Тайгин Борис Иванович
ТАЙГИ́Н (Павлинов) Борис Иванович [7.2.1928, Л-д - 22.9.2008, СПб.] - поэт, издатель.
Родился в семье морского офицера, мать была немкой, что впоследствии долгое вр., по понятным причинам, приходилось скрывать. Окончил Железнодорожный техникум по спец. машинист паровоза. С 1946 занимался изготовлением подпольных граммофонных пластинок на отработанных рентгеновских снимках (т.н. «музыка на ребрах»), а затем участвовал в создании нелегальной фирмы грамзаписи «Золотая собака», за что в 1950 был осужден на 5 лет лагерей, освобожден через 2 года и 5 месяцев по амнистии 1953. Работал, светотехником на Ленфильме, киномехаником в Доме кино (1954–76), затем вагоновожатым в трампарке Леонова (1976–88), где был награжден значком «100 000 км без аварий».
Т. стоял у истоков самиздата: учредив собств. подпольное изд-во «Бэ-Та», с сер. 1950-х подгот. и вып. более 150 поэтич. сб. По кн. «Волны и скалы», напечатанной Т., Н. Рубцов в 1962 был без экзаменов принят в Лит. ин-т им. М. Горького.
Автор более 500 стих. Впервые стихи Т. (под псевд. Всеволод Бульварный) увидели свет в 2-х номерах альм. «Призма» (1961, 1962), кот. сам Т. выпустил вместе с К. Кузьминским. В 1964 в Стокгольме вышел сб. стихов Т. « Асфальтовые джунгли ». В России перв. сб., напечатанный типографским способом (« Право на себя »), появился в 1992, второй (« Русский коллаж ») - в 1999, третий (« Бездорожьем - за горизонт ») - в 2005.
В ряде стихов Т. содержится резкая критика коммунист. идеологии и сов. государственности. С нескрываемой ненавистью пишет Т. о «лиходеях», прислужниках режима, кот. «врываются ночами в квартиры мирных россиян» (« Марионетки »), он приветствует силовые, даже беспощадно жестокие методы борьбы с тоталитарным злом («Удар в осину - / резкий и короткий - / последним будет: подлецам на кол!» - « Десять лет тому назад »), воспевает террориста-одиночку В. Ильина, кот. пытался застрелить Л. Брежнева в янв. 1969 (« Охотник »). Однако чаще Т., не ограничиваясь разоблачением пороков сов. действительности, вершит в своих стихах суровый суд над нынешней цивилизацией в целом. Ущербность совр. прогресса состоит, по Т., прежде всего в отчуждении человека от природы и ее универсальных законов.
Мн. произведения Т. построены на антиномии прошлого и настоящего: лирич. герой, не способный адаптироваться к постиндустриальной современности, грезит о естественности и простоте отдаленных эпох: «Пусть вернется Время вспять - / на пять тысяч лет назад, / и наступит Благодать / без запретов и преград!» (« Свежесть утренних часов… »); «В нашей современности - / слишком много пошлости… / Мне милее - древности. / Мне милее - прошлости» (« Тело так расковано …»); «Хочу назад, в глухую даль веков: / забыть тоску двадцатого столетья…» (« Стих антигородской »). Мечта о естеств. жизни в гармонии с мудрой и прекрасной природой и связанная с этой грезой мифологема потерянного рая отчасти сближают тв-во Т. с лирикой Рубцова, кот. он высоко ценил, и русской «деревенской прозой» 1960–70-х. Вместе с тем любые формы «пейзанства», основанного на идеализации крестьянского прошлого, всегда были чужды Т. Отношение лирич. героя стих. Т. к городу, кажущееся на перв. взгляд однозначно негативным, обнаруживает при более тщательном рассмотрении всецело амбивалентный характер. Настойчиво декларируемый антиурбанизм («Хочу покинуть город навсегда!» - « Стих антигородской ») парадоксальным образом совмещается с пост. признаниями в любви к родному Петербургу (разумеется, прежде всего Т. ценит сады и парки Сев. Пальмиры). Осуждая «коварные асфальтовые джунгли» (« О вы - коварные асфальтовые джунгли… »), лирич. герой Т. в то же время ощущает себя детищем мегаполиса, неразрывно связанным с городской стихией. Т. был глубоко религиозным человеком, размышления о роли веры, о пагубности атеизма для России занимают важное место и в стихах, и дневнике - так, напр., 14.10.1967 он записывает: «Боже мой! Неужели русский народ так никогда и не опомнится, не вернется в лоно Веры, не воззрится лицом к Богу? Без Бога Россия потеряет себя…» (Из дневника Бориса Тайгина // Пчела. 2001. № 32). При этом, однако, отношение Т. к православию было достаточно неоднозначным, он называл себя «лютеранином - по крови» (« Я - россиянин. Консерватор …»).
Особое место в тв-ве Т. занимает тема любви. Своеобразие любовной лирики Т. заключается в полном отсутствии надрывов, драматических, а тем более трагич. коллизий - лирич. герой пребывает в состоянии ничем не нарушаемой счастливой просветленности. Очевидно, такая особенность обусловлена прежде всего тем обстоятельством, что семейный союз Т. с любимой женой, Ниной Михайловной, кот. хорошо знавший поэта А. Антуфьев назвал «другом и ангелом-хранителем» (Антуфьев А. Борис Тайгин - поэт, издатель, человек // Тайгин Б. Бездорожьем - за горизонт . СПб., 2005.), был на редкость прочным и гармоничным.
Т. переводил стихи финского поэта У. Таннера.
С 1960 до самой смерти Т. вел лит. дневник « По горячим следам », из кот. пока опубл. только небольшие отрывки.
Соч.: Асфальтовые джунгли (Boris Tajgin. Asfalt Djungeln). Stockholm, 1964; Право на себя: Стих. СПб., 1992; Русский коллаж: Второй сб. стихов. СПб., 1999; Из дневника Бориса Тайгина // Пчела. 2001. № 32; Бездорожьем - за горизонт: Избр. стих. СПб., 2005; Стихи // Петербург. 20 лет: Юбил. выставка произведений петерб. художников 12–26 янв. 2013. СПб., 2012.
Лит.: Горбовский Г. Остывшие листы: Записки литератора. Л., 1991; Горбовский Г. О Борисе Тайгине // Тайгин Б. Право на себя. СПб., 1992; Домашев А. Его право на себя // Там же; Антуфьев А. Борис Тайгин - поэт, издатель, человек // Тайгин Б. Бездорожьем - за горизонт. СПб., 2005; Друян Б. Подвижник поэзии // Нева. 2006. № 7; Биобиблиогр. справочник СПбО СП России / Сост. А. И. Белинский. СПб., 2011; Борис Тайгин в воспоминаниях друзей. СПб., 2012; Астафьев Н. «Борис Тайгин - человек-легенда» // Невский альм. 2018. № 2 (100).
А. Большев