Траугот Г.А.В.


ТРАУГОТ Г.А.В. – псевд. творч. содружества трех художников двух поколений, мастеров книги лен. школы графики – ТРАУГОТ Георгий Николаевич [1903 - 1961] и его сыновья ТРАУГОТ Валерий Георгиевич [23.6.1936, Л-д ― 5.10.2009, СПб.] и ТРАУГОТ Александр Георгиевич [1931, Л-д].

Род Т. переселился в Россию из Дании в кон. ХVII в. Старший из содружества, Георгий Николаевич, окончил петроградскую Академию художеств (ВХУТЕМАС) в перв. пол. 1920-х, был членом об-ва «Круг художников», куда входили А. Пахомов, А. Самохвалов, А. Почтенный, А. Порет. После Постановления о перестройке лит.-худож. организаций (1932) стал членом ЛОССХа, воевал во время Великой Отеч. войны. В 1948 на собрании ЛОССХа единственным не голосовал за резолюцию ЦК ВКП(б) об А. Ахматовой и М. Зощенко, за что лишился мастерской.

Его сыновья Валерий и Александр, дети художницы Веры Яновой, в детстве пережили блокаду Л-да и эвакуацию в сибирскую деревню. После войны оба учились в средней худож. школе при Ин-те живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Репина. Валерий позднее учился в моск. Ин-те им. В. Сурикова на отд. скульптуры и в 1960 окончил лен. Высшее худож.-промышленное училище им. В. Мухиной. В Л. семья Т. жила на Петроградской стороне, в коммунальной кв. на Большой Пушкарской. В круг друзей семьи входили видные представители лен. творческой интеллигенции – скульпторы М. Войцеховский и О. Скрыпко, архитектор Е. Линцбах, кинооператор и фотограф Ф. Беренштам, художники В. Стерлигов и Т. Глебова.

В 1950-е братья Т. увлеклись искусством мелкой пластики на производственной базе областной кооперативной артели «Прогресс». Фарфоровые статуэтки известных героев детских книг – Чипполино, Папа Карло и Буратино, Мальвина с пуделем Артемоном, вылепленные Александром и расписанные Валерием, пользовались популярностью у ленинградцев.

Оба брата главным своим учителем считали отца. Будучи живописцем, он начал работать в оформлении детской кн. уже немолодым, вместе с сыновьями. Первым совместным опытом стала оригинальная по замыслу книжка-игра « 686 забавных превращений », изд. в 1956, листы с персонажами кот., разрезанные по горизонтали на три части, могли при совмещениях образовывать множество различных комбинаций. До смерти отца в 1961 втроем они успели оформить неск. книг, среди кот. «Новое платье короля» Х.-К. Андерсена и «Синяя Борода» Ш. Перро (Л.: «Художник РСФСР», 1962), впоследствии многократно переизд.

В 1960–80-е братья Т., сохранившие в псевд. «Г.А.В.Траугот» инициал отца, становятся самыми видными книжными графиками Л.

Валерий, вступивший в СХ РФ в 1965, стал председателем бюро секции графики СХ СПб. Занимался педагогич. деятельностью, являясь проф. ВХПУ им.В. Мухиной, и издательской работой (как гл. художник ЛО изд-ва «Детская лит-ра», а также изд-в «Лира», «МИМ», «Светлячок»). Он иллюстрировал ж. «Светлячок» и «Хрюша и компания», а в 2000-е сотрудничал с изд-вом «Вита Нова» и руководил изд-вом «Царское Село». Александр много и долго сотрудничал с братом как художник-иллюстратор. Посл. годы живет в Париже.

Наиболее значительными и популярными из огромного числа детских кн., иллюстрированных «Г.А.В.Траугот», можно назвать следующие: «Волшебные сказки» (М., 1977) и «Сказки Матушки Гусыни» (М., 1976) Ш. Перро, «Сказки и истории» Х.-К. Андерсена (В 2 т. М., 1969), «Кубинские народные сказки» (М., 1966) и «Похождения хитороумного Алеу и др. камбоджийские сказки» (М., 1973), а также сказки братьев Гримм, Э.-Т. Гофмана и В. Гауфа, русские, китайские и японские народные сказки. Все эти издания много раз переизд. – так, сказки Андерсена 17 раз общим тиражом более 3 млн. экз.

