Томашевский Борис Викторович


ТОМАШÉВСКИЙ Борис Викторович [29(17).11.1890, СПб. - 24.8.1957, Гурзуф] - филолог, литературовед.

Родился в семье чиновника департамента путей сообщения. В 1908 окончил гимназию. Состоял в рев. кружке, поэтому не смог поступить в Политехнический ин-т. Переехал в Бельгию, где в 1912 окончил Льежский ун-т (ин-т Монтефиоре), получив диплом инженера-электрика. Во Франции занимался в Парижской нац. биб-ке, посещал лекции в Сорбонне. Здесь формировался его интерес к филологии.

В 1913 вернулся в Россию. В 1915 в ж. «Аполлон» опубл. ст. Т. о французской поэзии «Французские поэтыXVIII века» (Аполлон. 1915. № 6–7).

С 1915 по 1918 воевал в Первой мировой войне на австрийском фронте. После войны переехал в М., где служил чиновником статистических отделов различных хоз. учреждений. Стал членом Моск. лингвистич. кружка.

В 1921 переехал в Пг., где сблизился с представителями ОПОЯЗа. Участники новых филол. кружков и об-в понимали несостоятельность академ. науки: существовавшие методы литературоведения (биографический, социологический) вместо изучения лит. произведения предполагали анализ внешних по отношению к лит-ре явлений (биографии, психологии, социологии, истории культуры и т.д.). Эта проблема потребовала создания новой школы литературоведческой науки, в рамках кот. был разработан формальный метод, позволявший анализировать форму худож. текста. Формалисты «в своем стремлении, преодолеть характерный для современного им литературоведения дуализм формы и содержания выдвигали на первый план изучение формы как основного носителя специфики искусства» (Я. Левкович. Борис Викторович Томашевский // Борис Викторович Томашевский, М., 1991). В 1925 опубл. ст. Т. «Формальный метод. Вместо некролога» (Совр. лит-ра: Сб. ст. Л., 1925), где рассказывается история ОПОЯЗа и дается определение формализма в понимании Т.: «Формализм так назван не потому, что он предложил новый метод, а потому, что он замкнулся в круге вопросов, определявшихся старым термином “форма” (термином по существу отрицательным). Название это изобретено не по признаку метода, а по признаку материала».

В Пг. начал работать в архиве ИРЛИ АН СССР (Пушкинский Дом). Для семинара С. Венгерова подготовил реферат «Пушкин и французская юмористич. поэзия XVIII в.». С 1921 читал курсы по теории лит-ры, стихосложению, текстологии, тв-ву А. С. Пушкина в Ин-те истории искусств.

В 1922 подготовил к публ. «Гаврилиаду» А. С. Пушкина, проанализировав и сопоставив наиболее поздние и совр. списки поэмы. В комм. показана роль поэмы в общ. жизни пушкинской эпохи, ее значение для мировой лит-ры.

С 1924 по 1957 преподавал на кафедре русской лит-ры ЛГУ.

В 1925 опубл. монографич. работа Т. «Пушкин. Совр. проблемы историко-лит. изучения» (Л.: Образование, 1925), учебное пособие «Теория лит-ры. Поэтика» (М.-Л.: Госиздат, 1925).

Обл. науч. интересов Т. были стиховедение, поэтика, стилистика, французская поэзия, пушкиноведение. «Своеобразие Томашевского как ученого заключалось в том, что в нем соединялись филолог и математик. У него не было филол. диплома (степень доктора филологических наук он получил по совокупности работ только в 1941 году), но именно филология стала его основной специальностью. При этом математика помогла ему выработать метод исследования русского стиха, она же была его увлечением. Он любил музыку, увлекался и балетом, но часто отдыхал в мире цифр и формул. На письменном столе Томашевского рядом с рукописью монографии о Пушкине можно было увидеть листочки со сложными математическими вычислениями» (Я. Левкович).

В 1928 опубл. работа Т. по текстологии - «Писатель и книга. Очерк текстологии» (Л.: Прибой, 1928). Т. выступил одним из основателей сов. школы текстологии. Отредактировал и подготовил к публ. академ. издания соч. Ф. Достоевского, А. Островского, А. Чехова, участвовал в изд. ПСС Пушкина (1937–49). Т. был сост. первого сов. однотомника А. C. Пушкина. Принял участие в изд. «Медного всадника», «Каменного гостя», «Дубровского» в серии «Народная б-ка» Госиздата. Подготовил к публ. ряд текстов поэтов XVIII - нач. XIX вв. в серии «БП».

Труды Т. по теории стиха представляют собой важный этап в развитии этой обл. литературоведения. В ст. «Стих и ритм» (Временник Отдела словесных искусств. Вып. 4. Поэтика. Л., 1928). Т. «использовал теорию вероятности, причем наряду с встречающейся вероятностью им была впервые в русском стихосложении введена вероятность высчитанная (по закону больших чисел). Соотнесение действительной вероятности с высчитанной позволило дать четкое статистическое и филологическое истолкование понятий «ритмическое усилие», «ритмическая работа», «ритмическое богатство» (Я. Левкович). «Диапазон теоретических работ Томашевского велик. В них можно найти и размышления над проблемами соотношения ритма и смысла, взаимосвязи стиха со стилем и языком, и одновременно тончайший анализ фактуры стиха, смыслового и эмоционально-экспрессивного значения отдельных стиховых элементов» (Там же).

Когда проходила кампания против формализма в 1931, Т. был отстранен от должности преподавателя филологич. дисциплин. В 1931–35 преподавал мат-ку в ЛИИЖТе. Только в 1937 смог возобновить филологич. деятельность, что было связано со столетием со дня смерти А. С. Пушкина.

