Шварц Елена Андреевна
ШВАРЦ Елена Андреевна [17.5.1948, Л-д - 11.3.2010, СПб.] - поэт, прозаик, эссеист.
Родилась в театр. семье, по образованию театровед. Известность получила в 1970-е публикациями в самиздатских и зарубежных ж.: «Сев. почта», «Часы», «37», «Обводный канал», «22», «Вестник РХД», «Эхо», «Стрелец», «Ковчег», «Мулета», «Гнозис», «Глагол», «Грани», антол. «Лепта» (1975), «Острова» (1985). Позже в сов. изд.: альм. «Круг» (1985), ж. «Родник», «Радуга», «Нева». Перв. книги стихов выходят за рубежом: « Танцующий Давид » (США, изд-во «Росинка», 1985), « Стихи » (Париж, изд-во «Беседа», 1987), « Труды и дни монахини Лавинии » (США, «Ардис», 1988). Перв. кн. в СССР - « Стороны света » (Л., 1989).
«Елена Шварц - поэт огненной стихии, ее стихи, как и псалмы Давида, порождены одним неистовым вертикальным стремлением. Это стремление как бы преображает поэта в струнный музыкальный инструмент, а играет на нем сам Бог. <...> Танцующий Давид у Елены Шварц - человек, открывающий в себе танцующего Бога <…> Ей свойственна «энергия творческого экстаза и глубина философской мысли» (А. Кузнецова).
«Излюбленный жанр», по признанию самой поэтессы,- маленькая поэма: «От собственно „поэмы” она отличается крайне прерывистым развитием фабулы. <...> она маленькая трагедия в миниатюре: в ней есть завязка, катарсис и апофеоз, монолог и хоры» (Стихотворения и поэмы ). С 1974 по 1996 созданы маленькие поэмы: « Горбатый миг», «Черная пасха» (обе - 1974), « Простые стихи для себя и для Бога » (1976) « Грубыми средствами не достичь блаженства » (1978), « Ночная толчея » (1979), « Мартовские мертвецы», «Рождественские кровотолки » (обе - 1980), « О том, кто рядом (Из записок Единорога) » (1981), « Хьюмби » (1982), « Хомо Мусагет (Зимние музы)», «Поход юродивых на Киев » (обе - 1994), « Прерывистая повесть о коммунальной квартире » (1996). По их поводу автор сообщает: «За этот срок их темы, смыслы, словесная ткань и ритмы, естественно, менялись, параллельно превращениям эпителия, мозга, сердца и астрального тела автора» (А. Кузнецова).
Др. жанром, формирующим особое лицо поэзии Ш., являются «исторические стихотворения» с их отсутствием дистанцированноcти между автором и изображаемым им миром прошлого, как, напр., в стих. « Распродажа библиотеки историка », в кот. раскрывается «путешествие натуралиста, собирателя исторической флоры и фауны, постепенно растворяющегося в мире, ставшем предметом его изучения. <...> Но самое главное состоит в том, что здесь отменена абсолютность границы света и тьмы, настоящего и прошлого, и высветляются пространства былого, оставшегося живым» (М. Рекшин). Данные стихи «рождены не просто „интересом” к их материалу и персонажам, но и тем „правом памяти”, доказательства которого мы обнаруживаем во всем творчестве поэта. Представление Платона о знании как припоминании в полной мере относится к Елене Шварц» (М. Рекшин). По определению исследователя, поэтессе свойственно умение путем тонкого взаимодействия с поэтом изображаемой прошедшей эпохи придать «ощутимую плотность» исторически никак не зафиксированному сознанию, что относится уже к области ее поэтически убедительных «исторических догадок и видений» (М. Рекшин).
