Таисия


ТАИ́СИЯ , игумения Леушинская (в миру Ма­рия Васильевна Солопова) [5(17).10.1842, СПб. - 2(15).1.1915, Леушинский мо­настырь Череповецкого у. Новгородской губ.] - поэт, очеркист, историк, богослов.

Происходила из боровических дворян. Отец, Василий Васильевич Солопов,- капи­тан 1-го ранга, служил в Кронштадте, совер­шил неск. кругосветных плаваний, в т.ч. на фрегате «Паллада». Мать, Виктория Дмитриевна, происходила из рода Пушки­ных. Детство С. провела в родовой усадьбе Абакумово близ г. Боровичи Новгородской губ. В 1852–61 обучалась в Павловском ин-те благородных девиц в СПб. Здесь, после видения ей Христа Спасителя, избрала монашеский путь.

Лит. дарование С. проявилось еще в годы учения. В 14 лет написала рождествен­ский рассказ « Первая на земле елка », кот. получил широкую изв. и впоследствии был опубл. в кн. Н. Лухмановой «Девочки. Воспоминания из институтской жизни» (СПб., 1896). В теч. всей жизни С. писала стихи, кот. стали проявлением не только ее таланта, но и ду­ховной потребности. Перв. сб. С. вышел в 1892 под заглавием « Духовные стихо­творения игумений Таисии, настоя­тельницы Леушинского Иоанно-Предтеченского монастыря ». При всем много­образии дарования, позволявшего ей с оди­наковой естественностью слога составлять как богослужебные или богословские, так и чисто худож. прозаические и поэтические тексты самых различных жанров, лит. занятия всегда оставались для нее явлением духов­ной жизни. Ее духовный отец св. Иоанн Крон­штадтский так отозвался об одном из ее стих.: «Прекрасные стихи Пресвятой Матери Деве! Да, Матушка! Пять талантов дал тебе Господь и сторицею ты их возвращаешь» (Таисия (Солопова М. В.). Сергиев Иоанн Ильич. СПб., 1909).

В 1861 С. поступила в Введенский Тих­винский монастырь, где в 1870 была постри­жена в иночество с именем Аркадия. В 1872 переведена в Новгородский Зверин Покров­ский монастырь. Здесь было составлено изв. гимнографическое произведение - Акафист св. Симеону Богоприимцу. В 1878 переведена в Званский Знаменский монас­тырь, где в 1879 пострижена в монашество с именем Таисия. Здесь же, в б. имении Г. Державина, пишет неск. молитвен­но-созерцательных стих. В одном из них, « В полночный час », явственно ощутимы лермонтовские мотивы: «О, как да­лека вся тревога, / Мне словно чуждым стал весь мир, / Я созерцаю в небе Бога, / Я ощу­щаю в сердце мир!» Впоследствии эти стих. были включены в сб. « Духовные стихотворения » (перв. изд. 1892), кот. стал самой изв. и популярной из ее кн. и выдержал 5 изд.

В кон. XIX и нач. XX в. стих. С. публ. в ж. «Душеполезный собе­седник», «Русский паломник», «Кронштадт­ский пастырь» и др., выходят отд. изд. (Село Короцкое, родина святителя Ти­хона. СПб., 1892; Пред чудотворной иконой Казанской Богоматери в Ка­занском соборе. СПб., 1893; К первой годовщине кончины о. протоиерея Ио­анна Кронштадтского. СПб., 1909 и др.).

Мн. ее стихи были положены на ноты, в 1900–10-х опубл. три про­изведения для смешанного хора композито­ра М. Гольтисона на стихи С. « Как Петр, я в море утопаю», «Светлый гений» и «О. Иоанн Кронштадтский у себя на родине ».

