Тэффи Надежда


ТЭ́ФФИ Надежда (наст. Надежда Александровна Лóхвицкая, по мужу Бучинская) [26.4(8.5).1872, СПб. ― 6.10.1952, Париж] - поэт, прозаик, драматург, переводчик.

Родилась в семье с глубокими лит. тра­дициями. Ее прадед масон Кондратий Лохвицкий (1774–1830), писал «мистические стихи»; отец Т. Александр Владимирович Лохвицкий (1830–84) - юрист, публицист, редактор ж. «Юридический вестник», автор кн. «Обзор совр. конституций» (1862–63) и др. науч. трудов; старшая сестра Т., Мария - изв. поэтесса Мирра Лохвицкая. Литераторами стали и сестры Т. Варвара и Елена.

Еще учась в петерб. Литейной гимназии, Т. начала писать стихи, но профес. литератором она стала уже после брака с юристом Владисла­вом Бучинским, рождения трех детей и раз­вода. Перв. публ. - стих. « Мне снился сон безумный и прекрас­ный... » (Север. 1901. № 35). За ней последовал стихотв. фельетон « Покаянный день » (Театр и искусство. 1901. № 51). В 1902–03 Т. печатается в ж-ле И. Ясинского «Почтальон» и «Беседа», в 1904 становится сотрудником «Биржевых ведомостей». Перв. беллетристич. произведение Т. - рассказ « Веселая ве­черинка » (Биржевые ведомости. 1904. № 183. 11 апр.). В 1905 активно сотруд­ничает с рядом сатирических изд. («Сигнал», «Зарницы», «Красный смех», «Вперед») и с большевистской газ. «Новая жизнь». В приложении к «Ниве» печ. ее рассказы « Рубин принцессы » и « День прошел » (1905. № 2, 8). С 1908 Т. - пост. автор ж. «Сатирикон» (позднее и «Нового Cатирикона»).

Однако Т. связана не только с миром га­зетчиков-фельетонистов. Очень быстро она входит в круг символистов, становится завсег­датаем салона Ф. Сологуба, появляется на «средах» на «Башне» Вяч. Иванова. Одновременно с А. Блоком, в февр. 1906 Т. приня­та в кружок поэтов «Вечера К. К. Случевского». Следы «ученичества» у Ф. Сологуба, В. Брюсова и др. поэтов-символистов видны в перв. кн. Т., анонсированной еще в 1908, но вышедшей только в 1910 в изд-ве «Шиповник» - книге « Семь огней ». Брюсов назвал стихи из этой кн. под­ражательными (Брюсов В. Среди стихов. 1894–1924. М., 1990), Н. Гумилев оценил «их литературность в лучшем смысле этого слова» (Аполлон. 1910. № 7).

В 1910-е поэтич. тв-во отходит на второй план (большая подборка новых стихов Т. появилась в 1915 в «Журнале жур­налов»). Стих. 1910-х - нач. 1920-х во­шли в кн. « Passiflora » (Берлин, 1923) и « Шамрам. Песни Востока » (Берлин, 1923).

Всероссийскую славу Т. принесли не по­этич. произведения, а ее еженедельные фельетоны и юмористич. рассказы. Т. оставалась «газетной писательницей» - ее произведения печатали «Речь», «Русское слово» и др. влиятельные и читаемые изд. Лучшие рассказы (и в их выборе писа­тельница была к себе очень строга) Т. объеди­няла в сборники.

Первой кн. прозы Т. стали « Юмори­стические рассказы » (М., 1910. Т. 1–2), на появление кот. положительными рец. откликнулись А. Измайлов, В. Кранихфельд, М. Кузмин и др. До 1917 кн. выдержала более 10 переизд. Сб. « И стало так » (1912) переизд. 7 раз, « Дым без огня » (1914) - 9. Менее повез­ло книге « Карусель» (1913), вышедшей лишь четырьмя изд. Т. стала одним из самых «модных» писателей, среди же писате­лей-юмористов она, по мнению современни­ков, бесспорно занимала первое место. Чи­тателей покорял не только тонкий юмор писа­тельницы, но и свойственный только ей ли­ризм.

Первой книгой, показавшей, что Т. - не только писатель-юморист, был сб. « Неживой зверь » (1916). Обращение к теме «земной печали» (название одного из рас­сказов Б. Зайцева тех лет) вводит писа­тельницу в «большую лит-ру».

Еще в 1900-е Т. попробовала себя как ре­цензент (отклики на «Победу смерти» и «Навьи Чары» Ф. Сологуба, две статьи о кн. А. Белого «Пепел», рец. на книги изд-ва «Шиповник»). Статья о кн. Н. Евреинова «Введение в монодраму» (1909) обнаруживает знакомство рецензента со всеми симво­листскими теориями театра (Волошин, Вяч. Иванов, Сологуб и др.).

