Улахович Дмитрий Андреевич


УЛАХО́ВИЧ Дмитрий Андреевич [26.7.1939, Л-д] - поэт, прозаик.

Отец ― У. Андрей Фёдорович - сын мелкопоместного белорусского дворянина, в нач. 1920-х уехал из Белоруссии в поисках лучшей доли в Пг., стал высококвалифиц. токарем. В авг. 1941 добровольцем ушёл на фронт, пропал без вести. Мать - воспитательница детского сада, по первому браку Роменская (урожд. Титова) Лидия Александровна, дочь Почётного гражданина Титова Александра Семёновича (Свидетельство Правительствующего Сената за № 2032 от 19 нояб. 1907). Полтора года У. прожил в блокадном Л-де, вместе с детдомом № 2 был эвакуирован в с. Варварино Юрьев-Польского р-на Ивановской обл., откуда вернулся в Л-д сразу после войны. По окончании школы учился в технич. училище № 9 при з-де им. К. Маркса, где затем работал токарем в эксперимент. цехе. Тогда же состоялась перв. публ. - очерк в лен. молодежной газ. «Смена» (1957), а перв. публ. стихов - в газ. «Политехник» (1958). С 1958 по 1988 У. служил в СА. В 1972 окончил с отличием Военную академию связи. Стоял у истоков развития цифровой обработки сигналов в СССР. Работал в СПб ГУТ им. проф. Бонч-Бруевича, в Венной академии связи. По учебным пособиям У. обучаются студенты ведущих вузов страны. Канд. технич. наук, проф. Удостоен звания «Почётный работник высшего профессионального образования Российской Федерации».

Где бы ни приходилось служить - на Дальнем Востоке, на Украине или учиться в Военной академии связи в Л-де, ― У. печ. в воен. и областных газ., ж. «Огонёк», «Дальний Восток», «День и ночь», в колл. сб., выступал по радио и ТВ, участ. в зональных совещаниях писателей: Дальневосточном - в 1965 (в семинаре И. Френкеля), в Северо-Западном - в 1969 (в семинаре А. Решетова) и во Всесоюзном фестивале поэзии в Полтаве в 1979. Руководил ЛИТО при газ. «Зейские огни» в г. Свободном Амурской обл. Кроме стих. жанра работал в прозе: писал рассказы и лит.-критич. эссе. Сб. стихов « Листопад » вып. в 1993.

Существенное влияние на У. оказал дед, Александр Семёнович, имевший «пешеходное знакомство» с А. Блоком: оба были хорошими пешеходами и частенько их маршруты пересекались. Дед превыше всего ставил честь, о кот. У.-поэт будет неоднократно напоминать читателю: «Откуда я - там честь в цене, / Там - дух и совесть во все сроки / Она скрепляет, как цемент / Скрепляет кирпичи и блоки» (« Мне в этом веке тяжело »); «Когда б не защищали честь мундира, / а честь свою не дали б истоптать, / то не пришлось бы нынешние дыры / нам в совести общественной латать» (« Когда б не защищали… »). Сюда же относятся и соц. направленные обличительные стих.: « О, сколько их, самодовольных… », « На Невском нынче развлеченье… », « Сон », « Питерский выстрел », « Кружение ». Но мировоззрение поэта отмечено и радостью бытия, размышлениями о смысле жизни, желанием добра ближним и дальним современникам. Философское кредо отражено в стихах У. « Цыганёнок », « Подворье », « Полтавским друзьям », « В себя вбирая все земные страсти... », в « Парижском триптихе », где поэт описывает как бы три периода жизни человека: первый - полный молодости, задора, счастья, разноязыкий «добрый дом» Монмартра, «где на уныние и скуку / Наложен вечный карантин» (« Монмартр »); второй - пора зрелости, когда приходит время всерьёз задуматься над смыслом жизни и потому невозможно обойтись без сакраментального вопроса, пусть даже обращённого к создателю великой скульптуры: «О чём, к кому, Роден, взываешь?! / Не докричаться, а кричишь, / Устал кричать, но - продолжаешь!» (« Крик. (Музей Родена, Париж) »); наконец, третий, вмещающий в себя накопленный не только жизненный, но и ист. опыт, осмысление кот. приводит при посещении русского кладб. в Сен-Женевьев-де-Буа к глубокому пониманию не проходящей трагедии русского народа и всей России, посланцем кот. ощущает себя поэт и заверяет: «Помнит, как нас ни косили, / Русское сердце всегда / Скорбную участь России, / Горькую гордость России, / Вечную славу России / Сен-Женевьев-де-Буа!» (« Сен-Женевьев-де-Буа ») (на этом кладб. затерялась могила двоюродного деда поэта П. Титова).

