Шварц Евгений Львович
ШВАРЦ Евгений Львович [21(9).10.1896, Казань - 15.1.1958, Л-д, похоронен на Богословском кладб.] - прозаик, драматург, поэт.
Отец - Ш. Лев Борисович (1874–1940) - выпускник мед. фак-та Казанского ун-та; мать - Щелкова (Ш.) Мария Федоровна (1875–1942) - закончила акушерские курсы. За рев. деятельность в 1900 отец Ш. был арестован с последующим запрещением проживания в ун-тских городах, и семья выбрала Майкоп, кот. Ш. назовет «родиной моей души».
В 1913 Ш. закончил Реальное училище, поступил в моск. Народный ун-т им. А. Л. Шанявского. На следующий год перевелся в моск. Императорский ун-т. Но юриспруденция его не вдохновляла, большую часть времени проводил в театрах, к кот. был приучен родителями - ведущими артистами любительского театра.
С нач. Первой мировой войны отец Ш. как врач был призван в армию в Екатеринодаре (в местн. госпиталь), где в то вр. проживала семья. В 1916 мать Ш. с сыном переезжают в Краснодар. Весной 1917 призывают в армию и Ш. - рядовым Второго подготовительного учебного студ. батальона, расквартированного в Царицыне (Саратовской губ.). Затем отправляют в моск. юнкерское училище, откуда в сент. Ш. выпускают прапорщиком.
Освобожденный революцией от армии, Ш. с двоюродным братом Антоном Ш. приезжают в Ростов-на-Дону доучиваться в эвакуированный сюда Варшавский ун-т, однако приходят в только что образованную б. выпускниками местн. гимназий во главе с П. Вейсбремом «Театральную Мастерскую». На ее сцене Ш. исполнил неск. ролей: Священника в «Пире во время чумы» и Сальери в «Моцарте и Сальери» А. Пушкина, Пилата в «Иуде, принце Искариотском» А. Ремизова, рыбака Симона в «Гибели “Надежды”» Г. Гейрманса, Снорре в «Гондле» Н. Гумилева и некот. др. Стал актером.
В кон. сезона 1920/21 «Театральная Мастерская» показала «Гондлу» автору, кот. в это вр. оказался в Ростове. Спектакль понравился, и Гумилев обещал вызвать театр в Пг. Уже по дороге в Пг. актеры узнали, что Гумилев арестован, но возвращаться обратно уже не могли. В Пг. их поселили в б. ресторане Палкина, а театр. помещение дали в б. купеческом клубе на Владимирском пр. Открылись «Гондлой» (8.1.22). С. Радлов предложил театру две постановки - «Киклопа» Еврипида и «Дон Жуана» Мольера, где Ш. предназначались ведущие роли. Но из-за технич. и матер. проблем театр прогорел, артисты вернулись в Ростов. Ш. остался в Пг. Некот. время выступал на сценах небольших театров, потом грузил в порту уголь, торговал книгами, одно вр. был секретарем у К. Чуковского. И хотя тогда им еще не была написана ни одна строка, «он как-то сразу, с первых дней, стал своим во всех тех петроградских литературных кружках, где вертелся и я, - вспоминал Н. Чуковский. - И у серапионов, и в Доме искусств его признали своим, привыкли к нему так, словно были знакомы с ним сто лет». Чувствовался его великолепный дар рассказчика - ему советовали поскорее сесть за письменный стол.
Весной 1923 Ш. с М. Слонимским, «серапионом», с кот. подружился более других, поехал в Донбасс, где при соляном руднике служил врачом отец Ш., отдохнуть и подкормиться. Там Слонимский, уже «опытный» литератор, пошел в бахмутскую газ. «Всероссийская кочегарка», и вместе с Ш. был приглашен поработать. Вначале это была обычная обработка читательских писем. Но постеп. стали складываться стих. строки. Особой популярностью у читателей пользовался субботний раешник Ш. «Полеты по Донбассу». Ш. начинал осознавать себя писателем.
Вступил в лит-ру Ш. по тем вр. довольно поздно. Ему шел двадцать восьмой год, когда в тоненьком детском ж. «Воробей» появилась его сказка « Рассказ старой балалайки » о наводнении в СПб. 1824-го. Как и его др. произведения для детей - « Два друга - Хомут и Подпруга», «Война Петрушки и Степки-растрепки » - напис. раешником. Начиная с 1925 в изд-вах «Радуга» и ГИЗ вышло более десятка кн. для самых маленьких: « Вороненок», «Шарики», «Рынок», «Зверобуч», «Кто быстрей?», «На морозе», «Петька-Петух деревенский пастух » и т.д. Их оформили П. Соколов, В. Конашевич, Е. Сафонова, Б. Антоновский, А. Пахомов, В. Ермолаева, А. Радаков, С. Гершов и др. Так Ш. стал детским писателем.
