Варнеке Борис Васильевич


ВАРНЕКЕ Борис Васильевич [3(15).7. 1874, М . - 31.7.1944, Киев] - филолог-классик, историк театра, лит. критик, писатель-мемуарист, переводчик.

Незаконнорожденный. Мать актриса. Вынужден был рано работать. С детских лет связал судьбу с театром: 8-летним мальчиком выступал статистом, затем пробовал свои силы как актер и даже как помощник режиссера в опереточной труппе М. В. Лентовского (вплоть до 1902). Впоследствии для своих науч. занятий избрал темою историю театра.

Учился во 2-й Моск. прогимназии на Якиманке. Первоначальное классич. образование завершил по протекции Ф. Е. Корша, преподавателя латыни и греческого, в последнем классе 1-й Моск. гимназии (закончил в 1894).

При поддержке директора гимназии И. О. Гобзы должен был поступить в 1894 в Моск. ун-т. Однако уехал в СПб. вслед за возлюбленной и поступил в СПб. Имп. историко-филол. ин-т (при поддержке Ф. Е. Корша), где среди его наставников были Ф. Ф. Соколов и Ф. Ф. Зелинский. Окончил ин-т в 1898. По окончании ин-та проходил стажировку в ун-тах Геттингена и Лейпцига.

По возвращении преподавал в 1899–1904 классические, а также нем. и франц. языки в 5-й СПб. гимназии и с янв. 1902 по авг. 1904 в Николаевской царскосельской мужской гимназии, где директорствовал И. Ф. Анненский. Впоследствии состоял с Анненским в длительной переписке. Ценил в Анненском ученого-эллиниста, отрицательно относился к его деятельности на посту директора гимназии и не воспринимал его поэтич. тв-во. Позднее писал рецензии на трагедии И. Анненского.

В 1901–04 - приват-доцент СПб. ун-та. В 1903 защитил магистерскую дис. « Очерки из истории древнеримского театра » в СПб. ун-те. В 1905 защитил в Моск. ун-те докт. дис. « Наблюдение над древнеримской комедией. К истории типов ». После защиты получил профессуру в Казанском ун-те (1904–10).

Член-корр. Германского Археологического ин-та.

В 1910 (из-за хронич. болезни жены) переехал в Одессу и поступил на службу в Новороссийский ун-т в Одессе. В апр. 1910 по представлению Э. Р.фон Штерна, благодаря благожелательным рекомендациям Ю. А. Кулаковского и Ф. Ф. Зелинского, избран ординарным проф. по кафедре классич. филологии Новороссийского ун-та. «…в Одессе я устроился великолепно. В университете, кроме ординатуры, я имею ещё поручение по истории Рима, да на женских курсах, где я состою деканом, я читаю ещё восемь лекций». Читал студентам исторического, классического и словесного отделений лекции по истории Рима, античной лит-ре, в частности, комедии; проводил со слушателями толкования текстов Тацита, Саллюстия, Цицерона. Здесь, возможно, слушателем его курса о Тибулле был Михаил Бахтин (и, несомненно, его ст. брат Николай). «…лекции проф. Варнеке читал очень хорошо, увлекая студентов как глубоким содержанием, так и формой изложения. Читая античную историю, делал очень смелые сопоставления с историческими событиями античности <…>. Имел очень желчный характер, умел зло, но тонко высмеять человека, его языка боялись».

В 1920 Одесский ун-т был ликвидирован, и В. продолжил преподавание в Ин-те народного образования. Был вынужден подрабатывать чтением лекций в санаториях и домах отдыха (но это могли быть и бесплатные лекции с целью просвещения трудящихся).

В 1929 кандидатура В. обсуждалась при выдвижении в академики Всеукраинской АН (ВУАН).

В 1933 был восстановлен Одесский ун-т, и В. возобновил в нём свою преподавательскую деятельность.

В. оставил воспоминания о Н. С. Лескове, Д. Н. Мамине-Сибиряке, П. П. Гнедиче, Д. Н. Овсянико-Куликовском, К. Д. Бальмонте, П. А. Стрепетовой и др. Сделал чрезвычайно колоритные зарисовки о моск. театр. жизни, с меткими характеристиками моск. и петерб. знаменитостей, лит. портреты ученых-классиков и др. (не опубл.).

В сов. время В. был зав. худ. советом одесских театров (1919), председателем худ. совета Одесского театра оперы и балета (1934–35), председателем театрал. секции при Одесском обл. пушкинском комитете (1937). Засл. деятель науки Украинской ССР (1941).

К 1940 список трудов В. насчитывал более 250 публ. (не считая газ. статей и библиогр. заметок) по истории античного и российского театра, истории западноевропейской, русской и украинской лит-ры, истории искусств и археологии.

Во время Великой Отеч. войны семья не успела эвакуироваться, и В. остался в оккупированной немцами и румынами Одессе, скомпрометировал себя работою в новом, открытом оккупационными властями Румынском королевском ун-те (открыт 1942) и сотрудничеством с созданным тогда же пропагандистским Антикоммунистическим ин-том (иначе Ин-т антикоммунистических исследований и пропаганды, открыт в 1943). К последнему был приписан, но лекций в нем не читал, «пытаясь сохранить лицо». После освобождения Одессы сов. войсками весною 1944 В. был арестован постановлением УНКВД по Одесской обл. по обвинению в измене Родине (ст. 54-1а УК УССР), а также в шпионской деятельности в пользу Италии (во время оккупации в Одессе было много итальянцев) и этапирован в Киев, где умер в тюремной больнице. По инициативе жены в нояб. 1955 дело против В. прекращено «за недоказанностью предъявленного обвинения», посмертно реабилитирован.

