Ванеев Анатолий Анатольевич


ВАНЕ́ЕВ Анатолий Анатольевич [7.3.1922, Нижний Новгород - 5.11.1985, Л-д, похоронен на Охтинском кладб.] - религиозный философ, писатель, преподаватель физики.

Дед В. - Анатолий Александрович В. - изв. представитель рев. движения в России, под рук. Ленина участвовал в создании и деятельности Петерб. «Союза борьбы за освобождение рабочего класса», умер в ссылке в Восточной Сибири. Отец В. - по профессии инженер - в 1924 устроился работать в Л-де и перевёз к себе семью.

В 1939 В. с отличием окончил лен. среднюю школу и без экзаменов поступил на химич. фак-т ЛГУ. В 1940 со 2 курса был призван в армию, с 1941 участвовал в Великой Отеч. войне, был ранен в ногу и отправлен в лен. госпиталь, с 1943 демобилизован. В 1943–45 работал преподавателем физики в школе, посещал Студию начинающего автора при ЛО СП. В марте 1945 вместе с др. участниками кружка был арестован за написание стихов, приговорён Воен. трибуналом войск НКВД к 10 годам лишения свободы и отправлен в лагеря ― сначала в Архангельской обл., затем в Молотовске (1945–49), Абези (1950–52) и Инте (1952–54).

В абезьском лагере познакомился с религиозным философом Л. П. Карсавиным, под влиянием идей кот. стал верующим. Осенью 1954 был освобождён и в качестве ссыльного оставлен в Инте, где работал электриком. После пересмотра дела и реабилитации в авг. 1955 В. восстанавливается на прежнем месте работы в лен. школе, продолжает обучение на заочном отд. физич. фак-та ЛГУ, с 1968 работает зав. кабинетом физики Лен. городского ин-та усовершенствования учителей.

В янв. 1976 тяжело заболел (сказалось ранение, по причине кот. развилось неизлечимое заболевание крови) и был вынужден уйти на пенсию по инвалидности. С этого времени и до своего ухода из жизни В. напряжённо пишет: перепечатывает на машинке оригиналы карсавинских рукописей (стих. «Венок сонетов», «Терцины», метафизич. соч. «О бессмертии души», «О Молитве Господней», «Об Апогее человечества» и др.), излагает свои мысли в ст., очерках, комм., письмах, инт., взятых у себя самого, с 1984 участвует в организованной переписке самиздата (ж. «Аминь»).

При жизни В. официально изданными оказались лишь его педагогич. труды. Остальные его произведения опубл. посмертно за границей «по рукописи, имевшей хождение в Самиздате» (Минувшее. Вып. 6. Париж, 1988), а в России увидели свет только в 1990, благодаря усилиям жены В. Елены и друга В., лен. философа К. Иванова (Наше наследие. М., 1990; Звезда. 1990. № 12).

Тв-во В. охватывает широкий круг вопросов. С одной стороны, он участвовал в написании учебно-метод. пособий по преподаванию физики в старших классах (Преподавание физики вIXклассе по новой программе. Л., 1971; Преподавание физики в 10 классе. Л., 1973), с др. ― как учёный-исследователь, кот. писал глубоко научн. ст., посвящ. своему учителю и духовному наставнику Л. Карсавину (Очерк жизни и идей Л. П. Карсавина. Л., 1979). Однако гл. лит.-худож. творением В. стали воспоминания о Карсавине, названные «Два года в Абези» . Начало работы над воспоминаниями относится к 1974, окончательная редакция завершена к 1983.

На перв. взгляд по родовидовой и жанровой принадлежности сочинение В. логично отнести к мемуарной лит-ре о ГУЛАГе. Тем не менее «Два года в Абези» - не просто мемуары. Это - «памятник Карсавину» (по выражению В.), памятник философу и духовному наставнику. Сам В. был против того, чтобы его кн. «Два года в Абези» называли воспоминаниями, воспринимали в русле мемуарной лит-ры. Он определил жанр своей работы как «множественный идеологический диалог». «Все персонажи моей книги - реальные люди. Но, давая им характеристику, особенно через разговоры, я стремился идеологически проявить каждого» (Первое интервью А. А. Ванеева ). Сама форма диалога была выбрана В. не случайно, а в связи с характером высказываний. Во-первых, со времён Платона диалог используются для изложения отвлечённых умозрений. Во-вторых, с точки зрения языка диалог освобождает автора от тяжеловесности, он прерывен, благодаря чему мысль становится свободнее и подвижнее. По мысли В., «отношения между лицами диалога и автором» воспроизводят «модель богочеловеческих отношений» (Второе интервью А. А. Ванеева ).

Местом действия кн. В. становится Особый инвалидный лагерь для политзаключённых, расположенный в пос. Абезь (Коми АССР) неподалеку от сев. полярного круга. Время действия приурочено к осени 1950, когда в Абезь этапом из Л-да привезли проф. Вильнюсского ун-та Л. Карсавина. Посл. главы относятся к июлю 1952 - времени смерти Карсавина от милиарного туберкулёза. Кн. В. состоит из трёх частей-книг, каждая их которых в свою очередь включает определённое число глав. Названия книг определены в первую очередь местом действия: кн. 1 именуется «Стационар» (9 глав), кн. 2 - «Полустационар» (8 глав), кн. 3 - «Изолятор для безнадёжных» (11 глав). Повествование автобиографично, ведётся от перв. лица. Произведение В. можно рассматривать в двух планах: сюжетном и умозрительном. Сюжетный план раскрывает историю знакомства В. с Карсавиным и др. заключёнными, повседневные дела и заботы гл. героя, опосредованно описывается территория лагеря, персонал, лагерный быт, климат и природа северного края. Умозрительный план содержит прежде всего описание духовной эволюции гл. героя, осуществляемой на основе восприятия, осознания, полемики, принятия и развития религиозно-философских идей, извлекаемых из бесед В. с Карсавиным и др. заключёнными.

