Варшавский Сергей Петрович


ВАРША́ВСКИЙ Сергей Петрович [27.9(10.10).1906, Одесса ― 17.9.1980, Л-д] ― прозаик, критик, искусствовед.

Отец - врач, мать - учительница английского и немецкого яз. Учился только в одесской гимназии до 1919, затем подростком работал в изд-вах М. и Свердловска на разных должностях. В 1917 впервые опубл. заметку «Новые охранные отделения» в ж. «Русское слово». После действительной воен. службы (1928–30) остался в Л-де. Служил на кораблях Балтийского флота. Начал деятельность в ЛИТО Красной Армии и флота. Работал корр. в ред. флотского ж. «Залп», публиковал ст. и рецензии в лен. и моск. ж-лах. С 1932 по 1937 был гл. ред. лит.-драм. вещания Лен. радио. В 1937 стал членом СП СССР, где познакомился со своим будущим соавтором Б. Рестом (псевд. Ю. Рест-Шаро). Практически все произведения были напис. вместе с ним.

Перв. совместная кн. авторов: «Эрмитаж (1764–1939): Очерки из истории Гос. Эрмитажа» (1939) под ред. акад. И. А. Орбели.

В нояб. 1939 добровольцем ушёл в ряды Красной Армии и участвовал в войне с Финляндией, награждён медалью «За боевые заслуги». В 1940-м совм. с Рестом издал кн. по истории Эрмитажа, основанную на малоизв. архивных мат-лах, вслед за этим они начали работать над кн. по истории Русского музея. Работа была прервана войной. Во время войны публ. в воен. прессе, напис. в соавт. с Рестом кн. «Воины крылатой Балтики» (1941), «Над Берлином» (1942), «Герои и подвиги» (1942), посвящ. сов. авиации. Затем командование направило авторов в осаждённый Севастополь, где они продолжали работать в качестве воен. журналистов и опубликовали кн. о лётчиках «Сын Отечества» (1942). В. был воен. корр. и на Сев. флоте в Заполярье. В период оттепели в 1965 вышла в свет кн. «Подвиг Эрмитажа» (наибольшая лит. удача В. и Реста, по словам К. Симонова, Б. Пиотровского и др.), в кот. была представлена героич. деятельность сотрудников, спасавших сокровища музея в годы войны. Затем авторы опубл. произведения о дореволюционном Эрмитаже и перв. годах его сов. истории «Рядом с Зимним» (1969), «Билет на всю вечность: повесть об Эрмитаже» (1978).

Тв-во В. представляет собой произведения, созданные в прозаич. жанрах очерка, рассказа, повести, на основе взаимодействия худож. и публицистич. стилей. В ранний довоен. период им были напис. тексты в основном искусствоведч. характера, связанные с историей Эрмитажа, живописи и архивных мат-лов музеев Л-да. Интерес к Эрмитажу может быть объяснён влиянием жены, кот. была сотрудником музея. По воспоминаниям сына В. ― Ю. Варшавского - отец обладал «чертами охотника за книгами, азартно перерывающего букинистические развалы, составителя редкого собрания справочной и монографической литературы по искусству Востока и Европы».

Следующий этап творч. эволюции автора связан с воен. тематикой. Серия книг посвящ. лётчикам Балтийского флота (« Воины крылатой Балтики», «Сын отечества »). Тексты написаны в стиле соцреализма с присущими ему идеологич. тенденциозностью и идеализацией характеров. Кн. композиционно представляют собой циклы очерков, объединённые тематикой, стилем и сквозными героями. В манере авторов чётко прослеживается стремление к документальности, что будет усиливаться далее. В цикле «Сын Отечества» дано посвящение «памяти А. В. Шубикова», и затем герой очерков назван фамилией того, кому посвящался текст, что говорит о стремлении авторов максимально приблизить описываемое к реальности. Но в ряде текстов используются худож. элементы, кот. выпадают из общей системы соцреализма: отдельные худож. детали (немецкий орден), действия и высказывания героев и т.п. Подобный мат-л в дальнейшем стал причиной осложнений в отношениях авторов с цензурой. Данный мат-л показывает формирование индивидуальной писательской манеры В. и Реста, кот. получила развитие в последующих кн., написанных в период оттепели.

После войны в тв-ве писателя наступил некот. перерыв в связи с проблемами в отношениях с сов. властью. Перестал публиковаться в связи с делом ж. «Звезда» и «Ленинград» за рассказ, напис. в соавторстве с Рестом «Случай над Берлином» (Ленинград. 1946. № 3–4).

В 1949 снова печатает ряд искусствоведч. текстов, работает в соавт. с Рестом в архивах Эрмитажа, собирая мат-л для кн., посвящ. спасению коллекций музея во время войны. Кн. «Подвиг Эрмитажа» отличается повествовательной структурой от предыдущих текстов. По жанру это - документальная повесть, в кот. документ выполняет эстетич. функции. А. Дымшиц отмечает: «В книге строгая историческая летопись событий, большой фактический материал - сообщение и публикации - сочетается с очерковыми зарисовками, с живыми записями драматических эпизодов и неповторимо интересных характеров». В тексте повести упоминается значительное количество изв. ист. лиц: В. Левинсон-Лессинг, М. Доброклонский, Б. Пиотровский, А. Якубовский, М. Гуковский, М. Матье, Н. Тихонов, В. Инбер и др.

