Васильев Георгий Николаевич
ВАСИ́ЛЬЕВ Георгий Николаевич [13(25).11.1899, Вологда - 18.6.1946, Любляна, похоронен на Новодевичьем кладб. в М.] - сценарист, кинорежиссёр, актёр.
Отец - юрист.
С 1904 по 1920 жил в Астрахани . Учился в Первой Астраханской гимназии (1907–17), кот. закончил с золотой медалью. Затем в Нижнем Новгороде (1917–18) учился в Варшавском технологическом ин-те. Служил в Астраханском губпродкоме (1918–20), в рядах Красной Армии воевал против Колчака (1920–22). Закончил ускоренные интендантские курсы в М., после чего работал приемщиком в Гл. военно-хоз. управлении (1922–23).
Одновременно делал первые шаги в искусстве: занимался в Моск. театр. студии «Молодые мастера» под рук. И. Н. Певцова (1922).
С 1923 занимался журналистикой, выступал как кинокритик. Сотрудничал в «Рабочей газ.», в ж. «Жизнь искусства» и др. В 1924–28 работал как редактор-монтажёр студии «Госкино», перемонтируя сов. и зарубежные картины (придавая им, как правило, антикапиталистический пафос, чего не было в первоисточнике, или удаляя нежелательные для социалистического зрителя сцены и кадры), и художественно не удавшиеся картины советских картин.
После слияния «Севзапкино» и «Госкино» начал работать рядом с С. Д. Васильевым , выполнявшим сходную монтажную работу, затем работали совместно. Обобщая накопленный опыт, вдвоем они сделали учебный, или т.н. инструктивный, фильм « Азбука монтажа » (1926), демонстрировавшийся во время лекций, кот. читал С. Васильев. Совместно Васильевы принимали участие в работе Инструкторско-исследовательской мастерской под рук. С. М. Эйзенштейна (1928–29), вместе перевелись на Лен. фабрику «Совкино» (1929). Кроме сделанного в промежутке между общими работами короткометражного агитфильма « Невероятно - но факт! » (первоначальное назв. «Мясо, мех, пух»), посвященного проблемам кролиководства, где сочетались эпизоды с актерами и мультипликация ( 1932 , в соавт. с Н. Дембо, Н. Тимофеевым, В. Шмитгофом), все худож. фильмы В. создал вместе с С. Васильевым под общим псевд. - братья Васильевы , хотя родственниками они не были. Сорежиссеры, соавторы сценариев. Псевдоним родился после того, как это словосочетание иронически употребил в одной из статей (1928) критик В. Б. Шкловский. Сами режиссёры впервые выступили под этим псевд. в 1932, поставив его в титрах фильма «Личное дело».
Творч. вершиной братьев Васильевых стал фильм « Чапаев » (1934), в основу кот. был положен одноименный роман Д. А. Фурманова. В этом фильме режиссеры-постановщики подняли на новую стуапень искусство кинорежуссуры, обогатив его многими новаторскими достижениями в работе с актерами, в композиции, построении мизансцен, в монтаже, использовании звука и муз. решении. Наибольшей удачей фильма стал образ Чапаева в исполнении Б. А. Бабочкина . Васильевым удалось показать героический народный характер, проявившийся во всем своем величии. Режиссерское мастерство братьев Васильевых проявилось как в массовых, батальных сценах, так и камерных (бой с каппелевцами, спор Чапая с комиссаром). С выходом на экран фильм завоевал признание миллионов зрителей. В. сыграл белого офицера в фильме «Чапаев».
Избр. фильмография: «Азбука монтажа» (1926, учебный, реж. совм. с С. Васильевым), «Потомок араба» (1926, перемонтаж), «Турбина № 3» (1927, перемонтаж совм. с С. Васильевым), «Кафе Фанкони» (1927, перемонтаж совм. с С. Васильевым), «Подвиг во льдах» (1928, докум., режиссер-монтажер совм. с С. Васильевым), « Спящая красавица » (1930, реж. совм. с С. Васильевым, сценарий - В. совм. с С. Васильевым и Г. Александровым), «Личное дело» («Тревожные гудки») (1932, реж. совм. с С. Васильевым), «Невероятно - но факт!» (1931, короткометражный агитфильм, расширенный и озвученный вариант - 1933, реж., сценарист совм. с Н. Дембо, В. Шмитгоф, Н. Тимофеевым), «Чапаев» (1934, реж.-постановщик совм. с С. Васильевым, сорежиссер Ю. Музыкант, сценарий совм. с С. Васильевым), « Волочаевские дни » (1938, реж. совм. с С. Васильевым, сореж. Ю. Музыкант, сценарий совм. с С. Васильевым), « Оборона Царицына » (1-я серия, 1942, реж. совм. с С. Васильевым, сценарий совм. с С. Васильевым), «Оборона Царицына» (2-я серия, 1942, фильм на экраны не вышел, реж. совм. с С. Васильевым, сценарий совм. с С. Васильевым), « Фронт » (1943, реж. совм. с С. Васильевым, сценарий совм. с С. Васильевым), « Пиковая дама » (1960, сценарий совм. с С. Васильевым, П. Вейсбремом, Р. Тихомировым, Б. Ярустовским).
Заслуж. деятель искусств РСФСР (1940). Лауреат двух Сталинских премий I степ. ( 1941 - за фильм «Чапаев», 1942 - за фильм «Оборона Царицына»). Награжден орденом Ленина (1935) - за фильм «Чапаев» (1934), орденом Красной Звезды (1944), медаль «За доблестный труд в Великой Отеч. войне 1941–45 гг.» (1945).
Умер от туберкулёза гортани в горном санатории «Гольник» в Любляне . Похоронен рядом с С. Д. Васильевым.
В Вологде на доме, где В. родился и жил до 1912, установлена мемориальная доска. Мемориальная доска установлена и на доме в Астрахани, где жил В.
Соч.: Чапай / в соавт. с С. Васильевым // Лит. современник. 1933. № 9 (Драматургия кино. М., 1935); Дальний Восток / в соавт. с С. Васильевым. Л.-М., 1937; Киносценарии / в соавт. с С. Васильевым. М., 1950.
Лит.: Братья Васильевы: Жизнь и тв-во. М., 1978; Соч.: Чапай / В соавт. с С. Васильевым // Лит. современник. 1933. № 9 (Драматургия кино. М., 1935); Дальний Восток / В соавт. с С. Васильевым. Л.-М., 1937; Киносценарии / В соавт. с С. Васильевым. М., 1950.
Евг. Перемышлев