Трофименков Михаил Сергеевич


ТРОФИМЕ́НКОВ Михаил Сергеевич [14.11.1966, Л-д] - кинокритик, лит. критик, искусствовед, публицист, прозаик.

Родился в семье искусствоведов и художников. Мать – Н. В. Бродская, ведущ. науч. сотрудник ГЭ, специалист по искусству Франции XIX-XX вв. Дед – В. Я. Бродский (1905–81), художник-график, искусствовед, автор первых на русском яз. монографий о Ф. Гойе, автомобильном дизайне, искусстве почтовой марки. Бабушка – Е. П. Бродская (1906–97), ученица Н. Пунина, в 1920-х сотрудник Отдела новейших течений ГРМ, уволенная (1932) за участие в подготовке выставки П. Филонова.

Увидев в 11 лет «Семь самураев» А. Куросавы в легендарном «Кинематографе» (кинозал Госфильмофонда СССР в ДК им. С. Кирова), Т., по его словам, «стал киноманом и начал безудержно ходить в кино». Однако, соблюдая семейную традицию, закончил кафедру истории искусства историч. фак-та ЛГУ (1988), посвятив диплом эволюции французской ист. живописи XIX в., и аспирантуру ЛГИТМиКа (1992). Защитил (1992) канд. дис. «”Новая волна” во французском кинематографе как феномен французской культуры 1950-х – нач. 60-х гг. ». Ст. науч. сотрудник (1992–2000) научно-иссл. отдела ЛГИТМиК (ныне Российский ин-т истории искусств). Преподавал (1997–99) в ун-те г. Мец (Франция). Разочарованный в академ. культурологии, по его словам, «однажды вышел из института и забыл вернуться».

С 2000 обозреватель Издат. дома «Коммерсантъ». Председатель гос. комиссии на кафедре киноведения в СПб. гос. ун-те кино и телевидения. Содиректор (с русской стороны) фестиваля «Les Allumees» (Нант, Франция, окт. 1991), посвящ. актуальной культуре СПб. Организатор (совм. с А. Черниговской) выступления на нем ведущих рок-групп СПб. («Поп-механика», «Ноль», «НОМ», «Колибри» и др.). Программный директор (1995–96) МКФ фирмы «Кинотавр». Вместе с И. Ткаченко «буквально на пари, за два месяца» организовал МКФ «Лики любви» (М., янв. 1996), впервые привез в Россию фильмы Т. Ангелопулоса. Входил в жюри МКФ «Послание к человеку» и «Чистые грезы» (СПб.), «Premier plan» (Анжер, Франция), «Les Stars de demain» (Женева, Швейцария). Отборщик Международного кинофорума (СПб., 2011).

Будучи членом Большого жюри (2002) лит. премии «Нац. бестселлер», Т. вызвал гнев либеральной критики, отдав голос роману А. Проханова «Господин Гексоген». Ответил оппонентам ст. « Как я стал фашистом » (Искусство кино. 2002. № 11).

Играл (1984–88) в полулегальном, ориентированном на эстетику Ж.-Л. Годара, Б. Брехта, В. Маяковского, а также идей Г. Маркузе, «Театре на подоконнике», созданном кинокритиком С. Добротворским, кот. считает своим учителем; в короткометражном фильме С. Добротворского «Говорят члены общества “Че-паев”» (1988); фильме Е. Иванова «Никотин». В фильме С. Потемкина «Город без солнца» (2005) сыграл леворадикального критика, т.е. практически самого себя.

Дебютировал в газ. «Лен. ун-т» (март 1988) статьей о выставке абстракционистов в Лен. Дворце молодежи.

Один из основателей (1990) и бессменный член редкол. и автор ж. «Сеанс».

Автор неск. тысяч ст. в российской и зарубежной прессе. Публ. в «Митином ж.», ж. «Декоративное искусство», «Искусство», «Искусство кино», «Петерб. театральный ж.», «Рок-fuzz», «Театрал. жизнь», «AD», «Art electronics», «Rolling Stone», «Variety» и др. В 2000 в газ. «Ваш тайный советник» дебютировал как лит. критик. Лит. обозреватель ж. «GQ» (2005–12). Автор ряда ст. в энц. изд. «Новейшая история отеч. кино. 1986–2000», кн. «Кино. Путеводитель» (2002; 2-е изд. 2004; 3-е изд. 2006) и «Сокуров» (1994). Автор главы о русском кино 1956–2000-х в итальянской «Storia del cinema mondiale», первой всеобщей истории кино, изд. в Европе со времен классич. труда Ж. Садуля.

