Юшкевич Семен Соломонович


ЮШКЕ́ВИЧ Семен Соломонович [7.12(25.11).1868, Одесса - 12.2.1927, Париж] - прозаик, драматург.

Родился в небедной, достаточно ассимилиров. еврейской семье. Оконч. младший хедер, после чего поступил в русскую гимназию. После пятого класса, в 13 лет, был определен отцом в ученики к местному аптекарю. Служил в различных аптеках. В 1893 уехал для получения мед. образования в Париж, где в 1902 окончил мед. фак-т Сорбонского ун-та.

Тягу к писательству ощутил рано. Очерки начал печ. еще в «Одесском листке». В 1891 послал один из них народническому критику А. М. Скабичевскому и получил его благожелательный отзыв. В сер. 1890-х обратился к прозе, посылал рассказы в российские ж-лы. И, наконец, рассказ « Портной » в 1897 появился в «Русском богатстве». Ю. описал знакомый ему быт еврейской Одессы с ее жуткой нищетой евр. бедноты. Этот рассказ приметил соредактор ж-ла В. Г. Короленко. Развитием этой темы стала и написанная Ю. в 1895 повесть « Распад », появившаяся лишь в 1902 в евр. ж-ле «Восход», выходившим на русском яз. В повести рассказывалось о крушении патриархального уклада жизни местечкового еврейства. Именно эта повесть принесла Ю. лит. известность и репутацию поборника прав угнетенных народов, определив направление его тв-ва 1900-х. Перед Ю. открылись «двери» многих ж-лов, среди кот. были «Восход», «Новое время», «Мир Божий», «Журнал для всех», «Образование».

Вернувшись в 1902 в Россию, Ю. сблизился с возглавляемым Н. Телешовым лит. кружком «Среда» и по его совету начал сотрудничать с тов-вом «Знание». М. Горький оценил талант писателя и соц. направленность его произведений. Ю. стал одним из пост. авторов сб. тов-ва «Знание». Писателей связывал характерный для обоих стиль «сурового реализма». Ю. посвятил Горькому повесть « Евреи » (1904), напоминавшую горьковскую повесть «Трое», а пьеса Ю. « Король » была опубл. под одной обложкой с «Врагами» Горького. Популярность Ю. как писателя росла. Выходили книги « Ита Гайне » (1902), « Кабатчик Гейман » (1905), « Левка Гем » (1906) и др. В 1903–08 «Знание» выпустило пятитомник соч. Ю.

Следил за публикациями Ю. и Чехов. 5 июня 1903 он писал В. В. Вересаеву: «По-моему, Юшкевич и умен, и талантлив, из него может выйти большой толк. Только местами и очень часто он производит впечатление точно перевод с иностранного; таких писателей, как он, у нас еще не было…» Речь шла как раз о первом томе Собр. соч. (1903), в кот. вошли рассказы «Распад», «Невинные», «Портной», «Убийца», «Кабатчик », повесть «Ита Гайне».

В. Ходосевич о произведениях Ю. раннего периода (« Хаимка и Иоська », «Распад», «Кабатчик Гейман», «Невинные», «Евреи» и др.) писал, что «все это в сущности вариации одной главной темы о невероятных человеческих страданиях, темы о людях, замученных нищетой, голодом, побоями, злобой, развратом, непосильным трудом». Ю. удалось поднять описание жизни евр. бедноты до уровня всечеловеческой трагедии, создать чистые, возвышенные, образы. «Бытописателем распада», «ассимилированным бытописателем еврейства», «сыном хаоса» называла Ю. критика, отмечая, что «благодаря творчеству Ю. и отчасти Д. Айзмана еврейская тема утратила свою исключительность как явление лишь русско-еврейской литературы и стала полноправной в русской литературе».

В 1903 после Кишиневского погрома Ю. с семьей уехал в Берлин. Там он обратился к драматургии - « Чужая » (1903), « Голод » (1905), «Король» (1906), « В городе » (1906), « Дина Гланк » (1906), « Бес » (1911) и др. - всего 15 драм и комедий. Инсценировал и свои прозаич. произведения. Их постановки способствовали еще большей известности Ю. в России. Путешествуя по Германии, Австрии и Швейцарии, Ю. убеждался в том, что европейский пролетариат внимательно следит за борьбой многонационального российского пролетариата с капитализирующим самодержавием. И в его пьесах превалирующим стал рассказ об этой борьбе.

