Шумаков Николай Дмитриевич


ШУМАКО́В Николай Дмитриевич [1.1.1939, с. Калиновка Донецкой обл. - 3.9.2008, СПб.] - прозаик.

Отец и мать ― из уральских казаков. В 1918 родовое гнездо было разорено. Отец попытался в 1920-е завести свое хозяйство, но был раскулачен, семью сослали на Север, на спецпоселение, откуда ей удалось бежать в Донбасс.

Ш. окончил Лен. ин-т культуры им. Н. К. Крупской (1961) и по распределению уехал на Камчатку, заочно учился в Лит. ин-те им. М. Горького (1962–68). С 1970 живет в пригороде СПб., пос. Мурино.

Работал кочегаром, слесарем, грузчиком, ред., корр. в газ., на радио. Член СП России.

Перв. опыты сочинительства относятся к отрочеству, перв. рассказ написал в Л-де. Перв. публ. (рассказы « Поездка » и « Последний костер ») состоялась в 1973 в сб. «Точка опоры» (Лениздат). Затем неск. повестей и рассказов выходили в альм. «Молодой Л-д». Ранние произведения, в целом были встречены положительно, но прозвучали и критич. замечания.

Перв. книга « В горах ранний снег » вышла в «Лениздате» (1984). Литературовед Н. Пантелеймонов в ст. «Чтобы лучше становился человек...» (Звезда. 1985. № 5) писал: «Николай Шумаков работает в манере довольно широко распространенной в современной прозе, когда авторское “я” максимально приближено к главным действующим персонажам произведений, почти сливается с ними. Отсюда впечатление выстраданности судеб героев, их эмоциональная наполненность. Одна из особенностей творческого почерка писателя - отрыто выплескивающиеся чувства его героев. <...> Сложные социальные проблемы автор решает с позиций взгляда на труд как на меру нравственности человека. Залог настоящего и будущего благополучия общества Шумаков видит в людях, честно относящихся к труду, не способных ловчить и приспосабливаться». Критик А. Арьев в статье «Между судьбой и поветрием» отмечал, что прозе Николая Шумакова свойственный «ясная и раздумчивая простота интонаций, спокойная наблюдательность, постоянство в выборе сюжетных положений, раскрывающих характеры персонажей, для нашей литературы нередких».

Ш. много ездил по стране, с геологами и геодезистами побывал на Таймыре, Полярном Урале, в Якутии, Забайкалье. Работал на стройках, слесарем на з-де. Результатом наблюдений за трудовой жизнью стала повесть « Непрошеные заботы » (Построй свою ладью : Повести и рассказы. М., 1986). Критика положительно отметила точность деталей и особое внимание автора к человеку: «видна каждая чайка и человек заметен»,- но в целом нашла повесть несколько поверхностной. Оказалось, что одними жизненными впечатлениями не обойтись, необходимо творчески осмысливать сюжеты реалий, облекать их в худож. ткань.

Образцами для Ш. в то вр. были Ю. Казаков, Е. Носов, Гл. Семенов, А. Ткаченко, Г. Горышин. Никому из них он старался не подражать, но воспринятая бесфабульность, свойственная этим прозаикам, не лучшим образом сказалась на тв-ве Ш. Он начал искать др. пути, о чем свидетельствует, в частности, повесть « Отрава » (1990) и рассказ « Мелкотрясениязадерганного человека » (1985). В повести показано, как губительно сказывается на личности отсутствие нравств. опоры. Здесь же впервые появился и образ подростка, кот. для того вр. был довольно неожидан. «Во дворе мальчишка колотил по мусорному баку большой игрушкой - медведем или собакой. Бил упрямо и целенаправленно, не жалея юных сил. Упыхавшись, малолетний разрушитель осмотрел жертву - игрушечное животное было невредимо, и вновь, с удвоенной яростью, принялся за дело. Полетели клочья, оторвалась голова, затем ноги. Туловище не поддавалось. Мальчик в исступлении принялся топтать его ногами. - Зачем он? - прошептала Ольга. - Дурная сила прет, - усмехнулся Ваня и закричал: - Эй, хоть себя пожалей, надорвешься! Мальчик схватил палку, обрушился на пустые бутылки в баке».

В рассказ «Мелкотрясения...» автор вводит фантаст. и иронич. интонации. Рассказ, написанный до событий перестройки, писатель провидчески сопроводил эпиграфом из древнекитайских проклятий: «Чтоб вам жить в эпоху перемен!».

Перв. рассказ, еще студенч. лет, тоже носил фантастико-иронич. характер, но позже Ш. отклонился от этого направления и вернулся к нему только в 1989 при создании романа « Кочемас, или Время оборотней ». Автор шел вслед за совр. событиями, порой опережая их. В основу фабулы легло невероятное событие: ожил отправленный кооператорами на заброшенный склад памятник Ленину. Под влияние бронзового истукана попадают разные люди, в т.ч. и полит. деятели, заискивающие перед когда-то всемирным кумиром. Роман интересен образностью, остроумием, в нем много ярких худож. находок. Языковая палитра романа разнообразна. Широко используются пословицы и поговорки, древнерусские слова, блатной жаргон, текст порой поднимается до «высокого стиля» и опускается на уровень расхожей пошлой рекламы, уже бесследно исчезнувшей, но в свое вр. отражающей идеологию эпохи. Чего только стоит призыв тех лет: «Если хотите иметь надежного друга, покупайте щенков от злобных родителей», а авторская ремарка из романа: «Народ будут гонять от февраля к Октябрю и обратно» - говорит о том, что Ш. дано глубоко осмысливать и правильно освещать совр. ист. процессы.

