Тэффи Надежда
ТЭ́ФФИ Надежда (наст. Надежда Александровна Лóхвицкая, по мужу Бучинская) [26.4(8.5).1872, СПб. ― 6.10.1952, Париж] - поэт, прозаик, драматург, переводчик.
Родилась в семье с глубокими лит. традициями. Ее прадед масон Кондратий Лохвицкий (1774–1830), писал «мистические стихи»; отец Т. Александр Владимирович Лохвицкий (1830–84) - юрист, публицист, редактор ж. «Юридический вестник», автор кн. «Обзор совр. конституций» (1862–63) и др. науч. трудов; старшая сестра Т., Мария - изв. поэтесса Мирра Лохвицкая. Литераторами стали и сестры Т. Варвара и Елена.
Еще учась в петерб. Литейной гимназии, Т. начала писать стихи, но профес. литератором она стала уже после брака с юристом Владиславом Бучинским, рождения трех детей и развода. Перв. публ. - стих. « Мне снился сон безумный и прекрасный... » (Север. 1901. № 35). За ней последовал стихотв. фельетон « Покаянный день » (Театр и искусство. 1901. № 51). В 1902–03 Т. печатается в ж-ле И. Ясинского «Почтальон» и «Беседа», в 1904 становится сотрудником «Биржевых ведомостей». Перв. беллетристич. произведение Т. - рассказ « Веселая вечеринка » (Биржевые ведомости. 1904. № 183. 11 апр.). В 1905 активно сотрудничает с рядом сатирических изд. («Сигнал», «Зарницы», «Красный смех», «Вперед») и с большевистской газ. «Новая жизнь». В приложении к «Ниве» печ. ее рассказы « Рубин принцессы » и « День прошел » (1905. № 2, 8). С 1908 Т. - пост. автор ж. «Сатирикон» (позднее и «Нового Cатирикона»).
Однако Т. связана не только с миром газетчиков-фельетонистов. Очень быстро она входит в круг символистов, становится завсегдатаем салона Ф. Сологуба, появляется на «средах» на «Башне» Вяч. Иванова. Одновременно с А. Блоком, в февр. 1906 Т. принята в кружок поэтов «Вечера К. К. Случевского». Следы «ученичества» у Ф. Сологуба, В. Брюсова и др. поэтов-символистов видны в перв. кн. Т., анонсированной еще в 1908, но вышедшей только в 1910 в изд-ве «Шиповник» - книге « Семь огней ». Брюсов назвал стихи из этой кн. подражательными (Брюсов В. Среди стихов. 1894–1924. М., 1990), Н. Гумилев оценил «их литературность в лучшем смысле этого слова» (Аполлон. 1910. № 7).
В 1910-е поэтич. тв-во отходит на второй план (большая подборка новых стихов Т. появилась в 1915 в «Журнале журналов»). Стих. 1910-х - нач. 1920-х вошли в кн. « Passiflora » (Берлин, 1923) и « Шамрам. Песни Востока » (Берлин, 1923).
Всероссийскую славу Т. принесли не поэтич. произведения, а ее еженедельные фельетоны и юмористич. рассказы. Т. оставалась «газетной писательницей» - ее произведения печатали «Речь», «Русское слово» и др. влиятельные и читаемые изд. Лучшие рассказы (и в их выборе писательница была к себе очень строга) Т. объединяла в сборники.
Первой кн. прозы Т. стали « Юмористические рассказы » (М., 1910. Т. 1–2), на появление кот. положительными рец. откликнулись А. Измайлов, В. Кранихфельд, М. Кузмин и др. До 1917 кн. выдержала более 10 переизд. Сб. « И стало так » (1912) переизд. 7 раз, « Дым без огня » (1914) - 9. Менее повезло книге « Карусель» (1913), вышедшей лишь четырьмя изд. Т. стала одним из самых «модных» писателей, среди же писателей-юмористов она, по мнению современников, бесспорно занимала первое место. Читателей покорял не только тонкий юмор писательницы, но и свойственный только ей лиризм.
Первой книгой, показавшей, что Т. - не только писатель-юморист, был сб. « Неживой зверь » (1916). Обращение к теме «земной печали» (название одного из рассказов Б. Зайцева тех лет) вводит писательницу в «большую лит-ру».
Еще в 1900-е Т. попробовала себя как рецензент (отклики на «Победу смерти» и «Навьи Чары» Ф. Сологуба, две статьи о кн. А. Белого «Пепел», рец. на книги изд-ва «Шиповник»). Статья о кн. Н. Евреинова «Введение в монодраму» (1909) обнаруживает знакомство рецензента со всеми символистскими теориями театра (Волошин, Вяч. Иванов, Сологуб и др.).
