Вагинов Константин Константинович
ВА́ГИНОВ (наст. Вагенгейм) Константин Константинович [21.9(3.10).1899, СПб. - 26.4.1934, Л-д] - поэт, прозаик.
Отец, Константин Адольфович Вагенгейм,- обрусевший немец, жандармский офицер, в 1915 изменивший фамилию на Вагинов: отсюда и «псевдоним» сына. Мать, Любовь Алексеевна,- дочь богатого сибирского помещика (по др. сведениям - золотопромышленника, городского головы Енисейска). После Октября 1917 родители В. влачили жалкое существование, но в эмиграцию не подались. В. «девяти лет поступил в гимназию Гуревича, кот. и кончил в начале Буржуазной Революции. После окончания поступил в ун-т (на юридический фак-т. - Г. Ф .), откуда и был взят в Красную Армию, в кот. пробыл до 1922» (Автобиография // РО ИРЛИ). После участия в боях на польском фронте и за Уралом вернулся в Пг. в 1921 и служил воен. писарем. Тогда же был принят в «Цех поэтов», возглавляемый Н. С. Гумилевым. В 1921–22 состоял, по его словам, «во всех петербургских поэтических организациях» (Там же): «Аббатство гаеров», «Кольцо поэтов им. К. Фофанова», эмоционалисты (вместе с М. Кузминым), «Островитяне» (вместе с С. Колбасьевым и Н. Тихоновым), «Звучащая раковина». Контактировал с пг. имажинистами, посещал вечера пролетарских поэтов. В кон. 1922 в одном из писем заявил: «Я хочу работать один», - но и потом взаимодействовал с членами кружка эллинистов АБДЕМ, согласился войти в ОБЭРИУ. Обучаясь в 1923–26 на курсах при Ин-те истории искусств, сблизился с литературоведами формальной школы (Б. Эйхенбаум, Ю. Тынянов) и с Б. Энгельгардтом, М. Бахтиным; в посл. годы жизни - с Н. Клюевым. Причем всегда занимал обособленную позицию, не противореча при этом никому. Всеядность эстетич. любопытства соединялась у него с крайней субъективностью в тв-ве. С ранних лет в поведении В. обнаружились два свойства: отчужденность от общепринятых норм (будь то государственные или семейные) и внимание к случайным мелочам. «Он был нумизмат, собирал старинные книги, изучал древние языки. Он бродил по толкучкам и выискивал старинные печатки, мундштуки, перстни с камеями, геммами, кот. всегда украшали его тонкие, хрупкие смуглые пальцы. Он был беден, но вещи как бы сами шли к нему» (И. Наппельбаум). Увлекшись в детстве нумизматикой, В. вскоре перешел к истории, а затем - к словесности. К 12 годам самостоятельно изучил старофранцузский и итальянский яз., настольной книгой его стала многотомная «История упадка и разрушения Римской империи» Э. Гиббона. Уже к 1923 В. мог четко обозначить свое понимание современности. Российскую революцию 1917 он впрямую сравнил с эпохой крушения Римской империи. Как тогда языческую культуру победило христианство, так теперь христианскую культуру - напророченный Д. С. Мережковским «Грядущий Хам», оздоровляющий нацию биологически, но губящий ее духовно. Следуя в таком миропонимании за многими (в частности за А. Блоком), В. свою надежду на возрождение связывал все-таки не с христианскими ценностями, а с античными: пост. герои его лирики - Психея (душа), Орфей (искусство), Философ (мудрость). И предназначение свое, т.е. художника (неспроста даже интимные переживания В. излагал в стихах от третьего лица, отстраненно), поэт уподоблял птице Феникс: претвориться в прах, чтобы затем воскреснуть и из частиц пепла восстановить первозданную красоту мира. «Я миру показать обязан / Вступление зари в еще живые ночи...» (1924). Ныне же, при всеобщем катаклизме, сохранить культуру можно лишь в душе отверженного, изгоя-художника, причем по крохам: «Так сумасшедший собирает / Осколки, камешки, сучки. / Переменясь, располагает / И слушает остатки чувств. / И каждый камешек напоминает / Ему - то тихий говор хат, / То громкие палаты дожей, / Быть может, первую любовь / Средь петербургских улиц шумных...» (« Под чудотворным, нежным звоном ...», 1924). Вот и мечется гл. герой вагиновской лирики Филострат - прекрасный античный юноша с миндалевидными глазами - по обезлюдевшему Пг. в поисках потерянной Психеи, встречая только случайные детали прежде единого целого. А сам Петербург-Петроград-Ленинград предстает как царственный саркофаг. В., в детстве любивший «читать Овидия, Эдгара По и Гиббона», стихи «начал писать в 1916 под влиянием „Цветов зла” Бодлера» (Автобиография. РО ИРЛИ). Впервые опубл. их в сб. «Островитяне» (Пг., 