В 1933 был назначен гл. библиотекарем РНБ в Сектор обработки. В этом же году был уволен по личному заявлению.

В 1939 осуществил реконструкцию первоначальной XI главы «Капитанской дочки» Пушкина, в кот. писатель изображает Гринева не случайным гостем Пугачева, а молодым человеком, оказавшимся здесь, чтобы добиться справедливого суда над Швабриным.

В 1942 стал проф. кафедры русской лит-ры ЛГУ.

Посл. работой Т. стала монография о Пушкине, над кот. он работал много лет: в кн. учитывались статьи исследователя, начиная с 1915. Перв. книга с материалами «Пушкин. Кн.I (1813-1824)» вышла в 1956 (М.-Л.: АН СССР, 1956) и была посмертно отмечена премией им. В. Белинского АН СССР. Вторая кн. «Пушкин. Кн.II. Материалы к монографии (1824–1837)» (М.-Л.: АН СССР, 1961) изд. в 1961.

В 1958 посмертно опубл. ст. Т. «Стих и язык» (IV Международный съезд славистов. М., 1958), в кот. на мат-ле тв-ва поэтов от М. В. Ломоносова до В. В. Маяковского разработана концепция нац. своеобразия поэзии. В 1959 вошла в авторский сб. ст. «Стих и язык» (М.-Л.: Гос. изд-во худож. лит-ры, 1959). Если ранние работы Т. по теории стиха представляют собой исследования форм метра, ритма, понятий стиховедения, то в трудах 1940–50-х поднимаются более общие проблемы: стих и язык, стих и культура.

Был женат на Ирине Николаевне Медведевой, кот. была его студенткой в Лен. ин-те истории искусств, занималась тв-вом Н. Гнедича (дис. «Гнедич в обществ. и лит. борьбе первой четв. XIX в.»), русским театром (монография «Екатерина Семенова. Жизнь и тв-во трагической актрисы»), подготовила к публ. соч. Батюшкова, Баратынского, Гнедича и Грибоедова. Работала над кн. «Стремя “Тихого Дона”», посвящ. проблеме авторства романа, кот. была издана после ее смерти с предислов. А. И. Солженицына.

Умер от инфаркта во время купания в море в Гурзуфе. Похоронен на Гурзуфском кладб.

«На заседании, посвященном памяти Томашевского, в Пушкинском доме 3 октября 1957 года Б. Эйхенбаум говорил: “Теоретические работы Томашевского представляют собой неосуществленную мечту о создании единого труда по поэтике, в кот. вошли бы три раздела, кот. входили в учебник: стилистика, метрика, тематика <...> Эта мечта не была достигнута, и это составляло научную трагедию последних лет жизни Бориса Викторовича (не боюсь этого слова), когда он производил впечатление человека мятущегося, рвущегося, ищущего, идущего к тому, чтобы доработать, доделать то, что было задумано в двадцатые годы”» (Я. Левкович). Свое выступление о Т. в ПД 3 окт. 1957 Б. Эйхенбаум закончил словами: «Он охотно сражался и умел сражаться <...> Он был дерзок, но не от самоуверенности <...> Его многие боялись, хотя никакой власти у него не было кроме одной (правда, большой) - власти ума». Работы Т. переведены на мн. иностр. яз.

Член СП СССР (ЛО).

Соч .: Французские поэты XVIII в. // Аполлон. 1915. № 6–7; Ритмика 4-х стопного ямба по наблюдениям над стихом «Евгения Онегина» // Пушкин и его современники. Вып. 29–30. Пг., 1918; Русское стихосложение. Метрика. Пг., 1923; Пушкин. Совр. проблемы историко-лит. изучения. Л., 1925; Формальный метод. (Вместо некролога) // Совр. лит-ра: Сб. ст. Л., 1925; Теория лит-ры. Поэтика. М.-Л., 1925; Писатель и книга. Очерк текстологии. Л., 1928; Стих и ритм. Методологич. замечания // Временник Отдела словесных искусств. Вып. 4. Поэтика. Л., 1928; О стихе: Статьи. Л., 1929; Краткий курс поэтики. М.-Л., 1931; Пушкин. Кн. I. (1813–1824). М.-Л., 1956; Стих и язык // IV Международный съезд славистов. М., 1958; Стих и язык. М.-Л., 1959; Пушкин. Кн. II. Материалы к монографии (1824–1837). М.-Л., 1961.

Лит .: Медведев П. Б. В. Томашевский. Теория литературы (Поэтика) // Звезда. 1925. № 3(9); Измайлов Н. Б. В. Томашевский как исследователь Пушкина // Пушкин. Исследования и мат-лы: В 19 т. М.-Л., 1960. Т. 3; Эйхенбаум Б. Текстологические работы Б. В. Томашевского // Томашевский Б. В. Писатель и книга. 2 изд. М., 1959; Ивлев Д. Б. В. Томашевский как исследователь пушкинского стиха // Уч. записки Латвийского ун-та. 1974. № 215; Писатели Л-да: Биобиблиогр. справочник. 1934–81 / Авт.-сост. В. Бахтин и А. Лурье. Л.: Лениздат, 1982; Маймин Е. Борис Викторович Томашевский (Очерк-воспоминание) // Проблемы совр. пушкиноведения. Л., 1986; Левкович Я. Борис Викторович Томашевский // Борис Викторович Томашевский, 890–1957: К 100-летию со дня рождения. М., 1991; Эрлих В. Русский формализм: История и теория. СПб., 1996; Мильчин А. «Писатель и книга» Б. В. Томашевского: История выхода 2-го изд. (М., 1959) // НЛО. 2001. № 48.

О. Слюсаренко

  • Томашевский Борис Викторович