Ванталов Борис


ВАНТÁЛОВ Борис (или КОНСТРИ́КТОР Б. , наст. Аксельрод Борис Михайлович) [30.9.1950, Л-д] - поэт, прозаик, художник.

Получил экономич. образование (1968–72), два года работал по специальности, затем ушел в кочегары, сторожа. С 1992 член СП СПб. Перв. лит. опыты относятся к детству и ранней юности (позднее они вошли в « Записки блудного сына» и «Точку в виде запятой» ). Усиленно занимался самообразованием, делая регулярные выписки из прочитанного. В офиц. печать свои произв. не предлагал, не входил ни в какие ЛИТО, оставаясь убежденным автодидактом.

Благодаря двоюродному брату, писателю А. Нику (Н. И. Аксельроду), знакомится с поэтами Малой Садовой, что расширило границы чтения (там- и самиздат, редкие, запрещенные кн.), а общение с такими яркими представителями андеграунда, как Л. Богданов, Е. Вензель, Б. Кудряков, К. Кузьминский, А. Миронов, Вл. Эрль, побудило к дальнейшим изысканиям в обл. рисунка и слова.

Перв. кн. стихов «Болотное серебро» была составлена в 1978 (корпус текстов определялся совм. с Вл. Эрлем). Тогда же появился псевд. «Б. Ванталов». Впоследствии, в 1993, стихи этой кн. вместе с более поздними поэтич. произведениями вошли в кн. « Стихотворения ». В стихах 1970-х дается «картина всеобщего внешнего разрушения» (Аркель). Спустя годы, цитируя стих. « Снял очки. Мир так занятен …», Л. Аннинский напишет: «Жизнь есть сакральный текст, кот. надо прочесть, даже если он вывернут. Правда, читать его надо, встав на голову. И о смысле ― молчать. Паузы ― спасение от бреда говорения». Уже в это вр. заметна тяга В. к абсурдистскому мироощущению, кот. он остается верен. Мн. критики истоком поэзии В. называют тв-во обэриутов. Продолжая развивать эту линию, в поздней поэзии В. низвергает лирич. «я», иронизирует по поводу самоуничтожения (Аркель), неразрывно объединяя «смех и ужас» (Д. Перельман). Лирич. героем посл. текстов В. становится мозг, сюжетом - исчерпанность феномена человека: «буковки блестящие / плещутся в реке / мы не настоящие / мы живем в башке» (« Реченька »). Стихам В. свойственны «неординарные ракурсы видения», «небрежность», придающая им «особый смак», «изысканность» (А. Тат).

Одновременно с работой над сб. «Болотное серебро» В. начинает пис. прозу. С 1976 по 1980 создается трилогия « Конец цитаты»: «Записки блудногосына » (1976–78), « Книга облаков » (1979), « Точка в виде запятой » (1979–80). Трилогия представляет собой лит. коллаж, куда вошли собств. заметки писателя и выписки из др. авторов, что позволило В. Кислову вести генезис тв-ва В. от В. Розанова. М. Кузьмин сравнивает конструкцию В. с периодич. системой Менделеева, где обнаженно проявлены все романные и новеллист. структуры. Эта «вселенная цитат», по мнению В. Максимова, - заметный шаг вперед в эпоху повышенной интертекстуальности. С. Стратановский заметил, что если кто и соответствует тезису М. Эпштейна о близости авангарда к апофатизму, то это не Пригов и не Рубинштейн, а именно В. В. Уфлянд пис., что автор убедительно «воспроизводит эту действительность на том уровне, где субъективность становится объективностью».

В 1970–80-е В. публ. в самиздатских ж-лах «Часы», «Обводный канал», в антол. «Острова», в сб. «Исследования по теории катарсиса».

Вследствие творч. общения с трансфуристами Ры Никоновой и С. Сигеем (с 1979) осваивает кардинально новую поэтику и берет себе новый псевд. «Б. Констриктор», кот. стал главным и кот. теперь подписывает и рисунки. С третьего номера (и до последнего, 36-го) становится пост. участником авангардистского ж-ла «Транспонанс», принимает участие в выступлениях группы трансфуристов. С этой поры автор пользуется обоими псевд.: традиц. синтаксис и регулярный стих у первого оборачиваются полным или частичным отказом от пунктуации и метрики у второго; если Ванталов формально выглядит умеренным, то у Констриктора очевидны явные авангардист. тенденции («что бы я ни сказал / я ничего не скажу» ― « Протокол № 6 »); кроме того, В(К.). нередко сопровождал свои тексты графикой, кот. вообще присуща спонтанность.