Первой пьесой Ю., на кот. театры обратили внимание, стала драма «Король», напеч. в горьковском сб. «Знание». В провинции Ю. удалось добиться цензурн. дозволения. В Александринском театре СПб. тоже начались репетиции. Ставил спектакль реж. А. Петровский. Ю. присутствовал на репетициях. Его восхищал В. Давыдов, игравший роль «короля» - хозяина завода Гроссмана. Но вскоре цензурный запрет прервал репетиции. Попытки получить разрешение на постановку предпринимала первая актриса Александринки М. Савина, репетировавшая роль жены Гроссмана. В письме к ней Ю. благодарил ее за хлопоты и за согласие выступить в его пьесе: «Уверен, что Вы создадите новый жанр, и в вашем театре будут учиться тому, как надо создавать характер чужой национальности». Еще в марте 1907 Савина переслала экземпляр пьесы директору моск. Малого театра А. Южину: «Читайте и восхищайтесь, - писала она. - Пьеса как пьеса хороша и роли превосходные».

А. Аверченко в связи с готовившейся постановкой «Короля» в «Сатириконе» напеч. фельетон «Загвоздка», в кот. потешался над властями, разрешающими житие евреев лишь в черте оседлости. В кач-ве примера использовал Ю. с его постановкой в Имп. Александринском театре и рассказывал о том, что драматургу было разрешено пребывание в СПб. сроком лишь на два месяца, несмотря на хлопоты дирекции театра по поводу необходимости присутствия автора на репетициях и премьере спектакля.

27 и 28 окт. на сцене Михайловского театра прошли две закрытые ген. репетиции «Короля» для театр. цензуры и чиновников мин-ва двора. Постановку запретили. Цензор Н. Дризен вспоминал, что присутствующих напугала не столько «тенденция» «Короля», сколько сыгранная актерам и «с необычайным реализмом» сцена рабочего митинга «ярко революционного оттенка». Вновь вмешалась М. Савина, и играть спектакль было разрешено только в Михайловском театре, премьера которого состоялась 11 янв. 1908. Правда, спектакль был показан зрителям всего 4 раза. А в Малом театре в М. спектакль так и не случился. В сезоне 1908/09 антрепренер и реж. М. Строев арендовал Петерб. театр, где поставил «Короля» (премьера сост. 1 окт.) и сыграл его 30 раз. В М. пьесу впервые показали бр. Р. и Р. Адельгейм 7 янв. 1909 в помещении арендованного ими «Интернационального театра». Москвичи увидели «Короля» в довольно удачной премьере, сыгранной 5 нояб. 1910 в театре Ф. Корша. В 1927 моск. Экспериментальный театр почтил память Ю. представлением «Короля».

Пьеса «В городе» впервые в СПб. была сыграна 13 окт. 1906 второй премьерой нового сезона в Драм. театре В. Ф. Комиссаржевской в пост. Вс. Мейерхольда. Музыку к спектаклю напис. А. Лядов. На премьере присутствовали А. Блок, Ф. Сологуб, Е. Чириков, К. Сомов, М. Кузмин, А. Волынский. Спектакль особого успеха не имел, но Блок после премьеры писал: «Вторая пьеса (“В городе”) наивна, но нужна для души; и пусть она пробуждает ежедневные слезы сострадания. Пусть это добрая весть о том, что людям больно, что людям трудно, что люди измучены; но это - не искусство, и пластика актеров опять пропала даром… После первых двух представлений было тяжело от внутренней неудачи» (Перевал. 1906. № 2). В одном из интервью Ю. пытался обратить внимание прессы и читателей на то, что эти пьесы как бы перетекают одна в другую, образуя некую трилогию, показывающую разные картины угнетения людей (и не только евреев). Он писал, что в «Голоде» «показано угнетающее действие голода», в пьесе «В городе» - «роль угнетающего элемента являет сам большой город», и, наконец, «Король» изображает «гнет, испытываемый от капитала» (Театр. М., 1907. № 91).

Годы реакции после январских событий 1905 принесли Ю. разочарование в рев. идеях, что привело его к разрыву с М. Горьким и «Знанием». Еще в 1903 изд-во затеяло собр. соч. Ю. в 7 т., но, выпустив пятый том (1908), издание прекратилось. Допечатывало два последних тома изд. «Просвещение» (1911–12). А драма « Miserere » (1909) стала реквием по революции. В ее сценах Ю. пытался передать атмосферу безнадежности и отчаяния после ее поражения, рисовал картины идейного и морального распада недавнего демокр. движения.