10 марта 1881 монахиня Таисия была утверждена начальницею Леушинской Иоанно-Предтеченской общины, а в 1885 возве­дена в сан игумений. В течение 35 лет управ­ления обителью С. не оставляла лит. занятий в самых различных жанрах. В Леушинском монастыре были созданы такие разные по жанру и стилю сочинения, как богословско-публицистический очерк « Отец протоие­рей Иоанн Ильич Сергиев как пас­тырь » (1893), стихотворный « Канон на Благовещение Пресвятой Богороди­цы » (1904), « Письма к новоначальной инокине о главнейших обязанностях иноческой жизни » (1900) - нравоучи­тельное аскетическое соч., сочетающее высо­кие духовные истины с практическими сове­тами, выраженными в живой эпистолярной форме.

Отд. сторону наследия игумений Таисии составили ист. сочинения: « Историческое описание Иоанно-Предтеченского Леушинского монас­тыря » (1894), « Сказание о древнем Ферапонтовском Богородице-Рождест­венском монастыре » (1904), « Начало Сурской обители » (1900), для кот. ха­рактерно соединение ист. точности фактов, детальности описаний с живостью сюжета и особым личным стилем с ярко выра­женной нравоучительной позицией.

Поэма « Сурская обитель » (1900) - уникальная поэтич. летопись основания монашеской обители, точная по фактам и хронологии событий и вдохновенная по худож. форме. С. избрала один из любимых размеров А. Пушкина - четырехстопный хорей. Удивительная естественность и про­стота слога, безыскусность выражений, свой­ственная разговорной речи, создает особый эффект живого рассказа и в то же время ле­тописного ист. повествования. Тон­кий лиризм обращает каждую фразу к душе читателя, а поэтич. образность наполня­ет сухие факты и обыденные слова глубиной смысла.

Игумения Таисия проявила себя и как публикатор. Ею были подготовлены к печ. и изд. «Письма...» св. Иоанна Крон­штадтского (1909), а также оригинальное произведение «Беседы протоиерея Иоанна Кронштадтского с игуменией Таисией с присовокуплением описания некоторых событий из жизни игуме­ний Таисии» (1909). Записи бесед сохра­нили особенности живой устной речи изв. праведника.

Одним из наиболее ярких в худож. отно­шении прозаич. произведений игуменьи Таисии стало сочинение биогр. жанра « Жизнеописание юродивой ста­рицы Евдокии Родионовой » (1911). Таисия почитала старицу Евдокию как свою ду­ховную наставницу. Юродивая была извест­на своим пророческим даром, единственная из отеч. подвижниц предсказала мученич. кончину Александра II. Житие явилось данью памяти великой подвижницы. Игумения напис. его на основе как своих личных впечатлений и дневниковых записей, так и благодаря специальной исследователь­ской работе. Она изучила метрические кни­ги, собрала и записала воспоминания оче­видцев. Благодаря этому житие характеризу­ется докум. точностью и одновре­менно отличается замечательной живостью изложения, сюжетностью. Агиографическая документальность и обилие житейской кон­кретики делают «Жизнеописание юродивой» ярким образцом новой агиографии.

С. была попечительницей Леушинской женской школы и двуклассной школы при ней, а также церковно-приходской школы. Педагогич. труды игумений получили высокую оценку Министерства образования и послужили этапом в создании системы жен­ских учительских школ в России. Будучи уч­редительницей и настоятельницей одного из самых больших женских монастырей Рос­сии - Леушинского, игумения Таисия, кроме того, основала или возродила еще 10 монас­тырей и скитов. В 1889 и в 1892 награждена Золотыми наперсными крестами.

Совр. читателю имя игумений Таисии Ле­ушинской более всего изв. по ее « Ке­лейным запискам » (1916), авторское на­звание кот. в первом посмертном изд. было заменено на « Записки игумений Таисии ». Они сочетают в себе элементы ис­поведи, откровения, духовных размышлений. В кн. описаны, в частности, 20 видений и знамений игумений. Авторская сверхзада­ча состояла в намерении поделиться благо­датным духовным опытом, рассказать о том, как проявлялся в ее жизни особый покров Бо­жий и Пресвятой Богородицы. В предисл. протоиерея Александра Дернова к первому изд. отмечалось, что в кн. «мы видим заме­чательное действие Промысла Божия, сказавшееся во всей жизни почившей матушки». Первым читателем «Келейных записок» стал о. Иоанн Кронштадтский, благословивший их публикацию следующей надписью на руко­писи: «Дивно, прекрасно, Божественно, печа­тайте в общее назидание».

