Таисия
ТАИ́СИЯ , игумения Леушинская (в миру Мария Васильевна Солопова) [5(17).10.1842, СПб. - 2(15).1.1915, Леушинский монастырь Череповецкого у. Новгородской губ.] - поэт, очеркист, историк, богослов.
Происходила из боровических дворян. Отец, Василий Васильевич Солопов,- капитан 1-го ранга, служил в Кронштадте, совершил неск. кругосветных плаваний, в т.ч. на фрегате «Паллада». Мать, Виктория Дмитриевна, происходила из рода Пушкиных. Детство С. провела в родовой усадьбе Абакумово близ г. Боровичи Новгородской губ. В 1852–61 обучалась в Павловском ин-те благородных девиц в СПб. Здесь, после видения ей Христа Спасителя, избрала монашеский путь.
Лит. дарование С. проявилось еще в годы учения. В 14 лет написала рождественский рассказ « Первая на земле елка », кот. получил широкую изв. и впоследствии был опубл. в кн. Н. Лухмановой «Девочки. Воспоминания из институтской жизни» (СПб., 1896). В теч. всей жизни С. писала стихи, кот. стали проявлением не только ее таланта, но и духовной потребности. Перв. сб. С. вышел в 1892 под заглавием « Духовные стихотворения игумений Таисии, настоятельницы Леушинского Иоанно-Предтеченского монастыря ». При всем многообразии дарования, позволявшего ей с одинаковой естественностью слога составлять как богослужебные или богословские, так и чисто худож. прозаические и поэтические тексты самых различных жанров, лит. занятия всегда оставались для нее явлением духовной жизни. Ее духовный отец св. Иоанн Кронштадтский так отозвался об одном из ее стих.: «Прекрасные стихи Пресвятой Матери Деве! Да, Матушка! Пять талантов дал тебе Господь и сторицею ты их возвращаешь» (Таисия (Солопова М. В.). Сергиев Иоанн Ильич. СПб., 1909).
В 1861 С. поступила в Введенский Тихвинский монастырь, где в 1870 была пострижена в иночество с именем Аркадия. В 1872 переведена в Новгородский Зверин Покровский монастырь. Здесь было составлено изв. гимнографическое произведение - Акафист св. Симеону Богоприимцу. В 1878 переведена в Званский Знаменский монастырь, где в 1879 пострижена в монашество с именем Таисия. Здесь же, в б. имении Г. Державина, пишет неск. молитвенно-созерцательных стих. В одном из них, « В полночный час », явственно ощутимы лермонтовские мотивы: «О, как далека вся тревога, / Мне словно чуждым стал весь мир, / Я созерцаю в небе Бога, / Я ощущаю в сердце мир!» Впоследствии эти стих. были включены в сб. « Духовные стихотворения » (перв. изд. 1892), кот. стал самой изв. и популярной из ее кн. и выдержал 5 изд.
В кон. XIX и нач. XX в. стих. С. публ. в ж. «Душеполезный собеседник», «Русский паломник», «Кронштадтский пастырь» и др., выходят отд. изд. (Село Короцкое, родина святителя Тихона. СПб., 1892; Пред чудотворной иконой Казанской Богоматери в Казанском соборе. СПб., 1893; К первой годовщине кончины о. протоиерея Иоанна Кронштадтского. СПб., 1909 и др.).
Мн. ее стихи были положены на ноты, в 1900–10-х опубл. три произведения для смешанного хора композитора М. Гольтисона на стихи С. « Как Петр, я в море утопаю», «Светлый гений» и «О. Иоанн Кронштадтский у себя на родине ».
10 марта 1881 монахиня Таисия была утверждена начальницею Леушинской Иоанно-Предтеченской общины, а в 1885 возведена в сан игумений. В течение 35 лет управления обителью С. не оставляла лит. занятий в самых различных жанрах. В Леушинском монастыре были созданы такие разные по жанру и стилю сочинения, как богословско-публицистический очерк « Отец протоиерей Иоанн Ильич Сергиев как пастырь » (1893), стихотворный « Канон на Благовещение Пресвятой Богородицы » (1904), « Письма к новоначальной инокине о главнейших обязанностях иноческой жизни » (1900) - нравоучительное аскетическое соч., сочетающее высокие духовные истины с практическими советами, выраженными в живой эпистолярной форме.
Отд. сторону наследия игумений Таисии составили ист. сочинения: « Историческое описание Иоанно-Предтеченского Леушинского монастыря » (1894), « Сказание о древнем Ферапонтовском Богородице-Рождественском монастыре » (1904), « Начало Сурской обители » (1900), для кот. характерно соединение ист. точности фактов, детальности описаний с живостью сюжета и особым личным стилем с ярко выраженной нравоучительной позицией.
Поэма « Сурская обитель » (1900) - уникальная поэтич. летопись основания монашеской обители, точная по фактам и хронологии событий и вдохновенная по худож. форме. С. избрала один из любимых размеров А. Пушкина - четырехстопный хорей. Удивительная естественность и простота слога, безыскусность выражений, свойственная разговорной речи, создает особый эффект живого рассказа и в то же время летописного ист. повествования. Тонкий лиризм обращает каждую фразу к душе читателя, а поэтич. образность наполняет сухие факты и обыденные слова глубиной смысла.
Игумения Таисия проявила себя и как публикатор. Ею были подготовлены к печ. и изд. «Письма...» св. Иоанна Кронштадтского (1909), а также оригинальное произведение «Беседы протоиерея Иоанна Кронштадтского с игуменией Таисией с присовокуплением описания некоторых событий из жизни игумений Таисии» (1909). Записи бесед сохранили особенности живой устной речи изв. праведника.