Гл. науч. труды В. посвящ. античному театру и группируются вокруг тем античной драмы, ее персонажей и актеров. Самые большие работы В. - книги, созданные на основе его магист. и докт. дис. и посвящ. римскому театру (« Очерки по истории древнеримского театра » - СПб., 1903; « Наблюдения над древнеримской комедией [к истории типов] » - Казань, 1905). Специального внимания заслуживают этюды по истории греческого театра, включая такую злободневную по тому времени тему, как обсуждение женского вопроса на афинской сцене. В казанский период В. обратился к изучению новоаттической комедии, в перв. очередь тв-ва Менандра, интерес к кот. был возбужден находками в Египте папирусов с отрывками из его комедий. В. сделал переводы новонайденных папирусных фрагментов четырех комедий Менандра - « Третейский суд», «Герой», «Девушка с обрезанными косами» и «Самиянка ».

Позднее появились обобщающие труды В. по истории античного театра « Античный театр » (Харьков, 1929), « История античного театра » (М.-Л., 1940).

Интересы В. не ограничивались античностью, его привлекали судьбы классицизма и развитие театра и в позднейшие европейские эпохи. Крупный труд В. посвящен истории театра в России - « История русского театра » (» (Ч. 1. XVII и XVIII в. - Казань, 1908; Ч. II. XIX в. Казань, 1910; переизд. 1913, 1939).

Статьи и монографии: « Как играли древнеримские актёры» (Филолог. обозрение, 1900); « Полит. роль античного театра» (Филолог. записки, 1904); « Женский вопрос на афинской сцене » (Казань, 1905); « Античные терракоты » (Известия Об-ва археологии, истории и этнографии. Т. XXII. Вып. 4. Казань, 1906); « Новейшая лит-ра о мимах» (Казань, 1907); « Новый сб. документов по истории аттического театра » (Ученые записки Казанского ун-та, 1908. № 1); « Новые комедии Менандра » (Ученые записки Казанского ун-та, 1908); « Новые домыслы о происхождении греческой комедии » (Сб. статей, изд. Императорским Одесским об-вом истории и древностей. Одесса, 1912); « Новые древности из Керчи » (Записки Императорского Одесского об-ва истории и древностей. Т. XXXII. Одесса, 1915); « Актеры древней Греции » (Одесса, 1919); « К истолкованию “драмы сатиров” » (Д-ды АН СССР. 1925. Серия В, июль-дек.); « Театр в греческих колониях сев. побережья Черного моря » (Известия Таврич. об-ва истории, археологии и этнографии. Вып. 1 (58), Симферополь, 1927) и др.

В. стал прототипом проф. Варле в рассказе К. Паустовского «Дочечка Броня».

Соч. : Перечень трудов В. до 1902 г. дан в «Памятной книжке СПб. историко-филологического ин-та» (СПб., 1902); Политическая роль античного театра // Филол. записки. 1904. Вып. 1 (отд. изд.: Воронеж, 1905); Женский вопрос на афинской сцене. Казань, 1905; Новые комедии Менандра // Ученые записки Казанского ун-та. 1908. Кн. 1 (отд. изд.: Казань, 1909); Новые древности из Керчи // Записки Имп. Одесского об-ва истории древностей. Т. ХХХII. Одесса, 1915; Актеры древней Греции. Одесса, 1919; К истолкованию «драмы сатиров» // Доклады АН СССР. 1925. Серия В. Июль-дек.; Театр в греческих колониях сев. побережья Черного моря // Известия Таврического об-ва истории, археологии и этнографии. Вып. 1 (58). Симферополь, 1927; Античный театр. Харьков, 1929; История античного театра. М.-Л., 1940.

Лит.: Энц. словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 т. СПб., 1890–1907; Алексеев М. Проф. Б. В. Варнеке (К 35-летию его лит. и науч. деятельности) // Силуэты. Одесса, 1924. № 5 (43). 3 дек.; Библиогр. список науч. трудов проф. Б. В. Варнеке. 1889–1924. Одесса, 1925; Лавров А. Варнеке Борис Васильевич // Русские писатели. 1800–1917: Биогр. словарь. М., 1989. Т. 1; Тункина И. Новые мат-лы к биографии проф. Б. В. Варнеке // Древнее Причерноморье. III Чтения памяти проф. П. О. Карышковского. Тезисы д-дов. Одесса, 1996; Тункина И. Борис Васильевич Варнеке: страницы биографии // Античный мир: Проблемы истории и культуры: сб. СПб.: Изд. СПбГУ, 1998; Никитюк Е. Историк античной культуры Б. В. Варнеке // VII Жебелевские чтения: сб. конф., посвящ. 150-летию со дня рожд. акад. В. В. Латышева. СПб., 2005; Фролов Э. Русская наука об античности. Историографические очерки. Изд. 2-е. СПб., 2006; Паньков Н. Керченские терракоты и проблема «античного реализма» // НЛО. 2006. № 79 ; Снегина Т. Историк русского театра Б. В. Варнеке: страницы биографии // Уч. записки Казанского ун-та. Сер. Гуманит. науки. Казань, 2008. Т. 150. Кн. 6; Филологич. фак-т СПбГУ: Мат-лы к истории фак-та / авт.-сост. И. С. Лутовинова. 4-е изд. СПб., 2008.

Э. Фролов

  • Варнеке Борис Васильевич