Тиняков Александр Иванович
ТИНЯКО́В Александр Иванович [13(25).11.1886, с. Богородицкое Мценского у. Орловской губ.- 17.8.1934, Л-д] - поэт, прозаик, лит. критик, публицист.
Происходил из гос. крестьян. Отец - зажиточный крестьянин, церковный староста. В 1897–1903 Т. обучался в Орловской классической гимназии (среди учителей - Ф. Крюков), но курса не окончил. В янв. 1903 прибыл за советом в Ясную Поляну: Толстой посоветовал Т. не порывать с родителями, и тот «возвратился в семью и даже в гимназию». Перв. публ. - стих. в прозе « Последняя песня » (Орловский вестник. 1903. 14 сент.). В 1903–05 стихи Т. публ. в «Орловском вестнике», в 1906–07 печ. в «Орловской речи». В дек. 1905 Т. совершил поездку в М., где познакомился с В. Брюсовым, кот. сообщил Т., что он «небезнадежен». В 1904 Т. обратился за поддержкой к И. Бунину, однако тот, раскритиковав стихи земляка за «модернизм», отказался публ. их в ж. «Правда»; почти одновременно стихи Т. были отвергнуты «Новым путем». В 1905–06 Бунин помогал Т. рекомендациями, призывая воздерживаться от «скорпионовских выкрутасов» и «жалких декадентских новшеств», чему Т. не внял.
После ухода из дома Т. стал вести богемный образ жизни. С янв. 1905 Т. жил в М., помещая свои стих. в альм. «Гриф» (1904, 1905, 1913), в «Голосе жизни» (1905), «Весах» (1906–09), «Золотом руне», «Перевале» (1907), «Трудовой жизни» (1907), «Аполлоне» (1910) и др. Большинство стих, было подписано псевд. «Одинокий» - по заглавию одноименного романа А. Стринберга (1903), бывшего в нач. века для Т. одним из источников жизнетворчества - наряду с Ф. Достоевским, Ш. Бодлером и С. Пшибышевским. Главным же объектом поклонения для Т. был Брюсов, доброжелательно относившийся к нему. Он писал Т.: «Два основных Ваших недостатка: пристрастие к хитрым рифмам и пристрастие к слишком страшным темам. От того и от другого освободиться можно. Два основных достоинства Ваших стихов: ясность, четкость образов и мелодичность стиха» (Письмо от 24 мая 1910). Друживший в те годы с Т. В. Ходасевич отмечал: «Можно сочувственно или враждебно относиться к идеям г. Тинякова, но нельзя не признать, что он никогда не опускается до холодного выдумывания стихов, до писания ради писания, до стихотворного жонглерства, получившего столь широкое распространение в последние годы. Переживания г. Тинякова подлинны,- и это заставляет примириться с их немного наивным демонизмом. Стих г. Тинякова немного жесток, отрывист, немузыкален, но в нем чувствуется серьезная работа...» (Утро России. 1912. 24нояб. № 271).
Подготавливая перв. стихотв. сб. « Navis nigra » (1912), Т. полагал, что на об-во эта книга произведет впечатление не меньшее, чем в свое вр. «Цветы зла» Ш. Бодлера. Несмотря на то что сб. получил около десятка в целом благоприятных для Т. рецензий (в т.ч. В. Ходасевича, К. Бальмонта, С. Городецкого, В. Гиппиуса), Т. ожидал большего. По приглашению А. Ремизова в окт. 1912 прибыл в СПб. Образ жизни Т. являл странное сочетание трудолюбивого лит. ремесленника, специализирующегося на рец., и одновременно «проклятого поэта», периодически пребывавшего в полицейских участках, в сумасшедших домах для излечения от белой горячки и т.п. В СПб. сблизился с А. Измайловым, В. Розановым, А. Блоком; стал бывать у Д. Мережковсксго и З. Гиппиус (в кот. был демонстративно и безнадежно влюблен), а также у Ф. Сологуба.