Однако главным в тв-ве У. является, как отмечают И. Кравченко и И. Малярова, продолжение традиций русской лирич. и пейзажной поэзии с её строго классич. формой, звучными рифмами, искренней интонацией, а нередко и эмоциональным озарением (« Ручеёк », « У нас в России », « И день лучист, и вечер светел », « Снегопад »). В этом круговращении природы отступает урбанистская линия, на перв. план выходит космич. начало, где всё взаимосвязано и стремится к гармонии («Как ждёт душа - и тут она права», « Акварели осени » из цикла « Петербург »). Поэт сохраняет свою поэтич. индивидуальность с помощью разнообразия жанровых приёмов: напр., он достаточно искусно владеет как складом народной песни (« Заговор », « След ») так и формой сонета (« В вагоне », « Звёздный ноктюрн » и др.). Интересны неожиданные словосочетания и, если они внутренне мотивированы, открывают новые образные возможности. Так, в стих. « По существу я в этом грозном мире… » с эпиграфом из шекспировского «Гамлета» неожиданное упоминание о «рыбнадзоре» ничуть не упрощает разговор о вечных ценностях, а вносит в него сегодняшний колорит. Интересно чередуются парные и опоясывающие рифмы: «Пускай свободно время льётся в душу, / как море волнами / на высохшую сушу. / И я не буду ставить невода / на счастье, чтоб хватило навсегда, - / не потому, что / рыбнадзора / трушу. / Но вдруг, / отринув тяжкие года, / соединенье с Временем нарушу? / И что тогда?!».

Особое внимание критика уделила циклу миниатюр « Кавголовские напевы, или Азбучные истины » (1996). «Каждую букву русского алфавита У. сделал “ключом” к лирико-философской или пейзажной миниатюре, где звукопись не просто игра пера, но способ целевой подачи смысла и музыкального обогащения метафоры. Для каждого стихотворения, прочитанного в отдельности, вне цикла, характерна смысловая автономность и композиционная завершённость. Мы вдруг обнаруживаем, что это вполне традиционный русский лирический стих, и такое впечатление нисколько не портит определённое влияние на автора акмеистической школы с её эстетической установкой на филигранность слова-образа: “Зыбким маревом в зеркале неба / Заиграл горизонт голубой. / За колосьями зрелого хлеба / Зажелтел по лугам зверобой. // Загустела округа в истоме, / Земно бьёт говорливым ключом… / Знать, затем это всё, чтобы вспомнить / Зимним вечером было о чём”. Алфавитный ряд, в кот. стихи выстроены, фактически не оказывается экспериментальной самоцелью, но гармонизирует общую творческую идею», - отмечает Ю. Логинов. Ему вторит Н. Пайков: «…мы имеем дело с поэтом, много и плодотворно поэтически работающим, с крепкой строкой, умением поэтически, ритмико-интонационно, сложно-синтаксически и образно свежо выразить любую свою мысль. Он очень хорошо владеет словарными и экспрессивными ресурсами живой русской речи. Когда он находит в этом смысл, он удачно пользуется логическим акцентом и психологической паузой, переносом, звуковой анафорой, синтаксическим параллелизмом. Вот это “подсвечивание” звукоряда образной темой, лирической ситуацией, главным образом, и позволяет реализоваться звуковым установкам творящего сознания».

«Лирическим камертоном книги стало стихотворение “ Прелюдия ”, не связанное жёстко с последующей “побуквенной” организацией её текста. Именно оно собирает воедино рассыпанные по другим стихотворениям черты скромной и столь всеми нами любимой северной природы - её всхолмления и речушки, ельники и редкие яблоневые сады, бродяги-облака над скатертью духмяных клеверных лугов, её белый день, белый вечер и белую ночь… марево над её пропечёнными солнцем холмами и смутную сырость осенних туманов. Особой петербургской “нотой” звучит здесь и тема моря, которая не только свежит во “ Фрегате ” бризом простора и ветра, но и преображает “бакенами”, “огнями маяков”, “бурунами” вполне сухопутную жизнь в “ Бродягах ”… книгу объединяет, “проворачивает”, включат в единый круг переживаний идея “круговорота” дня и ночи, годичного и жизненного циклов - и на изобразительном, и на обобщённо-философском уровне» (Н. Пайков).