Т. и сама была одним из популярных в нач. XX в. драматургов, работавших преимущественно «в легком жанре», и входила в Союз драматических и музыкальных писателей. Перв. ее пьеса « Женский вопрос » (1907), «комедия-шутка в одном действии», была поставлена в Петерб. драм. (Суворинском) театре. В этот период Т. дружна с В. Мейерхольдом и Г. Чуйковым. Еще в 1906 она входила в инициативную группу театра «Факелы». В 1908 ею была напис. рекомендованная Ф. Сологубом Театру В. Ф. Комиссаржевской пьеса « Полдень Дзохары - легенда Вавилона » (др. название - « Царица Шаммурамат »). Кстати, она и посвящ. Сологубу. Постановка не осуществилась, а пьеса была включена в книгу «Семь огней». Тогда же, в 1908, Т. становится одной из участниц нового петерб. театрального предприятия - театра «Кривое зеркало». В первый же вечер здесь шла ее пьеска « Любовь в веках » (др. название « Круг любви »). В «Кривом зеркале» было поставлено еще две пьески Т. - « Эволюция дьявола » и « Страшный кабачок ». В 1909 в «Летнем Фарсе» Б. Неволина поставлена мелодрама «Алмазная пыль».
В тв-ве Т.-драматурга начинается период одноактных пьес, миниатюр, скетчей. Некот. из них издавались отдельно: « Алмазная пыль » (1909), « Черный ирис » (1915), « Лешка выслужился » (1916). Кроме того, вышло 2 сб.: « Восемь миниатюр » (СПб., 1913) и « Миниатюры и монологи. Том II » (Пг., 1915). В 1912–15 большинство одноактных пьес и миниатюр Т. ставились петерб. Литейным театром. В 1913 здесь была поставлена « Царица Таир ». Появление этой пьесы связано с увлечением Т. востоком и может быть рассмотрено как комическое или даже пародийное переосмысление ее ранней пьесы « Полдень Дзохары », написанной с явной ориентацией на символистский театр, прежде всего пьесы Сологуба. Некот. приемы, использованные в «Царице Таир», восходят к классич. пародии «Кривого зеркала», знаменитой «Вампуке».
В 1915 Т. пробует себя в большом жанре: создает 4-актную пьесу « Шарманка сатаны ». Осн. тема мелодрамы весьма традиционна: противостояние героини царству пошлости. В дек. 1915 драма принята к постановке моск. Малым театром, через год «Шарманка...» идет в петерб. театре К. Незлобина. В 1917 в соавт. с Л. Мунштейном (Lolo) Т. написала оперетту « Екатерина Великая ». Одноактные пьесы Т. создавала и в эмигрантский период (« Дамский бридж » и др.). Большинство дорев. миниатюр вошло в ее сб. « Пьесы» (Париж, 1934). Драматич. произведения Т. составили значительную часть репертуара открывшегося в 1936 в Париже Русского театра. В 1937 там была поставлена 4-актная пьеса Т. « Момент истины », в 1939 - пьеса « Ничего подобного ».
Менее известна Т. как переводчик. В 1912 Т. и ее сестра Елена, писавшая под псевд. Элио, перевели с французского стихами комедию А. Ривуара «Король Дагобер». Через 3 года она была поставлена в М. в театре К. Незлобина, а затем и в его петерб. театре на Офицерской.
В 1918 Т. выехала на Украину, жила в Киеве, Новороссийске, Одессе, продолжая лит. работу. Ее эмигрантская одиссея началась в Константинополе. Затем Берлин и с 1920 - Париж. Рассказы Т. печ. в «Последних новостях», «Возрождении», «Сегодня» и др. изданиях русской эмиграции. Один за другим выходили сб.: « Сокровищница земли », «„Тихая заводь“ и другие рассказы » (1921), « Так жили» (1922), « Танго смерти » (1927), « Книга июнь » (1931), « Ведьма» (1935), « О нежности » (1938), « Все о любви » (1946) и др. Обращалась Т. и к более крупным жанрам (повесть « Предел », 1924).