Одним из наиболее ярких в худож. отношении прозаич. произведений игуменьи Таисии стало сочинение биогр. жанра « Жизнеописание юродивой старицы Евдокии Родионовой » (1911). Таисия почитала старицу Евдокию как свою духовную наставницу. Юродивая была известна своим пророческим даром, единственная из отеч. подвижниц предсказала мученич. кончину Александра II. Житие явилось данью памяти великой подвижницы. Игумения напис. его на основе как своих личных впечатлений и дневниковых записей, так и благодаря специальной исследовательской работе. Она изучила метрические книги, собрала и записала воспоминания очевидцев. Благодаря этому житие характеризуется докум. точностью и одновременно отличается замечательной живостью изложения, сюжетностью. Агиографическая документальность и обилие житейской конкретики делают «Жизнеописание юродивой» ярким образцом новой агиографии.
С. была попечительницей Леушинской женской школы и двуклассной школы при ней, а также церковно-приходской школы. Педагогич. труды игумений получили высокую оценку Министерства образования и послужили этапом в создании системы женских учительских школ в России. Будучи учредительницей и настоятельницей одного из самых больших женских монастырей России - Леушинского, игумения Таисия, кроме того, основала или возродила еще 10 монастырей и скитов. В 1889 и в 1892 награждена Золотыми наперсными крестами.
Совр. читателю имя игумений Таисии Леушинской более всего изв. по ее « Келейным запискам » (1916), авторское название кот. в первом посмертном изд. было заменено на « Записки игумений Таисии ». Они сочетают в себе элементы исповеди, откровения, духовных размышлений. В кн. описаны, в частности, 20 видений и знамений игумений. Авторская сверхзадача состояла в намерении поделиться благодатным духовным опытом, рассказать о том, как проявлялся в ее жизни особый покров Божий и Пресвятой Богородицы. В предисл. протоиерея Александра Дернова к первому изд. отмечалось, что в кн. «мы видим замечательное действие Промысла Божия, сказавшееся во всей жизни почившей матушки». Первым читателем «Келейных записок» стал о. Иоанн Кронштадтский, благословивший их публикацию следующей надписью на рукописи: «Дивно, прекрасно, Божественно, печатайте в общее назидание».
В кон. XX в. поэтич. наследие С. вновь стало предметом внимания певцов и композиторов, в частности, народной артистки России Е. Смольяниновой, Ю. Бирюкова, И. Скорик, Н. Захарова и др. Некот. песни стали по сути народными, как, напр., « Как хорошо в Твоем храме, Владычице ...» в муз. обработке старца Николая Гурьянова (Песни на стихи игумений Таисии. СПб., 2003). Издан нотный сб. «Песни на стихи игумений Таисии» (СПб., 2003). Среди причин такого внимания музыкантов к стихам С. следует назвать их особую мелодичность, умелое использование приема лексич. повтора, композиц. стройность ее лирики и особую живость лирич. сюжета.
Почитательницей и преемницей игумении Т. стала А. Ф. Платонова (в монашестве Анастасия), духовная писательница, кот. посвятила Т. статью «Старица Божия» (ж. «Кронштадтский пастырь», 1916).
Соч.: Духовные стихотворения игумений Таисии, настоятельницы Леушинского Иоанно-Предтеченского монастыря. СПб., 1892, и др. изд.; Село Короцкое, родина святителя Тихона: Стих. СПб., 1 892; Отец протоиерей Иоанн Ильич Сергиев как пастырь. СПб., 1893; Пред чудотворной иконою Казанской Богоматери в Казанском соборе: Стих. СПб., 1893; Канон на Благовещение Пресвятой Богородицы. Переложение в стихах игумений Таисии. СПб., 1904; Беседы святого праведного Иоанна Кронштадтского с игуменией Таисией. СПб., 1909; Светлой памяти о. Иоанна Кронштадтского: Стих. СПб., 1909; Записки игумений Таисии... Автобиография. Пг., 1916; То же. М.: Паломник, 2000; Сурская обитель. СПб., 2001; Autobiography of Spiritual Daughter of St. John of Kronstodt. Platina, California, 1989; Abbess Thaisia of Leushino convent - A Spiritual Mother of Holy Russia. Letters to a Beginer on giving One's life to God. St. Xenia Skete press, California, 1993.
Лит.: Митрополит Вениамин (Федченков). Игумения Таисия - сотрудница о. Иоанна Кронштадтского. СПб., 2002; Венок памяти игумений Таисии Леушинской. СПб., 2002; Георгиевский В. Вклад игумений Таисии в духовную лит-ру // Церковные вед. СПб., 1915. № 2; Кошелев В. Игумения Таисия // Московский ж. 1993. № 8; Иванова Г. Игуменья Таисия // Памятники Отечества. Вып. 30. 1993. № 3–4; Стрельникова Е. Игумения Таисия // Стрельникова Е. Ферапонтов монастырь в ликах и лицах. М., 1998; Игумения Таисия Леушинская: Биографич. справка // Игумения Таисия Леушинская. Устав Леушинского монастыря. СПб.-В. Новгород, 2002; Игумения Таисия Леушинская. Краткое жизнеописание // Игумения Таисия Леушинская. Сурская обитель. СПб., 2001; Священник Геннадий Беловолов. Поэзия как духовное делание // Игумения Таисия Леушинская. Духовные стихотворения. СПб., 2002; Монахиня Анастасия (Платонова). Старица Божия // Монахиня Анастасия - постриженица Иоанновского монастыря. СПб., 2003.
Г. Беловолов