Много и плодотворно работал критиком и рец. в газ. «Русская молва» (1912), «Речь» (1915–16), а также сотрудничал (стихи, рассказы, рецензии) в ж. «Копейка» (1912), «Совр. записки» (1913), «Дневник писателя» (1914), «Новый сатирикон» (1914–15), «Лукоморье» (1915), «Отечество» (1915), «Нива» (1915), газ. «Петроградский курьер» (1915), «Голос Руси» (1916) и др. Осн. достоинством Т.-поэта, по мнению Ходасевича, являлось то, «что он пишет, повинуясь действительной потребности выразить свои переживания». Эта искренность сыграла в судьбе Т. злую шутку. Весной 1916 широко обсуждались выступления Т. в печ. по еврейскому вопросу, опубликованные им под псевд. в газ. «Земщина». В ответ на нападки Т. опубл. « Исповедь антисемита », приведшую к почти полному разрыву с лит. миром. В 1916–17 Т., пребывая в полной нищете, подготавливал 2-й сб. стихов « Весна в подполье » (рукопись - ОР РГБ).
25 окт. 1917 уехал в Орел. Вернувшись на родину, он стал деятельным пропагандистом пролетарской культуры, под псевд. «Герасим Чудаков», сотрудничал в ряде орловских газ. (1918–19) - полит. заметки на злобу дня, библ. хроника. Ввиду наступления Добровольческой армии в окт. 1919 переехал в Казань, где пробыл до авг. 1920. Т. выпустил три брошюры: « Пролетарская революция и буржуазная культура. Статьи 1918 – 1919 гг. », « О значении искусств » и « Кое-что про Бога » (все - Казань, 1920). В Казани же в июле-авг. 1920 Т. была написана книга « Русская литература и революция » (Орел, 1923). Т. убедительно показал, что «русская литература в лице ее крупнейших представителей всегда была чужда революции и очень часто враждебна ей». Едко высмеивал Т. взгляды большевиков на «Двенадцать» Блока, рассматривавших поэму как нечто близкое им по духу: «В этой поэме нет ни одного прямого суждения по адресу революции, но, тем не менее, вся она звучит как обвинительный акт против революции <...> Вся суть нашей революции сведена к тому, что двенадцать красноармейцев убивают проститутку Катьку, которая изменила одному из них». Подготовленное Т. в 1924 2-е доп. издание для изд-ва «Новая Москва» было запрещено Главлитом.
В 1920 совершил кратковременную поездку в Пг. (начал сотрудничать в «Жизни искусства» - 1920–21) и Чебоксары, затем вернулся в Казань. В кон. 1920 переехал в М.; затем в июле 1921 возвратился в Пг., где стал работать в Политуправлении Балтфлота; сотрудничал в газ. «Красный балтиец» (1921), «Красная звезда» (1921–22) и др.- преимущественно с агитац. стихами и злободневной полит. хроникой. По поводу искренности написанного им Т. не обольщался, видя в своем сотрудничестве в коммунист. газетах г.о. новую ступень падения российского «проклятого поэта»: «Все на месте, все за делом, / И торгует всяк собой: / Проститутка статным телом, / Я талантом и душой! / И покуда мы здоровы, / Будем бойко торговать! / А коль к нам ханжи суровы, / Нам на это наплевать!» («Молитва о пище»). Первое время Т. жил в абсолютной нищете. По ходатайству А. Волынского Т. была отведена комната во флигеле Дома искусств (о его жизни там см.: Ходасевич В. Некрополь). При участии Волынского Т. напечатал в изд-ве «Парфенон» книгу « Тютчев. Сборник статей о поэзии Тютчева » (1922), где опубл. ранее неизвестные письма Тютчева. В 1922–24 - пост. сотрудник издававшейся РОСТА газ. «Последние новости», где вел раздел «Критические раздумья», здесь поместил свои воспоминания о Блоке (6 авг. 1923) и Брюсове (17 дек. 1923). Т. издал сб. « Треугольник » (1922), куда вошли стих. 1912–21; тематически и композиционно он продолжал первый сб. Мнения критики о «Треугольнике» разделились. Если Н. Катнов увидел в нем свидетельство эволюции Т.