 2008.

Лит.: Урусов И. Надувные шары // Лит. обозрение. 1974. № 3; Амусин М. В глубину или по поверхности // Звезда. 1981. № 6; Писатели Л-да: Биобиблиогр. справочник. 1934–81 / Авт.-сост. В. Бахтин и А. Лурье. Л.: Лениздат, 1982; Печатников К., Молчанова Л., Латынина А. Рыцари прилавка // ЛГ. 1983. 5 янв.; Бондаренко В. По ту сторону прилавка // Сов. Россия. 1983. 12 апр.; Байгушев А. Изнанка «Поезда» // Лит. Россия. 1986. 14 нояб.; Шифрин Г. Едет поезд // Подъем. 1987. № 7; Захаров А. Правила, которые мы выбираем: Заметки о романах И. Штемлера // Звезда. 1988. № 8; Каралис Д. Илье Штемлеру - 75! // ЛГ. 2008. № 1; И. П. Штемлеру - 85 лет! // Невский альм. 2018. № 1 (99).

И. Кузьмичев

  • Штемлер Илья Петрович