Принцип взаимозаменяемости проявился в изд. книги-двойника (1995): с обратной стороны трилогии Ванталова «Конец цитаты» помещен графич. цикл Констриктора « Уголовник ». «В едко-лирической графике поэта <…> перед нами предстает черно-белый мир “сумерек детства”, меланхолический комикс с дуэтом маленьких пилигримов» (Д. Перельман). Насыщена графикой и кн. « Слова и рисунки » (2010).

С началом перестройки В. начинает сотрудничать с газ. «Час пик», «Невское время», ж. «Сумерки», «Лабиринт/Эксцентр», «Искусство Л-да» в кач-ве исследователя русского авангарда. Начинает активно публ. в выходящем в Нью-Йорке ж-ле А. Очеретянского «Черновик» (с № 3 по № 23). Его стихи вкл. в антол. «Транспоэты» (Trento, 1989), «Альманах Р. Элинина. Вып. 2» (1993), «Зевгма. Русская поэзия от маньеризма до постмодернизма» (сост. С. Бирюков, 1994), «Самиздат века» (1997), «Genius Loci. Совр. поэзия Москвы и Петербурга» (1999), «Очень короткие тексты. В сторону антологии» (2000), «Року укор. Поэтич. начала» (сост. С. Бирюков, 2003), «Стихи в Петербурге. 21 в.» (2005), «Альманах Академии Зауми» (2007), «Два круга. Стихи незрячих поэтов СПб.» (2007), «И реквиема медь» (2007), «Петерб. поэтич. формация» (2008), «Актуальная поэзия на Пушкинской-10» (2009), «Русские стихи 1950–2000. Антология (первое приближение)» (2010), «Перекрестное опыление» (2011), «В поисках утраченного Я» (2012), «Академия Русского Стиха (АРС)» (2013), «Гор-Кон-Кру-Ши» (2013) и мн. др.

В ж-ле «Крещатик» № 50–57 (2010–12) опубл. цикл прозы В. «Отрывки из Ничего», с № 62 (2013) начата публикация «Писем в никуда».

С 1991 начинает сотрудничество со скрипачом Б. Кипнисом. Создает с ним неск. программ, с кот. выступает, кроме СПб., в М., Кельне, Берлине. В 2003 дуэт, превращенный в Театр «Двоеборье», выпускает спектакль «Семь знаков вечности» (реж. В. Михельсон).

С 1990-х сотрудничает в ж. «НЛО» в кач-ве автора и публикатора. Начинает печ. стихи и прозу в ж-ле «Крещатик», с 2000 входит в состав редколл. В нач. XXI в. В. стал участником, с А. Горноном и Л. Березовчук, поэтич. объединения «ИЗ-РЕЧЕНИЯ», кот. провело неск. акций. В 2008 за кн. «Записки неохотника» номинирован на премию Андрея Белого. С 2004 по 2010 создает «Стихи из книги “Вот”», посвящ. Е. Шварц, с кот. все годы был в интенсивном дружеском общении.

В кач-ве художника-графика оформил кн. Арк. Бартова, Н. Азаровой, О. Асиновского, А. Мирзаева и др. В(К.). посвящена ст. в «Энц. мирового авангарда», изд. в США. Участник выставки «А. Ник и Борис Констриктор» (Прага, биб-ка Libri Prrohibiti, 2013, каталог). Награжден медалью Ин-та русского авангарда (ИРА) «За вклад в развитие искусства» (2006), член Академии Зауми, обладатель Международной Отметины им. Д. Бурлюка, стипендиат Academie Schloss Solitude (Штутгарт, Германия, 1993), член Академии русского стиха (с 2009). Стихи В. переводились на немецкий, французский, финский яз.

Соч.: Стихотворения. СПб., 1993; Избр. Лос-Анжелес, 1993; Стихограф (совм. с Р. Элининым). Кн. взаимоиллюстраций. Т. I. 1978–91. М., 1994; Конец цитаты. Уголовник. М., 1995; Пятьдесят маковых росинок. Лос-Анжелес, 2001; Стихограф (совм. с Р. Элининым). Кн. взаимоиллюстраций. Т. II. М., 2003; Триада (совм. с О. Асиновским и Т. Михайловской). М., 2006; Записки неохотника / послесл. В. Максимова «Романы и двойники Б. Ванталова». СПб.-Киев, 2008; Слова и рисунки. Киев, 2010; Русские стихи 1950–2000 гг.: антол.: в 2 т. М., 2010; Речка. Мадрид, 2011; Отрывки из ничего // Крещатик. 2011–12. № 50–57; Высокое безмыслие (рец. на: Е. Шварц. Перелётная птица) // Крещатик. 2012. № 55 (1); Промозг. Мадрид, 2012; Стихи // Петербург. 20 лет: Юбил. выставка произведений петерб. художников 12–26 янв. 2013. СПб., 2012; Дасик и Перельман. Воспоминания в двух стих. // Перельман Н. Беседы у рояля. Воспоминания. Письма. М., 2013; [Стихи] // Трансфуристы. Избр. тексты / сост. П. Казарновский; послесл. Б. Констриктор. М.: Гилея, 2016; Письма в никуда // Родники и камни. Избранные тексты (к 20-летию ж-ла «Крещатик»; сост. Б. Марковский). СПб., 2017; Машинка со вселенским шрифтом. Сага о Сиге / НЛО. 2017. № 5 (147).