Еще весной 1906 Ю. предлагал пьесу «В городе» МХТ, а осенью посылал «Короля». Но только в 1909 Вл. Немирович-Данченко увлекся драмой «Miserere». Станиславский был против ее постановки, однако Немирович-Данченко, взяв в помощники В. Лужского и заняв в ролях чуть ли не всю молодую часть труппы, спектакль поставил. Музыку напис. И. Сац. 17 дек. 1910 была сыграна премьера. «Действие пьесы начинается в эпоху разочарований, сменивших бурный революционный подъем, - писал критик А. Койранский. - Все, чем с такой безумной силой жила молодежь, погребено и погребло под собою десятки молодых жизней. Те, кто пережил, навсегда лишились солнца и света. Одни не могут пережить былых надежд, другие обратились к личной жизни, но и в ней пустынность и горе кладбища. Жить можно только покорившись, обезличившись, преждевременно приняв мертвящий опыт старости. И те, кто не может покориться, уходит, чтобы встретиться там, в лучшем, свободном мире. <…> Превосходно звучит музыка, написанная г. Сацем по народным мотивам» (Утро России. 1910. 18–19 дек.). «”Miserere” - пьеса о молодости, о юношах и девушках, - раскрывал замысел пьесы Н. Эфрос. - Но “Miserere” - и пьеса о смерти, о саванах и могилах. Вряд ли кто из ее главных героев переступил уже через порог официального совершеннолетия. Но все семь картин, что слагают эту пьесу, мы не выходим из тени от кладбища, то и дело подводимся к могилам. И вот, в этом сочетании того, что, казалось бы, столь несочетаемо, что - кричащие противоположности в победном гимне юности, вдруг зазвучавшем похоронным маршем, - самая страшная и самая скорбная сторона новой драмы г. Юшкевича, теперь, после долгих сборов, сыгранной Художественным театром. Когда Мирьям, одна из самых юных девушек юшкевичевской пьесы и самая страстная и последовательная энтузиастка смерти, восклицает на кладбище: “Юноши и девушки, праздник жизни кончился!” - не эхо ли это верное того, что с такою раздирающею силою кричит сейчас кругом, что звуками своими напоило всю русскую современность? Не отзвук ли той мелодии, что с такою внятностью выделяется из мрачного хора нашего дня?.. И когда Юшкевич пишет “Miserere”, он, как умеет, говорит, говорит свое: “не могу молчать”, дает свой отклик на то, что такого отклика требует» (Совр. слово. СПб., 1910. 21 дек.).

В более поздних пьесах Ю. - « Комедия брака » (1910), «Бес» (1911), « Драма в доме » (1913), « Мендель Спивак » (1914), « Человек воздуха » (1915), « Повесть о господине Сонькине » (1916) - уже нет той страсти, резкости и трагичности, а, как и прежде, он с сочувствием изображает безрадостные будни бедноты, полные лишений и горя. Их типичный герой - «маленький человек», «человек воздуха», герой всех, кажется, писателей той поры, пишущих о еврейской жизни. То же относится и к прозе 1910-х. Но тогда они блещут незаурядным мастерством и юмором. К. И. Чуковский называл Ю. «певцом горя человеческого». В. Ходасевич соглашался, что «главным предметом и целью Ю. была судьба еврейского народа в России и сама по себе, но и, вероятно, как средоточие мирового и особенно российского страдания». М. Осоргин утверждал, что Ю. был «не писателем еврейского происхождения», а «русским писателем, писателем русской литературы, вводившим в нее простого еврея, живого человека». Ю. «снял границу между русско-еврейской и русской литературами, работая в русской литературе как еврей, а не как русский литератор еврейского происхождения. Юшкевич старался возвысить национальную тему до больших универсальных проблем, уйти от бытописательства» (И. Цинберг). Сам Ю. считал себя «русским писателем еврейской темы».