Знаменательны «Труды и дни монахини Лавинии» - произведение, кот. сама поэтесса назвала даже романом, но кот., не будучи ни «поэтическим циклом, ни поэмой» не что иное, по мысли исследовательницы, как «книга, написанная от имени безумной монахини <...>, насельницы удивительного монастыря, стоящего на „скрещении времен и пространств”» (А. Кузнецова). Ею же кн. определяется как «результат не только поэтического, но и религиозного творчества». Внутренняя структура «Трудов и дней монахини Лавинии» представляется критике «в виде нескольких концентрических окружностей», начиная от «вознесенного и отдаленного от реального мира» монастыря и кончая героиней, кот. сама, в свою очередь, чувствуя себя одинокой и оставленной, создает собственный «более узкий духовный круг», состоящий из «видений, откровений, медитаций». В идее перехода от духовного к еще более духовному Елена Шварц выразила то внутреннее состояние нашего времени, «когда,- как пишет Т. Горичева в книге „Нечаянная радость”,- духу противостоит не плоть, а сам дух, недостаточно очищенный и освобожденный...» (А. Кузнецова). Однако «мистическая жажда Лавинии,- продолжает критик,- не только возносит ее вверх, но и подводит к краю бездны, за которым - демонический срыв, подпадение под власть Князя мира сего. Для преодоления темного начала надо противопоставить себя не только монастырю, но и самой себе, своей причудливой духовной жизни, замкнуть третий внутренний круг и остаться наедине с бесконечной непознаваемостью божества: „Текут века - я их забыла / И проросла травой осокой, / Живой и вставшею могилой / Лечу пред Богом одиноко”».
Поиски Бога - одна из доминирующих тем поэзии Ш. Ей посвящ. и поэма «О том, кто рядом (Из записок Единорога)». Привести к успеху могут «только тоска и страдание», а также «мощное внутреннее усилие», порождающее в поэзии образы божественного бытия: «По запаху сыщу Его, / По проблескам лазурной крови, / Сиянию костей...». На уровне идеологически-конфессиональном эти «поиски» у Ш. носят экуменический характер: «Иудеи, ваша горечь, / Мусульмане, ваша смелость, / Христиане, ваша кротость - / В почке марта тихо спелись» (« Иудеям и всем »).
Мировосприятие Ш. носит динамич. характер: «Но если успеешь еще оглянуться вверх, на исток - / Там стороны света кружатся, как черный цветок, / И если я искру с ладони своей проглочу - / То чудо случится - я вверх в сердцевину лечу» (« Большая элегия на пятую сторону света », 1997). «„Пейзаж души” Елены Ш. в момент творчества - „сад молний”» (А. Кузнецова). С этим связано и то своеобразие ее мировосприятия, что пространство в нем предстает дистанционно неразличимым по отношению к близи и дали, микро- и макромиру; «Потом бреду в пустое море, / Средь мелких рыбок спит Кронштадт...» (« Времяпрепровождение № 2 »); «Где сполохи и тихая гроза, / Где этот переход и перелив, / Где человек впадает в Бога, / Как в обморок или в залив?» («Прерывистая повесть о коммунальной квартире»); «В чреве ночи проснувшись / В рубахе ветхой и тленной, / Я на миг - о, на длинный миг / Перепутала себя со Вселенной <...> / Скорей, скорей в свои границы! / Я в звездной задохнусь пыли. / О, снова бы мне поместиться / В трепещущую под тряпицей / Крупинку на краю земли!» (« Ночное купанье »). Порой это напоминает образы, созданные по типу библейского неба, «свившегося» в «свиток» (Откр. 6, 14): «Комья облаков к лопате прилипли» (« Воздушное Евангелье », 1982), «Намотанный на колесо Литейный» (« Автомобильное », 1995). Пример соединения телесно-анатомич. микромира с географически-имперским макромиром: «Зрачок сиял - тяжелый, как держава... / И, как страна, она внизу лежала, / Ее уж не скрывало одеяло - / <...> / И можно ли обнять страну, / Обнявши женщину одну? / И если мысленно продолжить / Ее раздвинутые ноги / (О ты, завершив равнин!) / То под одной пятой - Варшава, / А под другою - Сахалин (О Екатерине II - « В отставке », 1979).
