Токажевская Маргарита Леонтьевна


ТОКАЖÉВСКАЯ ( Семилетникова) Маргарита Леонтьевна [17.6.1961, с. Терсакан Акмолинской обл. Казахской ССР] - поэт, эссеист, критик, художник.

Родилась в семье ссыльных. Отец - поляк, мать - немка. В 1978 приехала в Л-д, училась на фак-те энергетики и автоматизации Политехнич. ин-та, веч. отд., работала на кирпичном з-де «Победа» в г. Колпино. Занималась в изостудии, писала картины, подрабатывала росписью стен.

В 1995 открыла изостудию для детей «Аист» в Красногвардейском р-не СПб., где работает и поныне. В 2007 окончила полный курс магистратуры на фак-те искусства и мировой культуры в Международном ун-те фундаментального обучения (Оксфордская образовательная сеть), в 2009 защитила канд. дис. по пед. психологии.

Перв. публ. состоялась в 1990 (ж. поэзии «Мансарда»). Печ. в сб. и альм. «Гармония», «Рог Борея», «Петерб. строфы», «Душа на рифму не глядит». В 2002–03 - ред.-сост. колл. поэтич. сб. «Приневье», «Материнское поле», «Посвящение Петербургу». С 2008 - редактор-учредитель ж. поэзии «Окно».

Поэзия Т. - мир полутонов и тонких ощущений. Профессия художника позволяет ей видеть в обычных предметах многочисленные скрытые ипостаси. Несмотря на усложненность и даже некот. витиеватость образов, в ее ст. всегда обнаруживает себя логический костяк, искусно задрапированный, но не дающий распасться целому. Это поэзия не только чувства, выраженного импрессионистическими мазками, но и поэзия движения развивающейся мысли. А. Бондаренко в рец. на кн. стихов « Дом художника » пишет: «Уже в первом стихотворении образов тьма, их попросту густо, успевай… домысливать и делать выводы… Речь веду о стихотворении Гончарный круг. Идея волшебства…” Надо, наверное, долго наблюдать за работой гончара, чтобы найти в ней и “бег иноходца”, и “веру иноверца”, а усмотрев, “когда улыбки сходят, словно пятна”, попытаться подвести к черте, сказав, что “искусство жизни – это бытие”, и потом засомневаться: “отдельно или вместе - непонятно”. В стихах много поэтических находок, неожиданных метафор, сопоставлений. Интонация напряженно-эмоциональная, то доверительная, то исполненная горечи разочарований, (“Ушёл, задвинув стул и хлопнув дверью, / Как будто сам сорвавшийся с петель. / Всё в мире подчиняется безверью, / И всё мирская выстудит метель”), то вновь открытая для всех впечатлений, то исполненная иронии и самоиронии. Книги Т. - своеобразные “дневники души”». «Бесцветный мир раскрашивая смело, дарить его, как память, насовсем» - творч. кредо поэта и художника.

Стихи Т. вызывают мн. ассоциаций культурологич. плана. Мотивы, характерные для философских рассуждений поэтов Запада и Востока, освоенные ею как вдумчивым и внимательным читателем, творчески сплавляются с собств. размышлениями и жизненным опытом: «и весел, и горд одинокий Восток, шары перекатные меряют ветер, дорога торопится свиться в клубок, а Запад угрюм, и спесив, неприветен…» («Узнать и прочувствовать мне суждено»).

Т. часто примеряет маски, но под любой остаётся собой: вот она гейша («Гейша» ), а вот - котёнок, спрятавшийся в кармане плаща художницы. «Я раб на галерах, рабыня, / Которую бьют ни за что, / Я в красной накидке рябина, / Я нищенка в чёрном пальто. / Я пряха, кухарка и прачка, / Я сгусток идей и страстей, / По воле Господней полячка, / По чьей-то - поток скоростей…» (« Я раб на галерах, рабыня… »). Создаётся образ лирич. героини, одновременно хрупкой и стойкой, беззащитно-доверчивой, но наученной противостоять ударам судьбы, бесконечно одинокой, сосредоточенной на внутреннем мире, но замечающей всё вокруг и умеющей отзываться чужим болям и радостям.

Особая, потаённая сторона тв-ва Т. - воспоминания о доме детства, о степных просторах Казахстана. Эти стихи более земные и душевные, в них много конкретных, остающихся в памяти деталей: размазанные по лицу детские слёзы, сухая былинка под ногами, вольное парение степной птицы над головой, волк, посаженный на цепь соседом, мать, отец и сестра в каждодневных хлопотах, из кот. складывается бытие. «Когда уходят трамваи и возвращаются люди, / Мне вспоминается степь и сухая былинка, тогда / Казалось время луной, апельсинно лежащей на блюде, / Которой вовсе не хочется тешить собой города» (« Когда уходят трамваи и возвращаются люди… »). Эта тема «малой родины» подспудно питает многое в тв-ве Т., не становясь особенно выделяемой темой, но придавая индивидуальный, неповторимый колорит многим стих. А. Бондаренко отмечает: «У Т. свои излюбленные темы, образы, а кажущиеся простыми рифмы не так просты, ибо прежде, чем слова стали строками, их наполнили ёмким содержанием, пропитали чувствами и размышлениями, родившимися не от скуки, а идущими от сознания и порою подсознания».

Т. пишет небольшие эссе, кот. называет «нерифмованными откровениями» (в кн. « Предчувствие», «Белые голуби», «Ностальгия », а также в ежегодном альм. «Душа на рифму не глядит», выходящем при СП России с 2004). Обращается она и к верлибрам (кн. « Картина напротив», «Осенние листья »). Верлибр – один из её излюбленных жанров. Ассоциативно-образная насыщенность, в целом характерная для тв-ва Т., здесь получает особенную раскрепощённость и удивляет необычными поворотами мысли и чувства. Выступает и как литературовед и критик. Её рисунки часто используются при оформлении кн.

Член СП России с 2010. Лауреат премии им. И. Анненского (2011).

Соч.: Капли дождя. СПб., 2001; Первый снег на зелёной траве. СПб., 2002; Снеговая страна. СПб., 2003; Дом художника. СПб., 2005; Одиночество на фоне луны. СПб., 2006; Картина напротив. СПб., 2006; Букет фиолетовых ирисов. СПб., 2007; Словник. СПб., 2008; Осенние листья. СПб., 2008; Полынь. СПб., 2009; Предчувствие. СПб., 2009; Белые голуби. СПб., 2010; Молчание, придуманное нами. СПб., 2010; Миражи отражений. СПб., 2010; Лучи онемелого солнца. СПб., 2010; Ностальгия. СПб., 2011; Зимние цветы. СПб., 2011; Стихи // Созвездия катренов Петербурга / Гл. ред. и сост. Н. Н. Бутенко. Т. 3. СПб., 2013; Стихи // // Невский альм. 2014. № 6 (79).

Лит.: Морозов В. Преломление света // Токажевская М. Снеговая страна. СПб., 2004; Бондаренко А. Поэтич. дом Маргариты // Душа на рифму не глядит: Альм. СПб., 2008. № 5; Иезуитов А. Цвета жизни // Токажевская М. Полынь. СПб., 2009; Амфилохиева М. Эхо онемелого солнца // Душа на рифму не глядит: Альм. СПб., 2011. № 8; Биобиблиогр. справочник СПбО СП России / Сост. А. И. Белинский. СПб.: Дума, 2011; Зайцев С. Заметки о тв-ве Маргариты Токажевской // Невский альм. 2014. № 6 (79).

М. Амфилохиева

  • Токажевская Маргарита Леонтьевна