Но Ш. мечтал о большой, «станковой» работе. Вероятно, благодаря его актерскому прошлому, ею стала трехактная пьеса о молодежи 1920-х. «И вот моя неудача, моя бедная пьеса, о кот. я столько мечтал…» - запишет Ш., когда перечитает ее.
Следующей пьесой Ш. остался доволен и отдал ее в ТЮЗ. « Ундервуд » был поставлен А. А. Брянцевым и Б. Зоном (1929). Далее последовали « Клад » (1933) и « Брат и сестра » (1934), поставленные там же. И когда в 1935 Зон организует Новый ТЮЗ, спектакли Ш. он перенесет на сцену своего театра. Для Нового ТЮЗа Ш. напишет « Красную Шапочку » и « Снежную королеву».
В 1932 Театр марионеток, кот. рук. Е. Деммени, поставил перв. кукольную пьесу Ш. « Пустяки ». Постановка Ш. не понравилась, но тем не менее вскоре он напишет еще неск. кукольных пьес - « Красная Шапочка и Серый волк » (1936) и « Кукольный город » (1940). В постановке Центр. театра кукол посл. пьеса получит назв. « Лесная тайна ».
К этомувр. относится обращение Ш. к кинематографу. В соавт. с Н. Олейниковым после успеха картины « Разбудите Леночку » (1933) с Яниной Жеймо в заглавной роли, они задумали сериал о Леночке, но снят был лишь один фильм « Леночка и виноград », со съемками кот. не справилась реж. А. Кудрявцева. Ш. и Олейников еще написали для «Ленфильма» кинокомедию « На отдыхе », поставленную Э. Иогансоном в 1936.
В ранних произведениях Ш., рассказывающих о самых «реальных» событиях, критики, тем не менее, сразу почувствовали сказочный настрой. «Шварц - он сказочник. Сказочность есть в каждой его пьесе - и “Ундервуде”, и в “Кладе”, и в “Приключениях Гогенштауфена”», - замечала А. Марголина (Лит. современник. 1936. № 2). «С его творчеством связана борьба за современную театральную сказку, элементы которой он несомненно внес в детскую драматургию», - подводил некот. итоги начала творч. пути Ш. Л. Макарьев (Рабочий и театр. 1933. № 13).
Сказка стала большой любовью писателя, но и великой его болью, ибо долгие годы она была «т.н. запретным жанром» (из высказывания Ш. на бюро секции драматургии). И, быть может, потому вначале сказка Ш. робко вплеталась в ткань реального повествования его первых пьес («Ундервуд», «Клад»), но уже « Приключения Гогенштауфена » он определил как «сказку в 3 действиях». И в совершенно «реальном» сценарии «Леночка и виноград» вдруг появлялся медведь, кот. не только понимал, но и сочувствовал героине, попавшей в беду. Сказочные мотивы, сказочное настроение, тональность даже в самых «реальных» проявлениях нужны были Ш., чтобы показать не-ежедневность, исключительность происходящего, сказочность придавала и занимательность повествованию.
В 1933 пишет сказочную пьесу « Принцесса и свинопас », в 1937 - «Красную Шапочку», в следующем - «Снежную королеву» и сценарий « Доктора Айболита », и, наконец, в 1940-м Н. Акимов в Театре комедии поставит « Тень ».
В дни войны Ш. пошел записываться в народное ополчение, но получил отказ и весь ушел в лит. работу. Радио нужны были сатирич. мат-лы на Гитлера и его клику, и он писал их чуть ли не ежедневно. Акимов просил его и М. Зощенко оперативно напис. комедию, кот. поднимала бы дух зрителей, и они за месяц написали « Под липами Берлина ». Премьера состоялась уже 12 авг., но «сыграв спектакль раз пятнадцать, мы сняли его с репертуара, - вспоминал Акимов. - …Оказалось, что острая насмешка над самонадеянным фашизмом плохо воспринимается в обстановке воздушных налетов» (Мы знали Евгения Шварца. Л.-М., 1966).
В дек. того же года Ш., находящегося в критич. состоянии дистрофии, вывезли из осажденного города. За годы войны им напис. « Одна ночь », пьеса о жизни блокадного Л-да; « Далекий край », пьеса и сценарий, кот. рассказывали о лен. детях в эвакуации; кукольная пьеса « Сказка о храбром солдате », ставшая позже сценарием « Марья-искусница »; «Принцессу и свинопаса» он переделал в « Голого короля »; и лучшая пьеса - « Дракон » (хотя в то вр. пьеса была показана в М., названа «вредной сказкой» и запрещена для постановки; вторично пьеса была изъята из репертуара уже во вр. Н. С. Хрущева).
