Ваксель Ольга Александровна
ВÁКСЕЛЬ Ольга Александровна [5(18).3.1903, Поневеж Ковенской губ. - 26.10.1932, Осло, Норвегия] - поэт, мемуарист.
Мать - пианистка и композитор Ю. Ф. Львова, ученица А. К. Лядова и А. К. Глазунова, принадлежала старинному роду Львовых, из кот. вышли скрипач и композитор, автор гимна «Боже, царя храни» А. Ф. Львов, архитектор Н. А. Львов. Отец - потомок С. Вакселя, сподвижника В. Беринга, кавалергард, после отставки - предводитель дворянства Ковенской губ.
Училась в частных царскосельских учебных заведениях - гимназии Е. С. Левицкой и школе С. Р. Тизенгольд, затем в Екатерининском ин-те благородных девиц в Пг. (не законч. из-за закрытия ин-та в 1917). Осенью 1920 поступила на ораторское отд. вечерних курсов Ин-та живого слова, где занималась в кружке молодых поэтов «Лаборэмус» (лат. «Давайте потрудимся») под рук. Н. Гумилева. С 1924 до кон. 1925 - участница учебно-творч. студии «Фабрика эксцентрич. актера» (ФЭКС) под рук. Г. М. Козинцева и Л. З. Трауберга.
Пробовала себя как актриса и художник. Снималась в кино в эпизодич. ролях и массовых сценах (в частн., в кинофильмах «Мишка против Юденича», 1925; «Кастусь Калиновский», 1928). Весной 1925 писала заметки о кино для «Лен. правды».
В разные годы работала продавщицей в книжном магазине, табельщицей на стройке, манекенщицей на пушных аукционах, корректором в академ. изд-вах, кельнершей кафе при гостинице «Астория».
В мае 1921 вышла замуж за А. Ф. Смольевского (1883–1967), своего преподавателя по Царскосельской гимназии Е. С. Левицкой. Сразу после рождения сына Арсения в 1923 - долгий бракоразводный процесс. Зимой 1930–31 вышла замуж за штурмана флота Л. А. Ржевского, но и этот брак оказывается недолгим. На встрече нового 1932 в гостинице «Европейская» В. познакомилась с вице-консулом Норвегии дипломатом Х. Иргенсом-Вистендалем. Весной 1932 они совершили путешествие по Крыму и Кавказу, во время кот. В. отчасти записывала, отчасти надиктовывала Вистендалю свои мемуары. Осенью 1932 получила разрешение на брак, 28 сент. 1932 молодожены уехали в Норвегию. Сын В. был оставлен на попечение бабушки. Прожив всего месяц в семье Вистендалей, В. застрелилась из револьвера мужа. Через полтора года, от болезни сердца, умер и Вистендаль.
Автор ок. 200 стихотворений и мемуарной прозы, посвящ., в частности, О. Э. и Н. Я. Мандельштам, М . А. Волошину, Н. С. Гумилеву.
Интерес к личности и тв-ву В., возникший в посл. годы, прежде всего связан с ее участием в судьбе Мандельштама. Знакомство состоялось в доме Волошина в Коктебеле летом 1916 (по др. версии - летом 1915; см. Е. С. Мандельштам). Там же встречались летом 1917. Позднее в Пг. Мандельштам навещал В. в Екатерининском ин-те, где она училась. Новая встреча произошла в Л-де, по одним источникам - осенью 1924, по др. - в нач. 1925. Исключительную красоту и обаяние В. в этот период отмечали мн. мемуаристы. Напр., А. Ахматова считала, что В. «была хороша “как Божье солнце”» (Н. Я. Мандельштам. Из воспоминаний). Симпатия Мандельштама к В. быстро переросла в глубокое чувство. История лирич. взаимоотношений поэта с В. передавалась участниками этого эпизода по-разному, но всеми отмечалось их исключительное эмоциональное напряжение. Мандельштам снял номер в гостинице «Астория», но свидания ограничились одной встречей и привели к взаимному раздражению. Окончательный разрыв произошел весной 1925, после этого Мандельштам и В. встречались лишь однажды, во время ее посещения Мандельштамов в Детском Селе (где В. находилась на киносъемках), вероятно, зимой или весной 1928. Летом 1926 ездила на Кавказ вместе с Е. Э. Мандельштамом (а не с О. М., как это предполагалось), но эти отношения оказываются столь же непрочными, как и др. ее союзы. О смерти В. (якобы в Стокгольме, а не в Осло) Мандельштам узнал, вероятно, зимой 1933.
Память о В. сохранялось у Мандельштама на протяжении всей жизни. Как позднее свидетельствовала Н. Мандельштам, «Ольгу он помнил всегда». К В. прямо обращены четыре стих. О. Мандельштама: «Жизнь упала, как зарница...», «Я буду метаться по табору улицы темной...» (оба - 1925), «На мертвых ресницах Исакий замерз...», «Возможна ли женщине мертвой хвала?..», к ним же опосредованно примыкает «Римских ночей полновесные слитки...» (все - 1935). По предположению Н. Мандельштам, с личностью В. связаны и мандельштамовские переводы сонетов Ф. Петрарки 1933–34 гг., а также радиопьеса «Молодость Гете» (1935).
