Толмачёва-Федоренко Галина Анатольевна


ТОЛМАЧЁВА-ФЕДОРÉНКО Галина Анатольевна [28.11.1961, Украина ― 31.5.2008, СПб.] ― поэт, писатель-фантаст.

Родилась в семье интеллигентов. Мать – Лидия Владимировна, отец – Анатолий Антонович Федоренко. Детство прошло в Хабаровске, но, окончив школу, Т.-Ф. самостоятельно переехала в Л-д. Работала в Метрострое, посещала театр. студию, занималась в ЛИТО, в «Молодом Петербурге», участвовала в спектаклях «Театра поэтов». Перв. публ. под фамилией Толмачёва – в сб. «Мечом уст моих» (СПб., 1997 – стихотворения «Начало перемен» и «Не улетайте!» ).

Перв. книга стихов «Амулет», изданная под фамилией Т., отражает переживания нашей современницы, живущей как бы в двух мирах – реальной действительности 80–90-х гг. ХХ в. и в мире своих фантазий, то сказочных, то космических. В этом мире подсолнечник оказывается юным офицером, влюблённым в Солнце, но вынужденном подчиняться прихотям престарелой царственной Луны, а Осень, как Золушка, скользит по ледяному паркету замёрзших луж. В нём дубовый листок, невольно ассоциирующийся с листком из стих-я Лермонтова, оказывается то трактиром, то воздушным кораблём, на кот. можно улететь в неведомые страны. Реальные драмы любви и нелюбви, расставаний и обманов соседствуют с их мифологизированными преобразованиями – и вот уже можно проследить путь лирич. героини, неуклонно в каждом перевоплощении в разных мирах встречающей своего возлюбленного, но каждый раз вынужденной по разным причинам с ним расстаться. И этот второй мир для поэтессы гораздо реальнее и важнее: «Мишура облетела, и мне ли глазами русалки / Так призывно и нежно, насмешливо-горько смотреть? / Мишура облетела, и прежней отчаянной Галки / Вам во мне не найти, видно, время пришло постареть. / Но неужто теперь стать ловящей мгновения тёткой, / Ждущей лести зеркал, просыпая им пудру на гладь? / Я в стихию стиха отплываю на сказочной лодке / И во взрослые игры опять не умею играть» («Отказ» ). Немалую роль в тв-ве Т.-Ф. играет тема города, не родного, но дорогого ей, строгого и мудрого, открывающего в безднах под мостами и над крышами намёки на разгадку тайн бытия, но так и не дающий к ним приблизиться (поэма «Раб Абсолюта» ). Втор. сб. стихов «Куст светозарный» продолжает темы «Амулета», но делает их более глубокими и философскими. Стихи Т.-Ф. печ. в ж. «Рог Борея» и «Окно»(2010. № 4).

Помимо стихов Т.-Ф. писала рассказы – лирические, юмористические и фантастические, опубл. в разных изд. («Морская газ.», «Пульс», «Русский мир» и др.), в интернете. Сб. «Борьба с бесконечностью» , изд. под девичьей фамилией Федоренко, оригинален тем, что сложные философские темы раскрываются в сказочной форме. Гл. герои – жучок Чих и цветок Весть, пылесос «Динозавр 3» и паук Паркин. Поэт и эссеист С. Твикк отмечает: «Окончание сказки доброе, вполне в духе Андерсена, что касается фразы о “тоске безтобовья”, то это, похоже, ссылка на знаменитый “Город” Клиффорда Саймака. Но и от влияния Толкиена автору не так-то просто освободиться. В рассказе “Тётушкин мууз” забавно обыгрываются и “Великое кольцо” и, заодно, чрезмерная любовь к еде. Этот рассказ в то же время – пародия на детектив… Но самым оригинальным является рассказ “Самая красивая паутина” … начинает казаться, что в пространстве прозы мы попали уже в музыкальное произведение. Автор книги более всего поэт именно в сказке про Паркина».

С большим интересом относилась Т.-Ф. к проблеме снов, много читала науч. лит-ры, итогом изучения и размышления стала кн. «Кораблик подсознанья: Поэзоаксиомы и прозотеоремы» , в кот. прихотливо соседствуют стихи, худож. проза и статья о сновидениях. Книга была изд. под двойной фамилией. Продолжением темы стала вышедшая в 2002 кн. «Пьесы и статьи о сновидениях». По сути «космическая комедия в четырёх действиях», озаглавленная «Продавец, начитавшийся Кастанеды», выросла из «Борьбы с бесконечностью». Оба произведения роднят общие идеи, имена и характеры гл. героев. А. Неклюдов в послеслов. пишет: «В конце пьесы декорацией становится уже зал, обнаруживая фантастичность реальности, зрители превращаются в действующих лиц, и борьба с бесконечностью, о кот. шутя говорилось в комедии, вдруг перестаёт быть шуткой, а поэтическая идея пьесы предстаёт перед нами во всей полноте».

В 2001 Т.-Ф. по мотивам повести Мюррея Лейнстера пишет фантастич. роман «Планета Гигантов» , вышедший в том же году под маркой перевода. Сложная история у романа «Рыцарь в энерголатах, или Юпитерианский Дозор». Он начал создаваться по заказу изд-ва по мотивам рассказа Ли Брекет «Танцовщица с Ганимеда», но автор сильно отклонился от первоначального замысла, перейдя от фэнтези к науч. фантастике и пытаясь исследовать проблему планеты Юпитер и угрозу её превращения в сверхновую звезду. И в целом речь шла г.о. уже не об андроидах, флегорсианах и марсмеркземах, а о психологии взаимоотношений и о том, что каждый может достичь Знания. Ред. книги Н. Филиппова отмечает в предисл.: «Влияние Карлоса Кастанеды, Клиффорда Саймака, Рэя Бредбери и Филиппа Дика здесь очевидно». Издатели от романа отказались, и он вышел за счет средств автора в кн., вместившей под обложкой также сказку «Два гнома» , автобиогр. повесть «Зелёный старик» и неск. рассказов.

Творч. замыслов было много, но они остались невоплощенными. После продолжительной болезни Т.-Ф. безвременно скончалась.

Соч.: Амулет: Стихи. СПб., 1996; Светозарный куст: Стихи. СПб., 1998; Борьба с бесконечностью: Рассказы. СПб., 1998; Кораблик подсознания: Поэзоаксиомы и прозотеоремы. СПб., 1999; Рыцарь в энерголатах: Рассказы. Сказка. Повесть. Роман. СПб., 2001; Пьесы и статьи о сновидениях. СПб., 2002.

Лит.: Твикк С. Книга Г. Федоренко «Борьба с бесконечностью» // Рог Борея. 2000. № 6; Амфилохиева М. «Дорога дальняя легка»: О кн. Г. Толмачёвой-Федоренко «Кораблик подсознания» // Рог Борея. 2001. №1 0; Акулов А. «Зелёный старик»: Сны и явь. // Русский мир. 2000. № 2; Кузьмина М. Прощай, Галочка! // Душа на рифму не глядит. 2009. № 6; Амфилохиева М. Заветный ларец (Галина Толмачёва-Федоренко и Наталия Филиппова) // Окно. 2010. № 4.

М. Амфилохиева

  • Толмачёва-Федоренко Галина Анатольевна