Изобразительный язык иллюстраций Т. отличается возвышенным романтизмом и мечтательным характером, свободной импровизационной манерой артистического акварельного мазка и виртуозной техникой владения кистью и пером. В соединениии с легкими пятнами чистого цвета или с туманным ореолом письма «по-мокрому» все это рождает светлые одухотворенные образы одновременно трагического и счастливого мира, проникнутого чувством юмора и печали.

Те же черты характерны и для илл. братьев Т. к «взрослой» лит-ре: к «Толедским виллам» Т. де Молина (1971) и к «Новеллам» Ж.-М. Эсы де Кейроша (1976), к рассказам и повести «Олеся» А. Куприна (1985), к поэмам А. Пушкина «Медный всадник» (1999) и В. Пушкина «Опасный сосед» (2011), к повести Н. Гоголя «Как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» (2009), к поэмам Гомера «Илиада» и «Одиссея» (2001) и Овидия «Наука любить», к роману Апулея «Золотой осел», а также к произведениям С. Аксакова и Л. Толстого, Н. Гумилева и О. Берггольц, Ш. Петефи и мн. др.

Посл. творч. проекты Т. 2000-х – «булгаковский» и «гофмановский» циклы иллюстраций выходили в СПб. изд-ве «Вита Нова» (М. Булгаков. Мастер и Маргарита. СПб., 2005; Э.-Т.-А. Гофман. Крошка Цахес по прозванию Циннобер. СПб., 2009), «набоковский» цикл остался неизданным, как и иллюстрации к стихам С. Есенина и к «Синей птице» М. Метерлинка. Все они виртуозно выполнены в той же стилистике беглого «живописного» рисования пером и тонкой кистью белым тоном на черном фоне со скупыми редкими прикосновениями цветной пастелью. В этих циклах часто две полосные иллюстрации составляют широкие развороты, в кот. пространство углубляется за счет экспрессии цветового пятна и игры на контрастах образных сопоставлений. В той же манере оформлена биографич. повесть Е. Матвеевой «Секрет Паганини» (2009), иллюстрации к кот. передают таинство света и цвета и дьявольское мерцание вечерней тьмы.

К 300-летию СПб. при участии и содействии Валерия Т. издана серия из 6 кн. малоиздаваемых петерб. поэтов «Незабытые петербуржцы», среди кот. – Т. Гнедич, А. Введенский, О. Григорьев, В. Шерали. Т. оформили и проиллюстрировали около 400 кн. общим тиражом более 80 млн. экз.

Тв-во братьев Т. заслужило широкую популярность и высокую оценку, будучи удостоено более 30 дипломов на всероссийских конкурсах, 14 из них – Первой степени за иллюстрации к сказкам Андерсена. Кн., ими оформленные, и оригиналы их иллюстраций постоянно участвовали в выставках не только в России, но и в Германии, Франции, Италии, Чехии, Словакии, Польше, Японии. Работы Т. находятся в музеях и частных собраниях как в М., СПб., Твери, Архангельске, Петрозаводске и др., так и в иностранных собраниях Германии, Чехии, Японии, и, конечно, в музее Андерсена на его родине, в датском городе Оденсе.

Валерий Т. состоял почетным членом Берлинского об-ва друзей СПб.

Георгий Николаевич и его сын Валерий Георгиевич похоронены на Серафимовском кладб.

Лит.: Художники детской кн. о себе и своем искусстве. Статьи, рассказы, заметки, выступления / Сост. В. Глоцер. М., 1987; Траугот В. Воспоминания / Эксперимент: Ж. русской культуры. 2010. № 16, ч. 2; Кудрявцева Л., Фомин Д. Линия, цвет и тайна. Г.А.В.Траугот. Монография, альбом. СПб., 2011.

О. Родосская