Множественный диалогизм определяет не только жанровое своеобразие текста В., но и его поэтику. Перед читателем проходит череда неоднозначных по своей национальной, профессиональной, философской, религиозной, культурной идентичности, разнообразных по возрасту, характеру, отношению к жизни и к заключению в лагере героев, наказанных тоталитарной системой за «инаковость», за свободу мысли. На страницах кн. В. последовательно знакомит читателя с искусствоведами Н. Пуниным и Василенко, врачом - литовцем В. Шимкунасом, еврейским поэтом - хасидом С. Галкиным, русскими православными священниками о. Иваном, о. Фёдором, о. Петром, чешским епископом - иезуитом Яворкой, кинорежиссёром, в прошлом философом - неокантианцем А. Гавронским, литовским студентом - католиком Свентонисом, журналистом В. Луи и др. Некоторые герои в сочинении В. не названы по фамилии, но определены по идейной принадлежности: египтолог, дантист - масон, латыш - теософ, австрийский студент - латинист. Каждого из второстепенных персонажей В. кратко, но точно характеризует, при этом значимыми для автора являются не имена, а репрезентируемое ими мировоззрение, выступающее темой для обсуждения в беседах глав. героя с Карсавиным, Пуниным и Галкиным. «Однако главной в книге, безусловно, является личность Карсавина, оживающая в переживаниях В., а также идеи Карсавина, освещённые мыслями В. Зарисовки иных лиц, их жесты и поступки, события и сюжеты, описанные в книге, - отсветы лица Карсавина и притчи к его идеям. И вместе с тем проявляется лицо автора и его мысли» (Иванов К. Ванеев, ученик Карсавина [Предисл.] // Наше наследие. Вып. 3. М., 1990).

Несмотря на широкий разброс тематики разговоров, представленных в произведении В., все они, по определению самого автора, «как железные опилки в магнитном поле, втягивались в область, заключённую между двумя полюсами, из которых одним были вопросы философии, а другим - вопросы религии» (Два года в Абези: В память о Л. П. Карсавине. Брюссель-Париж, 1990). К философским темам можно отнести обсуждение героями совпадения понятия и бытия, онтологического аргумента, выражения невыразимого, теории познания; к религиозным - обсуждение основ религиозного сознания и христианского учения, вопросов веры (отношение веры и разума, веры в чудеса), совершенства и несовершенства, покаяния, Боговоплощения, Воскресения, происхождения книг Нового Завета, историчности Христа и др. Кроме указанных, значительное место в кн. В. занимают дискуссии по проблемам истории и искусства.

Предупреждая возможные обвинения в популяризации терминов и идей средневековой схоластики, В. объясняет, что одной из задач написания кн. являлась не «реставрация средневековой мысли, а попытка её реабилитации» для формирования у современников нового качества религиозного сознания (Второе интервью А. А. Ванеева). Обращаясь к изложению идей Карсавина как в науч. ст., так и в худож. тексте, В. даёт им своё толкование, развивает и углубляет, показывая их актуальность в свете глав. проблем нашего времени - духовного кризиса и отношения между христианством и атеизмом. В кн. «Два года в Абези» по сравнению с «Очерком…» творч. подход к идеям Карсавина представлен сдержанно, незаметно, в форме разъяснения для более широкого круга читателей. По мысли В., назначение христианства - объединять людей, а «атеизм следует понимать как предел движущейся религиозности». Новое знание человека о мире должно прийти к вере, и вера должна быть, опираясь на свою вечную основу, по-новому сознательной (Первое письмо А. А. Ванеева к о. Павлу // Два года в Абези: В память о Л. П. Карсавине. Брюссель-Париж, 1990).

Мужественность, глубина и значительность личности преподавателя, писателя и религиозного мыслителя В. становятся очевидными при знакомстве с его биографией и тв-вом, кот., безусловно, найдёт своих почитателей и последователей. Своей нелёгкой, трагич. судьбой, своими творч. исканиями и открытиями В. доказал справедливость слов Карсавина, сказанных в абезьском лагере о нём самом: «Это человек, раненный истиной» («Два года в Абези » ).

Соч.: Преподавание физики в IX классе по новой программе. М., 1971; Преподавание физики в 10 классе. М., 1973; Два года в Абези // Минувшее: ист. альм. Т. 6. Париж, 1988; Из очерка «Два года в Абези» // Ахматова А. Requiem. М., 1989; Два года в Абези: В память о Л. П. Карсавине. Брюссель-Париж, 1990; Два года в Абези // Наше наследие. Вып. 3, 4. М., 1990; Очерк жизни и идей Л. П. Карсавина // Звезда. 1990. № 12; Два года в Абези // Минувшее: Ист. альманах. Репринт. издание. Вып. 6. М., 1992.

Лит.: Иванов К. Л. П. Карсавин и А. А. Ванеев // Два года в Абези. Брюссель-Париж, 1990; Иванов К. Памяти А. А. Ванеева (в дни похорон) // Там же; Письма А. А. Ванеева к отцу Павлу // Там же; Страница, посвящённая А. А. Ванееву его бывшей ученицей, в авторизованном переводе автора // Там же; Четыре интервью А. А. Ванеева // Там же; Иванов К. Ванеев, ученик Карсавина [Предисл.] // Наше наследие. Вып. 3. М., 1990; Ванеева Е. [Предисл. к статье А. Ванеева] // Звезда. 1990. № 12.

С. Ефимчик

  • Ванеев Анатолий Анатольевич