Трифонов Геннадий Николаевич


ТРИ́ФОНОВ Геннадий Николаевич [3.6.1945, Л-д - 16.3.2011, СПб.] - прозаик, поэт.

Отец - офицер, погиб в конце войны; мать - из крестьян Вологодской губ., служащая трикотажной фабрики. Занимался самообразованием. Рано начал работать. Учился в веч. школе, затем на филологич. фак-те ЛГУ. Работал почтальоном, рабочим в геологич. партии в Казахстане. В 1968–73 был лит. секретарем у В. Пановой и Д. Дара.

С детства писал стихи. Неск. лет посещал лит. клуб «Дерзание» при Дворце пионеров, где познакомился с В. Кривулиным, Н. Беляком, П. Брандтом, Е. Вензелем, Т. Буковской и др. поэтами.

В 1970-е подготовил сб. статей о совр. искусстве и поэтич. книги «Сквозь сад» ,«Верность апрелю» и «Напрасные стихи» (предисл. к последней написал Д. Дар), участвовал в сб. «Живое зеркало» (1972, 1974) и «Лепта» (1975).

Д. Дар пишет: «Большая часть стихотворений Геннадия Трифонова обращена к любимому человеку. В них - мольба хотя бы о мимолетном прикосновении, благодарность за короткие встречи, робкая надежда на понимание, полная готовность отдать себя. Но любимый человек всегда неуловим»: «Ладони мои осторожны / и губы чуть-чуть горячи. / Коснись их еще раз - все можно / при свете последней свечи». По словам Дара, любимый человек, адресат поэзии Т., «существует только в прошлом и будущем, но никогда в настоящем. А в настоящем только стихи, до предела откровенные, не защищенные ни рассудком, ни общепринятыми нормами чувств, нашептанные обнаженным трепещущим сердцем»: «О нет, не плачу я, не плачу, / не комкаю черновики, / когда спешу строке удачной / внушить движение реки».

Поэтич. наставник и друг Т., Дар выявляет особую направленность, специфичность поэзии Т. так: «Все любовные стихи Геннадия Т. посвящены не женщинам, а мужчинам. Но, может быть, именно это не каждому доступное и не всем понятное обстоятельство придает поэзии Трифонова такую драматичность и чистоту. Ведь любовь мужчины к женщине или женщины к мужчине в основе своей всегда прагматична, целенаправлена. Она украшает, обогащает и прикрывает наготу самого важного для всех живых существ инстинкта - инстинкта продления рода. Однополая же любовь совершенно бессмысленна, она представляет собой чувственное влечение, не имеющее никакой иной цели, кроме удовлетворения чувства, которое непременно одухотворено любящим. Эта чистая игра чувств, столь же извращенная, причудливая, непонятная и необъяснимая, как и противоестественное желание человека говорить в рифму, или изображать на полотне предметы и явления окружающего нас мира, или извлекать из музыкальных инструментов звуки, которых не существует в природе <…> Этот трагизм неприменимости, практической бесполезности, невозможности достигнуть полной любовной реальности, роднит однополую любовь с бескорыстным и чистым искусством. И может быть, поэтому сама она становится чистой и возвышенной, как чисто и возвышенно неприменимое в практической жизни искусство Бетховена и Баха, Микельанджело и Петрарки. Само собой разумеется, что речь в этих стихах идет не о чувственных забавах и шалостях, но о любви, т.е. о мощном и непреодолимом влечении одного человека к другому». « Все еще может быть со мной - / и жизнь, и смерть, но ты - навряд ли. / Вот почему я жажду клятвы / перед ближайшею зимой, / Мне нужно, чтобы снег в сочельник / мне обещать заране мог / твоих глаголов смысл вечерний - / мой обморок и мой восторг».

Поэзия Т. наполнена лиризмом, искренностью, нежностью, кот. граничат с трагизмом недостижимости гармонического идеала счастья: «Я музыка! Возьми меня. / Играй! Я дудочка степная. / Я все об этой жизни знаю, / когда смеюсь, когда стенаю - / и в этом истина моя».

В 1974 опубл. в Англии стих. «На высылку Солженицына» . Весной 1976 вместе с Ю. Вознесенской, И. Синявиным и В. Филимоновым вошел в общ. редколлегию альм. стихов и графики «Мера времени», выпуск кот. был сорван органами КГБ. В 1976 за участие в независимых лит. акциях был обвинен по уголовному делу, сфабрикованному КГБ, и осужден на 4 года лагерей. Этому периоду жизни посвящ. произведение Т. «Тюремное письмо» . После освобождения работал грузчиком при Доме книги.

С 1988 публикует литературоведч. статьи в ж. «Аврора», «Нева», «Вопросы лит-ры», в американских ж. Выпустил две книги стих. и две подборки стихов в английском переводе. Переводит совр. американских прозаиков.

В 1988 был приглашен в США в кач-ве преподавателя русского яз. В 1989–92 работал в Швеции; окончил аспирантуру Славянского ин-та Стокгольмского ун-та. С 1995 преподает английский яз. и ведет курс совр. американской лит-ры в школе.

Автор романов - «Два балета Джорджа Баланчина» (2004) и «Сетка: Тюремный роман» (2005).

Соч .: Стихи // Нева. 1976. № 10; Стихи // Время и мы. 1979. № 48; Стихи // У Голубой лагуны: В 5 т. Т. 4Б. Ньютонвилль, 1983; Слово о счастливом человеке (К 75-летию со дня рождения Д. Я. Дара) // Обводный канал. 1985. № 8; Стихи // Звезда. 1988. № 2; Два балета Дж. Баланчина (Роман). Стихи. Статьи // Гей, славяне! 1991–93. № 1–2; Д. Я. Дар и Валерий Холоденко // ИЛНЛ. СПб., 2000; Два балета Дж. Баланчина. Из жизни доктора Ю. А. Ирсанова. СПб., 2004; Сетка: Тюремный роман. СПб., 2005.

Лит : Дар. Д. Об этих стихах. Л., 1973; Костров А. Вторая ипостась Теодора Фоорта // Огонек. 1977. № 27; Дар Д. Предисл. к стихам Г. Трифонова // Время и мы. 1979. № 48; Лапенков В. «Слово» о Даре Г. Трифонова // Обводный канал. 1986. № 9; Вознесенская Ю. Записки из рукава // Юность. 1990. № 3; Самиздат Л-да. 1950-е ― 80-е. Лит. энц. М., 2003.

Е. Биберган

  • Трифонов Геннадий Николаевич