Тиняков Александр Иванович


ТИНЯКО́В Александр Иванович [13(25).11.1886, с. Богородицкое Мценского у. Орлов­ской губ.- 17.8.1934, Л-д] - поэт, прозаик, лит. критик, публицист.

Происходил из гос. крестьян. Отец - за­житочный крестьянин, церковный староста. В 1897–1903 Т. обучался в Орловской клас­сической гимназии (среди учителей - Ф. Крюков), но курса не окончил. В янв. 1903 прибыл за советом в Ясную Поляну: Толстой посоветовал Т. не порывать с родите­лями, и тот «возвратился в семью и даже в гимназию». Перв. публ. - стих. в прозе « Последняя песня » (Орловский вестник. 1903. 14 сент.). В 1903–05 стихи Т. публ. в «Орловском вестнике», в 1906–07 печ. в «Орловской речи». В дек. 1905 Т. совершил поездку в М., где познакомился с В. Брюсовым, кот. сообщил Т., что он «небезнадежен». В 1904 Т. обратился за поддержкой к И. Бунину, однако тот, раскритиковав стихи земляка за «модернизм», отказался публ. их в ж. «Правда»; почти одновременно стихи Т. были отвергнуты «Новым путем». В 1905–06 Бу­нин помогал Т. рекомендациями, призывая воздерживаться от «скорпионовских выкру­тасов» и «жалких декадентских новшеств», чему Т. не внял.

После ухода из дома Т. стал вести богем­ный образ жизни. С янв. 1905 Т. жил в М., помещая свои стих. в альм. «Гриф» (1904, 1905, 1913), в «Голосе жиз­ни» (1905), «Весах» (1906–09), «Золотом руне», «Перевале» (1907), «Трудовой жиз­ни» (1907), «Аполлоне» (1910) и др. Боль­шинство стих, было подписано псевд. «Одинокий» - по заглавию одноименного романа А. Стринберга (1903), бывшего в нач. века для Т. одним из источников жизнетворчества - наряду с Ф. Достоевским, Ш. Бодлером и С. Пшибышевским. Главным же объектом поклонения для Т. был Брюсов, доброжелательно относившийся к нему. Он писал Т.: «Два основных Ваших недостатка: пристрастие к хитрым рифмам и пристрастие к слишком страшным темам. От того и от дру­гого освободиться можно. Два основных до­стоинства Ваших стихов: ясность, четкость об­разов и мелодичность стиха» (Письмо от 24 мая 1910). Друживший в те годы с Т. В. Ходасевич отмечал: «Можно сочув­ственно или враждебно относиться к идеям г. Тинякова, но нельзя не признать, что он ни­когда не опускается до холодного выдумыва­ния стихов, до писания ради писания, до сти­хотворного жонглерства, получившего столь широкое распространение в последние годы. Переживания г. Тинякова подлинны,- и это заставляет примириться с их немного наив­ным демонизмом. Стих г. Тинякова немного жесток, отрывист, немузыкален, но в нем чув­ствуется серьезная работа...» (Утро России. 1912. 24нояб. № 271).

Подготавливая перв. стихотв. сб. « Navis nigra » (1912), Т. полагал, что на об-во эта книга произведет впечатление не меньшее, чем в свое вр. «Цветы зла» Ш. Бодлера. Несмотря на то что сб. получил около десятка в целом благоприятных для Т. рецензий (в т.ч. В. Ходасевича, К. Баль­монта, С. Городецкого, В. Гиппиуса), Т. ожидал большего. По приглашению А. Ре­мизова в окт. 1912 прибыл в СПб. Образ жизни Т. являл странное сочетание тру­долюбивого лит. ремесленника, специализи­рующегося на рец., и одновременно «проклятого поэта», периодически пребывав­шего в полицейских участках, в сумасшедших домах для излечения от белой горячки и т.п. В СПб. сблизился с А. Измайловым, В. Розановым, А. Блоком; стал бывать у Д. Мережковсксго и З. Гиппиус (в кот. был демонстративно и безнадежно влюб­лен), а также у Ф. Сологуба.