После начала войны Ю. уезжает из столицы в Одессу. В 1917–18 он работает редактором в изд. «Объединение». 29 (16) дек. «Одесский листок» сообщал: «Под редакцией С. С. Юшкевича начинает свою деятельность в Одессе новое книгоиздательство “Южная универсальная библиотека”. Само имя редактора гарантирует, что направление нового издательства будет подлинно литературным, и по первому списку книг можно судить о литературной доброкачественности этой новой литературной инициативы». Здесь под ред. Ю. и с его последними произведениями в Бессарабском изд. был выпущен «Южный альм.». А в Пг. изд-во «Жизнь и знание» напеч. его 14-томное ПСС (1914–18).

В 1920 Ю. с семьей эмигрировал. Поначалу жили в Румынии, потом перебрались во Францию. В 1921 уехали в США, где Ю. сотрудничал с газ. «Дер тог» и с ж. «Ди цукунфт», издавал книги в переводе на идиш. В евр. театрах Нью-Йорка ставились его пьесы «Miserere», «Человек воздуха» (обе - 1925), «Мендель Спивак» (1926) и др. По возвращении в Европу в 1922 Ю. жил сначала в Германии, в 1924 поселился Париже. По-прежнему много работал: дописал и опубл. в Берлине роман в трех частях « Леон Дрей », перв. часть кот. вышла еще в 1908 в СПб.; в Берлине же напеч. роман о революции и Гражданской войне на юге России « Эпизоды » и сб. рассказов « Улица » (оба - 1922), где с новой интонацией продолжил тему еврейской проституции, сб. рассказов в духе символизма « Автомобиль и другие рассказы » и «Голубиное царство » (оба - 1923) и др.

Пьесы Ю. ставились в Париже, Нью-Йорке, Берлине, Вене.

В последний период тв-ва Ю. отказался от гротеска, его произведения стали более реалистичны и почти начисто лишились сатирич. оттенка. Если раньше почти все герои Ю. были евреями, теперь едва ли не все стали русскими (сб. «Автомобиль», сб. «Посмертные произведения», в кот. лишь три рассказа - « Еврейское счастье», «Америчка», «Мадам Розалия Гнесин », напис. раньше, - затрагивали евр. тему).

В посл. время Ю. жил в доме русских инвалидов в Монморанси под Парижем, где умер и был похоронен на местном кладб. Банье. «Нынче опускают в могилу Семена Соломоновича Юшкевича, - писал в некрологе И. Бунин, - навсегда уходит из нашего мира человек большого таланта и сердца, которого я знал чуть не тридцать лет, с которым мы почти в одно время начали, а потом рука об руку - и так дружески за последние годы - делили наш писательский путь» (Памяти Юшкевича // Возрождение. Париж, 1927. 15 февр.). Удостоился Ю. некролога и в сов. «Правде», где отмечалось, что «в дореволюционное время Ю. был одним из видных писателей, изобразителем еврейской городской бедноты и мещанства, талантливым сатириком» (15 февр. 1927).

Неопубл. рассказы и повесть « Семь дней » были изд. друзьями и почитателями Ю. в сб. « Посмертные произведения Семена Юшкевича » (Париж, 1927) с обширными биогр.-критич. статьями П. Нилуса, В. Ходасевича, А. Левинсона, С. Ивановича. Иванович писал, что Ю. вложил в свое тв-во «еврейскую душу, еврейское сердце, еврейские нервы и еврейский ум», и, по словам П. Милюкова, это было «служение русской литературе», писатель «дал понять и почувствовать жизнь еврейского народа». В ж. «Иллюстрированная Россия» (Париж, 1927) были опубл. и рассказы Ю. о красном терроре (« Арест Фишмана», «Дорочкины именины »). Позже были изд. кн. « Одинокие » (1929) и сб. рассказов « Семь дней » (1933), действие кот. было перенесено автором в русскую среду.