1921). Тогда же вышла и его кн. стихов « Путешествие в хаос », позволившая некот. критикам отнести автора к символистам. Следующая (без названия; условно ее обозначают как « Стихотворения» . Л., 1926) свидетельствовала о большей тяге В. к акмеизму, сращенному с футуризмом, а ставшие своего рода «избранным» « Опыты соединения слов посредством ритма » (Л., 1931) представили их создателя и как предшественника обэриутов. Однако принципиальных изменений в творч. манере В. за эти годы не произошло, ибо стилевой эклектизм составлял сущность его эстетики. То был «органический эклектизм». «Он смешивает самые неслиянные понятия»,- возмущалась А. Ахматова (1926). Зато восторженно о В. отозвался тогда О. Мандельштам в ночном звонке Б. Эйхенбауму: «Появился Поэт!» Он «сравнивал стихи Вагинова с итальянской оперой, назвал Вагинова гипнотизером. Восхищался безмерно...» (В. Лукницкая. Из двух тысяч встреч. М., 1987). Сам же поэт сказал о себе в ту пору так: «Полускульптура дерева и сна» («Опыты...»). У В. «фантасмагория мира проходит перед глазами как бы облеченная в туман и дрожание, - отмечалось в Манифесте ОБЭРИУ. - Однако через этот туман вы чувствуете близость предмета и его теплоту, вы чувствуете наплывание толп и качание деревьев, кот. живут и дышат по-своему, по-вагиновски, ибо художник вылепил их и согрел своим дыханием» (Афиши Дома печати. 1928. № 2). Разноречивая и в то же время индивидуально целостная поэтика В. оказалась сродни породившей ее эпохе. «В стихах Вагинова, - писал автор предисл. к „Опытам...” (предположительно В. Саянов), - смещение плоскостей пространства и времени кажется на первый взгляд неожиданным, фантастическим. Но ведь сама эпоха диктует нам темы таких смещений... А смещение во времени - порождение того же стиля, который сочетает в Ленинграде классическую архитектуру зданий Кваренги, Томона и Росси с подъемными кранами, эллингами и заводскими корпусами» («Опыты...»). По мере все большего вживания в этот мир у В. несколько изменяется лирич. сюжет. Наряду с Филостратом возникает фигура Тептелкина, олицетворения «мировой пошлости», прозаич. изнанки жизни (« Ленинградская ночь », 1927, драматич. поэма о Филострате). Метафизическое сближение эпох позднего эллинизма и современности вбирало в себя все больше конкретных деталей и конфликтов. И все-таки изначальное признание В.: «Взращен искусством я из колыбели, / К природе завистью и ненавистью полн...» (« У трубных горл, под сенью гулкой ночи. ..», 1923) - сохраняло свою силу, что сказалось и в его прозаич. произведениях.
Если ранние опыты В.-прозаика - « Монастырь господина нашего Аполлона » и « Звезда Вифлеема » (1922) - открыто излагали его концепцию о необходимости сохранения искусства в мире машинной цивилизации (здесь - перв. появление образа Филострата), то роман « Козлиная песнь » (отд. изд. Л., 1931) был целиком построен на конкретном мат-ле повседневности: перед нами быт лит. Л-да нэповских лет. Скандальным выявлением прототипов он и привлек большинство читателей: в Заэфратском узнавали Н. Гумилева, в Троицыне - Вс. Рождественского, в Мише Котикове - П. Лукницкого и др. Из критиков только И. Сергиевский указал на философскую многоплановость произведения. Это объяснимо: гл. план романа четко осознается лишь в контексте последующих вагиновских повествований: романов « Труды и дни Свистонова » (Л., 1929), « Бамбочада » (Л., 1931), « Гарпагониана » (1933, опубл. в 1983). Их объединяет тема трагедии Мастера («трагедия» по-гречески означает «песнь козла»). Уже в перв. романе, исполненном в духе меннипейского, карнавального начала («Вот истинно карнавальный писатель», - отозвался об авторе М. Бахтин), звучит драматич. нота в финале: самоубийство Неизвестного поэта (а он - alter ego автора). Идеальные побуждения художника несостоятельны в столкновении с обывательским миром. Во втором же произведении «цикла» само искусство несет в себе трагедию: его герой писатель Свистонов целиком переходит в процесс тв-ва, растворяется в нем и начисто порывает с реальной жизнью. Персонажи «Бамбочады» еще пытаются вернуть утраченную гармонию, коллекционируя всевозможные предметы ушедшей культуры, но в «Гарпагониане» они становятся существами ирреальными с высушенной душой, и неспроста один из них занимается «собиранием снов».
