Тимина Светлана Ивановна


ТИ́МИНА Светлана Ивановна [27.4.1931, г. Новочеркасск Ростовской обл.] ― литературовед, историк русской лит-ры.

Отец ― Фесенко Иван Назарович ― работал преподавателем сельскохоз. Академии, участник Великой Отеч. войны, награжден орденами и медалями. Мать ― Фесенко Анна Афанасьевна ― более 30 лет работала учителем истории в школе.

В 1948 Т. закончила ср. школу с золотой медалью, в том же году поступила на филол. фак-т ЛГУ. В 1953 окончила с отличием ун-т и была рекомендована в аспирантуру на кафедру истории сов. лит-ры. В период с 1953 по 1956 (обучение в аспирантуре) произошло формирование науч. интересов Т., связанных с проблемами русской лит-ры ХХ в. В 1958 защитила канд. дис. « Сов. драматургия 1920–30 х гг .».

С 1956 по наст. вр. продолжает многолетний путь филолога, сочетающего научно-исслед. деятельность с преподавательской работой в вузе: до 1964 работала в СПбГУ, с 1964 ― в ЛГПИ им. А. И. Герцена. За эти годы разработаны и прочитаны учеб. курсы « История русской лит-ры ХХ в.», «Совр. лит. процесс», «Лит. редактирование художественной лит-ры», «Текстология русской лит-ры» .

Начиная с 1970 х, Т. издает различного типа антологии русской лит-ры, кот. переведены на двенадцать яз. со вст. статьей и комм. на английском, немецком, чешском, итальянском и др. Напр., «Antologia dell prosa russa a cura di Timina» (изд. «Русский язык». М., 1971) и др.

Под рук. Т. в рамках кафедры была разработана инновац. концепция русской лит-ры ХХ в. и постсов. периода, закрепленная в серии новаторских учебников для школ и гуманитарных фак-тов ун-тов: « Русская лит-ра ХХ в.: Школы. Направления. Методы творч. работы » (М.: Высшая школа, 2002); « Русская лит-ра ХХ в. в зеркале критики » (Хрестоматия. М.-СПб., 2003); « Русская проза кон. ХХ в .» (Хрестоматия. М.: «Академия», 2003, 2004, 2005). Посл. комплекс из трех кн. ― « Русская лит-ра ХХ в.», «Совр. русская лит-ра 1990-х ― нач. ХХI в.», «Практикум по русской лит-ре ХХ в. » (М.: Академия, 2012). Серия учебников и учеб. пособий, автором и науч. редактором кот. является Т., выдержали не одно изд. и являются серьезным составляющим в подготовке филологов нового поколения. Курс «Текстология русской лит-ры» занимает важное место в спектре учебных предметов филол. фак-та.

В 1978 в Ученом совете МГУ им. М. В. Ломоносова защитила докт. дис. « Проблемы текстологии русской лит-ры ХХ в. ». В 1980 присвоено учен. звание проф.

С 1978 по 1989 ― декан филол. фак-та ЛГПИ им. А. И. Герцена. Под ее рук. защищено тридцать кандидатских, пять докторских и девять магистерских дис. Т. ― участница мн. междунар. и российских конф. Под ее рук. реализуются договора о науч. сотрудничестве с ун-тами Германии, Швейцарии, Польши. Опубл. около 200 трудов по актуал. проблемам филол. науки.

В 1990-е перестроечные годы Т. приняла актив. участие в публикациях произведений русских писателей, попавших под цензурные запреты. Из спецхрана были извлечены такие «знаковые» тексты, как романы А. Белого «Москва» (сост., вст. ст. « Последний роман Андрея Белого » Т. ― М.: Сов. Россия, 1989), роман О. Форш «Сумасшедший корабль» (сост., комм., вст. ст. « Ольга Форш и современность » Т. ― Л.: Худож. лит-ра, 1988).

Важным вкладом в комплексное изучение российской культуры явилось участие Т. в составе коллектива ученых в изд. тома синхронистич. таблиц, структурным принципом кот. явилось размещение магистральных фактов истории лит-ры, культуры России в сопоставлении с европейскими странами на протяжении ХIV–ХХ столетий. Кн. « История российской культуры: Синхронистические таблицы. Имена и факты ХIV–ХХ вв. » вышла в изд-ве «Моск. лицей» (М., 2000, 2001).

С 1995 по 2009 Т. успешно руководила каф. новейшей русской лит-ры, с 2009 ― проф. кафедры русской лит-ры, рук-ль магистерской программы «Лит. образование». За годы работы Т. была сформирована активно функционирующая науч. школа.

В 2013 вышло второе изд. монографии Т. « Культурный Петербург: ДИСК. 1920-е гг. ». Появившиеся в 1990-е многочисл. архивные публикации требовали выработки нового взгляда на противоречивый и сложный лит. процесс 1920-х. Т., благодаря широкому использованию в кн. ранее неизв. и малоизв. док-тов, писательской переписки, воспоминаний и автобиографий удалось представить многоголосую, яркую и яростную в своих дискуссиях лит-ру послерев. периода. Малоизв. история знаменитого пг. Дома Искусств (наб. р. Мойки, д. 59) позволила открыть новые страницы истории лит-ры.

Т. отмечена знаком «Отличник народного образования РФ», имеет звание «Почетный профессор РГПУ им. А. И. Герцена». Мн. годы активно работает в составе Ученых Советов РГПУ им. А. И. Герцена и СПбГУ.

Соч.: Путь книги : проблемы текстологии сов. лит-ры. Л., 1975; Ритмы вечности» // Kobiety w panteone literatury rosyjskiej. Opole, 2001; Совр. лит. процесс 90 ― нач. ХХI в. // Русская лит-ра в зеркале критики. М., 2003; Плохо или хорошо русской литературе? // Там же; Гипертекстуальность совр. русской прозы // Педагогика текста: сб. СПб., 2010; Культурный Петербург: ДИСК. 1920-е гг. М., 2013; и мн. др.

М. Черняк

  • Тимина Светлана Ивановна