Самое значительное (и самое большое по объему) произведение Т. -« Авантюрный роман » - печ. в газ. «Возрождение» (1930–31). Отд. изд. книга вышла в 1932, на ее появление откликнулись Б. Зайцев, М. Алданов, П. Пильский и др. Уже первыми рецензентами была отмечена разница между заголовком и «душой» романа, его подтекстом. История о любви, об одиночестве, о призрачности существования человека в совр. мире вправлена в почти детективную фабулу. Сочетание любовно-психологической и авантюрно-плутовской линий в кн. Т. восходит к традиции, начатой романом «Манон Леско». Но с еще большей силой проявляется в романе ориентация на ближайшую по времени традицию: в его построении есть некоторые особенности, свойственные символистскому роману-мифу (использование мифологических и лит. архетипов, тема двойничества, активная роль снов в развитии сюжета, особая функция эпиграфов). «Авантюрный роман» можно считать центральным произведением в тв-ве Т. эмигрантского периода; он вобрал в себя мн. темы и образы сб. « Рысь » (1923), « Городок » (1927) и в свою очередь повлиял на дальнейшее развитие «малых жанров» в ее прозе.
Еще один пласт лит. наследия Т. - ее мемуарная проза. Первые мемуарные очерки появляются в тв-ве Т. в 1920-е (« Колдун (Из воспоминаний о Распутине )», 1924, « О Бальмонте », 1925, « Рыцарь смерти », 1927), примыкают к ним автобиогр. рассказы (« Первое посещение редакции», «Псевдоним » и др.). В 1928–29 газ. «Возрождение» печ. фельетоны Т. под назв. « Воспоминания », в 1932 они были объединены в кн., кот. автор в предисл. называет повестью. «Воспоминания» - это произведение, совмещающее признаки мемуаров, путевых записок и сатирич. романа-обозрения. В 1931 были напис. очерки об И. Репине (« Вспомнилось» ) и об И. Ясинском (« Василиск» ), в 1936 ст. « Река времен. Памяти М. А. Кузмина ». Но большинство мемуарных очерков создано Т. в посл. годы жизни (1948–51) - это воспоминания о газ. «Новая жизнь» (« 45 лет», «Новая жизнь», «Он и они ») и серия лит. портретов (« Алексей Толстой», «А. И. Куприн», «Федор Сологуб», «О Мережковских», «Зинаида Гиппиус», «Мой друг Борис Пантелеймонов», «Илья Фондаминский», «Бальмонт», «Моя летопись »). Все они, за исключением двух, опубликованных посмертно, напеч. в газ. «Новое русское слово» (Нью-Йорк). Еще в 1951 изд-во им. Чехова, отказавшись приобрести сб. рассказов Т. (он все же вышел там в 1952 под назв. « Земная радуга »), предложило напеч. кн. ее воспоминаний. Работа над книгой « Моя летопись » не была завершена.
Старшая дочь Н. А. Тэффи - Валерия Владиславовна Бучинская (в замуж. Грабовская; 1892–1964) - переводчик. Выпускница Львовского ун-та. Работала на дипломатич. службе в Польше. В 1939–40 вместе с Польским правительством находилась во Франции, жила с матерью в Анже (департамент Мен и Луара). Затем вместе с правительством бежала через Португалию в Англию. Переводила соч. Тэффи на польский яз. Особенно сблизилась с матерью в посл. годы ее жизни. Оставила воспоминания «То, что было» (ЦГАЛИ. Ф. 1174. Оп. 2. № 21). В 1953 передала в дар в Бахметьевский архив при Колумбийском ун-те (Нью-Йорк) коллекцию рукописей и док-тов Тэффи.
Соч. : Ностальгия: Рассказы. Воспоминания. Л., 1989; Все о любви: Рассказы. Повести. Роман. М., 1991; Смешное в печальном. Рассказы. Авантюрный роман. Портреты современников. М., 1992; СС: в 3 т. СПб., 1999; СС: в 7 т. М., 1997–2001; СС: [в 7 т.] / сост. и подг. текстов Д. Николаева и Е. Трубиловой. М., 1998–2005; СС: в 5 т. М., 2008.
Лит. : Ясинский И. И. Роман моей жизни. М.-Л., 1926; Верещагина М. Н. Как жила Тэффи» // Новое русское слово. 1952. 16 нояб.; Neatraour Е. В. Miniatures of russian life at home and in Emigration: the life and works of N. A. Teffi. Indiana University, 1972; Нитраур Э. «Жизнь смеется и плачет...»: О судьбе и тв-ве Тэффи // Тэффи. Ностальгия. Л., 1989; Тв-во Н. А. Тэффи и русский лит. процесс перв. пол. XX в.: сб. ст. М., 1999; Лит-ра русского зарубежья («первая волна» эмиграции: 1920–40 годы): в 2 ч. Ч. 2 / под общ. ред. А. Смирновой. Волгоград, 2004; Haber E. Teffi: A Life of Letters and of Laughter. NY: I. B.Tauris, 2018 .
О. Фетисенко