Посл. годы В. жил, страдая от нехватки воздуха: тяжелая форма туберкулеза. Сказалось и пристрастие в юношестве к кокаину, оправдываемое им тогда тем, что «опьянение не наслаждение, а метод познания» (Н. Чуковский). Его кончине в 1934 была посвящ. целая страница в газ. «Лит. Л-д». В колл. некрологе отмечалось «исключительное личное обаяние» В., «строгость и требовательность к себе». «Тонкий и изысканный мастер, прекрасный товарищ и взыскательный друг», - подытоживали собратья по перу. Вскоре после похорон В. органами ОГПУ была арестована его мать, пропал отец, при обыске были забраны черновики его романа о 1905. Сб. стихов посл. лет « Звукоподобие » (1930–34), отмеченный классич. уравновешенностью и трагич. просветлением, вперв. появился в печ. за рубежом (альм. «Аполлон-77», Париж). Теперь же исследователи сопоставляют творч. искания В. со мн. идейно-худож. течениями XX в. «Экзистенциалист до экзистенциализма (а он был знаком с работами Кьеркегора, Бердяева, Шестова, не говоря уже о Достоевском). Сюрреалист до русского сюрреализма (Г. Адамович сравнивал его стихи со стихами П. Элюара)», - пишет о поэте В. Широков («Опыты...»). Д. Сегал ставит «Козлиную песнь» в один ряд с «Египетской маркой» О. Мандельштама, «Поэмой без героя» A. Ахматовой, «Доктором Живаго» Б. Пастернака, «Даром» В. Набокова (Лит-ра как охранная грамота // Slavica Hieroslyhitana. 1981. Vol. V–VI). Т. Никольская слышит в прозе В. созвучия с Б. Пильняком, М. Булгаковым («Театральный роман»), B. Кавериным («Скандалист», «Художник неизвестен»), О. Хаксли («Шутовской хоровод», «Контрапункт»). Таким предстает сейчас «маленький, щупленький, печальноглазый Вагинов» (Л. Борисов. За круглым столом прошлого. Л., 1971), «беспутный, бестолковый, сомнамбулический поэт» (Г Адамович // Звено. 1926. 24 янв.). Как он сам себя определил ― «поэт трагической забавы».
Соч.: Собр. стихотворений. München, 1982; Козлиная песнь. Труды и дни Свистонова. Бамбочада. М., 1989; Опыты соединения слов посредством ритма. М., 1991 (ротапринт. переизд. Л., 1931); Козлиная песнь: романы. М., 1991; Поэты группы ОБЭРИУ. СПб., 1994 (БП. БС); Стихотворения и поэмы / подгот. текстов, сост., вст. ст., прим. А. Герасимовой . Томск, 1998; Полное собр. соч. в прозе / прим. Т. Никольской и В. Эрля . СПб., 1999; Петербургские ночи. СПб., 2002; Козлиная песнь: романы, стихи. М.: Эксмо, 2008; Песня слов / сост., подгот. текста, вст. ст. и прим. А. Г. Герасимовой. М.: ОГИ, 2012.
Лит.: Гор Г. Замедление времени. Изваяние // Гор Г. Волшебная дорога. Л., 1978; Писатели Л-да: Биобиблиогр. справочник. 1934–81 / авт.-сост. В. Бахтин и А. Лурье. Л.: Лениздат, 1982; Никольская Т. К. К. Вагинов: Канва биографии и тв-ва. Библиография // Четвертые Тыняновские чтения: тезисы. Рига, 1988; Наппельбаум И. Памятка о поэте // Там же; О Вагинове: Из дневника П. Лукницкого // Лит. обозрение. 1989. № 5; Чуковский Н. Константин Вагинов // Чуковский Н. Лит. воспоминания. М., 1989; Никольская Т. [Вст. ст.] // Вагинов К. Козлиная песнь. Труды и дни Свистонова. Бамбочада. М., 1989; Ненаписанные воспоминания / Инт. с Александрой Ивановной Вагиновой // Волга. 1992. № 7–8; Пурин А. Опыты Константина Вагинова // Новый мир. 1993. № 8; Блюм А. Возвращение Константина Вагинова // Новый ж-л. СПб., 1993. № 2; Никольская Т. Жизнь и поэзия К. Вагинова. СПб., 1999; Дмитренко А. Когда родился Вагинов? // НЛО. 2000. № 1 (41); Pavlov Е.. Writing as Mortification: Allegories of History in Konstantin Vaginovʼs «Trudy i Dni Svistonova» // Russian Literature. 2011. № 2–4, 15 February - 15 May; Бреслер Д., Дмитренко А. Константин Вагинов в диалоге с пролетариатом (литкружок завода «Светлана» и работа над историей Нарвской заставы) // Русская лит-ра. 2013. № 4.
Г. Филиппов