Вальран Валерий Николаевич


ВАЛЬРÁН (собств. Козиев) Валерий Николаевич [27.8.1949, пос. Ижма Ухтинского р-на Коми АССР] - публицист, художник, фотограф.

До 17 лет жил в Печоре (Коми АССР). В 1966 поступил на математ. фак-т ЛГПИ им. А. И. Герцена, в 1967 перешел на психолог. фак-т ЛГУ, кот. окончил в 1972. В 1975–79 учился в аспирантуре АПН СССР, в 1980 защитил канд. дис. по психологии.

Публ. статьи в ж. «Часы». В 1980-е вместе с А. Драгомощенко и Б. Останиным участвовал в организации Творческой лаборатории «Поэтическая функция» и серии конференций «Новые языки в искусстве».

С 1972 занимается живописью. По словам В., его перв. живописные опыты были созданы в манере экспрессивного абстракционизма. В то время В. вдохновляли работы Дж. Поллока, Евг. Михнова-Войтенко. Постоянно экспериментируя, художник вновь и вновь возвращается к трем доминирующим темам: магический абстракционизм, натюрморт, городской пейзаж. С 1976 участвует в квартирных выставках, с 1979 - в официальных. Организовал более 100 групповых выставок в России, Германии, Швейцарии, Франции, Англии, США, Японии. С 1979 организовал и провёл как куратор более 150 групповых выставок и фестивалей в России, Германии, Англии. 1997–99, 2002–2003 - куратор галереи «Арт-Коллегия». В 1998 организовал ежегодный фестиваль «Осенний фотомарафон». С 2000 - координатор проекта «Петербург - Ярославль - Петербург», в рамках кот. проведено более 30 худож. выставок. Сост. каталога и куратор выставок «Император Павел I. Нынешний образ минувшего» (Русский музей, 2004), «Поэма без героя. Фотоверсии» в Музее А. Ахматовой в Фонтанном доме (2007), куратор изд. каталога и выставки «Лен. фотоандеграунд» (Русский музей, 2007), сост. каталога и куратор выставок «Борис Кудряков. КLAVA+КЕША=ЯЛЪТА» (галерея «Борей», 2009), «Борис Смелов. Избранное» (Там же, 2009), автор статей в каталоге и куратор выставки «Валентин Самарин. Метафизика света и тени» (Русский музей, 2009), сост. каталога и куратор выставок «Борис Кудряков. Рюмка Свинца» (Музей А. Ахматовой в Фонтанном доме), «Сергей Жиркевич. Избранное» (галерея «Борей»), «Петербург Бориса Смелова» (Гос. музей городской скульптуры). В посл. годы подготовил ряд авторских выставочных проектов: «Килькарт» (2001), «Простой натюрморт» (2004), «Петербург. Деревья» (2006), «Русская готика» (2009), «Обнаженная. Погружение в телесность» (2009), «Экспрессивная геометрия» (2010). Автор ряда искусствоведческих ст. и монографии « Ленинградский андеграунд » (2003).

Кн. « Советская фотография. 1917–1955» (2018) посвящена истории отеч. фотографии в ее наиболее драматич. периоду - с 1917 по 1955 год, когда новые фотографические школы боролись с традиционными, менялись приоритеты, государство стремилось взять фотографию под контроль, репрессируя одних фотографов и поддерживая других, в попытке превратить фотографию в орудие политической пропаганды. Однако в то же время (1925–35) русская фотография переживала свой «золотой век» и была одной из самых интересных и авангардных в мире. Помимо историко-искусствоведческих очерков, книга В. содержит большое кол-во редкого фотоматериала, предоставленного специально для этого издания Мультимедиа Арт-музеем.

Соч .: Экспансия смерти в «Маленьких трагедиях» Пушкина // Часы. 1986. № 63; Совр. худож. процесс и актуализация скрытых психич. возможностей человека // Там же; Вторая волна: Фотография 70-х // Ленинград. 70-е. В лицах и личностях. СПб., 1999; Ленинградский андеграунд: Живопись, фотография, рок-музыка. СПб., 2003; Советская фотография. 1917–1955. СПб.: Изд-во К. Тублина, 2018.

Лит .: Александрова И. Конструктор изображения // СПб. панорама. 1993. № 4; Звягин Е. Письмо лучшему другу. СПб., 1995; Вальран: Каталог выставки. Гос. Музей истории СПб. - особняк Румянцева / вст. ст. А. Секацкого, В. Кондратьева, А. Скидана, Д. Спивака. СПб., 1999; Самиздат Л-да. 1950-е - 80-е. Лит. энц. М., 2003; Гуревич Л. Художники лен. андеграунда: библиогр. словарь. СПб., 2007.

Е. Биберган

  • Вальран Валерий Николаевич