Трунченков Дмитрий Васильевич


ТРУНЧЕНКÓВ Дмитрий Васильевич [21.11.1981, Л-д] - лит. критик.

Выпускник филологич. фак-та СПбГУ (2005). Получил в ун-те доп. специализацию «Лит. критика и редактирование», где учился у С. Друговейко-Должанской и В. Топорова.

Пост. автор книж. обзоров в петерб. ж. «Город–812», «Прочтение» и электронном ж. «Питерbook», также печ. в ж. «Частный корреспондент» (2010), «Октябрь» (2010) и «Шум» (2012). В 2008–09 член Большого жюри лит. премии «Национальный бестселлер», с 2010 номинатор этой премии. Участник Форума молодых писателей России и стран СНГ (2010; семинар А. Дмитриева).

Первые публ. состоялись в ж. «Прочтение» - напр., ст. « Разбирательство по делу о реинкарнации автора », рец. на кн. «Эротические приключения Гулливера», изданную под именем Дж. Свифта (2007. 9 окт.). Четко обрисовать сферу интересов Т.-критика довольно сложно - его интересует буквально все, и, по собств. признанию, он является «катастрофически помешанным на литературе человеком, вроде бы худо-бедно уразумевшим, что так нельзя, но пока еще не нащупавшим, как именно нужно и можно» (автохарактеристика на аккаунте «ВКонтакте»). Диапазон жанров произведений, о кот. пишет Т., широк: от романов русских прозаиков (Д. Липскеров. Леонид обязательно умрет; Т. Щербина. Запас прочности. О прожитом и пережитом; и др.) до зарубежной фантастики (так, ст. « Осколок другой реальности » посвящ. «Детям Хурина» Дж. Р. Р. Толкина»), от совр. русской поэзии (рец. на сб. Е. Мякишева «Морская» и «Колотун») до переводной научно-популярной лит-ры (ст. « Дети процессора. Как Интернет и видеоигры формируют завтрашних взрослых »), от отеч. детектива наших дней (К. Шелестов. Укротитель кроликов) до литературоведческих размышлений на тему зарубежной классики (ст. о книге А. Аствацатурова «Феноменология текста»). При этом игровой подход - несерьезно о серьезном - в рецензиях Т. скрывает за собой вдумчивый анализ объектов его критики, стилистич. и сюжетные сопоставления совр. авторов с классиками (Олег Зайончковский – Гоголь, Лин Ульман – Виан/Бергман/Акутагава) демонстрируют незаурядный литературоведч. опыт и филологич. искушенность критика, а оригинальность языка и стиля этих рецензий выдают Т.-писателя. Так, Т. публикует и стихотв. рецензии – напр., на роман С. Носова «Франсуаза, или Путь к леднику»: «Радуйтесь все, среди варваров новых живущие, / Но сохранившие вкус к музикийскому сладкоголосому пенью: / Носова вышел роман, называется он: “Франсуаза”, / Или еще “Путь к леднику” - второе названье его». А. Рудалев считает Т. одним из наиболее изв. совр. петерб. критиков: «…Нельзя сказать, что там (т.е. в СПб. - В. О. ) орудует только громокипящий Виктор Топоров. Есть Вадим Левенталь, Никита Елисеев, Наталья Курчатова, Дмитрий Трунченков». В. Топоров включил имя Т. в «литературный хит-парад - 2008» в номинации «Газетно-журнальная критика».

В ст. « Литературу ожидают непредсказуемые мутации », кот. была написана в полемике с вызвавшей широкий резонанс в лит.-критич. кругах ст. О. Мартыновой «Загробная победа соцреализма» и апологетической по отношению к идеям Мартыновой ст. «Что и почему» В. Шубинского (кот. был одним из преподавателей Т. в ун-те, что придало этой полемике дополнительную остроту), Т. обрисовал будущее нашей лит-ры в весьма пессимистич. тонах: «Появление произведений, созданных по модели “две трети попсы и одна треть шедевра”, исторически неизбежно», а все потому, что «гениален теперь не тот, кто меняет направление развития литературы, а тот, кто умеет работать во всех направлениях: и как Репин, и как Пикассо, и как Ван Гог, и как Шишкин. А выбор направления, как ни грустно, определяет плата». По мнению К. Анкудинова, аргументы Т., носящие «социально-экономический характер», оказываются исключительно убедительными. В ст. «Литературу ожидают непредсказуемые мутации» Т. высказался и о задаче критика, кот., по его мнению, состоит отнюдь не только в том, чтобы писать отзывы на тексты: «Критик – это имя, бренд имени самого себя, его задача - выстроить свой собственный образ так, чтобы читатель знал, в какую сторону делать поправку, в каких суждениях он скорее всего будет согласен с этим конкретным критиком, а в каких нет». О том, насколько объективна такая оценка, судить сложно, но очевидно одно – он не боится быть смелым и оригинальным в своих суждениях и выражениях, чтобы создать в сознании читателя «бренд имени критика Т.».

Соч.: Дети процессора. Как Интернет и видеоигры формируют завтрашних взрослых // Прочтение. 2007. 15 мая; Разбирательство по делу о реинкарнации автора // Прочтение. 2007. 9 окт.; Осколок другой реальности // Питерbook. 2008. 22 окт.; Что за прелесть эти сказки! [Рец. на кн. В. Кунгурцевой «Ведогони, или Новые похождения Вани Житного»] // Питерbook. 2009. 2 апр.; О России с любовью [Рец. на кн. Н. Ключаревой «Деревня дураков»] // Питерbook. 2010. 8 окт.; Чем новая книга Аствацатурова отличается от старой // Город–812. 2010. 30 дек.; Шанс на спасение (О книге: Ел. Шварц. Перелетная птица. Последние стихи. СПб., 2011) // Питерbook. 2012. 19 мая; «Бураттини. Фашизм прошел»: истории для мечтающих «свалить из этой страны» // Город–812. 2011. № 39; [Рец. на кн. В. Кунгурцевой «Орина дома и в Потусторонье»] // Город–812. 2012. № 29; Лит-ру ожидают непредсказуемые мутации // Октябрь. 2012. № 2; Грыжу, богиня, воспой… [Рец. на кн. С. Носова «Франзуаза, или Путь к леднику»] // Шум. 2012. 23 апр.

Лит.: Топоров В. Лит. хит-парад - 2008 // Город–812. 2008. № 18; Лит-ра Сев. Пальмиры // Лит. учеба. 2010. № 6; Анкудинов К. Любовь к трём апельсинам. Вып. 19 // Мегалит: Евразийский журнальн. портал. 2012.

В. Овсянникова

  • Трунченков Дмитрий Васильевич