Т. и сама была одним из популярных в нач. XX в. драматургов, работавших пре­имущественно «в легком жанре», и входила в Союз драматических и музыкальных писа­телей. Перв. ее пьеса « Женский вопрос » (1907), «комедия-шутка в одном действии», была поставлена в Петерб. драм. (Суворинском) театре. В этот период Т. дружна с В. Мейерхольдом и Г. Чуй­ковым. Еще в 1906 она входила в инициатив­ную группу театра «Факелы». В 1908 ею бы­ла напис. рекомендованная Ф. Сологу­бом Театру В. Ф. Комиссаржевской пьеса « Полдень Дзохары - легенда Вавило­на » (др. название - « Царица Шаммурамат »). Кстати, она и посвящ. Сологубу. Постановка не осуществилась, а пьеса была включена в книгу «Семь огней». Тогда же, в 1908, Т. становится одной из участниц но­вого петерб. театрального предприя­тия - театра «Кривое зеркало». В первый же вечер здесь шла ее пьеска « Любовь в ве­ках » (др. название « Круг любви »). В «Кри­вом зеркале» было поставлено еще две пьес­ки Т. - « Эволюция дьявола » и « Страш­ный кабачок ». В 1909 в «Летнем Фарсе» Б. Неволина поставлена мелодрама «Ал­мазная пыль».

В тв-ве Т.-драматурга начинается период одноактных пьес, миниатюр, скетчей. Некот. из них издавались отдельно: « Ал­мазная пыль » (1909), « Черный ирис » (1915), « Лешка выслужился » (1916). Кроме того, вышло 2 сб.: « Восемь миниа­тюр » (СПб., 1913) и « Миниатюры и мо­нологи. Том II » (Пг., 1915). В 1912–15 большинство одноактных пьес и миниатюр Т. ставились петерб. Литейным театром. В 1913 здесь была поставлена « Царица Таир ». Появление этой пьесы связано с увлече­нием Т. востоком и может быть рассмотрено как комическое или даже пародийное пере­осмысление ее ранней пьесы « Полдень Дзо­хары », написанной с явной ориентацией на символистский театр, прежде всего пьесы Сологуба. Некот. приемы, использо­ванные в «Царице Таир», восходят к классич. пародии «Кривого зеркала», знаме­нитой «Вампуке».

В 1915 Т. пробует себя в большом жанре: создает 4-актную пьесу « Шарманка сата­ны ». Осн. тема мелодрамы весьма тра­диционна: противостояние героини царству пошлости. В дек. 1915 драма принята к поста­новке моск. Малым театром, через год «Шарманка...» идет в петерб. театре К. Незлобина. В 1917 в соавт. с Л. Мунштейном (Lolo) Т. написала оперет­ту « Екатерина Великая ». Одноактные пье­сы Т. создавала и в эмигрантский период (« Дамский бридж » и др.). Большинство дорев. миниатюр вошло в ее сб. « Пьесы» (Париж, 1934). Драматич. произведения Т. составили значительную часть репертуара открывшегося в 1936 в Па­риже Русского театра. В 1937 там была по­ставлена 4-актная пьеса Т. « Момент исти­ны », в 1939 - пьеса « Ничего подобного ».

Менее известна Т. как переводчик. В 1912 Т. и ее сестра Елена, писавшая под псевд. Элио, перевели с французского стихами комедию А. Ривуара «Король Дагобер». Через 3 года она была поставлена в М. в театре К. Незлобина, а затем и в его петерб. театре на Офицерской.

В 1918 Т. выехала на Украину, жила в Киеве, Новороссийске, Одессе, продолжая лит. работу. Ее эмигрантская одиссея началась в Константинополе. Затем Берлин и с 1920 - Париж. Рассказы Т. печ. в «Последних новостях», «Возрождении», «Сегодня» и др. изданиях русской эмиграции. Один за дру­гим выходили сб.: « Сокровищница зем­ли », «„Тихая заводь“ и другие расска­зы » (1921), « Так жили» (1922), « Танго смерти » (1927), « Книга июнь » (1931), « Ведьма» (1935), « О нежности » (1938), « Все о любви » (1946) и др. Обращалась Т. и к более крупным жанрам (повесть « Пре­дел », 1924).

