Уксусов Иван Ильич
У́КСУСОВ Иван Ильич [20(7).1.1905, СПб. - 25.9.1991, СПб.] - прозаик.
Родился в рабочей семье, трудовую деятельность начал с 12 лет. Был грузчиком, коногоном, забойщиком на руднике «Красный Октябрь» в Донбассе, слесарем на Енакиевском металлургическом з-де. Направленный в 1926 по путевке комсомола на учебу в Л-д работал слесарем на прядильно-ткацкой фабрике «Октябрьская», одновременно пробуя силы в лит. труде. Перв. публ. - повесть « Сестры » в ж. «Звезда» (1930. № 4). Там же, в том же году в № 9–11 увидел свет перв. роман У. - « Двадцатый век », посвящ. событиям революции и Гражданской войны в Донбассе. Роман выдержал в последующие годы неск. отд. изд., был переведен в Германии, Финляндии, США. Молодой прозаик был избран членом правления и президиума РАПП, стал участником международного съезда рев. писателей, проходившего в Харькове. Немецкое издание его романа в 1933 «удостоилось» сожжения фашистами на Александерплатц в Берлине в числе др. «вредных» кн.
Общение с зарубежными коллегами (пусть и дружественными СССР: М.-А. Нексе, М. Голдом, А. Зегерс), полученные от них кн. с автографами на иностранных яз. стали поводом для ареста У. в апр. 1935 по подозрению в шпионаже. Приговор «тройки» был относительно мягким: 3 года административной ссылки в Омскую обл., но в ходе следствия писатель имел полную возможность познакомиться с тогдашними методами его ведения, о чем мн. лет спустя рассказал в автобиогр. очерке. В 1938 У. снова в Л-де, в 1941–42 он - член писательской группы противовоздушной обороны, в дальнейшем - стрелок-автоматчик на Северо-Западном фронте. Написанный в перерывах между боями воен. роман « Лицом к пламени » опубл. в 1946 лен. молодежной газ. «Смена» (в 74 номерах).
Наиболее значительным произведением У. остается его первый, юношеский роман - « Двадцатый век ». Недостатки его очевидны: рыхлость композиции, невыработанность яз. Газетная скороговорка («влияние Коммунистической партии из Центра не всегда достигало этого района, сперва оккупированного австро-германскими войсками, а позже подпавшего под сильное влияние меньшевиков и эсеров») сменяется порой претенциозной вычурностью («Никита Гаврилыч жгуче чувствовал наступающие минуты»). При всем том гл. достоинство романа - в доскональном знании жизни металлургов и шахтеров Донбасса, ее производственных и бытовых реалий, в достоверности описываемых событий, в точности и значительности подмеченных подробностей (грязная красная кофта работницы-откатчицы, в решающий момент превращающаяся в знамя революционной толпы). Широк и многообразен спектр изображаемых лиц и характеров: мн. главы так и наз. именами действующих лиц, являя собой, по существу, портретные очерки - « Каталь Маришка», «Табельщик Манцивода», «Десятник Фролов » (один из гл. героев), « Шахтер Андрей», «Припадочная Маша, машинистка секретного отдела», «Политкомиссар Демьян Ступанов » и т.д. Рабочие в романе У.- не однородная масса, полит. симпатии кот. заранее предопределены соц. происхождением, а живые люди, каждый из кот. по-своему ищет свое место в разворачивающейся борьбе, в новом рождающемся мире, в еще молодом XX в. В ткань повествования органично вплетаются подлинные док-ты эпохи: воззвания к рабочим белого генерала Май-Маевского от 17 июля 1919 и - с др. стороны - Коммунистической партии (большевиков) Украины. И сам роман, напис. как бы изнутри событий, по их горячим следам, не сглаженный идеологич. корректурой последующих десятилетий (посл. переизд. - 1933) воспринимается, со всей своей открытой тенденциозностью, как примечательный док-т времени.
