Тюрин Александр Владимирович


ТЮ́РИН Александр Владимирович [20.1.1962, Одесса] - прозаик.

Детство прошло в Заполярье и Л-де. Закончил Лен. высшее инженерное морское училище им. адм. Макарова, работал инженером по автоматизированным системам управления в БМП.

Дебютировал в фантастике повестью для детей « Клетка для буйных » (в соавт. с А. Щёголевым), развенчивающей вампирическую силу вещизма (перв. публ. - в ж. «Костер». 1988). Дилогия « Клетка для буйных. Программируемый мальчик » была удостоена премии «Аэлита-Старт» как лучшее дебютное произведение 1991. Перв. сольная публ. - повесть « Дрянь » (опубл. в 1991). Повести « Сеть » (в соавт. с А. Щёголевым) и « Дорога на Буян », а также роман « Каменный век » (1992) относятся к числу первых текстов «русского киберпанка».

В произведениях Т. кон. 1980-х ― перв. пол. 90-х читатель встречается со сложными взаимодействиями человека и компьютерных сетей, с машинно-человеческими интерфейсами, органическими и неорганическими киберимплантантами, с цифровыми «двойниками» реальных объектов, с вмешательством компьютерных систем в гос. управление, с быстро эволюционизирующей «цифровой жизнью». «И в этом мире, - поясняет автор, - действовал наш герой, технарь-середняк, с нашей психологией, и без той свинцовой серьезности, с кот. функционируют персонажи Гибсона и Стерлинга».

Не ограничиваясь рамками киберпанка, Т. писал «историю будущего» в кн. « Падение с Земли » (« Последняя остановка: Меркурий » и др. тексты), отдал дань криптоистории в « Фюрере Нижнего Мира », разработал концепцию «множественности миров» в « Царствах казака Сенцова » и « Возвращении Красной Шапочки », лечил будущее с помощью прошлого в « Псах-витязях » и « Вологде-1612 », играл с хромосомами в « Вооруженном восстании животных ». Не прошел Т. и мимо жанра технотриллера - в « Точке уязвимости » и « Равняется целой дивизии ». Т. занимался вольной беллетризацией киносюжетов - в кн. « Доктор Джонс против Третьего Рейха » (в соавт. с А. Щёголевым). Написал немало повестей, рассказов и эссе, где твердая научно-фантастич. идея сочеталась со своеобразным киберпанковским стилем - эти тексты насыщены тщательно проработанным научно-технич. антуражем, ерническим юмором и словотворчеством. Программы-анализаторы указывают на чрезвычайно большое лексич. многообразие в тюринских текстах.

Во втор. пол. 1990-х в произведения Т. проникает все больше элементов нанопанка. Роман « Боятся ли компьютеры адского пламени » (напис. в 1998, опубл. в 2003), повести « Судьба Кощея в киберозойскую эру » (2003) и « Отечественная война 2012 года » (2004), роман « Человек технозойской эры » (2006), повесть « Генерал Зима » (2007) посвящ. социальным, психологич. и др. аспектам применения нанотехнологий. В своих нанопанковских произведениях Т. неизменно выводит, что потребительство, ставшее новой мировой религией, обращает человечество в питательную среду для нечеловеческих форм жизни («технозой»), кот. манипулируют не только его сознанием, но даже и физиологией. В посл. произведениях Т. саморазвивающиеся нанотехнологии создают своего рода техносферу, кот. вытесняет и замещает природу.

В 2010 стал лауреатом международной лит. премии «Бронзовый Икар» в номинации «За общий вклад в возрождение, развитие и пропаганду традиционной научно-фантастической лит-ры» - с формулировкой «яркому, самобытному писателю, стоявшему у истоков “русского киберпанка” и в течение долгих лет хранящему верность канонам научной фантастики».

В посл. годы Т. выступает преимущественно как автор ист. работ в рамках подхода, называемого «исторической механикой». Здесь можно упомянуть кн. « Война и мир Ивана Грозного », « Правда о НиколаеI. Оболганный император » и недавно законченную работу « Русский фронтир. Как Россия стала самой большой страной ».

Свой переход к ист. тематике Т. объясняет так: «Я - информационщик; если вижу, что стране не хватает будущего, то пишу киберпанк, если вижу, что стране пытаются изуродовать прошлое, то пишу о прошлом. А Россию я представляю, как большой пространственно-временной организм, в котором по сути всё прекрасно; она не может быть неправа, как не может быть неправым материк или море. И всякое зло в этом организме имеет внешний характер, к примеру иностранная оккупация или предательство элиты, оторвавшейся от своих корней. Поэтому в исторических воззрениях я опираюсь на географический детерминизм».

Член семинара Б. Стругацкого. Член Союза российских писателей.

Соч.: Клетка для буйных / В соавт. с А. Щёголевым. Л., 1991; Дрянь // Третий глаз. Симферополь, 1991; Каменный век. СПб., 1992; Сеть / В соавт. с А. Щёголевым // Аманжол. СПб., 1992; Повесть о тихом ужасе: Из жизни совр. вампиров // Фантакрим Mega. Минск, 1993. № 2; Падение с Земли. Н. Новгород, 1995; Козырной валет империи. М., 1996; Псы-витязи // Полдень, XXI век. СПб., 2002. № 1; Вооруженное восстание животных. М., 2003; Топор гуманиста: Авт. сб. М., 2003; Киберозойская эра // Гуманный выстрел в голову. М., 2004; Судьба Кощея в киберозойскую эру / Если. М., 2004. № 4; Возвращение Красной Шапочки // Новые марсианские хроники. М., 2005; Конец какка-ду. Нанотехнологии погубят капитализм // Полдень, XXI век. СПб., 2006. № 1; Отечественная война 2012 года. Человек технозойской эры. М., 2007; Доктор Джонс против Третьего Рейха / В соавт. с А. Щёголевым. М., 2008; Точка уязвимости. СПб., 2008; Генерал Зима // Человек из Армагеддона. М., 2008; Вологда-1612 // Священная война. М., 2009; Война и мир Ивана Грозного. М., 2009; Правда о Николае I. Оболганный император. М., 2010.

Лит.: Дас ист фантастиш: Инт. // Собака.ru. СПб., 2005. № 6; Мы уже породили своего могильщика - цифровую жизнь: Инт. // Hi-tech PRO. 2008. 25 февр.; «Россия не может быть неправа»: Инт. // Питерbook. 2010. 31 мая.

М. Тизенгаузен

  • Тюрин Александр Владимирович