Самое значительное (и самое большое по объему) произведение Т. -« Авантюр­ный роман » - печ. в газ. «Возрож­дение» (1930–31). Отд. изд. книга вышла в 1932, на ее появление откликнулись Б. Зайцев, М. Алданов, П. Пильский и др. Уже первыми рецензентами была отмечена разница между заголовком и «душой» ро­мана, его подтекстом. История о любви, об одиночестве, о призрачности существо­вания человека в совр. мире вправлена в почти детективную фабулу. Сочетание лю­бовно-психологической и авантюрно-плу­товской линий в кн. Т. восходит к тради­ции, начатой романом «Манон Леско». Но с еще большей силой проявляется в ро­мане ориентация на ближайшую по време­ни традицию: в его построении есть некото­рые особенности, свойственные символист­скому роману-мифу (использование мифо­логических и лит. архетипов, тема двойничества, активная роль снов в развитии сюже­та, особая функция эпиграфов). «Авантюрный роман» можно считать центральным произведением в тв-ве Т. эмигрантско­го периода; он вобрал в себя мн. темы и образы сб. « Рысь » (1923), « Городок » (1927) и в свою очередь повлиял на дальнейшее развитие «малых жанров» в ее прозе.

Еще один пласт лит. наследия Т. - ее ме­муарная проза. Первые мемуарные очерки появляются в тв-ве Т. в 1920-е (« Кол­дун (Из воспоминаний о Распутине )», 1924, « О Бальмонте », 1925, « Рыцарь смерти », 1927), примыкают к ним автобиогр. рассказы (« Первое посещение редакции», «Псевдоним » и др.). В 1928–29 газ. «Возрождение» печ. фельетоны Т. под назв. « Воспоминания », в 1932 они были объединены в кн., кот. автор в предисл. называет повестью. «Воспомина­ния» - это произведение, совмещающее признаки мемуаров, путевых записок и сати­рич. романа-обозрения. В 1931 были напис. очерки об И. Репине (« Вспомни­лось» ) и об И. Ясинском (« Василиск» ), в 1936 ст. « Река времен. Памяти М. А. Кузмина ». Но большинство мемуар­ных очерков создано Т. в посл. годы жизни (1948–51) - это воспоминания о газ. «Новая жизнь» (« 45 лет», «Новая жизнь», «Он и они ») и серия лит. портре­тов (« Алексей Толстой», «А. И. Куприн», «Федор Сологуб», «О Мережковских», «Зинаида Гиппиус», «Мой друг Борис Пантелеймонов», «Илья Фондаминский», «Бальмонт», «Моя летопись »). Все они, за исключением двух, опубликован­ных посмертно, напеч. в газ. «Но­вое русское слово» (Нью-Йорк). Еще в 1951 изд-во им. Чехова, отказавшись приобрести сб. рассказов Т. (он все же вышел там в 1952 под назв. « Земная радуга »), предло­жило напеч. кн. ее воспоминаний. Ра­бота над книгой « Моя летопись » не была за­вершена.

Старшая дочь Н. А. Тэффи - Валерия Владиславовна Бучинская (в замуж. Грабовская; 1892–1964) - переводчик. Выпускница Львовского ун-та. Работала на дипломатич. службе в Польше. В 1939–40 вместе с Польским правительством находилась во Франции, жила с матерью в Анже (департамент Мен и Луара). Затем вместе с правительством бежала через Португалию в Англию. Переводила соч. Тэффи на польский яз. Особенно сблизилась с матерью в посл. годы ее жизни. Оставила воспоминания «То, что было» (ЦГАЛИ. Ф. 1174. Оп. 2. № 21). В 1953 передала в дар в Бахметьевский архив при Колумбийском ун-те (Нью-Йорк) коллекцию рукописей и док-тов Тэффи.

Соч. : Ностальгия: Рассказы. Воспоминания. Л., 1989; Все о любви: Рассказы. Повести. Роман. М., 1991; Смешное в печальном. Рассказы. Авантюрный роман. Портреты современников. М., 1992; СС: в 3 т. СПб., 1999; СС: в 7 т. М., 1997–2001; СС: [в 7 т.] / сост. и подг. текстов Д. Николаева и Е. Трубиловой. М., 1998–2005; СС: в 5 т. М., 2008.

Лит. : Ясинский И. И. Роман моей жизни. М.-Л., 1926; Верещагина М. Н. Как жила Тэффи» // Новое русское слово. 1952. 16 нояб.; Neatraour Е. В. Miniatures of russian life at home and in Emigration: the life and works of N. A. Teffi. Indiana University, 1972; Нитраур Э. «Жизнь смеется и плачет...»: О судьбе и тв-ве Тэффи // Тэффи. Ностальгия. Л., 1989; Тв-во Н. А. Тэффи и русский лит. про­цесс перв. пол. XX в.: сб. ст. М., 1999; Лит-ра русского зарубежья («первая волна» эмиграции: 1920–40 годы): в 2 ч. Ч. 2 / под общ. ред. А. Смирновой. Волгоград, 2004; Haber E. Teffi: A Life of Letters and of Laughter. NY: I. B.Tauris, 2018 .

О. Фетисенко

  • Тэффи Надежда