Лит.: У Голубой лагуны: Антология новейшей русской поэзии / сост. К. Кузьминский. Ньютонвилль, 1986. Т. 5B; Janecek J. A report on transfurism // Wiener Slawistischer Almanach. № 19. Мюнхен, 1987; Никонова-Таршис Ры. Трансфлейта // Искусство. 1989. № 10; Стратановский С. Игра с бесом // ЛГ. 1992. 18 март.; Перельман Д. Книга о соли и чае // НГ. 1993. 4 дек.; Аркель. Борис Ванталов. Стихотворения. СПб., 1993 // НЛО. 1994. № 9; Перельман Д. Облака в переплете // НГ. 1996. 20 янв.; Кузьмин М. Книгомания Бориса Аксельрода // Смена. 1996. 24 февр.; Максимов В. Вселенная под микроскопом // Час пик. 1996. 17 апр.; Аркель. Роман-эпопея постмодернизма. Трилогия Бориса Ванталова «Конец цитаты» // НЛО. 1996. № 21; Григорьева Н. Скрипка и Констриктор // Веч. Петербург. 1999. 30 март.; Пасуев А. Несколько слов о возможности поэтич. изысканий // На дне. 1999. Май. № 9 (62); A Dictionary of the Avant-Gardes. NY., 2000; Григорьева Н. Поэты построились в черный квадрат // Коммерсант. 2001. 24 февр.; Пасуев А. Крещатик из Германии // Питерbook. 2001. № 3; Кузьмин М. Сумеешь магом ― Златоустом заколдовать доверчивых… // Смена. 2001. 14 февр.; Шпаков В. Короли и Пьеро в «Бродячей собаке» // Смена. 2001. 4 мая; Самиздат Л-да. 1950-е ― 80-е: Лит. энц. М.., 2003; Останин Б., Кобак А. Неоновый архив, или Торжество ретро-футуризма. Обзор ж. «Транспонанс» № 25 // Останин Б., Кобак А. Молния и радуга: Лит.-критич. статьи 1980-х гг. СПб., 2003; Огрызко В. Русские писатели. М., 2004; Glanc T., Kleňhova J. Lexikon ruských avantgard 20. stoleti. Praha, 2005; Тумольский А. Событие поэтич. «из-речения», или Размышления очевидца // Russian Literature. LVII-VIII/IX, 2005. Special issue. Contemporary Russian Avant-Garde; Голубкова А. Борис Ванталов. Записки неохотника… // Новый мир. 2009. № 2; Кислов В. Музыка мозга // НЛО. 2009. № 4 (98); Шпаков В. А под маской еще маски… // Час пик. 2009–10. № 42 (608); Лица Петерб. поэзии: 1950–90-е гг. Автобиографии. Авторское чтение: Мат-лы к энц. / сост. Ю. Валиева. СПб., 2011; Голубкова А. Любовь вращает механизм. Ванталов Б. Слова и рисунки // НЛО. 2011. № 4 (110); Безносов Д. Мозг, рассказывающий Про / Мозг (о кн. Б. Ванталова-Констриктора «Промозг») // Крещатик. 2012. № 2 (56); Безносов Д. Сюр колеблет пламя свечки. Поэт и художник: Стать пространством стиха // НГ Ex libris. 2012. 19 апр.; Евзлин М. Бытие и Миф. Три трагич. цикла Б. Констриктора. Мадрид, 2012; Казарновский П. «Опыт нащупывания реальности»: О прозаич. произведениях Вл. Эрля, А. Ника, Б. Ванталова/Б. Констриктора // Вторая культура: Сб. СПб., 2013; Киселев А. [Рец. на: Б. Ванталов. ПРОМОЗГ / рисунки автора] // Футурум АРТ. 2012. № 6 (32); Каминская Ю. О прогулках с Ничто в свою сторону // Трансфуризм. Ры Никонова, Сергей Сигей, Б. Констриктор, Борис Кудряков, А. Ник. Каталог к выставке в Музее нонконформистского искусства (Арт-центр «Пушкинская-10» (23.12.2017 - 21.01.2018). СПб., 2017 .

П. Казарновский

  • Ванталов Борис