С подобной же зыбкостью, нераздельностью границ выступают у Ш. и понятия жизни и смерти: «Смертожизнь бесконечная длится...»; «Руки нищий греет мертвый / О судорогу в моей груди. <...> Что не надо и умирать - / Так ты, смерть, изъязвила меня!»; «И если жизнь - корабль, на якоре стоящий. / То якорь этот - смерть, тяжелый и кипящий, / И если бы не он - корабль наш / Весь растворился, как мираж» (« Хочу разглядеть - смерть - якорь, море, лицо, лес? », 1988).
Поэзии Ш. присуще мироощущение крайней катастрофичности: «Поэтический мир Е. Шварц исполнен катастроф и фантасмагорических превращений, реальность проламывается внедряющимися в нее потусторонними силами. Человек вовлечен в игру могучих стихий, он успевает следить лишь за чередованием гибельных и возрождающих ударов той воли, которой он изначально подчинен» (М. Рекшин). Этим объясняется и обилие у нее образов гибельного, сатанинско-инфернального мира: «Не различают утра, дня и ночи, / Пьют самогон из черепа гнилого..» (« Западно-восточный ветер »); «И тотчас же повис паук, / Кровь высосал, напился, ал / И быстро на живую нитку / Мягкий саван соткал» (« Злое сокровище »). Сродни ему нередко и герои, в частности юроды: Марфушка, что «от трактира до трактира <...> / На одной ноге скакала», пьяница Пахом, который «в блевотине своей, как в злобе», «гундосый» Федосий, Федул, у которого «язвой рот в пол-лица» («Поход юродивых на Киев»), а также нежить («Злое сокровище»).
Стихи Ш. исключительно метафоричны, что мотивируется, отчасти, «неодолимой привязанностью» поэтессы, по ее собств. признанию (« Три особенности моих стихов », 1996), «к метаморфозам, как у Овидия. Все превращается во все. Сириус - в пьяницу, Волк - во Льва, человек - в букет, в башню, цикаду, птицу, живую могилу, убийца - в жертву. Человек в Бога и так далее» (« Определение в дурную погоду »). Они могут носить характер либо зловещего, колдовского приобщения к темным силам («Поход юродивых на Киев», «Злое сокровище»), либо архетипического аналога: «По руслу бывшего канала / Скольжу я в рыбке круглоногой» (в речном транспорте, подобно библейскому пророку, путешествовавшему в утробе кита), на грани перехода от метафоры к «реально» аргументированному образу, как, напр., в стих. « Шофар » (1996), в кот. боль в костях вызывает вполне оправданную ассоциацию с духовыми музыкальными (даже по форме) инструментами: «Еще в сердце моем радость, / А в костях печаль-тоска. / Все гобои, все берцовые / Воют, ноют всей длиной, / Будто роги новогодние / Над темнеющей рекой».
Образ в поэзии Ш. исключительно ощутим, материален: «Как это ни парадоксально, у нее, поэта в высшей степени духовного, часто встречаются образы, крайняя телесность которых почти отпугивает: „Когда же отцвету, о Боже, Боже, / Какой останется искусанный комок - / Остывшая и с лопнувшею кожей, / Отцветший, полумертвый зверь-цветок”. Откровенная физиологичность образа, его сверхплотность и грубая вещность, сопряженная с актом духовного страдания, создает новую действительность - отталкивающую, устрашающую, зато единственно истинную. У дарования Ш. есть редкое для русской поэзии свойство - способность к мистическому переживанию. Духовный опыт обретает словесную плоть, которая реальнее самой реальности. Какие бы запредельные темы ни возникали в ее стихах, образы всегда отчетливо визуальны; поэт преследует двойную цель - сохранить тайну во всей ее непосредственности и одновременно сделать ее явленной» (А. Кузнецова). В частности, всегда сияющую мистически-непостижимым светом луну (доминирующий, кстати, образ в поэзии Ш.) поэт делает вполне доступной для своих героев («Однажды он Луну догнал, / И нечаянно внутрь ступил...» - «Поход юродивых на Киев»), заполняет ее динамикой и всевозможными реалиями земного бытия: «Луна висела, как столпотворенье, / Как вихревой комок, / Сплелись в ней лица, хищные растенья, / Псалмы, визг скрипок и стихотворенья, / Водоворот камней и волосок» (« Земля творная »).