Эссе Т. объединены в сб. «Я обещаю вам кровь и слезы…» , вышед. в серии «Инстанция вкуса» («Лимбус Пресс», 2005), авторы кот., по замыслу издателя, «должны быть культовыми фигурами и в своей узкой области, и поверх неё» (А. Шмарцев). Рецензируя сб., З. Прилепин отмечает, что Т. - «возмутитель спокойствия и просто честный человек. <…> Эссе написаны на исходе 90-х и в начале “нулевых” - как правило, по горячим следам. Спустя минувшие пять-десять лет выяснилось, что Т. обладает, что называется, зрением, и почти всегда бьёт в цель, в лёт, наверняка».

Состоял в Гильдии киноведов и кинокритиков, откуда с группой коллег в 2007 вышел, протестуя против манипуляций предс. Гильдии В. Матизена, направленных против фильма А. Балабанова «Груз 200». Не состоит ни в одном творч. союзе, что объясняет словами французского философа и революционера Ф. Жансона: «Я не вступаю в компартию, чтобы потом не выходить из нее».

Трижды удостоен звания «Лучший кинокритик года»: Союзом кинематографистов России (премия лучшему молодому кинокритику «Зеленое яблоко - золотой листок», 1994), на фестивале архивного кино «Белые столбы» (1999), Гильдией киноведов и кинокритиков (2004). Обладатель Гран-при конкурса журналист. мастерства «Золотое перо» (2008). Лауреат конкурса «Золотое перо» в номинации «Публицистич. работа (печатные СМИ, интернет-СМИ)» (2010) за вызвавшую информац. бурю, резкую - на грани памфлета - ст. « Грязные воспоминания о великой войне » о фильме Н. Михалкова «Утомленные солнцем - 2. Предстояние». Православный публицист Е. Холмогоров назвал Т. одним из тех «зачинщиков травли Михалкова», чей «истерически-лживый выкрик стал этаким выстрелом “Авроры”» и посоветовал подобную кинокритику «либо подкупить, либо положить в гроб», заметив, что ему «лично второй вариант нравится больше».

А. Артюх пишет о Т.: «…фундаментальное университетское образование историка искусств обеспечивает основательность его по-французски грациозным текстам, кот. не только “вынуждают” редакции к специальным рубрикам… но и порой “прошивают” целые журнальные номера». По мнению А. Наринской, Т. - «возможно, единственный сегодня кинокритик, умудряющийся соединять невероятную насмотренность и вообще профессионализм с незамутненностью чисто зрительского взгляда, со всегда точным пониманием того, что этот или тот фильм значит вне киноведческого дискурса, как он, этот фильм, монтируется с жизнью, современностью и со зрителем».

Сам Т. предпочитает наз. себя не журналистом и не критиком, но «литератором», имея в виду, что это определение применимо ко всем, кто работает со словом.

Тематика текстов и сфера интересов Т. менялись неоднократно. Как искусствовед, близкий к «подпольной», неоэкспрессионистической группе Т. Новикова «Новые художники», Т. выступил одним из первых интерпретаторов, если не идеологов, их тв-ва. В серии статей в газ. «Смена» (1989–91) Т. первым в СССР описал социально-политич. и бытовую историю лен. худ. подполья кон. 1940-х - сер. 70-х.

Как кинокритик опубликовал в ж. «Искусство кино» первые на русском яз. фундаментальные статьи о Ж.-Л. Годаре и Д. Кассаветисе, пытался определить перспективы гипотетических «новых волн» в российском кино. Т. – один из первых в России исследователей «постмодернизма», что позволило А. Артюх написать: «Конец века и миллениума - время, кот. описывает и с кот. отождествляет себя Т. Обстоятельства времени ”после всего” - после всех открытий, движений, истин - определяют позицию критика и метод его письма».

В посл. время занимается историей, идеологией и мифологией кино в контексте полит. истории.

