Тынянов Юрий Николаевич
ТЫНЯ́НОВ Юрий Николаевич [6(18).10.1894, г. Режица Витебской губ. (ныне г. Резекне, Латвия) - 20.12.1943, М.; похоронен на Ваганьковском кладб.] - прозаик, литературовед.
Отец Т. - врач, человек широко образованный и демократически настроенный, оказал большое влияние на сына. «С отцом у него была большая духовная связь» (Воспоминания о Юрии Тынянове), в отличие от матери, кот. «не понимала» его и отношения с кот. складывались сложно (Каверин В., Новиков Вл.). Учился Т. в Псковской гимназии (1904–12), где «был одним из первых учеников» (« Автобиография »), окончил ее с серебряной медалью. Продолжил образование на славянорусском отд. историко-филол. фак-та СПб. ун-та (1912–19), где слушал лекции И. Бодуэна де Куртенэ, Ф. Зелинского, Н. Кареева, Н. Лосского, В. Перетца, Л. Щербы и др. Глубокий след в жизни Т.-студента оставил пушкинский семинар проф. С. Венгерова. Здесь отчетливо выявились науч. интересы Т., отразившиеся в его д-дах и ст.: « Лит. источник „Смерти поэта” » (вперв. опубл.: Вопросы лит-ры. 1964. № 10), « Ода его сиятельству графу Д. И. Хвостову», «Каменный гость » и др. В рамках этого семинара Т. сформировался как историк и теоретик лит-ры, кот. особенно привлекала эпоха декабристов и связанные с ней жизненные и писательские судьбы В. К. Кюхельбекера, А. С. Грибоедова, А. С. Пушкина.
По окончании ун-та Т. включился в интенсивную педагог. и науч.-просвет. работу: преподавал лит-ру в 31-й сов. школе (б. Тенишевское училище), читал курсы лекций « История и теория пародии » в Доме литераторов, « Язык и образ » в Доме искусств (из этого курса выросла его будущая кн. « Проблема стихотворного языка », первонач. название - «Проблема стиховой семантики»), вел лит. секцию в клубе им. К. Маркса. Одновременно служил переводчиком в отделе информации пг. бюро Коминтерна (в Смольном). К этому периоду относится и вхождение Т. в официально оформившееся Общество изучения поэтического языка (ОПОЯЗ), секретарем кот. он стал в 1920. Разделяя осн. цели и принципы ОПОЯЗа, Т. в то же время занимал в нем вполне самостоятельную позицию. Он не был склонен к особой пристрастности, к отстаиванию сугубо «групповых» интересов и амбиций. Внимание к форме, приему соединялось в его исследованиях с интересом к содержательной, смысловой стороне слова, к широкому ист. контексту (Проблема стихотв. языка. 1924; Словарь Ленина-полемиста // Леф. 1924. № 1). Неслучайно в ходе острой борьбы и дискуссий вокруг формальной школы, развернувшихся в 1920-е, Т. из всех опоязовцев был наименее попрекаем за формализм.