Поэзию Ш. отличает своеобразная цветопись, носящая не статичный, а динамический, «вибрирующий» характер: «Рыба воздух сжигает своим серебром», «Над ней рассвет уже дрожал / Внутренней коркой арбузной», «Воздух будто промокашечный - / Из сиянья, из дрожанья / Что-то хочет проступить». Ее лексическую особенность составляет употребление архаизмов («Так униженна местность, смиренна...», «О Родина милая, родина драгая...», «И взлетали они и взмывали оне», «Льзя ли грубо различать?»), что способствует усилению ее «нездешнего» звучания. Из лит. традиций наиболее ощутимо влияние М. Кузмина и М. Цветаевой.
Удостоена премий Андрея Белого (1979), Триумф (2003), Алле Рице (2005); стихи Ш. переведены на иностр. яз.
Соч .: Стихи. СПб., 1990; Лоция ночи. СПб., 1993; Песня птицы на дне морском. СПб., 1995; Mundis imaginalis (Кн. ответвлений). СПб., 1996; Определение в дурную погоду. СПб., 1997; Западно-восточный ветер. СПб., 1997; Соло на раскаленной трубе. СПб., 1998; Стихотворения и поэмы. СПб., 1999; Дикопись последнего времени. СПб., 2001; Видимая сторона жизни. Книга эссе, литературных мемуаров и малой прозы. СПб.-М., 2003; Трость скорописца. СПб., 2004; Вино седьмого года. СПб., 2007; Соч.: В 4 т. Т. 1–2. СПб., 2002; Т. 3–4. СПб., 2008; Стихи // Русские стихи 1950–2000 годов: Антол.: В 2 т. / Сост. И. Ахметьев, Г. Лукомников, В. Орлов, А. Урицкий. М., 2010. Т. 2; Перелетная птица: Посл. стихи. 2007–10. СПб., 2011.
Лит .: Кузнецова А. Воскресение внутри духа. О трех зарубежных книгах Ел. Шварц // Звезда. 1990. № 12; Рекшин М. [Шейнкер М.] Со дна ист. шкатулки // Вестник новой лит-ры. Л., 1990. Вып. 2; Топоров В. Об одной группе сербо-хорватских заговоров // Славянско-балканское языковедение. М., 1993; История лен. неподцензурной лит-ры. СПб., 2000; Изварина Е. Поэзия метаморфозы // Урал. 2001. № 5; Свитнева Е. Координаты духа, или Дикопись в ритме свинга // Новый мир. 2001. № 9; Антипов А. Жар и озноб // Знамя. 2001. № 7; Шубинский В. Садовник и сад: О поэзии Ел. Шварц // Знамя. 2001. № 11; Дарк О. Танец молнии // Новый мир. 2004. № 10; Воронцова К. Оппозиция Восток - Запад в поэзии Ел. Шварц // Диалог культур: Россия - Запад - Восток. Мат-лы междунар. науч. конф. М.-Ярославль, 2009; Рогов О. Посл. стихи Ел. Шварц // Волга. 2011. № 7–8; Дайс Е. Nigredo Шварц // Там же; Мартынова О., Юрьев О. Окно в окно со смертью: Диалог о последних стихах Елены Шварц (Е. Шварц. Перелетная птица. Посл. стихи) // Новый мир. 2012. № 4. Сайт премии Андрея Белого http://belyprize.ru/
А. Михайлов