-поэта и более строгого отношения к своему таланту (Утренники. СПб., 1922. Кн. 1), то С. Бобров, видя в Т. всего лишь подражателя Бодлера и Брюсова выражал сожаление, что «эти книжонки выходят, пачкая наше время своей зловонной сукровицей» (Печать и революция. 1923. № 1). Изданный же Т. за свой счет третий сб. стихов « Ego sum qui sum » (« Аз есмь сущий ») (1924) вновь привел к полному разрыву поэта с лит. средой. В немалой степени этому способствовали целый букет богохульств, а также написанное за месяц до гибели Н. Гумилева стих. « Радость жизни »: «Едут навстречу мне гробики полные, / В каждом мертвец молодой. / Сердцу от этого весело, радостно, / Словно березке весной!.. / Может,- в тех гробиках гении разные, / Может,- поэт Гумилев <...> / Скоро, конечно, и я тоже сделаюсь / Падалью, полной червей, / Но пока жив,- я ликую над трупами / Раньше умерших людей». Прекращение в 1925 выхода в свет «Последних новостей» и общественный остракизм лишили Т. постоянного источника заработка. Неизданными остались семь книг, подготовленные им в 1922–24 к печ.: « Поэты (Тютчев, Подолинский, Полонский) »: сб. критич. очерков; « Три лика (Тургенев - Достоевский - Лев Толстой) »; « Личность Достоевского »: очерк; « Памяти Светлого: К характеристике личности А. А. Блока »; « Критические раздумья»: сб. статей 1914–1924; « Разрушение иллюзий и фантазий »: сб. статей; « Святая Русь »: рассказ в стихах.
С 1926 занимался профессиональным нищенством, сидя на Аничковом мосту или на углу Невского и Литейного пр. с табличкой «Писатель» и продавая третий сб. стихов. В мемуарах К. Чуковского, М. Зощенко, Б. Смиренского описано отсутствие какого-либо стеснения у Т., считавшего лит. труд также одной из разновидностей обществ. паразитизма и недоуменно относившегося к попыткам кого-либо из «порядочных людей» его «спасать». В 1928 он женился на преуспевающей преподавательнице английского яз. М. Левиной; однако несмотря на обретение долгожданного бытового комфорта вновь вернулся к нищенству, не прекращая при этом семейной жизни. В 1929 по доносу писателя В. Андреева Т. был арестован по статье 58-10 (контрреволюционная агитация и пропаганда) и приговорен к 3 годам заключения; срок отбывал в Соловецких лагерях особого назначения. В 1932 освободился, вернулся в Л-д и жил продажей своего архива в Пушкинский Дом, Гослитмузей и ГПБ. Современники видели в Т. одного из посл. представителей Серебряного века. Узнав в Париже о его кончине, Ходасевич откликнулся статьей «Неудачники» (1935). В живой лит. традиции старшего поколения лен. писателей имя Т. стало одиозным, обозначая крайнюю степень нравств. падения талантливого человека. С сер. 1980-х неск. историков лит-ры независимо друг от друга начали восстанавливать биографию и изучать лит. наследие Т. Жизнетворческий опыт Т. стал одним из образцов (наряду с И. Барковым, Н. Языковым и Л. И. Брежневым) для Ордена Куртуазных Маньеристов.
Соч.: Стихотворения / Подгот., вст. статья и комм. Н. Богомолова. Томск, 1998; То же. Изд. 2-е, испр. и доп. Томск; M., 2002.
Лит.: Мельгунов С. О совр. лит. нравах. М., 1916; Писатели Орловского края. Орел, 1981; Муратова К. Письма В. Ф. Ходасевича и А. И. Тинякова / Подгот. Ю. Калнер // Континент. 1986. № 50; Варжапетян В. «Исповедь антисемита», или К истории одной статьи // Лит. обозрение. 1992. № 1; Богомолов Н. Материалы к библиографии А. И. Тинякова // De visu. 1993. № 10; Очеретянский А., Янечен Дж., Крейд В. Забытый авангард. НЙ.-СПб., 1993. Кн. 2.
М. Лепехин