Почти 10 лет жизни Т. (1921–30) связаны с его деятельностью в Гос. ин-те истории искусств (ГИИИ). Здесь он читал курсы лекций по истории русской лит-ры XIX в., истории и теории отд. жанров (ода, пародия) и воспитал плеяду учеников, ставших впоследствии изв. учеными-филологами тыняновской школы: Н. Степанов, Л. Гинзбург, Б. Бухштаб, А. Федоров, Т. Хмельницкая и др. В это время круг науч. интересов Т. заметно расширился: русская лирика XIX в. (Некрасов, Тютчев), русско-зарубежные лит. связи (« Тютчев и Гейне », 1922; « Записки о западной лит-ре », 1922, и др.), совр. русская лит-ра (ст. о Хлебникове, Брюсове, Блоке, Лунце, Маяковском и т.д.), теория кино (« Кино - слово - музыка », 1924; « О сценарии », 1926; « Об основах кино », 1927), кот. он занялся, став сценаристом и рук. отдела Севзапкино (ныне Ленфильм). Некоторые из названных трудов печ. под псевд. Ю. Ван-Везен. Тогда же Т. создал ряд литературоведческих и критич. работ, изменивших само представление о лит. процессе: « Достоевский и Гоголь (к теории пародии) », (1921); «Лит. сегодня», «Промежуток», «Лит. факт» (все - 1924), «О лит. эволюции» (1927) и др. Благодаря Т. привычный взгляд на лит. развитие, иронически обозначенный им самим («Ломоносов роди Державина, Державин роди Жуковского, Жуковский роди Пушкина...» и т.д.), уступил место более сложной и противоречивой картине «литературной эволюции, принцип которой - борьба и смена» (Архаисты и новаторы . Л., 1929). Слова Т. о «борьбе за новое зрение» (в статье о В. Хлебникове) стали своеобразным девизом его науч. деятельности. По мнению Д. С. Лихачева, «сущность его подхода к лит-ре состояла в последовательном и конкретном историзме» (Прошлое - будущему. Л., 1985). При этом он не отказывался от свойственного формальной школе восприятия лит. произведения как некой системы. В ст. « Журнал, критик, читатель и писатель » (1924) Т. выдвинул и обосновал тезис о том, что «критика должна осознать себя литературным жанром»; спустя много лет эта концепция возродится в кн. Б. Бурсова «Критика как литература» (Л., 1976). Науч. идеям Т., по наблюдению Л. Гинзбург, «была присуща не бесспорность... но применимость» (Воспоминания о Ю. Тынянове), вследствие чего мн. из них были востребованы последующей лит. наукой, в т.ч. и совр. (см., напр., серийные выпуски «Тыняновских чтений», вышедшие в Риге и М. на протяжении 1984–98).
Переход Т. от науки к лит-ре в сер. 1920-х был, говоря его же словами, «вовсе не так прост» («Автобиография»). Этот факт трактуется исследователями по-разному. Одни утверждают, что Т. обратился к ист. прозе под влиянием начавшегося кризиса формальной школы с целью проверки (или перепроверки) своего науч. метода: «Роман (« Кюхля ». - В. М .) должен был убедить автора, что как ученый он ошибался во многом» (А. Белинков). Однако попытка Т. возродить ОПОЯЗ на пражской встрече с Р. Якобсоном в 1928, результатом кот. стала публикация их совм. тезисов « Проблемы изучения литературы и языка » (Новый Леф. 1928. № 12), никак не согласуется с якобы появившимся у него неск. ранее разочарованием в формальном методе. Выход Т. к прозе был продиктован, по всей вероятности, иными мотивами, связанными с особенностями его индивидуального мышления, не удовлетворявшегося строгими науч. дефинициями и требовавшего как бы продолжения поиска в иной, конкретно-чувственной, форме, гораздо более приближающей автора к объекту исследования. Косвенным подтверждением этого служит то, что сферы науч. и худож. интересов у Т., как правило, совпадают или тесно соприкасаются. Характерно в этом смысле его признание в одном из писем В. Шкловскому 1929: «Я смотрю на свои романы как на опыты научной фантазии, и только» (Вопросы лит-ры. 1984. № 12).
Перв. пробой Т.-прозаика стал рассказ « Попугай Брукса (из Чарицких хроник) », опубл. в ж. «Ленинград» (1925. № 26, 27) за подписью Юзеф Мотль (Юрий Тынянов. Биобибл. хроника). Вышедший в конце того же года роман «Кюхля» (1925) оказался большой творч. удачей Т., закрепив за ним место одного из зачинателей советской ист. прозы. Роман был поддержан Горьким: «...мне „Кюхля” очень нравится...» (ЛН. Т. 70) ― и одобрительно встречен критикой. В его появлении был момент некоей творч. неожиданности, отмеченный В. Шкловским: «Тынянов не знал, что он писатель». Успех Т. в кач-ве романиста в немалой степени был подготовлен его предшествующей науч. деятельностью: ему не надо было заново изучать эпоху, поскольку она была досконально освоена им как историком лит-ры. Это было своего рода продолжением прежних исследований, но теперь уже иными - худож.