Послевоен. произведения У. связаны преимущественно с т.н. рабочей темой, усиленно культивировавшейся и поощрявшейся в теч. ряда десятилетий. Писателю не откажешь в умении «войти в тему», в знании производства: недаром долгие годы У. поддерживал творч. связи с одним из лен. предприятий - з-дом «Русский дизель». Вместе с тем он неукоснительно следует диктуемым свыше канонам: непременный показ руководящей роли партии («прошу призвать его к ответу по партийной линии»), борьбы нового со старым (трактуемой подчас как «борьба отличного с хорошим»). Мн. страницам произведений У. свойственна газ. беглость («после цехового собрания во втором механосборочном началась борьба с бракоделами»), риторика, опр. заданность характеров и конфликтов. Следует также иметь в виду, что для У. было характерно многократное возвращение к уже написанным и опубл. вещам, правка и переделка их. Еще в предисл. к очередному переизд. романа « Двадцатый век» он предупреждал читателей, что книга серьезно переработана, напис. 7 новых глав, и по существу, издание следует считать не четвертым, а... первым. Роман « После войны » (Л., 1954) в дальнейшем превратился в « Ленинградскую повесть », причем 2 изд. последней (Л., 1957 и 1965) существенно отличались друг от друга: если в первом варианте действие охватывало лишь полтора года жизни послевоенного Л-да, то во втором - целых 13 лет. Еще одна ред. того же произведения, под назв. « Здравствуй, Ленинград! » стала 1-й книгой романа « Солнце над Невой » (Л., 1985). Сменились имена некот. героев, появились дополнительные ист. экскурсы (напр., о деятельности братьев Нобелей в России), но осн. сюжетные линии и центр. конфликт остались прежними: борьба передового инженера, потомка неск. поколений питерских пролетариев, недавнего фронтового разведчика Евгения Малова с консерваторами на производстве. Впрочем, одержав наконец победу над авторитарным директором, Малов решительно возражает против придания их столкновению политич. оценки: в этом при желании можно усмотреть примету нового в жизни страны. Вместе с тем, на перв. страницах дилогии, в ее своеобразном прологе, действие кот. отнесено к тридцатым годам, возникает написанный в сдержанно-положительных тонах образ И. В. Сталина как одного из организаторов и вдохновителей дизельного машиностроения в СССР.
2-й книгой «Солнца над Невой» стал роман « Голодная степь », также опубл. ранее отдельно (Л., 1977) и получивший поощрительную премию ВЦСПС и СП СССР за лучшее произведение о рабочем классе. На страницах этого произведения специалисты «Русского дизеля» внедряют свои разработки на строительстве хлопкоперерабатывающего з-да в Узбекистане, возникает тема дружбы народов СССР и новые ист. экскурсы, на этот раз в прошлое Ср. Азии. Завершается роман торжественным пуском предприятия в канун Октябрьской годовщины, один из героев - армянин Теватрос Гулян - произносит речь: «С наступающим праздником вас! Завтра исполнится тридцать семь лет, как свершилась Октябрьская революция, подарившая нам Советскую власть. Только при Советской власти простой человек стал хозяином своей судьбы и своей страны...».
Типологически послевоенные произведения У. представляют собою в наиболее «чистом», усредненном виде жанр сов. «производственного» романа - тем в основном и интересны.
Соч. : Двадцатый век: Роман. Кн. 1. Л., 1930 ( М., 1933; и др.); Сестры: Повесть. М.-Л., 1930. Свобода в плену // Распятые (Писатели - жертвы политических репрессий) / Авт.-сост. З. Дичаров. Вып. 4: От имени живых... СПб., 1998.
Лит. : Уксусов Иван Ильич // Писатели Л-да: Биобиблиогр. справочник. 1934–81 / Авт.-сост. В. Бахтин и А. Лурье. Л.: Лениздат, 1982; Уксусов Иван Ильич // Лен. писатели-фронтовики. 1941–45. Л., 1985; Распятые (Писатели - жертвы политических репрессий) / Авт.-сост. З. Дичаров. Вып. 4: От имени живых... СПб., 1998.
И. Фоняков