В кон. XX в. поэтич. наследие С. вновь стало предметом внимания певцов и композиторов, в частности, народной арти­стки России Е. Смольяниновой, Ю. Бирюко­ва, И. Скорик, Н. Захарова и др. Некот. песни стали по сути народными, как, напр., « Как хорошо в Твоем храме, Вла­дычице ...» в муз. обработке старца Николая Гурьянова (Песни на стихи игумений Таисии. СПб., 2003). Издан нотный сб. «Песни на стихи игумений Таисии» (СПб., 2003). Среди причин такого внимания музы­кантов к стихам С. следует назвать их особую мелодичность, умелое использование при­ема лексич. повтора, композиц. стройность ее лирики и особую живость лирич. сюжета.

Почитательницей и преемницей игумении Т. стала А. Ф. Платонова (в монашестве Анастасия), духовная писательница, кот. посвятила Т. статью «Старица Божия» (ж. «Кронштадтский пастырь», 1916).

Соч.: Духовные стихотворения игумений Таисии, на­стоятельницы Леушинского Иоанно-Предтеченского мо­настыря. СПб., 1892, и др. изд.; Село Короцкое, родина святителя Тихона: Стих. СПб., 1 892; Отец протоиерей Иоанн Ильич Сергиев как пастырь. СПб., 1893; Пред чу­дотворной иконою Казанской Богоматери в Казанском соборе: Стих. СПб., 1893; Канон на Благовещение Пре­святой Богородицы. Переложение в стихах игумений Та­исии. СПб., 1904; Беседы святого праведного Иоанна Кронштадтского с игуменией Таисией. СПб., 1909; Свет­лой памяти о. Иоанна Кронштадтского: Стих. СПб., 1909; Записки игумений Таисии... Автобиография. Пг., 1916; То же. М.: Паломник, 2000; Сурская обитель. СПб., 2001; Autobiography of Spiritual Daughter of St. John of Kronstodt. Platina, California, 1989; Abbess Thaisia of Leushino convent - A Spiritual Mother of Holy Russia. Letters to a Beginer on giving One's life to God. St. Xenia Skete press, California, 1993.

Лит.: Митрополит Вениамин (Федченков). Игумения Таисия - сотрудница о. Иоанна Кронштадтского. СПб., 2002; Венок памяти игумений Таисии Леушинской. СПб., 2002; Георгиевский В. Вклад игумений Таисии в духов­ную лит-ру // Церковные вед. СПб., 1915. № 2; Кошелев В. Игумения Таисия // Московский ж. 1993. № 8; Иванова Г. Игуменья Таисия // Памятники Отечества. Вып. 30. 1993. № 3–4; Стрельникова Е. Игумения Таисия // Стрельнико­ва Е. Ферапонтов монастырь в ликах и лицах. М., 1998; Игумения Таисия Леушинская: Биогра­фич. справка // Игумения Таисия Леушинская. Ус­тав Леушинского монастыря. СПб.-В. Новгород, 2002; Игумения Таисия Леушинская. Краткое жизнеописание // Игумения Таисия Леушинская. Сур­ская обитель. СПб., 2001; Священник Генна­дий Беловолов. Поэзия как духовное делание // Игумения Таисия Леушинская. Духовные стихотворения. СПб., 2002; Монахиня Анастасия (Платонова). Ста­рица Божия // Монахиня Анастасия - постриженица Иоанновского монастыря. СПб., 2003.

Г. Беловолов

  • Таисия