- средствами. Мат-лом для него служили ист. труды, дневниковые записи, письма, мемуары, лит. и фольклорные источники. Т. не просто «оживил» фигуру Кюхельбекера, а впервые раскрыл его истинный облик, решительно отбросив устоявшееся представление о нем как о лит. неудачнике, чудаке, достойном лишь осмеяния. Герой романа показан как личность многогранная (поэт, критик, философ), в его разнообразных связях и отношениях с современниками, среди кот. Грибоедов и Пушкин - центр. персонажи будущих произведений Т. Прослеживая жизненный путь Кюхельбекера, автор упоминает ту характеристику, кот. дал поэту Грибоедов, назвавший его Дон Кихотом. Романтиками в изв. смысле были почти все декабристы, но именно в физически нескладном и мечтательном Кюхле благородное начало их общего дела, желание стоять за это дело до конца проступают особенно рельефно (поведение его на Сенатской площади в день восстания). Выдвижение на перв. план именно такого героя по-своему раскрывает драматизм всей эпохи декабризма. Отсюда начинается гл. тема, объединяющая романы Т.,- художник и власть, судьба поэта в роковых для него ист. обстоятельствах. Уже в перв. романе довольно полно проявились не только возможности, но и особенности Т. как ист. романиста. Мера и степень его знания истории, видение и понимание эпохи изнутри неоднократно засвидетельствованы современниками: «Историю Тынянов чувствует и воплощает не только обобщенно, но и размельченно, почти молекулярно» (Хмельницкая Т. // Воспоминания о Ю. Тынянове). Его творч. метод напоминает метод работы археолога или реставратора: там, где нет достаточной докум. основы (а это бывает нередко), он по малейшим штрихам, деталям восстанавливает ист. обстановку, поведение и характер той или иной личности. С этим связана и другая его особенность: у Т. почти отсутствуют вымышленные персонажи, даже на втором и третьем планах произведения действуют реальные ист. фигуры. Это относится не только к «Кюхле», но и к последующей ист. прозе Т.
Роман « Смерть Вазир-Мухтара » (1927–28), посвящ. А. С. Грибоедову, внес нечто новое в развитие историко-биогр. жанра и потому не сразу был понят и оценен критикой. Возникли споры о личности героя, об авторской позиции, о характере историзма писателя и т.д. (см. статьи и рец. кон. 1920-х О. Немеровской, Е. Книпович, Н. Берковского и др., а также мат-лы дискуссии об ист. романе в ж. «Октябрь», 1934). В отличие от «Кюхли», где путь героя прослежен от его рождения до смерти, в «Вазир-Мухтаре» воспроизведен лишь посл. год жизни Грибоедова. Но впечатление возникает такое, как будто перед нами прошла вся его жизнь. Достигается это при помощи иной, по сравнению с «Кюхлей», структуры романа: история Грибоедова рассказана в основном устами самого героя, кот. «ценою унижения надлежало добиться своего». Здесь преобладает не хронология, а психология героя, его самоанализ и, как следствие этого, широкое использование внутреннего монолога и диалога при минимальном авторском комментарии. Это придает роману весьма ощутимую лирико-драматич. направленность. Как и др. произведения Т., «Вазир-Мухтар» построен на строго докум. ист. мат-ле, но по законам субъективно окрашенной поэтич. прозы. Эта новая и оригинальная манера Т. была принята далеко не всеми: одним она не помешала по достоинству оценить роман («хорошая, интереснейшая, „сытная” книга» ― Горький М. // ЛН. Т. 70), другие увидели в ней некую «вычурность» (Бухштаб Б. // Четвертые Тыняновские чтения. Рига, 1988), которой не было в «Кюхле». Современники улавливали в романе более широкий смысл, выходящий за пределы собственно биографии Грибоедова. Дм. Мирский писал, что автор романа «опрокидывает в прошлое свою судьбу и судьбу старой интеллигенции» (Октябрь. 1934. № 7). Трагедия Вазир-Мухтара заключается не только в преждевременном и страшном уходе из жизни. Еще до своей физической смерти он переживает внутреннюю драму, связанную с творч. бессилием, утратой таланта, невозможностью вернуться к уровню, достигнутому в «Горе от ума». Таков, по Т., неизбежный итог сознательного или вынужденного компромисса художника с деспотич. властью и самим собой в душной атмосфере последекабристского периода. И хотя писатель избегал прямых аналогий с современностью, объективно это звучало как некое предостережение всем служителям муз. По словам И. Андроникова (работавшего в 1930 лит. секретарем Т.), последний «писал не просто биогр. романы, а средствами поэтич. слова выяснял судьбы культуры» (Воспоминания о Ю. Тынянове). Очевидная для Т. трагичность положения культуры в русской истории во многом определяет грустную тональность его кн., на которую обратил внимание Горький (ЛН. Т. 70). Такое настроение автора было обусловлено, по-видимому, не только характером изображаемой ист. эпохи, но и глубоко личным ощущением современности, судьбы культуры в период формирования государства диктатуры пролетариата с его нарастающим давлением на человека и особенно на творч. личность.
