Шубинский Валерий Игоревич


ШУБИ́НСКИЙ Валерий Игоревич [16.1.1965, Киев] ― поэт, прозаик, критик.

Отец, Ш. Игорь Борисович, ― инженер, программист и математик, в то время военный (служил на знаменитом ракетном полигоне в Капустином Яре). Мать, Людмила Исааковна, ― инженер и экономист в обл. пищевой промышленности. В 1972 семья переехала в Л-д, точнее в г. Пушкин (б. Царское Село), куда перевели по службе отца.

Стихи Ш. начал пис. вскоре после переезда в Л-д. В 1977–81 посещал клуб «Дерзание» при лен. Дворце пионеров и школьников. В 1979, еще учась в школе, пришел в ЛИТО В. Сосноры при ДК им. Газа, бывал там с большей или меньшей регулярностью до 1983 (не принадлежа, однако, к кругу ближайших учеников Сосноры). В самом нач. 1980-х вместе с недавними товарищами по «Дерзанию» В. Лушиным, Е. Мякишевым и А. Целовальниковым входил в кружок т.н. «папонков», в основном устраивавший домашние лит.-муз. перформансы в обэриутском духе, а также издававший рукописный ж. «За рублем» ― один из образчиков тогдашнего лен. «малого самиздата».

В 1981 поступил в Финансово-эконом. ин-т, кот. закончил в 1986. По специальности работал всего год. Впоследствии был охранником, экскурсоводом, газетчиком (корр. «Веч. Петербурга» и «ЛГ», регулярным автором петерб. «Часа пик» и неск. др. изд.), школьным учителем, занимался изд. работой. В 1991–94 служил в петерб. Еврейском ун-те, участвовал в двух историко-этнографич. экспедициях на Украину, в б. еврейские местечки.

Учась в ин-те, познакомился с О. Юрьевым, кот., будучи студентом-пятикурсником, в то же вр. вел институтское ЛИТО. В нач. 1985 был составлен машинописный сб. «Камера хранения», включавший стихи Юрьева, Д. Закса, О. Мартыновой и Ш. Т.о. сложился лит. круг, с кот. в значительной мере связана последующая лит. деятельность Ш. ― т.н. ассоциация совр. искусства «Камера хранения», неофиц. сообщество без формального членства, без деклараций, но с четкой эстетич. позицией.

Важную роль в 1980-е и в перв. пол. 1990-х сыграло для Ш. общение с реж. Б. Понизовским, позднее ― с Еленой Шварц.

Перв. сколько-нибудь серьезная публ. ― в ж. «Аврора» (1984. № 12). После этого не печ. (за искл. Неск. малозначительных переводов) до 1989, когда вышла вторая, типографская версия «Камеры хранения», состоящая из четырех кн. стихов под одной обложкой. Ш. был в ней представлен кн. « Балтийский сон ». За этим последовали публ. стихов в ж-лах «Континент», «Звезда», «Вестник новой лит-ры», «Волга», «Новый мир», «22», газ. «Русская мысль» и ряде др. изд., кн. « Сто стихотворений » (1994), « Имена немых » (1998), итоговая кн. стихов и эссе « Золотой век » (2007). Посл. книга изд. в серии «Русский Гулливер», в ред. совет кот. Ш. вошел в 2008.

Стихи Ш. переводились на английский, немецкий, французский, итальянский, эстонский и финский яз.

После переезда в 1991 др. участников первоначальной «Камеры хранения» в Германию и превращения ее в альм. Ш. продолжал в нем сотрудничать (публ. во всех пяти вышедших вып.), но не участвовал в составлении и редактировании. В том же году вышел составленный Ш. и И. Вишневецким альм. «Незамеченная земля», включавший, наряду со стихами и прозой литераторов-сверстников, произведения Е. Шварц, О. Григорьева, С. Стратановского и др. старших авторов, а также посмертные публ. произведений мн. писателей XX в. С нач. 1990-х занимался организацией публич. поэтич. чтений на разных площадках СПб. В 1995–2001 возглавлял лит. общество «Утконос», устраивавшее лит. вечера и дискуссии. Среди пост. участников об-ва были, в частности, И. Булатовский, Ил. Кучеров, Дм. Болотов, С. Иванова, Вс. Зельченко. Когда в 2002 был создан сайт «Новая камера хранения», со-кураторами кот. выступили четыре первоначальных члена ассоциации (до 2005 текущим редактированьем сайта занимался Ш.), большинство «утконосовцев» вошли в состав его авторов.