Послевоен. годы Ш. были насыщены работой. Для «Ленфильма» он написал сценарий « Золушка », для «Союздетфильма» - « Первоклассница ». Однако после д-да А. А. Жданова о ж. «Звезда» и «Ленинград» на худсоветах «Ленфильма» все чаще звучали обвинения в адрес Ш., кот. упрекали в «неуважении к сказке», в «мелкотемье». В кон. 1940-х и нач. 50-х гг. на сценах театров шла только «Снежная королева», печатали лишь «Первоклассницу» (зато чуть ли не на всех языках народов СССР и стран народной демократии). В 1944 «Снежную королеву» поставит Детский театр Манчестера, в 1947 «Тень» берлинский театр им. М. Рейнгардта.
В этот период Ш. лишь переписал в повесть кукольную пьесу « Сказка о потерянном времени », для кукольных театров соч. « Новую сказку » (« Волшебники »); напис. пьесу « Иван Честной работник », но, неудовлетворенный ею, из первого действия создал др. пьесу - « Два клена ».
С 1943 Ш. стал вести дневник, а с 1950-х в этих же «амбарных книгах» записывал воспоминания (в 1999 изд. «Корона принт» выпустило четырехтомник Ш., в кот. его «Амбарные книги» занимают существенное место). В 1955 затеял «Телефонную книжку» - воспоминания о людях, кот. присутствовали в его телефонной книжке. «Взять нашу длинную черную книжку с алфавитом и, за фамилией фамилию, как записаны, так о них и рассказать. Так и сделаю…» ― записал он 19 янв. и начал с Н. Акимова. С 1943 до 1957-го им написано автобиогр. прозы около 120 авт. листов.
Посл. годы, не смотря на тяжелую болезнь, были насыщены писательством. Он завершил пьесы « Повесть о молодых супругах » и « Обыкновенное чудо », напис. сценарий « Дон Кихот » (Козинцев прекрасно справлялся со своими сценариями, но на «Дон Кихота» пригласил Ш. На вопрос «почему», он ответил: «Потому что Шварц писал о добре без сентиментальности»). Создал новые варианты лучших кукольных пьес, собирал сб. произведений для детей, в кот. вошли сказки «Два брата», «Сказка о потерянном времени», «Новые приключения Кота в сапогах», повести «Первоклассница», «Чужая девочка», «Приключения Шуры и Маруси», пьесы «Два клена», «Красная шапочка» и «Снежная королева» (кн. выйдет из печ. уже после кончины писателя). Ш. владел всеми лит. жанрами, и когда его спрашивали: «Над чем вы сейчас работаете?», отвечал: «Пишу всё, кроме доносов».
Изд-во «Сов. писатель» к 60-летию Ш. выпустил первый и единственный прижизненный сб., но в нем не было важнейших пьес драматурга. На просмотре в «Ленфильме» он успел посмотреть черновой вариант «Дон Кихота». А премьеру «Повести о молодых супругах» в Театре комедии слушал по телефону.
В 1957 Ш. начал работать над сценарием «Два друга» для Н. Кошеверовой, дописать кот. после смерти Ш. она пригласила Н. Эрдмана (опубл.: Н. Эрдман. Киносценарии. СПб., 2010).
В пьесах Ш. показывал кто и что враждебно человеку и его спасительной любви. По Ш., это гос. деспотия, человеч. недомыслие, корысть, невежество, зависть и проч. Чтобы выразить всю полноту этого понимания, он чаще всего обращался к «чужим сюжетам», что было в лит. традиции, начиная с Шекспира, и - «рассказывал их на свой лад».
В 1960 в оформлении Н. Акимова вышел однотомник Ш., где впервые были напеч. «Голый король» и «Дракон». К 70-летию вышел сб. воспоминаний о Ш. - «Мы знали Евгения Шварца» (под ред. Н. Войцеховской. М.-Л.: Искусство, 1966).
Преемником Ш. в драматургии поначалу стал В. Коростылев, но истинным его наследником в лит-ре можно назвать Г. Горина.
Соч .: Три сказки. М.-Л., 1945; Первоклассница: Сценарий. Свердловск, 1954; Кукольный город. Л.-М., 1959; Тетрадь № 1 // Прометей: Сб. Т.
Лит.: Цимбал С. Евг. Шварц. Л., 1961; Мы знали Евг. Шварца. Л.-М., 1966; Биневич Евг. Евгений Шварц // О лит-ре для детей. Вып.
Евг. Биневич