Эпохе победившей «криминальной революции» посвящ. фантасмагорич. повести « Войди в наш светлый мир » (Нева. 1998. № 7), « В плену искусственного счастья » (Новый ж. 1999. № 1) и рассказ « В лунном сиянии » (Сев. Аврора. 2000. № 3). Все они следуют традициям классич. русской лит-ры, где повседневное и обычное воспринимается как нечто ирреальное.

В повести «Войди в наш светлый мир» бездомный бедолага попадает в мир рекламы, выпивает и закусывает с персонажем рекламного шита, и этот собутыльник вмешивается в судьбу бомжа. Лиризм переходит в иронию, ирония - в сатиру, мнимая беззаботность оборачивается трагедией: герой попросту исчезает из жизни. «Напуганные бытовым терроризмом, граждане обратили внимание не подозрительную сумку, позвали милиционеров, те пригласили специалистов. Стиснув мелкие пластмассовые зубки, она упорно сопротивлялась обыску, но ее грубо вскрыли и обнаружили несвежее белье, заношенную рубашку, толстую тетрадь со стихами и дешевый блокнот с карандашными набросками. Над копошащимися людьми парил широкоплечий, сияющий свежей краской Юрий Шустов, облаченный в шикарный серый костюм и, скалясь фарфорово-белыми зубами, протягивал раскрытую пустую ладонь: ― Возьми Kent и победишь жизнь!».

В сатирич. повести «В плену искусственного счастья» даются иронич. определения всех видов наисовременнейших искусств. Автор наглядно показывает, как искусство, лишенное своего назначения, калечит души, помрачает разум тех, кто так или иначе контактирует с ним.

Рассказ «В лунном сиянии» - парафраз на тему «Записок сумасшедшего» Н. Гоголя. Знаки совр. мира и запредельный мир так тесно переплетаются друг с другом, что подчас трудно понять, где здесь концы и где начала.

Чтобы отвлечься от болезненных, ненормальных впечатлений, Ш. обратился к светлому образу Моцарта. Этот муз. гений давно удивлял и восхищал его. В кон. 1990-х Ш. начал писать перв. роман о композиторе: « Радость и страсть. Молодость Моцарта » (СПб., 2001), затем последовал роман « Уберите Моцарта !» (СПб., 2004). Первый посвящ. короткому периоду жизни Моцарта (1777–83) - времени надежд и разочарований, бурного тв-ва и отчаяния. Писатель неукоснительно, даже в мелочах, придерживается ист. правды или, вернее, ист. вымысла. Не отступая от биогр. канвы и достоверно живописуя то вр., он находит свои краски, его акценты позволяют по-иному взглянуть на изв. факты в тв-ве композитора. Втор. роман «Уберите Моцарта!» - о посл. месяцах жизни композитора - создан в манере, кот. можно назвать детективной. Повествование ведется от лица различных персонажей, что позволяет видеть одни и те же события в разных ракурсах. Читатель остро ощущает фатальное одиночество композитора, его обреченность в мире воинствующей посредственности, кот. делает все возможное, чтобы чудесный источник небесной музыки исчез.

Галерея образов Ш. интересна и впечатляет своим колоритом, постановкой, смелостью трактовки. Среди героев его посл. произведений - Петр Ильич Чайковский, Дмитрий Дмитриевич Шостакович.

Соч.: В горах ранний снег. Л., 1984; Построй свою ладью. М., 1986; Чертово колесо. Л., 1989; Отрава. Л., 1990; Добыча. Л., 1991; Войди в наш светлый мир // Нева. 1998. № 7; В плену искусственного счастья // Новый ж. 1999. № 1; Радость и страсть. Молодость Моцарта. СПб., 2001; Уберите Моцарта: Романы. СПб., 2004; Зимние грезы // Всерусскій соборъ. 2005. № 2; В лунном сиянии // Сев. Аврора. 2006. № 3; Кочемас, или Время оборотней. СПб., 2007.

Лит.: Шуртаков С. Камчатка литературная // ЛГ. 1974. № 32; Андреев Ю. И дали им точку опоры... // Аврора. 1974. № 3; Пантелеймонов Н. Чтобы лучше становился человек // Звезда. 1985. № 5; Эльзон М. Моцарт на пути к славе // Нева. 2001. № 12; Котова Н. Просто и увлекательно // Лит. Петербург. 2002. № 2; Васильев И. Жизнь, ставшая музыкой // Всерусскій соборъ. 2005. № 2; Вольский С. Колонка на троих // ЛГ. 2005. № 33; Биобиблиогр. справочник СПбО СП России / Сост. А. И. Белинский. СПб.: Дума, 2011.

Н. Шумских

  • Шумаков Николай Дмитриевич