Под ред. В. опубл. хрестоматия ст. о различных художниках: «Замечательные полотна» (Кн. для чтения по истории русской живописи XVIII - нач. XX в. Л., 1962). В. написал ст. о А. Куинджи «Лунная ночь на Днепре», Ф. Васильеве «Оттепель», В. Маковском «На бульваре», И. Шишкине «Корабельная роща», И. Левитане «Свежий ветер. Волга».

В кон. 1960-х В. и Рест начинают работать над новым произведением об Эрмитаже: «Билет на всю вечность: повесть об Эрмитаже». Эта худож.-докум. повесть состоит из 3 частей. Первоначально она печ. в ж. «Звезда» с 1971 по 1977. Повесть была посвящ. истории Эрмитажа, воссозданной с первых же часов октябрьского восстания. Жизнь музея показана авторами в неразрывной связи с историч. событиями. Кн. основана на тщательном изучении архивных документов, кот. были найдены в результате многолетней скрупулёзной работы в разных гос. хранилищах. Как пишет Пиотровский, «значительная заслуга авторов повести в создании пусть эскизных, но схваченных в интересных ракурсах, рельефных и ярко освещённых образов многих сотрудников Эрмитажа - искусствоведов, историков, археологов, этнографов, реставраторов». Авторы не приукрашивали и не идеализировали историч. путь музея и его сотрудников, но представляли его в полноте всех драматических коллизий, конфликтов и споров в кругах эрмитажных работников. К. Симонов дал высокую оценку этой книге, как одной из интереснейших для истории русской культуры в целом.

Наряду с лит. талантом, у В. был дар к худож. коллекционированию. Как коллекционер и искусствовед В. интересовался проблемами связи культуры и об-ва, роли искусства в соц. жизни. Вот как писал о нём директор Эрмитажа М. Б. Пиотровский: «Он был страстным, неутомимым и, можно добавить, удачливым коллекционером произведений искусства - европейской и японской графики, предметов прикладного искусства Японии и Китая. Он любил показывать свои собрания, охотно давал консультации и справки, предоставлял специалистам книги из своей уникальной библиотеки по искусству» (Панорама искусств. 1988. № 11).

В. мн. сделал для сохранения культурных ценностей России и востока. Среди собранных им коллекций главными и уникальными были графика (японская ксилография, европейская гравюра и литография) и прикладное искусство нэцкэ Японии и Китая, последняя включает 282 произведения, выполненных на высоком техническом уровне, принадлежащих 7 школам резьбы из известных двеннадцати. Коллекция В. «не только представляет собой прекрасные образцы искусства Японии XVIII–XIX веков, но и является интереснейшим материалом для научного анализа» (М. Успенский). Гравюры находятся в неск. альбомах произведений авторов, начиная с XVIII в., часть из которых не была ранее представлена в России. Всю коллекцию В. завещал Эрмитажу. Этот дар стал значительным дополнением к эрмитажному собранию японского искусства, открывшим ряд неизвестных о нём моментов, обогатившим новыми именами и сюжетами музейную выставку.

Соч.: Эрмитаж (1764–1939): Очерки из истории Гос. Эрмитажа. Л., 1939; Воины крылатой Балтики. Л., 1941 (в соавт. с Б. Рестом); Сын отечества. М., 1942 (в соавт. с Б. Рестом); Герои и подвиги. М., 1942 (в соавт. с Б. Рестом); Над Берлином. М., 1942 (в соавт. с Б. Рестом); Упадочное искусство Запада перед судом русских художников-реалистов. Л.-М., 1949; Замечательные полотна: Книга для чтения по истории русской живописи XVIII - нач. XX вв. Л., 1962; Подвиг Эрмитажа: Альбом. Гос. Эрмитаж в годы Великой Отеч. войны. Л., 1966 (в соавт. с Б. Рестом); Подвиг Эрмитажа. Гос. Эрмитаж в годы Великой Отеч. войны: Докум. повесть. Л.-М., 1966 (в соавт. с Б. Рестом); Рядом с Зимним. Л., 1969 (в соавт. с Б. Рестом); Билет на всю вечность: Повесть об Эрмитаже: В 3 ч. Л., 1978 (в соавт. с Б. Рестом).

Лит.: Орлов Вл. С. Варшавский, Б. Рест. Эрмитаж // Звезда. 1940. № 9; Коротко о книгах: С. Варшавский, Б. Рест. Подвиг Эрмитажа // Новый мир. 1966. № 10; Дымшиц А. Подвиг людей науки (О книге С. Варшавского и Б. Реста «Подвиг Эрмитажа») // Знамя. 1967. № 10; Петровский Ю. Билет на всю вечность (С. Варшавский, Б. Рест. Билет на всю вечность) // Звезда. 1979. № 7; Писатели Л-да: Биобиблиогр. справочник. 1934–81 / Авт.-сост. В. Бахтин и А. Лурье. Л.: Лениздат, 1982; Успенский М., Варшавская Е. Нэцкэ и японская гравюра из собрания С. П. Варшавского: Каталог выставки. Л., 1983; Симонов К. На полях трёх книг // Симонов К. СС: В 10 т. М., 1985. Т. 11 (доп.); Пиотровский Б. С. П. Варшавский // Панорама искусств. 1988. № 11; Варшавский Ю. Радостный труд коллекционера. Из заметок об отце // Панорама искусств. 1988. № 11; Успенский М. Нэцкэ и японская гравюра из собрания С. П. Варшавского // Панорама искусств. 1988. № 11; Фирсов Б. Лен. коллекционеры как культурно-ист. феномен // Неприкосновенный запас. 2009. № 2.

С. Петрова

  • Варшавский Сергей Петрович