В сб. лирики « Раздумья » (2004) поэт «по-рыцарски отозвался на равнодушный вызов времени, рассчитывая даже не победить его в неравной схватке, сколько преодолеть самого себя в себе самом и благоговейно встретить второе пришествие предстоящей жизни» (А.Романов).

Воен. теме посвящены повести « На самом краю », « Надульник » и « Обсевки в поле », в кот. изображён человек на войне и трудные судьбы победителей, выдюживших и то нелёгкое время, когда их подвиги замалчивались, а порой и просто подвергались осмеянию: неслучайно в те годы родился призыв: «фронтовики, наденьте ордена»; а фронтовики чувствовали себя «обсевками в поле». В повести «Надульник» рассказывается о фронтовых годах Анатолия Захариевича Давыдова, впоследствии ставшего заслуж. художником России; повесть «Обсевки в поле» в своё время была благосклонно встречена В. Астафьевым и впервые опубл. в ж. «День и ночь» (2003. № 3–5).

Значительным произведением У., посвящ. нравств. проблемам совр. об-ва, стал роман « Здравствуй, брат ». Описанная в романе ситуация почти детективного характера возникла на печальной жизненной основе - разрушении и гибели семьи. Роман насыщен раздумьями, спорами, публиц. отступлениями, связанными с сегодняшним вр. В центре повествования - различные судьбы братьев-близнецов, кот. не знают о существовании друг друга. Один из них бросается в омут наживы, предоставив свои науч. достижения для преступных дел. Автору близки персонажи, с душевной болью переживающие нынешнюю российскую действительность.

Член СП России с 1998.

Соч.: Детство: стих. // Дальний Восток; 1964, № 3; Листопад: Стих. / Предисл. И. Маляровой. СПб., 1993; Кавголовские напевы, или Азбучные истины: Стих. / Вст. ст. Ю. Логинова. СПб., 1996; Серебряный вечер: Стих. / Предисл. Ю. Логинова. СПб., 1997; Стихи // Звёзды сверкают над рекой Невой. Шанхай, 2003 (на кит. яз.); Раздумья: Стих. / Послеслов. А. Романова. СПб., 2004; Обсевки в поле: Маленькие повести и рассказы. СПб., 2004; Самовер, или Другая жизнь: Рассказ // День и ночь. 2004. № 9–10; Здравствуй, брат: Роман. Благополучный Пашутин: Маленькая повесть. СПб., 2006; Стихи // Неразведённые мосты. СПб; Нью-Йорк, 2007; Избранное: Стих. / Предисл. И. Кравченко. СПб., 2009; Остров в океане (Игорь Кравченко) // Петербургская литература на рубеже веков. Сб. лит-крит. статей о современных писателях. 2011; Ранней весной: роман, часть первая: Утро // Второй Петербург. 2012. № 15; «Поэзию любят красивые люди…» / сост. А. Г. Раков. СПб., 2013; Стихи // Созвездия катренов Петербурга / гл. ред. и сост. Н. Н. Бутенко. Т. 3. СПб., 2013; Неслучайная встреча: повести и рассказы. СПб., 2014; Свободные воспоминания о Свободном // Альманах Приамурье. 2014. № 12 (30) Благовещенск; Тихая болезнь: Рассказ // Невский альм. 2017. № 6 (98); Трагическое в творчестве Есенина («Пугачёв», «Чёрный человек») // Второй Петербург. 2018. № 36.

Лит. : Биобиблиогр. справочник СПбО СП России / Сост. А. И. Белинский. СПб.: Дума, 2011; Энциклопедия литературной жизни Приамурья XIX–XXI веков. Благовещенск, 2013; Пайков Н.Н. [Рец.:] «Кавголовские напевы» (ркп., архив Д. Улаховича).

З. Рахимова

  • Улахович Дмитрий Андреевич