Критика о поэтич. тв-ве Ш. разнообразна. «Поэзия Ш. ― чудесный сплав акмеизма и символизма. С одной стороны, она очень близка к традициям Осипа Мандельштама: от Мандельштама и уникальный жанр “стихотворения-голограммы” (мгновенного голографического оттиска народа, города, ландшафта, культуры), и пристрастие к веществам (излюбленные Мандельштамом “соль–кремень–чернозем” дополнены “ураном, свинцом, серебром” и едва ли не всей таблицей Менделеева). С другой стороны, в этой поэзии налицо символистское двоемирие, от которого в ужасе бежал тот же Мандельштам», ― пишет К. Анкудинов. «Ни великолепная архитектоника, ни сладкозвучные строфы, доставляющие гортани, воспитанной на русском слове, несравненные радости, не могут замаскировать напряжения и возбужденности речи, которая представляется обращенной лично к тебе: “Послушай, вникни, тебе говорю”», ― говорит В. Бейлис. «Стихотворения Ш. устроены как грандиозные целостные цепные метафоры (что отличает их от метафорического конструктивизма метареалистов). Можно сказать, что многие стихи Ш. в основе своей нарративны, однако сюжет их на каком-то этапе “изъят”, преображён в след сюжета. Поэт сообщает не столько о событиях, сколько об обстоятельствах; лирическое “я” воспринимает мир сквозь призму невротического искривления, не отменяющую, впрочем, но подчёркивающую подлинность окружающей действительности» (Д. Давыдов).

Наряду со стихами с кон. 1980-х Ш. время от вр. пишет рассказы и автобиогр. эссе. Из опубл. в этом жанре можно отметить рассказ « Фонтан слез » (Континент. 1990. № 62), цикл эссе « Автогеография » (Знамя. 2001. № 12), цикл рассказов « Переводные картинки » (частично ― Октябрь. 2004. № 4).

С 1990 Ш. регулярно публ. как критик, первоначально в газ., а с сер. 1990-х ― в ж. («Звезда», «Знамя», «Новый мир», «Октябрь», «НЛО», «Новая русская кн.», «Критич. масса», «Воздух» и др.). В посл. годы широко публ. в интернет-изданиях, в частности, на портале OpenSpace. С 2009 регулярно (четыре-пять раз в год) публ. эссе о новейшей русской поэзии в «Новой Камере хранения». Участвовал во многих критич. дискуссиях посл. лет. В статьях Ш. аналитич. подход, интерес к формальной структуре стихотв. и прозаич. текста сочетается с принципиальной оценочностью, четко артикулируемыми эстетич. предпочтениями.

Как переводчик печатается с 1985. Переводил английскую (Донн, Элиот, Киплинг), еврейскую (идиш), в меньшей степени польскую и немецкую поэзию. Для заработка занимался переводами англоязычной беллетристики.

С нач. 2000-х работает в жанре лит. биографии. Создал жизнеописания Н. Гумилева, Д. Хармса, М. Ломоносова, В. Ходасевича. В кач-ве писателя биогр. жанра стремится к воспроизведению широкого ист. контекста, психол. реконструкции, избегает модернизации и наивной апологетики.

В 2002–07 вел занятия лит. студии в музее Ахматовой и одновременно читал лекции о новейшей русской поэзии в СПбГУ. Среди учеников Ш. ― ряд видных молодых писателей СПб. Участвует в работе семинара по новейшей русской лит-ре при Пушкинском Доме.

Соч : Балтийский сон // Камера хранения. М., 1989; Сто стих. СПб., 1994; Имена немых. СПб., 1998; Николай Гумилев: Жизнь поэта СПб., 2004; Золотой век. М., 2007; Даниил Хармс: Жизнь человека на ветру. СПб., 2008; Михаил Ломоносов: Всероссийский человек. СПб., 2006; 2-е изд. - М., 2010; Стихи // Царскосельская антология / сост., вст. ст., подгот. текста и прим. А. Ю. Арьева. СПб.: Вита Нова, 2016.

Лит. : Жажоян М. Призраки и двойники // Русская мысль. 1994. № 4036, 30.6–6.7; Завьялов С. Натюрморт с атрибутами петерб. поэзии // НЛО. 1998. № 32; Погожева Г. «На мертвом русском языке….» // Русская мысль. 2000. № 4309. 16–22.3; Анкудинов К. Огненная геральдика // Октябрь. 2002. № 11; Елагина Е. Николай Гумилев: Жизнь после жизни // Нева. 2005. № 7; Богомолов Н. «Такая печальная доля...»: обзор книг о Н. Гумилеве // НЛО. 2005. № 71; Усыскин Л. Валерий Шубинский. Михаил Ломоносов. Всероссийский человек <Рец.> // Знамя. 2007. № 12; Давыдов Д. Состав воздуха: Хроника поэтич. книгоиздания // Воздух. 2007. № 3; Анкудинов К. Чудесный сплав // Ex Libris НГ. 2008. 13 март; Бейлис В. «Я выйду из спирали...» // Октябрь. 2008. № 11; Юрьев О. Действительно золотой век (О стихах В. Шубинского) //Booknik. 2008. 25 нояб.; Гедройц С. Валерий Шубинский. Даниил Хармс. Жизнь человека на ветру <Рец.> // Звезда. 2008. № 11; Кукулин И. Победа неврастенического неудачника // НЛО. 2009. № 97; Ганин М. Без гнева и пристрастия // OpenSpace.ru. 2009. 9 март.; Лица Петерб. поэзии: 1950–90-е гг. Автобиографии. Авторское чтение: Мат-лы к энц. / сост. Ю. Валиева. СПб., 2011.

И. Безземельный

  • Шубинский Валерий Игоревич