Удивительно то, что в РСФСР, где ни одно изд-во при сов. власти не напеч. ни одной строки ни одного эмигрировавшего писателя, тем не менее уже в 1923 в Пг. вышел в трех кн. роман «Леон Дрей», а моск. изд-во позже выпустило этот роман третьим изд., использовав вместо предисловия некролог А. Лежнева. В 1926 ЗИФ опубл. роман Ю. « Эпизоды », в предисловии к кот. Л. Авербах, гл. ред. ж. «На лит. посту», напис. предисловие, где говорилось: «Эта книга о нашем враге и это книга, врагом написанная о находившихся по ту сторону баррикад... У них вместо разума страх, трусливый трепет... Его персонажи кажутся карикатурами». Однако «рекордным» стал 1928-й год. Изд-во «Книга» выпустило отд. изданиями повесть Ю. « Ита Гайдне » и роман «Евреи» (обложка выполн. А. Ушиным), а «Совр. проблемы» - «Леона Дрея». О Ю. не забыли В. Львов-Рогаческий в кн. о «Русско-еврейском мире лит-ры» (1922) и И. Владиславлев, включивший очерк о Ю. в 4-е изд. своего сб. «Русские писатели» (1924). Дважды использовались рассказы Ю. в сб., посвящ. борьбе с антисемитизмом: « Эпизод первый » (« Против антисемитизма ») и « Хаймка и Иоська » (« Неодоленный враг ») (оба - М., 1930). Но, в отличие от др. писателей-эмигрантов, возвращ. в русскую лит-ру после начала перестройки, о Ю. вспомнили лишь в новом столетии.

Соч.: Соч.: В 7 т. СПб.: «Знание», 1903–08 (т. 1–5) и СПб.: «Просвещение», 1911–12 (т. 6–7); Полное собр. соч.: 14 т. СПб./Пг.: «Жизнь и знания», 1914–18; Портной // Русское богатство. 1897. № 8 (отд. изд. - Одесса, 1899); В черте оседлости: Очерк. Одесса, 1899; Невинные // Помощь евреям, пострадавшим от неурожая: Сб. СПб., 1901; Записки студента Павлова // Мир Божий. 1901, июнь; Пролог: Повесть. Мюнхен, 1903; Хаимка и Иоська: [Рассказы]. Ростов-н-Д., 1903; Евреи: Роман. Берлин, 1904 (СПб., 1906; 3 изд. - Л.-М., 1928); Ита Гайне: Повесть. Ростов-н-Д., 1905; Кабатчик Гейман: Рассказ. Ростов-н-Д., 1905 (СПб., 1906); Голод: Драма в 4 д. Женева, 1905; Дина Гланк: Драма в 4 д. Штутгарт, 1906; Невинные. СПб., 1906; Рассказы. СПб., 1906; Убийца: Рассказ. СПб., 1906; Король: Пьеса // Знание. Сб. ХIV. СПб., 1906; Очерки детства. СПб., 1906 (М., 1911; Пг., 1915); Очерки детства: Сб. рассказов. СПб., 1907; Король: Пьеса в 4 д. СПб., 1908; Распад (1895–97): [Роман]. СПб., 1909; Туда, или Мisеrеrе: Драма в 8 карт. Б.м., 1909; Мisеrеrе: Лирич. драма в 8 карт. // Земля: Лит.-худож. сб. в 20 кн. Сб. 6. М ., 1911 (СПб., 1910; 1911); Комедия брака: Пьеса в 4 д. СПб., 1910; Берлин, 1922; Жалость. Отче наш. Три кладбища: Рассказы. М., 1912; Голуби. М., 1913; Мендель Спивак. (Отец): Пьеса в 4 д. М., 1914; Наши сестры: Рассказы. Пг., 1916; Человек воздуха. Пг., 1916; Мендель Спивак. Повесть о г-не Сонькине. Бес: [Пьесы]. М., 1917; В городе и др. рассказы. Пг., 1917; Вышла из круга: Повесть. Вып. 1–2. Пг., 1917 (Париж, 1921); Давид Левин: Рассказ. Одесса, 1918; Драма в доме: [Рассказы и пьесы]. СПб., 1918; Бес // Бирюч. Пг., 1918. № 4; Наши сестры: Маленький роман. Одесса, 1919; Улица: Рассказы. Берлин, 1922; Дудька [Повесть]. Берлин, 1922; Облака: Четыре картины. Берлин-М., 1922; Эпизоды: Роман. Париж, 1922 (Берлин. 1923; То же / Предислов. Л. Авербаха. М.: ЗИФ, 1926); Леон Дрей: Роман в 3 ч. [Берлин], 1923 (Пг., 1923; М., 1929); Автомобиль: Рассказы. Берлин, 1923; Голубиное царство. Берлин, 1923; Посмертные произведения. Париж, 1927; Семь дней: [Рассказы]: Посмертное изд. / Сост. П. Нилус, В. Ходасевич, А. Левинсон, С. Иванович. Париж, 1927; Ита Гайдне. М.-Л., 1928; Одинокие. Париж, 1929; Эпизод первый // Против антисемитизма: Сб. М., 1930; Хаимка и Иоська // Неодоленный враг: Сб. М., 1930; Король // Драматургия «Знания». Сб. пьес. М., 1964; В Галатских переулках. Ночная бабочка // Лит-ра русского зарубежья: Антол. в 6 т. Т. 2. М ., 1991; Улица (из жизни одесских проституток). Одесса, 2002; Еврейское счастье / Вст. ст. Дм. Петрова. СПб., 2004; Повести. М., 2012.

