Толмачёв Дмитрий Георгиевич
ТОЛМАЧЁВ Дмитрий Георгиевич [1904 - ?] - поэт, сценарист, автор песен.
Отец - Г. С. Толмачев, художник-декоратор.
Т. - один из организаторов лен. ТРАМа (Театр рабочей молодежи, 1925) вместе с М. Соколовским (рук.), кот. с 1928 по 1931 находился в здании театра на Литейном пр. (ныне здание «Гос. драм. театра на Литейном», некот. время здесь же функционировал Музей трамовского движения). Основу развития театра составляла актив. молодёжь, пытающаяся «вмешиваться в дела производства, пропагандировать его передовиков, помогать делу строительства социализма». Театр приобрел популярность как образец пролетарского искусства, его деятельность напрямую была связана с активистами комсомольского движения, агитац. работой. В скором времени ТРАМ соединили с Красным и Новым театрами (ныне Театр им. Ленинского комсомола).
В 1920–30-х Т. много сотрудничал в кинематографе. В кач-ве реж. и сценариста создал короткометражный фильм « Убитый жив » (1928; «Ленсовкино», совм. с реж. Ю. Гольцевым, об эпизодах рев. борьбы на Западе, фильм не сохр.). Как сценарист участвовал в фильмах « Подземное солнце » (1930, «Ленсоюзкино», реж. М. Авербах; экранизация пьесы В. Н. Билль-Белоцерковского «Голос недр», о борьбе шахтеров Донбасса за ликвидацию разрухи в угольной промышленности; не сохр.), « Мертвая душа » (1930, «Ленсоюзкино», реж. В. Файнберг; тема - бюрократизм, не сохр.), « Кто виноват? » (1930), « Города и годы » (1930, в соавт., реж. Е. Червяков, немое кино, сохр., события Перв. Мировой и Гражданской войн), « На этом свете » (1931, «Ленсоюзкино», реж. Б. Казачков, о переломе в сознании отсталой работницы под влиянием соц. форм труда), « Кровь земли » (1931, реж. М. Авербах, «Ленсоюзкино», о борьбе бедняков-дехкан против духовенства и баев, препятствующих использованию нефтяных богатств для нужд народного хоз-ва).
В 1939 стал одним из членов творч. коллектива лен. художников «Боевой карандаш», выпускавших агитац. плакаты и сборники сатирич. рисунков. Писал тексты. Первые плакаты появились зимой 1939–40, в период сов.-финляндской, т.н. «зимней» войны. Затем их выпуск был прекращён и возобновился в июне 1941. Плакаты «Боевого карандаша» стали важным военно-патриотич. агит. мат-лом и приобрели огромную популярность. Т. принимал участие в сов.-финляндской войне как сотрудник «Боевого карандаша».
К кинофильму «Боксеры» (1941, реж. В. Гончуков, премьера 7 июля 1941) совм. с А. Коваленковым напис. текст песни « Сядь со мною рядом » (муз. С. Каца).
Автор многочисленных эпиграмм на М. К. Аникушина, А. А. Брянцева, И. И. Дзержинского, С. В. Михалкова, В. П. Соловьева-Седого, Ю. А. Шапорина, К. И. Шульженко, Л. О. Утесова, И. С. Эренбурга и др. деятелей лит-ры и искусства, с кот. дружил и тепло общался.
В 1976 написал либретто (совм. с В. Михайловым) и неск. арий Сильвы для экранизации оперетты И. Кальмана «Сильва» (реж. Н. Баранцева).
Автор сб. « Сами знаете, о ком… » (1980), вкл. сатирич. стихи, фельетоны, подписи к плакатам «Боевого карандаша».
Архив хранится в ЦГАЛИ СПб. Ф. 210, 160 ед. хр., 1906–78 гг. и включает в себя рукописи поэм, стих-й, пародий, фельетонов, эпиграмм, комедий « Двуглавый заяц », « Из страны далекой », оперетты « Дуня Тонкопряха », киносценария « У скал Фархада », « Мальчик из Уржума » (о детстве и юношестве С. М. Кирове) - совм. с автором кн. «Мальчик из Уржума» А. Г. Голубевой, рукописи очерков, статей, выступлений, автобиографии (1932, 1975); библиографию произведений Т. за 1924–76; статьи и заметки о его тв-ве и др.
Жена Т. - Л. М. Блиц-Толмачева, художник.
Соч .: Сами знаете, о ком… Л.: Художник РСФСР, 1980.
Лит.: Миронова В. М. Трам: Агитационный молодёжный театр 1920–30-х гг. Л.: Искусство, 1977.