Томская Светлана Сергеевна


ТО́МСКАЯ (наст. Тимофеева-Томская) Светлана Сергеевна [5.6.1926, г. Луга Лен. обл. – 29.9.2015, СПБ.] ― поэт.

Отец ― писатель-сатирик С. Тимофеев (псевд. С. Томский; эту же фамилию в кач-ве лит. псевдонима взяла и Т.), служилый дворянин, впоследствии член СП СССР. Мать Т. приехала с Украины, поступила горничной в семью писателя и стала его женой. Бабушка по отцу ― актриса З. Холмская, кот. вместе с мужем, театр. критиком А. Кугелем в 1908 основала первый в России театр обществ. сатиры «Кривое зеркало», где была поставлена знаменитая сатирич. опера «Вампука».

С началом войны эвакуирована в район г. Краснокамска. Отец умер от голода в блокадном Л-де. После войны училась в Моск. энерготехническом, затем в Лен. политехнич. ин-те. Получила диплом инженера-механика, работала по специальности в различных машиностроительных учреждениях Л-да. В 1954 вышла замуж и уехала на Дальний Восток, два года провела в воинской части на острове Русский под Владивостоком. Там родился сын, Я. Ю. Доманский, ставший музыкантом и поэтом.

Трудовую деятельность Т. начинала на Балтийском судостроительном з-де. Здесь в 1950-е стала участницей ЛИТО «Балтийский парус», созданного при газ. «Балтиец». С этим ЛИТО ее связывают десятилетия творч. общения. Впоследствии, в 1991, Т. стала инициатором и гл. редактором (до 2009) лит.-худож. альм. «Балтийский парус». Наиболее актив. период поэтич. тв-ва Т. приходится на 1990–2000-е. Печ. в общероссийской писательской газ. «Русь», ж. «Невский альм.», сб. «Высокая поэзия России», альм. «Голос Петербурга», «Рог Борея» и др.

Уже в первых стих. обозначились осн. темы Т.: родина, природа, любовь; проявился своеобразный поэтич. дар. Поэзию Т. отличает широта диапазона ― от камерной, лирич. направленности к философским обобщениям, ист. глубинам. Пронзительные стихи о России (« Родная речь», «Осенние думы »), о воен. времени (« Письмо на фронт », « Эвакуация ») вошли в раздел «Родные зовы» первого сб. стихов « Пестрые волны ». Раздел того же сб. «Мой Петербург» ― не только признание в любви к родному городу («Петербург, моя отрада, Петербург, моя печаль!»). Это и неразрывная связь души поэта с «вечным городом», кот. присутствует в стих. « Сновидения сфинксов » («Под игом туманов холодных и липких / Им снится горячее солнце Египта»), где обыгрываются двойные реминисценции из Лермонтова. Воздух стихов пропитан «классичностью линий» любимого города, глубинным состраданием к людям с их трагич. участью (« Петербургские старушки »).

Отличительная особенность поэзии Т. ― «парадоксальные сочетания проникновенных лирических строк с неожиданно ироничной остроумной концовкой стиха» (М. Рыжова) Одной из граней таланта Т., дочери писателя-сатирика, является сатирич. дарование ― в диапазоне от тонкой иронии, беззлобных «усмешек» ― до едкого, порой убийственного сарказма. Сюжеты классич. басен переписаны Т. в соответствии с совр. российской действительностью. Так, в басне « Стрекоза и муравей » у процветающей стрекозы, что «под чужую дудку пела, стала модной, преуспела» просит милостыню трудяга-муравей, лишенный зарплаты и дома-муравейника. Т. ― мастер полит. сатиры (« Медвежьи проблемы », « Странный сон накануне выборов »), в ее стихах отражаются реалии нынешней жизни: «новейших варягов картавое племя» (« Краткая история Руси »), российский парламент, кот. «Ни сумы, ни тюрьмы / Не боится: / Новый срок отмотать / Грозится» (« Дума о Думе »). Емкая метафора современности ― кораблик (символ Петербурга), что «сидит на игле». В стих. « Сон в зимнюю ночь » разворачивается фантасмагория гоголевского типа: поэт Бродский возвращается в новый Петербург, но ужаснувшись картинам городской жизни, вновь «к Бродвею галопом помчал по Европам».

Прекрасно владеет автор и формой сонета. Муза поэта может увидеть в тумане петерб. улиц «заблудший Гумилева трамвай» или неожиданно оказаться на « Осеннем карнавале », где «ковром живописным раскинулась осень», «багряными флагами машет рябина». С. находит точное, яркое, соответствующее реальности слово. Преемственность времен, забота о сохранении духа русской культуры ― в строках «И связь времен жива, о мой далекий пращур / Пока белеет храм над городом спешащим!» (« Храм во Владимире »).

Кн. « И радость, и печаль » (2012) включает в себя неск. разнообразных по настроению и тематике циклов стихов: гражданская, философская, городская и природная лирика, сатира, басни. Здесь же публикуется очерк истории театра «Кривое зеркало».

Член Российского Межрегионального СП, Рубцовского центра, Лит. собрания «Соратники».

Соч.: Пестрые волны. СПб., 2000; И радость, и печаль. СПб., 2012; Стихи // Созвездия катренов Петербурга / гл. ред. и сост. Н. Н. Бутенко. Т. 3. СПб., 2013.

Лит.: Рыжова М. На волнах вдохновения // Томская С. Пестрые волны. СПб., 2000; Толмачева-Федоренко Г. «Кроткий Пегас» // Там же; Орехова Т. Распахнуты глаза любви, добру и свету // Рог Борея. 2004. № 22; Баранова Л. А. «Радость и печаль» Светланы Томской // http://dompisatel.ru/?p=2813

И. Киселева

  • Томская Светлана Сергеевна