Именно в этот период Т. обратился к т.н. «малой прозе» - « Подпоручик Киже » (1928), « Восковая персона » (1931), « Малолетный Витушишников » (1933) и др., где взгляд писателя на историю находится, пожалуй, в еще большей зависимости от современности. В этих произведениях ист. действительность выглядит почти иллюзорной, мнимой, стираются границы между правдой и вымыслом, реальное смешивается с нереальным, живое с мертвым, великое с малым и т.д. Погружая читателя в некий призрачный мир (несуществующий подпоручик, восковое подобие царя, сотворенная легенда о «малолетном»), Т. показывает, что происходит (или может произойти), когда история осуществляется исключительно методом приказа и насилия: гос. механизм становится самодовлеющим, реальный человек теряется и исчезает, жизнь деформируется до абсурда. Неслучайно рассказ «Подпоручик Киже» - наиболее известный в этом ряду - приобрел значение обобщенно-пародийной «формулы самовластия» (А. Белинков). В целом же малая проза Т. заметно насторожила критику и усилила начавшиеся с «Вазир-Мухтара» упреки автору в фаталист. взгляде на историю, пессимизме, отсутствии ист. перспективы и т.п. (см. работы 1930-х Л. Цырлина, М. Серебрянского и др.).
В посл. и незаконченном романе « Пушкин » (перв. две части печ. в «Лит. современнике» в 1935–37, 3-я - в ж. «Знамя». 1943. № 7–8) Т. отошел от рискованных творч. экспериментов и вернулся к принципам повествования, более характерным для «Кюхли». Опыт «Вазир-Мухтара» и ист. повестей обогатил прозу Т. психологически, его писательская палитра стала отличаться большим разнообразием оттенков. По мере становления Т.-романиста происходило укрупнение масштаба творч. личности его осн. героев: Кюхельбекер - Грибоедов - Пушкин. Соответственно вырастали и масштабы писательского замысла: роман о Пушкине был задуман, по словам Т., не как «романизированная биография», а как «эпос о рождении, развитии, гибели национального поэта». Это потребовало иной, более спокойной и обстоятельной манеры письма, свойственной именно эпосу, выхода к предыстории героя, его духовным истокам, вследствие чего он далеко не сразу становится в центре повествования. Незавершенность романа объясняется не столько тем, что Т. приступил к нему якобы слишком поздно (такие сожаления подчас высказываются в лит-ре о нем), сколько грандиозностью и основательностью творч. замысла, реализации кот. в полном его объеме помешала тяжелая болезнь и смерть автора. Т. довел «жизнеописание» Пушкина лишь до 1820, т.е. до первого его столкновения с властью и высылки на юг. Конфликт поэта с его гонителями, врагами свободы уже обозначился, но вся трагедия героя была еще впереди. Параллельно работе над романом Т. публ. ст. о Пушкине: « Пушкин и Кюхельбекер » (ЛН. 1934. Т. 16–18), « Проза Пушкина » (1937), « Безыменная любовь » (1939), сочетая т.о. худож. и науч. освоение темы. Критика 1930–40-х в основном благожелательно отнеслась к роману «Пушкин», но в последующие десятилетия мнения о нем разделились: одни (Б. Костелянец и др.) оценивали его как безусловное достижение Т., другие (А. Белинков) - как наименее удачный из всех романов писателя. Скептическое отношение к последнему роману Т. встречается и в работах некот. совр. исследователей, кот. кажется, что пушкинская тема трактуется здесь слишком «оптимистично» (в отличие от М. Булгакова и А. Ахматовой, воспринимавших ее - под влиянием эпохи 1930-х - «в трагическом свете»). Подобные сопоставления не совсем корректны хотя бы потому, что речь идет о незавершенном произведении Т., прерванном на годах юности Пушкина. Тема «гибели национального поэта», заявленная автором романа, естественно, могла и должна была по-настоящему воплотиться лишь в дальнейшем повествовании.