Много и плодотворно работал крити­ком и рец. в газ. «Русская молва» (1912), «Речь» (1915–16), а также сотрудни­чал (стихи, рассказы, рецензии) в ж. «Копей­ка» (1912), «Совр. записки» (1913), «Днев­ник писателя» (1914), «Новый сатирикон» (1914–15), «Лукоморье» (1915), «Отечест­во» (1915), «Нива» (1915), газ. «Петроград­ский курьер» (1915), «Голос Руси» (1916) и др. Осн. достоинством Т.-поэта, по мнению Ходасевича, являлось то, «что он пишет, повинуясь действительной по­требности выразить свои переживания». Эта искренность сыграла в судьбе Т. злую шутку. Весной 1916 широко обсуждались выступле­ния Т. в печ. по еврейскому вопросу, опуб­ликованные им под псевд. в газ. «Зем­щина». В ответ на нападки Т. опубл. « Исповедь антисемита », приведшую к почти полному разрыву с лит. миром. В 1916–17 Т., пребывая в полной нищете, подготавливал 2-й сб. стихов « Весна в под­полье » (рукопись - ОР РГБ).

25 окт. 1917 уехал в Орел. Вернувшись на родину, он стал деятельным пропагандис­том пролетарской культуры, под псевд. «Герасим Чудаков», сотрудничал в ряде орловских газ. (1918–19) - полит. заметки на злобу дня, библ. хроника. Ввиду наступления Добровольческой армии в окт. 1919 переехал в Казань, где пробыл до авг. 1920. Т. выпустил три брошюры: « Проле­тарская революция и буржуазная культура. Статьи 19181919 гг. », « О значении искусств » и « Кое-что про Бога » (все - Казань, 1920). В Казани же в июле-авг. 1920 Т. была написана книга « Русская литература и революция » (Орел, 1923). Т. убедительно показал, что «русская литература в лице ее крупнейших представителей всегда была чужда револю­ции и очень часто враждебна ей». Едко вы­смеивал Т. взгляды большевиков на «Двенад­цать» Блока, рассматривавших поэму как не­что близкое им по духу: «В этой поэме нет ни одного прямого суждения по адресу револю­ции, но, тем не менее, вся она звучит как об­винительный акт против революции <...> Вся суть нашей революции сведена к тому, что двенадцать красноармейцев убивают про­ститутку Катьку, которая изменила одному из них». Подготовленное Т. в 1924 2-е доп. из­дание для изд-ва «Новая Москва» было за­прещено Главлитом.

В 1920 совершил кратковременную по­ездку в Пг. (начал сотрудничать в «Жизни искусства» - 1920–21) и Чебокса­ры, затем вернулся в Казань. В кон. 1920 переехал в М.; затем в июле 1921 воз­вратился в Пг., где стал работать в По­литуправлении Балтфлота; сотрудничал в газ. «Красный балтиец» (1921), «Красная звезда» (1921–22) и др.- преимущественно с агитац. стихами и злободневной полит. хроникой. По поводу искрен­ности написанного им Т. не обольщался, видя в своем сотрудничестве в коммунист. газетах г.о. новую ступень па­дения российского «проклятого поэта»: «Все на месте, все за делом, / И торгует всяк со­бой: / Проститутка статным телом, / Я талан­том и душой! / И покуда мы здоровы, / Будем бойко торговать! / А коль к нам ханжи суро­вы, / Нам на это наплевать!» («Молитва о пище»). Первое время Т. жил в абсолют­ной нищете. По ходатайству А. Волынско­го Т. была отведена комната во флигеле До­ма искусств (о его жизни там см.: Ходасе­вич В. Некрополь). При участии Волынского Т. напечатал в изд-ве «Парфенон» книгу « Тютчев. Сборник статей о поэзии Тют­чева » (1922), где опубл. ранее неиз­вестные письма Тютчева. В 1922–24 - пост. сотрудник издававшейся РОСТА газ. «Последние новости», где вел раздел «Критические раздумья», здесь поместил свои воспоминания о Блоке (6 авг. 1923) и Брюсове (17 дек. 1923). Т. издал сб. « Тре­угольник » (1922), куда вошли стих. 1912–21; тематически и композиционно он продолжал первый сб. Мнения критики о «Треугольнике» разделились. Если Н. Катнов увидел в нем свидетельство эволюции Т.-поэта и более строгого отношения к своему таланту (Утренники. СПб., 1922. Кн. 1), то С. Бобров, видя в Т. всего лишь подражателя Бодлера и Брюсова выра­жал сожаление, что «эти книжонки выходят, пачкая наше время своей зловонной сукро­вицей» (Печать и революция. 1923. № 1). Изданный же Т. за свой счет третий сб. стихов « Ego sum qui sum » (« Аз есмь су­щий ») (1924) вновь привел к полному разры­ву поэта с лит. средой. В немалой степени этому способствовали целый букет бого­хульств, а также написанное за месяц до ги­бели Н. Гумилева стих. « Радость жиз­ни »: «Едут навстречу мне гробики полные, / В каждом мертвец молодой. / Сердцу от это­го весело, радостно, / Словно березке вес­ной!.. / Может,- в тех гробиках гении раз­ные, / Может,- поэт Гумилев <...> / Скоро, конечно, и я тоже сделаюсь / Падалью, пол­ной червей, / Но пока жив,- я ликую над трупами / Раньше умерших людей». Прекра­щение в 1925 выхода в свет «Последних но­востей» и общественный остракизм лишили Т. постоянного источника заработка. Неиз­данными остались семь книг, подготовленные им в 1922–24 к печ.: « Поэты (Тютчев, Подолинский, Полонский) »: сб. критич. очерков; « Три лика (Тургенев - До­стоевский - Лев Толстой) »; « Личность Достоевского »: очерк; « Памяти Свет­лого: К характеристике личности А. А. Блока »; « Критические раздумья»: сб. статей 1914–1924; « Разру­шение иллюзий и фантазий »: сб. статей; « Святая Русь »: рассказ в стихах.

