Варшавский Илья Иосифович


ВАРШÁВСКИЙ Илья Иосифович [ 1(14).12.1908, Киев - 4.7.1974, Л-д] - писатель-фантаст.

Дата рождения в различных источниках указывается разная. По семейным причинам (чтобы спасти старшего сына от армии) в церковную книгу записали дату 12 марта 1909. При замене паспорта В. попросил вписать дату рождения 10 февр., чтобы отмечать его в один день с женой. В КЛЭ стоит дата: 11 февр. 1909. С учетом нового стиля в семье было принято решение считать днем рождения В. 29 янв.

В молодости хотел стать актёром, пытался поступить в студию ФЭКС («Фабрика эксцентрического актера»). Провалившись на экзамене, поступил в мореходное училище им. С. О. Макарова в Л-де, кот. окончил со званием «механик торгового флота». Неск. лет служил во флоте судовым механиком.

Дебютировал в 1929 (кн. очерков « Вокруг света без билета ») в соавт. с журналистом Н. Слепневым и братом Д. Варшавским (под общим псевд. Николай Альдим), однако вплоть до нач. 1960-х больше ничего не публ.

До начала войны работал инженером на з-де «Русский дизель». В армию не был призван из-за травмы, полученной в детстве. Осенью 1941 эвакуирован на Алтай, где оставался до 1949. Вернувшись в Л-д, снова поступил на «Русский дизель», где проработал ещё двадцать лет.

По собств. словам, терпеть не мог фантастику. Фантастич. рассказы начал писать после спора с сыном. В 1962 опубл. первый фантастич. рассказ « Роби » в ж. «Наука и жизнь», после чего началась его карьера фантаста. Опытный инженер, он писал свои короткие фантастич. новеллы для «семейного употребления» и рассматривал сочинительство как своеобразный «активный отдых» после напряженного рабочего дня. Однако талант В. был признан сразу - один из его перв. опубл. рассказов « Индекс Е-81 » (1963) получил премию на международном конкурсе, проведенном ж. «Техника - молодежи».

Член СП СССР с 1964. Был первым рук. Лен. семинара молодых писателей фантастов (в 1972 его сменил Б. Н. Стругацкий). Вёл на Лен. телевидении научно-популярную передачу «Молекулярное кафе». Отличался добродушием и остроумием. Именно он придумал фамилию Фарфуркис, кот. позже использовали братья Стругацкие в «Сказке о Тройке».

Писал стихи, но никогда не публ. их, был занимательным рассказчиком.

Перв. кн. « Молекулярное кафе » появилась в 1964 и привлекла внимание и «физиков», и «лириков», поскольку писатель стремился, используя научно-фантастич. проблематику (будь то идеи из обл. кибернетики, нейрохирургии или астрономии), решить общечел. философско-нравств. вопросы.

В последующие годы выпущены сб. « Человек, который видел Антимир » (1965), « Солнце заходит в Дономаге » (1966), « Лавка сновидений » (1970) и « Тревожных симптомов нет » (1972). Свыше восьмидесяти рассказов, составивших пять небольших сб. рассказов - это пародии и стилизации (« Секреты жанра», «Новое о Шерлоке Холмсе», «Фантастика вторгается в детектив, или Последнее дело комиссара Дебрэ »), соц. памфлеты (цикл о Дономаге « Фиалка», «Тревожных симптомов нет »), проблемные психологич. новеллы (« Решайся, пилот!», «В атолле», «Сюжет для романа», «Повесть без героя »).

Е. Брандис и В. Дмитревский писали, что «рассказы поразили остротой сюжетов, изобретательностью, остроумием и, главное, несомненным литературным мастерством». В. Гопман отмечал: «Точный, изящный юмор ситуаций и характеристик, когда мягкий, когда переходящий в сарказм или убийственную иронию, пронизывает всю прозу Варшавского». С. Снегов сравнивал манеру В. с О'Генри: «Наполняя повествований неким внутренним потоком под видной всем поверхностью, он приводил его к совершенно неожиданному завершению, кот., однако, никогда не было надуманным, а органично вытекало из скрытого смысла событий. Почти в каждом рассказе И. Варшавского эффект достигается неожиданной развязкой или заключительной ударной фразой, на кот., собственно, и держится весь замысел».

Б. Стругацкий вспоминал: «В начале 60-х в Ленинград приехал Станислав Лем. Ему дали прочитать папку тогда ещё не опубликованных рассказов Ильи Иосифовича. На другой день он сказал: “Никогда не думал, что в одной папке может уместиться вся западная фантастика”. Это было тем более приятно слышать, что пан Станислав уже славился не только как замечательный фантаст, но и как выдающийся знаток англоязычной фантастики».

Совр. авторы называют цикл о Дономаге предшественником киберпанка.