Роман о Пушкине сделал писательское имя Т. широко изв. В 1939 он был награжден орденом Трудового Красного Знамени. Тогда же Т. приступил к написанию пьесы « Четырнадцатое декабря » (закончена в 1940), где использовал новые мат-лы, найденные им в архиве Кюхельбекера. Пьеса была принята Лен. академ. театром драмы им. А. С. Пушкина (на роль Кюхли намечался Н. Черкасов), но начавшаяся война помешала осуществить ее постановку. Во вр. войны больной Т. (он уже не мог ходить) был эвакуирован из Л-да сначала в Ярославль, затем в г. Молотов (Пермь). Посл. месяцы своей жизни он провел на лечении в Кремлевской больнице, где и скончался.
Вопреки распространенному мнению, Т. не был писателем и ученым кабинетного типа, он живо откликался на самые разнообразные политич., обществ. и лит. события времени (см.: Юрий Тынянов: Биобибл. хроника). Вместе с Горьким он стоял у истоков создания серийных выпусков «Биб-ки поэта», был ее первым науч. редактором. При его содействии и участии вышли книга О. Мандельштама «О поэзии» (1928), сб. стихов А. Ахматовой «Из шести книг» (1940, под ред. Т.), он пытался вызволить из беды репрессированных Ю. Оксмана, Н. Заболоцкого, Л. Зильбера. Авторитет его в науч. и писательской среде был и остается высоким. Его ист. романы и повести - это не бегство от совр. действительности в результате разлада с ней, как утверждала вульгарно-социологич. критика 1920–30-х, а скорее способ выработки мужественного, честного и правдивого взгляда на жизнь. В историю лит-ры Т. вошел как создатель особой формы «исследовательского романа» (Хмельницкая Т. Голоса времени. М.-Л., 1963), кот. относится к обл. худож. тв-ва, но покоится на прочном фундаменте науч. знания. Опыт Т. ощутимо присутствует в совр. русской лит-ре и лит. науке.
Адреса в Пг.-Л-де: 1919–36 - Греческий пр., д. 15; 1940, весна 1941 - Дом творчества писателей (Пушкин, Пролетарская улица, д. 6).
Соч.: Проблема стихотворного языка / предисл. Н. Степанова. М., 1965; Поэтика. История лит-ры. Кино. М., 1977; Лит. факт: сб. / вст. ст. В. Новикова. М., 1993; Автобиография: Соч.: Т. 1. М., 1994; Соч.: в 3 т. / вст. ст. Б. Костелянца. М., 1994; История лит-ры. Критика. СПб., 2001; Лит. эволюция: Избр. труды. М., 2002.
Лит.: Цырлин Л. Тынянов-беллетрист. Л., 1935; Белинков А. Юрий Тынянов. 2-е изд. М., 1965; Воспоминания о Юрии Тынянове. Портреты и встречи / сост. В. Каверин. М., 1983; Каверин В., Новиков Вл. Новое зрение: Книга о Юрии Тынянове. М., 1988; Тыняновские чтения. Рига-М., 1984–96. Вып. 1–7; Юрий Тынянов: Биобибл. хроника / сост. В. Шубин. СПб., 1994; Тыняновский сб. / отв. ред. М. Чудакова. М., 1998; Блюмбаум А. Конструкция мнимости: К поэтике «Восковой персоны» Юрия Тынянова. СПб., 2002; Гинзбург Л. Тынянов-литературовед // Гинзбург Л. Записные книжки. Воспоминания. Эссе. СПб., 2002; Ямпольский М. Различие, или По ту сторону предметности (Эстетика Гейне в теории Тынянова) // НЛО. 2006. № 8; Петровская Е. «Эквивалент» Тынянова и проблема изучения образа сегодня // Труды Русской антропологической школы. Вып. 4. М., 2007; Сухих И. Тынянов и Кюхля: избирательное сродство // Зарубежные записки. 2008. № 16; Нянковский М. «О тех, кого помню и люблю…» Гаркави. Тыняновы. Рохленко. Нянковские. Ярославль, 2009.
В. Муромский