С 1926 занимался профессиональным нищенством, сидя на Аничковом мосту или на углу Невского и Литейного пр. с таб­личкой «Писатель» и продавая третий сб. сти­хов. В мемуарах К. Чуковского, М. Зо­щенко, Б. Смиренского описано отсутст­вие какого-либо стеснения у Т., считавшего лит. труд также одной из разновидностей обществ. паразитизма и недоуменно от­носившегося к попыткам кого-либо из «поря­дочных людей» его «спасать». В 1928 он же­нился на преуспевающей преподавательнице английского яз. М. Левиной; однако не­смотря на обретение долгожданного бытово­го комфорта вновь вернулся к нищенству, не прекращая при этом семейной жизни. В 1929 по доносу писателя В. Андреева Т. был арестован по статье 58-10 (контррево­люционная агитация и пропаганда) и приго­ворен к 3 годам заключения; срок отбывал в Соловецких лагерях особого назначения. В 1932 освободился, вернулся в Л-д и жил продажей своего архива в Пушкинский Дом, Гослитмузей и ГПБ. Современники видели в Т. одного из посл. представителей Серебряного века. Узнав в Париже о его кончине, Ходасевич откликнулся статьей «Неудачники» (1935). В живой лит. традиции старшего поколения лен. писателей имя Т. стало одиоз­ным, обозначая крайнюю степень нравств. падения талантливого человека. С сер. 1980-х неск. историков лит-ры не­зависимо друг от друга начали восстанавли­вать биографию и изучать лит. наследие Т. Жизнетворческий опыт Т. стал одним из об­разцов (наряду с И. Барковым, Н. Язы­ковым и Л. И. Брежневым) для Ордена Кур­туазных Маньеристов.

Соч.: Стихотворения / Подгот., вст. статья и комм. Н. Богомолова. Томск, 1998; То же. Изд. 2-е, испр. и доп. Томск; M., 2002.

Лит.: Мельгунов С. О совр. лит. нравах. М., 1916; Писатели Орловского края. Орел, 1981; Муратова К. Письма В. Ф. Ходасевича и А. И. Тинякова / Подгот. Ю. Калнер // Континент. 1986. № 50; Варжапетян В. «Исповедь антисемита», или К ис­тории одной статьи // Лит. обозрение. 1992. № 1; Бо­гомолов Н. Материалы к библиографии А. И. Тиняко­ва // De visu. 1993. № 10; Очеретянский А., Янечен Дж., Крейд В. Забытый авангард. НЙ.-СПб., 1993. Кн. 2.

М. Лепехин

  • Тиняков Александр Иванович