Кн. Т. «Сергей Бодров. Последний герой» (2003) - перв. биография погибшего на съемках актера и реж. По версии Т., он стал русским символом конца века, поскольку успел переиграть едва ли ни все варианты судьбы молодого человека, возможные в России кон. ХХ в.

Докум. роман Т. «Убийственный Париж» (2012) - своеобразный, не имеющий аналогов во Франции, путеводитель по Парижу, выстроенный по игровому принципу романов Х. Кортасара «Игра в классики» и «62. Модель для сборки». Пятьдесят адресов, кот. посвящ. пятьдесят докум. новелл, связаны одновременно с преступлениями, культурой и политикой республиканской Франции.

По мнению В. Топорова, Т. «давным-давно перерос ту газетную поденщину, имя кот. кинокритика. Он писатель, яркий и оригинальный писатель; ему бесспорно присущи многие из первостепенно необходимых писателю качеств: замечательная наблюдательность (помноженная в его случае на уникальную эрудицию), умение тянуть и распутывать нить сложносочиненного и сложноподчиненного повествования, выверенно прекрасный слог и удивительный стилистический, в т.ч. и синтаксический напор» (Фонанка.ру). Как полагает Топоров, «Убийственный Париж» «сильно напоминает (причем не только материалом, но и литературным качеством изложения) хемингуэевский “Праздник, который всегда с тобой”» («Город–812»). А. Наринская считает, что Т. «написал именно что роман (ну, хорошо, документальный), персонажи кот., встречаясь, расходясь и снова встречаясь в других обличьях (количество прослеженных Т. совпадений заставляет поверить в полную правдоподобность романов Диккенса и Достоевского), составляют сложную композицию современной жизни. Жизни, в кот. на смену паре “кровь и любовь” и даже “кровь и деньги” давно пришел симбиоз “кровь и политика”».

В данный момент работает над книгой, посвящ. политическому выбору и поведению кинематографистов в критич. моменты истории на примере антикоммунистич. репрессий в США (1946–62), войны за независимость Алжира (1954–162) и «свинцовых лет» городской герильи в Европе (1969–89).

Соч.: Сокуров. СПб., 1994 (в соавт.; переизд. 2006); Storia del cinema mondiale. (volume terzo, tomo secondo). Torino, 2000 (в соавт.); Кино. Путеводитель. М., 2002 (в соавт.; переизд. 2004, 2006); Сергей Бодров. Последний герой. М., 2003; «Я обещаю вам кровь и слезы…». СПб., 2006; Новейшая история отеч. кино. 1986–2000. СПб., 2000–05 (в соавт.); Грязные воспоминания о великой войне // Фонтанка.ру. 2010. 18 апр.; Убийственный Париж. СПб., 2012; «Я не люблю слово “журналист”» [Инт.] // Lenizdat.ru. (www.lenizdat.ru/cgi-bin/redir?l=ru&b=1&i=1096555).

Лит.: Трофименков М. // Энц. отеч. кино / Под. ред. Л. Аркус ( http://seance.ru/author/trofimenkov ); Артюх А. Михаил Трофименков // Новейшая история отеч. кино. 1986–2000. Кино и контекст. Т. III. СПб., 2001 (М., 2002); Шмарцев А. [Рец. на кн. «Я обещаю вам кровь и слезы…»] // Прочтение. 2006. 23 апр.; Прилепин З. Михаил Трофименков. Я обещаю вам кровь и слёзы… // http://www.zaharprilepin.ru/ru/litprocess/knizhnaya-polka/mihail-trofimenkov.htm; Трофименков Михаил Сергеевич / Сов. Петербург // http://www.sovspb.ru/persons/1311-Трофименков_Михаил_Сергеевич; Холмогоров Е. Анти-герой нашего времени // Русский обозреватель. 2010. 29 апр.; Топоров В. О книге Михаила Трофименкова: Основной инстинкт парижанина // Фонтанка.ру. 2012. 14 мая; Топоров В. Критич. масса. Лит. итоги - 2012 // Город–812. 2012. № 45. 24 дек.; Наринская А. Показательные преступления // Коммерсантъ Weekend. 2012. № 25 (270). 6 июл.

Н. Зайцева

  • Трофименков Михаил Сергеевич