Архив В. хранился у ее сына, А. А. Смольевского (1923–2003). В 1965 архив пополнился «норвежскими» мат-лами - рисунками, рукописями стихов и воспоминаний В., рукописью перевода воспоминаний на норвежский, сделанного Вистендалем. В посл. годы жизни Смольевский передал мат-лы архива в ИРЛИ РАН, в музей А. Ахматовой в Фонтанном доме, а также А. С. Ласкину, исследователю жизни и тв-ва В.
По повести А. Ласкина о В. были подгот. радио и театр. постановки: «Ангел, летящий на велосипеде» (Аудиокнига. М., 2002. Исп. Т. Телегина); «Ангел, летящий на велосипеде» (Радио России. 2003. Премьера - март 2003; в ролях Е. Комисаренко, А. Баргман, С. Бехтерев); «Ангел, летящий на велосипеде» (Радио «Петербург». Премьера - окт. 2003; исп. Л. Кропачева); «Ангел, летящий на велосипеде» (Постановка, сценография, куклы - Л. Кропачева, Д. Колесникова, С. Маркелов. СПб. театр «Картонный дом». Премьера - июнь 2009).
Муз. произведения на стихи В.: Львова Ю. Ф. Цикл романсов на стихи О. Ваксель; Смольевский А. А. Цикл романсов на стихи О. Ваксель. Премьера - нояб. 2002 на вечере памяти О. Ваксель «Возможна ли женщине мертвой хвала?..» Музей Анны Ахматовой в Фонтанном доме. Исп. Л. Шкиртиль.
В. в изобразительном искусстве: В. Баруздина. Портрет О. Ваксель. Бумага, смешанная техника. СПб., Дом-музей П. П. Чистякова; Г. Кацнельсон. Портрет О. Ваксель. Холст, масло, 2012; Авт. книга «5» по стихам О. Мандельштама и О. Ваксель. Бумага, смешанная техника, 2012 (1 экз., собственность художника).
Соч.: Воспоминания О. А. Ваксель о встречах с Мандельштамом // Полякова С. В. О. Мандельштам: наблюдения, интерпретации, неопубл. и забытое. Ann Arbor, 1992; Отрывок из воспоминаний / Публ. А. А. Смольевского // Н. Гумилев: Иссл. Мат-лы. Библ. Л., 1994; Небывший день за тучами погас…: Стихи / Публ. А. А. Смольевского // Петрополь: Лит. панорама. 1998. № 8; «Как много встреч за краткий год…» Царское Село. «Деревья срублены, разрушены дома…» Детское Село. «Немного солнца и немного меда» // Царское село в поэзии: 122 поэта о Царском Селе: Антол. СПб., 1999; ««Возможна ли женщине мертвой хвала?..»: стихи и воспоминания Ольги Ваксель / сост. и автор послесл. А. С. Ласкин; предисл. П. М. Нерлера; науч. ред. А. С. Ласкина и П. М. Нерлера. М., 2012; Стихи // Царскосельская антология / сост., вст. ст., подгот. текста и прим. А. Ю. Арьева. СПб.: Вита Нова, 2016.
Лит.: Смольевский А. А. О. Ваксель - адресат четырех стихотворений О. Мандельштама // ЛУ. 1991. № 1; Полякова С. В. О. Мандельштам: Наблюдения, интерпретации, неопубл. и забытое. Ann Arbor, 1992; Полякова С. В. Олейников и об Олейникове и др. работы по русской лит-ре. СПб., 1997; Мандельштам Е. Э. Воспоминания // Новый мир. 1995. № 10; Кац Б. А. Муз. ключи к русской поэзии. СПб., 1997; Мандельштам Н. Вторая книга. М.: Согласие, 1999; Ласкин А. С. Ангел, летящий на велосипеде: Докум. повесть об О. Ваксель и О. Мандельштаме; О. А. Ваксель. «Я недолго жила на земле…»: Избр. стихи / сост., подгот. текста А. С. Ласкин. СПб., 2002; Смольевский А. А. Ольга Александровна Ваксель // Львова И. П., Бочкарева Н. П. Род Львовых. Торжок, 2003; Чурилова Е. Б. «…Прочесть... припоминая». П. П. Чистяков в Царском Селе. СПб., 2007; Ласкин А. Ангел, летящий на велосипеде: Докум. повесть об О. Ваксель и О. Мандельштаме // Время, назад! Докум. повести. М., 2008; Нерлер П. Тата и Лютик. В поисках концепции: книга Надежды Мандельштам об Анне Ахматовой на фоне переписки с современниками - Мандельштам Н. Об Ахматовой. М., 2008.
А. Оснас