В. - «писатель, имеющий отчетливо выраженную авторскую индивидуальность. Проявляется она прежде всего в афористичности изложения и иронических интонациях. Каждый рассказ - своеобразная логическая конструкция, доказывающая или опровергающая ту или иную гипотезу, И. Варшавский очень скуп в выборе изобразительных средств, лаконичен, избегает стилистических украшений. Персонажи, как правило, условны и схематичны, но происходит это вовсе не от неумелости автора, а от особенностей его творческой манеры. Ему важнее раскрыть идеи, а не характеры. Беря за основу какой-то научный тезис, он доводит его до логического конца со всеми последствиями, кот. могут показаться даже абсурдными. Самое ценное в рассказах И. Варшавского - парадоксальные научные идеи и смелые фантастические гипотезы. В научных вопросах он человек вполне компетентный, способный выразить свое собственное отношение к проблемам, волнующим ученых нашего времени. Мы сталкиваемся у него с фантастическими предположениями, вытекающими из новейших гипотез в области биохимии и кибернетики (“ Красные бусы ”, “Молекулярное кафе”), с парадоксальными представлениями о разных формах жизни и биологической приспособленности во Вселенной, с сюжетами, основанными на представлениях о «кривизне пространства» и эйнштейновском «парадоксе времени» (“ Путешествие в Ничто”, “Ловушка ”, “ Возвращение ”). И. Варшавский не ставит своей целью поучать и популяризировать. Он стремится будить мысль и волновать воображение. И. Варшавский предельно лаконичен, скуп в выборе изобразительных средств, избегает стилистических украшений и длиннот. Он стремится, чтобы в любом из его рассказов каждая фраза попадала в цель, чтобы словам было тесно, а мыслям просторно. Точный, изящный юмор ситуаций и характеристик, когда мягкий, когда переходящий в сарказм или убийственную иронию, пронизывает всю прозу Варшавского. Пожалуй, он один из самых интересных и разносторонних пародистов в советской фантастике. Еще двадцать с лишним лет назад он уловил опасность для НФ замыкания в кругу собственно фантастических тем и сюжетов, а также спекуляции на приемах жанра. И “кибернетические” рассказы И. Варшавского не превращаются в обсуждение каких-то специальных вопросов, а подводят читателя к весьма существенным и для всех интересным философским обобщениям. Человеку не нужна замена естественных чувств поддельными, даже если эта замена и осуществлена самыми совершенными средствами» (С. Снегов).

Жена (с дек. 1929) - Луэлла Александровна Варшавская, урожд. Краснощёкова (1910–2002), дочь А. М. Краснощёкова , приёмная дочь Лили Брик .

Архив: ЦГАЛИ СПб. Ф. 500. 21 х ед. хр. 1950–74 (дата рожд. - 1909) - включает рукописи: «Джамбли», «Маскарад», «Командующий», «Цунами откладывается», «Фантастика вторгается в детектив, или Последнее дело комиссара Дебре»; предисловие к сб. «Фантастические изобретения», «Автобиография»; письма И. И. Варшавскому А. Н. и Б. Н.Стругацких, И. А. Ефремова и др.; отзывы и рецензии на его произведения, фото.

Соч.: Молекулярное кафе: Научно-фантастич. рассказы. М., 1964; Человек, кот. видел антимир: Научно-фантастич. рассказы. М., 1965; Солнце заходит в Дономаге: Фантастич. рассказы. М., 1966; Повесть без героя // Аврора. 1969. № 6; Лавка сновидений: Фантастич. повести и рассказы. М., 1970; Тревожных симптомов нет: Повести и рассказы. М., 1972; Инспектор отдела полезных ископаемых // Искатель. 1974. № 4; Сюжет для романа. М., 1990; Под ногами земля. СПб., 1991; Контактов не будет. М., 1992; Молекулярное кафе. СПб., 2000; Повесть без героя. М., 2001.

Лит.: Брандис Е., Дмитревский В. Предисл. // Варшавский И. Человек, кот. видел антимир. М., 1965; Смолян А. Три путешествия // Варшавский И. Солнце заходит в Дономаге. М., 1966; Стругацкий Б. Комментарии к пройденному. 1967–68 // Стругацкие А. и Б. Собр. соч.: В 11 т. Т. 5. 1969–73; Писатели Л-да: Биобиблиогр. справочник. 1934–81 / Авт.-сост. В. Бахтин и А. Лурье. Л.: Лениздат, 1982; Олексенко А., Усачёв В. Он не писал навязчиво всерьёз // Светлана. Л., 1989. № 6. 8 февр.; Стругацкий Б. Неск. слов об Илье Иосифовиче Варшавском // Варшавский И. Сюжет для романа. М., 1990; Шалимов А. Мастер короткого рассказа // Варшавский И. Под ногами земля. М., 1991; Ревич В. Еще раз о петле гистерезиса... // Варшавский И. Контактов не будет. М., 1992.

  • Варшавский Илья Иосифович