Лит. : Горнфельд А. Юшкевич С. С. // Энц. словарь Ф. Брокгауза и И. Ефрона. Т. 3. СПб., 1903; Цимберг С. Бытописатель распада // Евр. жизнь. 1904. № 6; Журналист [В. Г. Короленко]. О сб-ках тов-ва «Знание» за 1903 г. // Русское богатство. 1904. № 8; То же // Короленко В. Г. Воспоминания. Статьи. М., 1928; Мечтатель. С. Юшкевич: Новый пророк // Евр. жизнь. 1905. № 11; Пильский. Социал-романтик // Театр и искусство. 1906. № 49; Елиз. Абр. [Хотинская-Мищенко]. Лит. наброски // Евр. жизнь. 1906. № 11–12; Иорданский Н. Индивидуализм на сцене // Совр. мир. 1907. № 1; Импрессионист [Бентовин Б.]. Михайловский театр // Театр и иск. 1908. № 3; Чуковский К. От Чехова до наших дней. 2 изд. СПб., 1908; Коган П. Очерки по истории новейшей русской лит-ры. Т. III. Вып. 1. М ., 1910; Коган П. Ассимилированный бытописатель еврейства // Евр. мир. 1910. № 2–3; Аверченко А. Загвоздка // Сатирикон. 1912. № 8; Львов-Рогачевский В. Русско-еврейский мир лит-ры. М., 1922; Владиславлев И. Русские писатели. 4 изд. М.-Л., 1924; Памяти С. С. Юшкевича // Звено. 1927. 20 февр.; Зайцев Б. С. С. Юшкевич (1869–1927) // Сев. звезда. 1927. № 31; Бунин И. Памяти Юшкевича // Возрождение. 1927. 15 февр.; То же // Бунин И. А. Публицистика. 1918–53 гг. М., 1998; Владиславлев И. Лит-ра великого десятилетия. М.-Л., 1928; Коган П. Юшкевич С. С. // БСЭ. Т. 65. М ., 1931; Григорьянц С. Юшкевич С. С. // КЛЭ. Т. 8. М ., 1975; Швейцер В. С. Юшкевич и его тень // Диалог с прошлым. М., 1976; Устами Буниных. Дневники Ивана Алексеевича, Веры Николаевны и др. Архивные мат-лы: В 3 т. Т. 1. Франкфурт-на-Майне, 1977; Рудницкий К. Театр на Офицерской // Творч. наследие В. Э. Мейерхольда. М., 1978; Чехов А. П. - Вересаеву В. В. 5 июня 1903 // Чехов А. П. ПСС и писем: В 12 т. Т. 11. М ., 1982; Левитина В. Я - страшный антисемит // Левитина В. …Евреи - моя любовь: (Евр. драма - русская сцена). М., 1991; Алексеев А. Д. Лит-ра русского зарубежья. Книги 1917–40. Мат-лы к библиографии. СПб., 1992; Маркиш Ш. Бытописатели пустыни // Евр. журнал. Мюнхен, 1993. № 4; Шелохаев В. Энц. русской эмиграции. М., 1997; Юшкевич С. С. // КЕЭ. Иерусалим, 2001; Гиппиус З. Н. Лит-ра летом // Гиппиус З. Собр. соч. Т. 7: Мы и они. Лит. дневник. Публицистика. 1899–1916 гг. М., 2003; Петров Д. Сын хаоса // Юшкевич Семен. Евр. счастье. СПб., 2004; Маркиш Ш. Эротизм в русско-евр. лит-ре // Иерусалимский ж-л. 2004. № 18; Портнова Н. Уроки Семена Юшкевича // Лехаим. М., 2009. № 4; Белая Л. Одесская достопримечательность // Междунар. евр. газ. Одесса, 2010. 14 окт.; Верникова Б. Пили все необычайно, ели как один // Слово / Word. 2013. № 77.

Евг. Биневич

  • Юшкевич Семен Соломонович